Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________ Е.А.Ваганов

"___"________2011 г.

___________________

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

230100 Информатика и вычислительная техника

Профиль подготовки

230100.62 Информатика и вычислительная техника

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения – очная

Красноярск 2011

Содержание

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы)

Структура ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана на основании Федерального закона «О высшем послевузовском образовании», ФГОС ВПО и примерными ООП составленными базовыми вузами разработавшими федеральные стандарты.

Целью основной образовательной программы (ООП) является создание образовательной среды для формирования у выпускника совокупности компетенций (знаний, умений, навыков) в области информатики и вычислительной техники, способного к самостоятельной научно-технической, производственной и управленческой деятельности и поступлению в магистратуру.

Основные задачи ООП:

  • формирование теоретической базы знаний для овладения профессиональными компетенциями;

  • развитие умений применять полученные знания для решения соответствующего класса задач;

  • получение студентами практических навыков решения конкретных профессиональных задач;

  • знакомство с реальными процессами производства, научно-исследовательской и проектной деятельности.

Структура: ООП бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;

  • математический и естественно-научный цикл;

  • профессиональный цикл;

  • и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики;

  • итоговая государственная аттестация в форме подготовки и защиты выпускной работы бакалавра.

Каждый учебный цикл содержит базовую часть, в рамках которой стандартом заданы обязательные учебные дисциплины, и вариативную часть, в рамках которой вводятся учебные дисциплины по решению вуза. Не менее 1/3 вариативной части составляют учебные дисциплины по выбору студентов, что позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории.

Комплект документов ООП:

  • учебный план;

  • календарный учебный график;

  • аннотации и рабочие программы учебных дисциплин;

  • программы учебной и производственной практик;

  • фонды оценочных средств для проведения текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации;

  • методические разработки для выполнения выпускной квалификационной работы.

Ежегодно ООП обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В рамках реализации компетентностного подхода предусматривается использование активных и интерактивных (в том числе компьютерных) форм проведения занятий.

1.2. Нормативные документы для разработки образовательной программы

Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Федеральным законом «О высшем послевузовском образовании» определены назначение (обеспечение: единства образовательного пространства РФ, качества высшего профессионального образования, объективной оценки деятельности образовательных учреждений, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании) и состав (требования: к структуре основных образовательных программ (далее ООП), к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям; к результатам освоения ООП) ФГС ВПО.

Новые стандарты открывают новый путь для интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное пространство и обеспечивают тесную связь системы образования с рынком труда, создают условия для привлечения работодателей в образовательную деятельность. Обозначенный во ФГОС ВПО компетентностный подход дает вузам большую академическую свободу при создании учебных планов и программ дисциплин. Главная задача сформировать у обучающегося определенного набора компетенций. Учебный процесс становится ориентированным на студента и для студента. Также ФГОС ВПО предполагает обязательное использование кредитов (зачетных единиц) как меру трудоемкости образовательной программы. Кредитная система направляет преподавателя на поиск новых более эффективных методов обучения и контроля качества.

Выбор технологии обучения обуславливается необходимостью достижения поставленных целей. Кроме того кредитная система позволяет строить учебный процесс по модульной технологии, а студентам самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию.

Компетенции, кредиты, модули образуют единую кредито-рейтинговую систему подготовки специалистов. В ней четко обозначено, какие дисциплины (модули) обеспечивают формирование тех или иных компетенций.

Внедрение ФГОС ВПО сопровождается разработкой принципиально нового нормативно-методического обеспечения, в том числе данной ООП ВПО.

Статья 5, п. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определяет следующую структуру ООП вуза:

«…5 Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии…»».

ООП вуза, как система документов, самостоятельно разработана и утверждена СФУ и регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.

ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана выпускающей кафедрой "Вычислительная техника", которая и реализует данную образовательную программу, с привлечением кафедр ведущих дисциплины программы и работодателей.

При подготовке данных методических указаний использованы разработки МГТУ им. Н.Э.Баумана, Московского государственного горного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова.

ООП разработана с учётом следующих нормативных документов:

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ) с дополнениями и изменениями;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. №553;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника, разработанная в МГТУ им. Н.Э.Баумана и утвержденная приказом Минобразования России от 17 сентября 2009 г. №337 (носит рекомендательный характер);

Устав СФУ.

Другие внешние и внутренние документы касающиеся ООП.

Стандарты системы менеджмента качества СФУ;

Приказы по СФУ;

Другие внешние и внутренние документы касающиеся, ООП.

1.3. Общая характеристика образовательной программы

1.3.1. ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника.

Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению 230100 - Информатика и вычислительная техника заключается в получении студентами современного образование в области информатики и вычислительной техники путём формирования у обучающихся определенного набора компетенций необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, для проведения исследований, разработки программных и аппаратных продуктов жизненно необходимых для российского общества, государства и бизнеса; обеспечение работоспособности и бесперебойного функционирования вычислительных машин, комплексов, систем, сетей; автоматизированных систем обработки информации и управления; систем автоматизированного проектирования и информационной поддержки жизненного цикла промышленных изделий; программного обеспечения средств вычислительной техники и автоматизированных систем; математического, информационного, технического, лингвистического, программного, эргономического, организационного и правового обеспечения вычислительных и информационных систем.

1.3.2. Нормативный срок освоения ООП бакалавра (включая последипломный отпуск) по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника для очной формы обучения составляет 4 года.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП указанная в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника, включающая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, и время отводимое на контроль качества по очной форме обучения составляет 240 зачётных единиц (трудоёмкость ООП за учебный год равна 60 зачётным единицам), включая 218 зачётных единиц для изучения учебных дисциплин, 2 зачётные единицы для физической культуры, 8 зачётных единиц для учебной и производственной практик, 12 зачётных единиц для выполнения выпускной квалификационной работы.

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения образовательной программы

Зачисление на данную образовательную программу осуществляется в соответствии с "Правилами приёма граждан в ФГАОУ ВПО СФУ".

При поступлении на первый курс уровень подготовки абитуриентов, необходимый для освоения образовательной программы по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника должен быть подтверждён:

  • документом государственного образца о среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании или документом государственного образца о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования;

  • свидетельством о результатах ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки, на которое осуществляется прием, если иное не предусмотрено законодательством РФ в области образования.

При поступлении на второй и последующие курсы уровень подготовки необходимый для освоения образовательной программы по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника должен быть подтверждён:

  • дипломом государственного образца о неполном высшем профессио-нальном образовании;

  • дипломом о среднем профессиональном образовании;

  • дипломом о среднем (полном) общем образовании, полученном в образовательных учреждениях иностранных государств;

  • дипломом о высшем профессиональном образовании;

  • академической справкой установленного образца или документом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Для успешного освоения данной образовательной программы подготовки бакалавра абитуриент должен обладать соответствующими компетенциями в области математики, физики и (или) информатики в объёме государственных образовательных стандартов среднего общего или среднего профессионального образования.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..