Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 17 мая 2010 год

GFK group 140

Центральные СМИ 140

15.05.2010 РИА "Новости". Политика Коморовский и Качиньский остаются фаворитами президентской гонки 140

15.05.2010 РИА "Новости". Горячая линия-1 Коморовский и Качиньский остаются фаворитами президентской гонки в Польше 140

16.05.2010 RBC - Лента фондовых новостей У жителей Германии в настоящее время в качестве домашних животных проживают 7,9 млн кошек и 4,9 млн собак. 141

16.05.2010 RBC NEWS У жителей Германии в настоящее время в качестве домашних животных проживают 7,9 млн кошек и 4,9 млн собак. 141

СМИ «второго эшелона» 141

14.05.2010 "Немецкая волна" (Германия) Кошка - любимое домашнее животное немцев 141

16.05.2010 "Все СМИ Новостная система " Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 142

15.05.2010 "Все СМИ Новостная система " Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 142

15.05.2010 "СМИ2" () Фаворитами в Польше остаются Коморовский и Качиньский 143

15.05.2010 ".ua" (Украина) Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 143

15.05.2010 Status Quo (.ua) Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 144

15.05.2010 Status Quo (.ua) Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 144

15.05.2010 "21.BY - белорусские новости и все о Беларуси" Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Коморовский и Качиньский 145

15.05.2010 "TUT.BY" Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Коморовский и Качиньский 145

15.05.2010 NEWSru Деньги () Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Коморовский и Качиньский 146

15.05.2010 "" Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Коморовский и Качиньский 146

15.05.2010 Правда.mk.ua (pravda.mk.ua) Коморовский и Качиньский - главные фавориты президентской гонки в Польше 147

15.05.2010 Panorama.am Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Бронислав Коморовский и Ярослав Качиньский 147

15.05.2010 РИА Новости () Коморовский и Качиньский остаются фаворитами президентской гонки 148

15.05.2010 ИА Dv-News () Коморовский и Качиньский лидируют в президентской гонке в Польше 148

15.05.2010 "Новости Америки" Фаворитами президентской гонки в Польше остаются Коморовский и Качиньский 149

14.05.2010 "" BTL оценили рекламодатели 149

14.05.2010 "Deutsche Welle (www.dw-world.de) русская версия" Кошка - любимое домашнее животное немцев 150

14.05.2010 "BTL " BTL оценили рекламодатели 150

14.05.2010 "" BTL оценили рекламодатели 151

14.05.2010 " – сайт о рекламе" BTL оценили рекламодатели 151

14.05.2010 "" Автомобильный рынок: от стагнации к росту 152

14.05.2010 "" Автодилеры: оценка потребителя 153

SYNOVATE 156

СМИ «второго эшелона» 156

14.05.2010 Рекламастер () Непродажные голландцы 156

РОМИР

Центральные СМИ

12.04.2010
"Эксперт"
Кухни без окон и туфли из кожзаменителя

Грамматчиков Алексей , Москаленко Лилия , Ступин Илья , Инкижинова Софья

Потребительский спрос в стране все еще очень низок. В основном покупатели тратят деньги на повседневные товары и дешевые товары-«антидепрессанты»

Треть населения России стала покупать меньше, у трети — потребление осталось прежним

«Спрос мертв» — эту фразу сегодня можно услышать во многих компаниях, работающих на отечественном потребительском рынке. И, видимо, с таким спросом нашему бизнесу придется жить еще довольно продолжительное время — заметного потребительского оживления отечественные компании ждут не раньше середины-конца 2011 года.

Главный неприятный итог кризиса, на наш взгляд, — практически потеря среднего класса. Сегодня он во многих случаях скатился к дешевому, функциональному потреблению — «без фантазии», как сказал один из наших собеседников. Что предложить новому послекризисному покупателю, привыкшему в прошлом к качеству и брендам, — это, наверное, главная интрига на потребительском рынке в ближайшее время.

Сейчас уже понятно, какими будут потребительские предпочтения в этом и следующем году. Львиная доля всех доходов будет тратиться на товары повседневного спроса. Сегодня мы видим вымывание с магазинных полок качественных товаров с высокой добавленной стоимостью и их заполнение примитивом. Возможно, по мере появления в магазинах более сложных и дорогих продуктов на каждый день можно будет говорить о начавшемся восстановлении спроса.

Еще одной точкой роста потребительской активности становится рынок жилья, правда, пока только в Москве. Сегодня здесь настоящий ажиотаж — сметается дешевое жилье. И это объяснимо: мы имеем дело с отложенным спросом. Люди, сохранившие некоторые сбережения, дождались ценового дна и теперь на низком рынке решили прикупить недвижимость. Когда еще представится такая возможность

На всех остальных рынках — автомобильном, обувном, одежном, мебельном и проч. — траты будут строго по потребности, по делу. О каком-то импульсивном, эмоциональном поведении покупателей можно забыть, по-видимому, не на один год. Правда, многие наши неудовлетворенные потребности и наше природное умение жить не по средствам никуда не делись. При малейшем восстановлении доходов мы увидим новый виток агрессивного потребления, и вряд ли европейская модель сдержанного потребления станет нашим образцом — даже с учетом уроков кризиса. Просто сейчас денег нет. Желания остались.

Едим не меньше, но дороже

Самый живой сегмент потребительского рынка — товары повседневного спроса: еда, напитки, лекарства, домашняя утварь, средства гигиены и т. д. По данным Nielsen, в 2009 году в России общий объем продаж упакованных товаров повседневного спроса снизился всего на 4% в натуральном выражении, а по стоимости объемы продаж увеличились на 10,6%. Прошлогоднее увеличение затрат домохозяйств на подобные товары отмечает и исследовательский холдинг РОМИР.

Главный итог изменений, происходящих в последнее время в этом сегменте, — трансформация структуры потребления. Так, наиболее пострадавший в кризис средний класс отчасти переместился в дешевую рыночную нишу, практически отказался от брендового потребления и перешел на более дешевые продукты при аналогичном качестве. При этом, отмечает РОМИР, увеличилось количество посещаемых представителями среднего класса торговых точек.

Обеспеченные граждане скорректировали свое поведение в области товаров длительного пользования: сократили частоту туристических поездок, стали реже менять автомобили и приобретать недвижимость. По данным «РОМИРА», они с еще большей интенсивностью покупают повседневные товары и по общему объему покупок даже превысили докризисную корзину. К примеру, отмечается рост продаж дорогих полуфабрикатов, напитков, майонезов. Что показывает — люди стали больше питаться дома.

Потребители с низкими доходами, выросшими, правда, в кризис за счет повышения зарплат бюджетников, по-прежнему сконцентрированы на самом дешевом потреблении. Почти все деньги представителей этой группы идут на товары повседневного спроса.

Многие розничные сети говорят, что почувствовали дно в потреблении примерно год назад и тогда же стали менять ассортиментную политику — сокращать предложение премиальных товаров. Например, в компании «Дикси» практически отказались от импортного пива и дорогого импортного вина. Взамен сетевики предложили продукты экономкласса, и прежде всего отечественного производства.

Сегодня торговые сети расширяют предложение под собственными торговыми марками (СТМ). Цены на такие товары ниже, чем у многих российских компаний-производителей и уж тем более иностранных брендов. Если до кризиса к введению СТМ розничные операторы, как правило, относились скептически, то сегодня даже небольшие сетевые магазины разрабатывают именные марки. По оценкам аналитиков, до конца 2010 года СТМ в компаниях будут занимать порядка 20% от объема продаж. Например, в сети «Магнит» в настоящее время представлено около 600 собственных торговых марок. Активную позицию в этом отношении занимают дискаунтеры — «Пятерочка», «Копейка».

С прошлого года розничные игроки пытаются удержать спрос и завоевать потребителя низкими ценами. Они отмечают, что идут на изменение наценки повседневных товаров иногда в ущерб своей маржинальности. В первую очередь речь идет о специальных программах лояльности — промоакциях, скидках и распродажах.

Торговые сети в крупных городах заметили оживление спроса по сравнению с первым кварталом 2009 года. Например, пресс-секретарь розничной сети «Седьмой континент» Влада Баранова признается: «Сегодня мы чувствуем некоторое оживление спроса». Правда, корректирует ситуацию директор департамента маркетинга «Дикси Групп» Евгений Колывагин, «в основном растет количество чеков, а объемы покупок прогрессирует медленнее».

В кризис увеличился разрыв между покупателями крупных и малых городов. «В декабре мы провели исследование, и оказалось, что жители регионов тратят на продукты питания порядка 80 процентов своих доходов, тогда как москвичи и петербуржцы оставляют на продукты питания лишь треть зарплаты», — рассказывает Андрей Милёхин, президент исследовательской компании РОМИР. По его мнению, подобные разрывы в потреблении связаны с увеличившейся конкуренцией в крупных городах.

Действительно, в регионах о восстановлении спроса говорить еще рано. «Я не наблюдаю восстановления спроса по сравнению с докризисным периодом. Видно, как изменился экономический характер спроса. Если в первом квартале 2009 года мы наблюдали шоковую коррекцию — потребители стали приобретать меньше товаров и более дешевых, то сегодня скорее речь идет о стагнации. Средний чек не растет», — говорит генеральный директор калининградской розничной сети «Семья» Олег Пономарев. Его слова подтверждает генеральный директор красноярской сети «Командор» Олег Сипетый: «По сравнению с прошлым годом спрос вырос лишь в денежном выражении из-за инфляции».

Продовольствия в избытке

Производителям продуктов питания в кризис, с одной стороны, было легче, чем всем остальным, поскольку от еды потребитель отказаться не смог. С другой стороны, сегодня практически на всех продовольственных рынках предложение превышает спрос. Например, молочный рынок в физическом выражении вырос на 6% за 2009 год, а показатели объемов потребления оказались ниже, чем в 2008 году. С мясом примерно такая же ситуация: несмотря на сокращение импортозависимости и увеличения объемов производства, прежде всего мяса птицы и свинины, сопоставимого роста спроса на продукцию не происходит. Мясопереработчики отмечают снижение интереса потребителей к колбасам и мясным деликатесам. Рыбный рынок показал рекордный вылов биоресурсов, который тоже не равноценен объемам потребления. Не отражают спроса на хлебобулочные изделия, доля которых в общем потреблении и так снижается из года в год, и высокие урожаи зерновых культур.

Отечественные производители отмечают, что в кризис произошло изменение вкуса потребителей. «Мы заметили, что больше покупают дешевые крупы и по-прежнему хорошо продается элитная продукция. Хуже всех пришлось среднему сегменту, за последний год он трансформировался в более низкий сегмент, соответственно, с худшим качеством продукта», — рассказывает коммерческий директор крупяной компании «Ангстрем» Оксана Линник.

В определенной степени переход покупателей на продукты экономкласса спровоцировали сами ритейлеры, многие из которых сократили ассортимент. «Торговые сети испугались, что покупатели перестанут брать дорогие продукты, и поэтому выставляли на полки самое дешевое», — объясняет генеральный директор компании «Алтан» (производство макарон) Валерий Покорняк. По его мнению, это серьезная ошибка ритейлеров. Во-первых, сети теряли свою маржу, потому что на дешевом товаре сложнее зарабатывать. Во-вторых, от них ушел покупатель, который не находил привычный товар на магазинных полках.

По мере концентрации спроса вокруг дешевых товаров производители всеми силами пытались держать цены. «Мы практически не индексировали цены с начала кризиса, несмотря на то что они поднялись у всех поставщиков наших комплектующих. Мы ориентировались на конечного потребителя, который в условиях кризиса не мог позволить себе потратить больше. Нам приходится жертвовать частью своей маржи», — говорит, директор по маркетингу и продажам винной компании Gerrus Group Кирилл Бутко. Ему вторит генеральный директор Московского завода плавленых сыров «Карат» Владимир Корсун: «В целом на молочном рынке наблюдается нестабильная ситуация со спросом. Мы производим больше сыров, чем в прошлом году, и стараемся держать цены на сопоставимом уровне. Тем производителям, чья продукция не пользуется спросом, просто не хватает дешевого сырья. Думаю, что к лету ситуация с этим улучшится».

В последнее время производители продуктов питания стали активнее осваивать такой канал сбыта, как horeka (отели и рестораны). «Из-за того что сетевые операторы сократили ассортимент, нам пришлось перестроить свою сбытовую политику в пользу ресторанов. Там сегодня большой спрос на нашу продукцию, особенно на морепродукты», — делится президент группы компаний «Ледово» Надежда Копытина.

Рациональность вместе с «антидепрессантами»

Гораздо хуже обстоят дела на рынках товаров длительного спроса — одежды, обуви, мебели, книг и проч. В кризис объем здесь сократился на 20–40%, и на протяжении года остается на том же уровне. В 2010 году объемы потребительского рынка составят от силы 80–85% докризисных показателей. Компании считают, что потребительская активность начнет увеличиваться в лучшем случае в следующем году, а полное восстановление спроса произойдет только при существенном росте платежеспособности населения, то есть в довольно долгосрочной перспективе.

Низкий спрос связан не только с тем, что у людей нет денег. Важно еще и то, что растут цены на потребительские товары. Во время кризиса издержки компаний увеличились на 15–20%. Причем подорожало все: производство (за счет роста стоимости сырья и комплектующих), логистика (выросла стоимость доставки), продвижение. А нынешней весной торговые центры опять начали поднимать арендные платежи. Сегодня производители товаров изо всех сил стремятся сдержать рост цен, но из-за увеличения себестоимости полностью ограничить его не могут. «Компании жертвуют своей маржей, пытаясь удержать цены, но из-за возросших издержек это невозможно. Рост цен на товары неизбежен», — констатирует Александр Фридман, заместитель генерального директора одежной компании Savage.

Потребительский рынок не только уменьшился в объемах. Он стал неоднородным: есть сегменты, где спрос упал совершенно, а есть, где он пока сохраняется. В основном ситуация в отраслях обусловлена новыми потребительскими трендами, главный из которых — рациональность и экономность.

Так, покупатель изменил предпочтения в бытовой технике и электронике. Розничные сети, торгующие бытовой техникой, отмечают, что если раньше в преддверии 8 Марта люди старались приобрести крупную навороченную электронику, то теперь — мелкую бытовую технику. К примеру, в этом году хорошо продавались кухонная техника и фены. Если не смотреть на предпраздничный ажиотаж, то следует отметить снижение продаж товаров, которые для многих еще не успели стать частью повседневной жизни, — например, электрических зубных щеток. Люди уже не выбирают навороченную технику с множеством функций, а четко концентрируются на собственных нуждах. «Потребители не отказались от покупок дорогих брендов, но внутри их выбирают более дешевые модели. К примеру, при выборе мобильных телефонов отказываются от дополнительных функций, которыми не пользуются», — рассказывает вице-президент компании «Техносила» Леонид Тюкавкин.

  1. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 26 апреля 2010 год

    Анализ
    26.04.2010 "Журнал Эксперт" ВВП в первом квартале вырос на 0,6%. Масштабы неполной занятости сокращаются. Бензин дорожает вслед за ростом мировых цен на нефть.
  2. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 07 июня 2010 год

    Анализ
  3. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 03 февраля 2010 год

    Анализ
    Президентская гонка на Украине подходит к финалу. Казалось бы, победители определены: президентом станет либо Юлия Тимошенко, либо Виктор Янукович. Однако фаворитом этих выборов вне зависимости от их исхода многие считают третьего
  4. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 12 апреля 2010 год (1)

    Анализ
    Федеральная антимонопольная служба обеспокоилась product placement на ТВ. Каким бы странным это ни казалось на первый взгляд, беспокоиться по этому поводу следует прежде всего издателям, радиовещателям и владельцам рекламных конструкций,
  5. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 14 мая 2010 год

    Анализ
    13.05.2010"Ассоциация распространителей рекламной продукции" ()Виктор Шкулев, Президент ИД «Hachette Filipacchi Shkulev»: «Не нужно бояться интернета»
  6. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 09 марта 2010 год

    Анализ
    Это на 2,5 трлн, или на 6%, меньше, чем в 2008 г. Снижение ВВП в номинальном выражении произошло впервые за последние 50 лет. Конечно, рост номинального ВВП в 1980-е и особенно в 1990-е годы носил чисто инфляционный характер, и радоваться
  7. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 07 апреля 2010 год

    Анализ
    06.04.2010"РБК. Санкт-Петербург"РОМИР: По мнению большинства россиян, Россия по-прежнему сохраняет за собой передовые позиции в космонавтике.
  8. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 30 октября 2009 год

    Анализ
    Минкомсвязи предложило операторам проработать вопрос об услуге перенесения абонентского номера фиксированной и сотовой связи. Министерство предлагает создать вторую тестовую зону для услуги и подключить к разработке проекта «Связьинвест».
  9. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 05 апреля 2010 год

    Анализ
    02.04.2010 - ИНФОЛайн (Санкт-Петербург) 1 апреля 2010 года на телеэкраны страны вышло попурри из рекламных роликов в поддержку бренда "Моя Семья", посвященное грядущему 10-летию рекламного сериала "Моя Семья".
  10. Анализ упоминаемости в сми ромир и конкурентов Обзор сми за 28 января 2010 год

    Анализ
    На фоне непростой экономической ситуации в России и снижения активности потребителей, покупательский спрос в интернет-магазинах в 2009 году продемонстрировал позитивную динамику.

Другие похожие документы..