Учебно-методический комплекс для студентов 1 и 2 курсов Факультета Права

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Права

Кафедра теории права и сравнительного правоведения

УМК 1,2

Учебно-методический комплекс

для студентов 1 и 2 курсов

Факультета Права

Москва - 2008

УМК - 1,2. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 и 2 курсов Факультета Права // Автор-составитель проф. В.Б.Исаков. – М., Государственный университет - Высшая школа экономики, 2008. 317 с.

Учебно-методический комплекс - 1,2 включает рекомендации по научной и учебной работе, словарь основной терминологии, программы, планы семинарских занятий и другие материалы, необходимые студентам 1 и 2 курсов Факультета Права для успешного освоения теоретико-исторических дисциплин.

В работе над комплексом принимали участие И.Ю.Богдановская, М.А.Исаев, В.Б.Исаков, В.И.Карпец, Е.Н.Салыгин, А.В.Сердюков, В.Ю.Скоробогатов, Л.Р.Сюкияйнен, М.В.Тимец, А.С.Туманова.

© Государственный университет-Высшая школа экономики, 2008.

© Исаков Владимир Борисович, 2008.

1. Рекомендации по учебной и научной работе

Урок первый. Правильное оформление библиографии

Один из главных навыков, который необходимо усвоить с первого дня учебы в вузе – умение правильно цитировать источники, оформлять библиографические сноски и списки литературы. В большинстве случаев для предварительной оценки письменной работы достаточно взглянуть на то, как оформлен ее научно-вспомогательный аппарат. Небрежные цитаты, неточные сноски, вкривь и вкось составленный список литературы – все, саму работу можно даже не читать: уровень научной и деловой культуры автора очевиден. Выше «тройки» такая работа не получит. Поэтому потрудитесь изучить приведенные ниже простые правила и неукоснительно их соблюдать.

Текст письменной работы должен быть набран, тщательно отформатирован и напечатан одним и тем же шрифтом, предпочтительно – Times New Roman, высота – 14 пунктов; межстрочный интервал – полуторный, абзацный отступ – 1,25 см.

В зависимости от цели работы, сноски помещаются в подстрочнике (т.е. внизу каждой страницы) либо конце всей работы (например, в конце статьи). Нумерация сносок (опять же, в зависимости от типа работы) – постраничная или сплошная. Сноски набираются шрифтом Times New Roman высотой 12 пунктов.

Все аббревиатуры и сокращения, за исключением заведомо общеизвестных, должны быть расшифрованы при первом употреблении в тексте. Возможен список используемых автором сокращений, который приводится в конце работы. Ваша работа, безусловно, выиграет, если вы не будете использовать в тексте (и тем более – в устной речи) сокращения «РФ».

Цитата должна приводиться в кавычках и строго соответствовать тексту оригинала. Если по каким то причинам в тексте цитаты пропускаются отдельные слова, то в этом месте (в начале, в конце или в середине предложения) должно быть поставлено отточие (…), указывающее, что цитата приведена с пропусками.

В принципе не рекомендуется заменять цитату пересказом текста. В тех же случаях, когда на это все же приходится идти (например, вы ссылаетесь на крупную работу и вам требуется коротко передать ее содержание), такой пересказ должен быть безусловно объективным и точным, не содержать штампов и субъективных оценок.

В любом случае следует точно указывать источники приводимых в рукописи цитат, цифровых и фактических данных. При этом точки, запятые и другие знаки препинания ставятся в тексте после номера сноски.

Например:

Британия, напротив, по практически общепризнанному мнению, «восприняла лишь слабые зачатки римских искусств, ремёсел и образованности»1 и «сравнительно с Галлией и Испанией… оставалась слабо романизированной римской провинцией»2.

При ссылке на правовой источник в сноске необходимо указать его полное официальное наименование и официальный источник, в котором он опубликован, а также все официальные источники, в которых опубликованы изменения и дополнения к нему.

Например:

Федеральный закон от 24 февраля 1995 года № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14. Ст. 1212; 1996. № 34. Ст. 4027; 1997. № 3. Ст. 352.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года по делу Терешонка // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2003, № 1. С. 17-19.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000, № 4. С. 5-9.

При использовании журнальных материалов следует указывать фамилию и инициалы автора статьи; её название; наименование журнала; год издания; номер журнала; номер страницы.

Например:

Никифоров А.С.Уголовное право современной Англии (обзор английской литературы по уголовному праву) // Советское государство и право, 1954, № 6. С. 141-142.

Прохоров В.С.К вопросу о субъективной стороне соучастия // Вестник Ленинградского университета, № 11, 1962. Серия экономики, философии и права. Вып. 2. С. 116-117.

При ссылке на книгу указываются фамилия и инициалы автора (или нескольких авторов – через запятую); название книги; город, где книга издана; год издания; страница. Для коллективных монографий и сборников статей (если авторы не указаны перед заглавием книги) указывается редактор (отв. редактор, редколл.), а для сборников статей также первые три автора.

Например:

Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х тт. Том I. Основы: Пер. с нем. М., 2000. С. 275.

Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М., 2001. С. 27.

Савинов В.Н.О психическом отношении виновного к квалифицирующим обстоятельствам в умышленных преступлениях против личности // Гарантии прав личности и проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Ярославль, 1989. С. 106.

Все библиографические источники на иностранных языках следует указывать на языке оригинала, избегая аббревиатур и по возможности следуя тем же правилам, что и при оформлении библиографии на русском языке.

Например:

Pradel J.Droit pénal comparé. P., 1995. P. 4.

Pollock F., Maitland F.W. The History of English Law Before the Time of Edward I. 2nd ed. Volume I. Cambridge, 1898. P. 1.

Noyes H.S. Felony-Murder Doctrine Through the Federal Looking Glass // Indiana Law Journal. 1994. Vol. 69, № 2. P. 540-541.

Список литературы в конце работы оформляется по приведенным выше правилам, при этом источники располагаются в порядке их упоминания в тексте, либо по нарастанию года издания, или (предпочтительно) в алфавитном порядке. Если список литературы составлен в алфавитном порядке, то цифровая нумерация в таком списке, естественно, не ставится. Если в работе широко используются официальные материалы (акты законодательства или судебная практика), список такого рода источников целесообразно дать в начале работы отдельной рубрикой. Иностранные источники (на латинице) также даются компактным блоком в начале или в конце списка источников.

Если в работе использованы материалы из интернета, то помимо обычного библиографического описания следует указать также адрес источника в интернете. Ссылка на электронный ресурс имеет следующий вид (пример):

Акулов В.Б. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: Электронный учебник / Петрозаводский государственный университет. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002;М., Административно-управленческий портал (Электронная библиотека экономической и деловой литературы), [2002]. – Режим доступа: /books/m148// - Загл. с экрана.

Ссылки на зарубежные электронные ресурсы оформляются аналогичным образом (пример):

Culp Chr. L. The Risk Management Process: Business Strategy and Tactics [Electronic resource] / Chr. L. Culp – NY: John Wiley, 2001.; Houston: Questia Media America (Questia Online Library), [2001]. – 624 p. – Mode of access: /PM.qs?a=o&d=108847651. – Загл. с экрана.

В случае необходимости более детально с правилами оформления сносок и ссылок можно ознакомиться в библиографических ГОСТах 7.1-84 и 7.82-2001.

Лекции

Лекции – одна из традиционных форм учебной работы в вузе, известная с незапамятных времен. Студент встретится с лекциями в первую же неделю своего пребывания в вузе.

Некоторые студенты полагают, что в условиях изобилия учебной литературы, доступности интернета, лекции превратились в пережиток прошлого, глубокий анахронизм. Исходя из этого убеждения, некоторые из них прогуливают лекции или, еще хуже, используют время лекции для отдыха, общения с себе подобными и развлечений.

Полагаю, что это – глубокое заблуждение. Лекции, за редким исключением, не простой пересказ учебного материала, а выстраданная, глубоко продуманная и аргументированная позиция преподавателя по предмету. Лекции почти всегда окрашены «субъективным видением», что не мешает, а помогает войти в глубь материала, проникнуть в суть обсуждаемых проблем. На лекциях довольно часто обсуждаются спорные, дискуссионные вопросы, дается материал, который не затрагивается в учебниках. И вообще, живой и непосредственный язык лекции обычно воспринимается и усваивается значительно лучше, чем сухой и официальный язык учебника. Вот почему лекция как форма учебной работы пережила века и сохраняет свое значение в эпоху бурного расцвета информационных технологий.

Не следует пытаться записывать лекции дословно – это невозможно, да и не нужно: вполне достаточно сжатого, конкретного конспекта. Значительно важнее войти в творческую лабораторию преподавателя, вступить с ним в мысленный (а при возможности, и в открытый) диалог. Именно в этом случае лекция станет совместным творчеством преподавателя и студента, прочно отложится в памяти, принесет знания и чувство удовлетворения.

Наконец, нельзя не учитывать, что лекции обычно тесно состыкованы с семинарскими и практическими занятиями. Студент, который пропускает лекции, не работает на них, рискует оказаться неготовым и на семинарском, практическом занятии.

Семинарские и практические занятия

Наряду с лекциями, семинарские и практические занятия – одна из традиционных вузовских форм учебной работы. Семинары проводятся для академической группы или для более узких продгрупп (по информатике, по иностранным языкам).

Любой семинар начинается со знакомства преподавателя со студентами. А вот дальше – возможны варианты. В сильных, хорошо подготовленных группах решаются задачи, обсуждаются ситуации и проблемные вопросы, проводятся деловые игры, анализируются результаты выполнения творческих заданий. В слабых, плохо подготовленных группах студенты пишут контрольные работы и обсуждают вопросы плана семинарских занятий на уровне учебника. Как говорится, выбирайте сами.

В любом случае, студент должен поинтересоваться планом семинарского, практического занятия и подготовиться к нему. В противном случае, он будет выглядеть на занятии бледно, попадет в число «вечных молчунов», и может быть приглашен преподавателем для дополнительной отработки темы на консультацию.

Юрист – профессия разговорная. По роду профессиональной деятельности юрист должен хорошо владеть речью, уметь выстроить аргументацию, завоевать сторонников, победить в честном споре противников. Семинары и практические занятия – именно та площадка, на которой отрабатываются навыки публичного выступления. Надо использовать эту возможность, чтобы «накачать профессиональные мускулы» для выступления на любой юридической сцене.

Контрольные работы

Учебным планом по теоретико-историческим дисциплинам может быть предусмотрено выполнение контрольной работы. Цель контрольной работы – проверить уровень усвоения студентами разделов или ключевых тем курса. Контрольная работа может быть проведена в форме письменной работы или в форме тестирования. Сроки проведения контрольной работы указываются в графике учебной работы по данному предмету. Программой кафедры могут быть предусмотрены темы контрольных работ, но это совсем не обязательно. Контрольная работа, как следует из ее названия, вполне может быть и «приятной неожиданностью» для студента.

Рефераты

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в ней главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера.

Рекомендуемый объем реферата – 10-12 страниц (за исключением библиографического списка литературы).

Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть учебной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы и нормативных правовых актов (см. Урок первый).

Студент вправе выполнить вместо реферата творческую работу. Сданная преподавателю и принятая им творческая работа заменяет написание реферата.

Реферат или заменяющая его творческая работа должны быть представлены в сроки, предусмотренные учебным графиком. Непредставление реферата (творческой работы) расценивается как невыполнение учебного плана и может явиться основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

Эссе

Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля» Государственного университета-Высшей школы экономики.

Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.

В случае, если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему семинарские занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-6 страниц текста.

В программах теоретико-исторических дисциплин предлагаются некоторые темы для эссе, однако эти списки не является исчерпывающими. Студент вправе выбрать тему для эссе самостоятельно, согласовав ее с преподавателем. При этом можно ориентироваться на рубрику «вопросы для дискуссии» планов семинарских занятий.

Непредставление эссе в установленный срок расценивается как невыполнение учебного плана и может служить основанием для недопуска к экзамену по данной дисциплине.

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - 030501(65) "Юриспруденция".
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (5)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность курса «Информационное право РФ» и необходимость его преподавания на юридическом факультете РУДН определяется тем, что информационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI века, активно формируемым
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «История государства и права зарубежных стран» включает вопросы, предусмотренные государственными образовательными стандартами, и, входящие в учебные планы подготовки студентов высших юридических заведений.
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (9)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Разрешительная система Российской Федерации» призвана познакомить обучающихся с институтами разрешительной системы. Разрешительной системой считается урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов
  5. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (10)

    Учебно-методический комплекс
    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА: Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовое право России» предназначен для подготовки студентов очной формы обучения по специальности «Юриспруденция».
  6. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (12)

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Информационные технологии в юриспруденции" имеет целью формирование и развитие у будущих юристов теоретических знаний и практических навыков оптимальной организации информационных процессов, применения информационных
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (15)

    Учебно-методический комплекс
    Основная задача юридического факультета университета – подготовка специалиста по юриспруденции, разбирающегося в сложных правовых проблемах современности.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (17)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса «Истории государства и права зарубежных стран» является изучение исторических закономерностей становления и развития государственных и правовых институтов зарубежных стран, с момента их возникновения до наших дней.
  9. Учебно-методический комплекс Для студентов очной формы обучения Юридического факультета (22)

    Учебно-методический комплекс
    - уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с условиями развития общества, государства и права в разные эпохи;

Другие похожие документы..