Баглай - Конституционное право зарубежных стран

Важной чертой партийной системы Израиля является госу­дарственное финансирование политических партий, представлен­ных в Кнессете. Закон, принятый Кнессетом в 1973 г., предусмат­ривает финансирование избирательной кампании и текущей дея­тельности партий из расчета 600 тысяч шекелей на каждого депутата Кнессета предыдущего состава. Сумма государственных ассигнований несколько раз увеличивалась в связи с инфляцией.

Политические партии играют решающую роль в формирова­нии всех органов власти, от муниципальных советов до высших законодательного и исполнительного органа (Кнессета и Совета министров). Списки кандидатов на выборные должности обычно готовятся руководством политических партий. В результате, как правило, в выборные органы в подавляющем большинстве попа­

Законодательство Израиля защищает свободу выражать и распространять свои мысли любым способом как в устной, так и в письменной форме. Особое значение придается свободе печати, свободному доступу ко всем средствам массовой информации. При­чем свобода печати рассматривается как особая форма свободы слова, которая имеет непосредственную связь с процессом демок­ратизации страны. Свобода получения информации означает пра­во любого гражданина "знать, что происходит вокруг него, внут­ри и за пределами государства".

Израильские граждане обладают правом создания ассоциа­ций и политических партий, а также свободы собраний и демонст­раций. В стране действует разрешительный режим проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций. Организаторы этих акций в общественных местах должны предварительно получить разрешение на их проведение в местном полицейском управле­нии. Основанием для отказа в проведении этих акций может быть только возможность возникновения угрозы общественному спокой­ствию и безопасности. При этом представление доказательств при­чин отказа лежит на полиции.

§ 4. Конституционное право Израиля

дают представители верхушки партийного руководства, партий­ные бюрократы, представители крупнейших общественных и эт­нокультурных групп, в том числе высших слоев арабской общи­ны, в поддержке которых заинтересована та или иная партия.

Множественность политических партий Израиля объясняется целым рядом факторов. В первую очередь, это своеобразная по­литическая традиция, в соответствии с которой многие полити­ческие партии возникли еще в подмандатной Палестине как по­литические организации различных еврейских общин, ставящих задачу образования самостоятельного еврейского государства. Причем еврейские общины значительно отличались политически­ми и религиозными установками, что и обусловило появление различных политических партий. На становление партийной сис­темы оказывает большое воздействие интенсивность иммиграци­онных потоков в Израиль, разнообразие их социального состава, различная степень участия иммигрантов в политической жизни страны, политическая конъюнктура и т. д. Для партийной системы Израиля характерно и такое явление, как "партии-минутки", которые обычно возникают перед очередными парламентскими выборами и, проведя избирательную кампанию и не набрав дос­таточного количества голосов для получения депутатских манда­тов, распадаются, прекращают свою политическую деятельность и навсегда исчезают с политической арены.

Наиболее стабильными являются два основных партийных блока: Рабочий (Левоцентристский) во главе со старейшей изра­ильской Партией труда и Национал-либеральный, включающий в себя ряд центристских и националистических партий во главе с движением Ликуд.С этой точки зрения израильскую партийную систему можно охарактеризовать как двухблоковую. Когда один блок формирует правительство, другой находится в оппозиции этому правительству.

Партии, входящие в эти два блока, представляют различ­ные идеологические и религиозные убеждения, отражающие ин­тересы определенных групп населения. Внутри блоков частым яв­лением становятся расколы и создание новых коалиций, главным образом на политической и идеологической основе. Предвыборные программы партий часто носят конъюнктурный характер, опре­деляются конкретной политической обстановкой и расстановкой различных политических сил. Многое зависит от международного положения Израиля, внешнеполитического и внутриполитическо­го курса конкретного израильского правительства, нестабильнос­ти самой партийной системы.

Система государственных органов

Глава Государства Израиль — президент. Способ избрания, срок полномочий, правовое положение и полномочия президента определяются Основным законом о Президенте государства 1964 г.

375

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

В соответствии с этим Законом президент избирается сроком на 5 лет (по еврейскому календарю) на специальном заседании Кнес-сета путем тайного голосования абсолютным большинством депу­татов (по форме правления Израиль — парламентская республи­ка). Президент может быть переизбран только на один срок. Кан­дидат на пост президента может быть выдвинут группой депутатов Кнессета в количестве не менее 10 человек. Выборы проводятся на альтернативной основе, но ни один член Кнессета не может голосовать более чем за одного кандидата. Поста вице-президента не существует. Кандидатом на пост главы государства может быть выдвинут любой гражданин Израиля, постоянно проживающий на территории страны. Президент наделен абсолютным судебным иммунитетом и освобожден от несения каких-либо повинностей. Функции президента во многом чисто представительские. По за­кону он обладает правом утверждения законопроектов, одобрен­ных Кнессетом, однако их утверждение зависит от указаний пра­вительства. Этим правом он обладает в отношении всех законопро­ектов, кроме тех, которые затрагивают полномочия самого президента. Кроме того, по Закону о Президенте глава государ­ства должен способствовать формированию правительства. Это оз­начает, что он поручает одному из членов Кнессета сформировать правительство, но по сложившейся традиции этим правом обла­дает лидер блока, получившего большинство мандатов на всеоб­щих парламентских выборах. В случае невозможности сформи­ровать правительство большинства или коалиционное правитель­ство президент может отказаться продлить срок формирования правительства, что приводит к роспуску Кнессета и досрочным парламентским выборам (здесь наблюдается определенная парал­лель с английской системой). В функции президента входит при­нятие отставки правительства в случае получения вотума недове­рия со стороны парламента.

Президент назначает государственных и религиозных судей, государственного контролера после утверждения его парламен­том, по представлению правительства ряд должностных лиц граж­данской и военной администрации; он принимает верительные грамоты иностранных представителей в Израиле, назначает выс­ших дипломатических представителей и представителей Израиля в международных организациях, подписывает международные договоры Израиля после ратификации их парламентом; присуж­дает от имени государства награды и почетные звания.

Президент обладает правом помилования, которым он пользу­ется по своему усмотрению. Это право подразумевает возмож­ность отменить, смягчить или заменить наказание за уголовные преступления. Решения президента не подлежат обжалованию в судах. Право на помилование имеет широкое толкование. Оно вклю­чает не только помилование лиц, приговор в отношении которых уже вынесен, но и в отношении обвиняемых, что позволяет пре­зиденту приостановить рассмотрение уголовного дела на любом

§ 4. Конституционное право Израиля

его этапе. Этим правом президент пользуется в исключительных случаях в интересах безопасности государства или общества.

Президент может подать в отставку, направив соответствую­щее заявление на имя председателя парламента. В случае, если президент государства по какой-либо иной причине (состояние здоровья, несоответствие занимаемой должности, порочащие дей­ствия и т. д.) не может далее исполнять свои обязанности, Кнессет квалифицированным большинством в 2/3 депутатов принимает решение о досрочном освобождении президента от должности и назначении новых выборов. В этом случае, как и в случае осво­бождения должности президента в результате его смерти или временного прекращения президентом своих полномочий, эти пол­номочия временно возлагаются на председателя парламента.

В соответствии с Основным законом о Кнессете 1958 г. выс­шим законодательным органом государства является однопалат­ный Кнессет (по названию законодательного учреждения в древ­ней Иудее "Кнессет ха-гдола" — Великий собор), состоящий из 120 депутатов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании. Основной Закон о Кнессете, как и сам порядок голосова­ния, может быть изменен лишь квалифицированным большинством в 2/3 голосов членов самого Кнессета. Активным избирательным правом пользуются все израильские граждане, достигшие 18-лет­него возраста, а пассивным — достигшие 21 года при условии, если и те и другие не лишены этого права по решению суда на основе соответствующего закона.

Выборы в Кнессет регулируются соответствующим Законом о выборах 1969 г. и Законом о финансировании политических партий 1973 г. При выборах в Кнессет используется пропорцио­нальная избирательная система, когда количество мандатов опре­деляется числом голосов избирателей, поданных за данную партию, причем вся страна представляет собой единый избирательный ок­руг. Избиратель голосует за список, представленный политичес­кой партией. Список кандидатов обычно составляется руководством партии, и мандаты получают те, кто стоит в начале списка. Рядо­вые избиратели полностью отстранены от обсуждения конкрет­ных кандидатур и голосуют обычно за программу партии и ее лидера. Избирательным законодательством введен 1-процентный барьер, в соответствии с которым партия, набравшая менее 1% голосов всех избирателей, не допускается к распределению пар­ламентских мандатов. Пропорциональная избирательная система подвергается в Израиле серьезной критике, многие требуют за­мены ее мажоритарной избирательной системой. По действующей избирательной системе партия должна представить список своих кандидатов избирательной комиссии Кнессета, специально фор­мируемой с этой целью. После своего избрания члены Кнессета получают фактически полную свободу в проведении той или иной политической линии.

376 Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

В парламенте Израиля широко практикуется не только пе­регруппировка сил парламентских партий, но и переход парла­ментариев из одной фракции в другую. Но во фракциях обычно поддерживается строгая дисциплина при голосовании законопро­ектов. Депутаты должны голосовать, придерживаясь указаний ру­ководства фракции.

Главной функцией Кнессета является законодательная функ­ция, парламент не ограничен в своем праве принимать законы по любым вопросам. Законодательная инициатива в основном сосре­доточена в руках правительства, которое является основным инициатором законопроектов. Большая часть законопроектов гото­вится Министерством юстиции и вносится от имени правитель­ства. Правительственные законопроекты имеют приоритет перед законопроектами, вносимыми рядовыми депутатами. Законодатель­ная деятельность Кнессета осуществляется в соответствии с уста­новленной процедурой. Законопроект проходит три чтения. После первого чтения он передается на соответствующую доработку в постоянную комиссию, которая готовит его ко второму чтению. При третьем чтении окончательная редакция закона ставится на голосование. Основные законы должны приниматься и изменяться квалифицированным большинством голосов (80 депутатов), а обыч­ные законы — абсолютным большинством (61 депутат) от общего количества (120 депутатов) списочного состава Кнессета.

Текущая работа Кнессета осуществляется на открытых пле­нарных заседаниях (если Кнессет не примет решение проводить закрытое заседание) ив 10 постоянных комиссиях: по парла­ментским вопросам; по иностранным делам и обороне; по финан­сам; по вопросам экономики; по внутренним делам и окружаю­щей среде; по труду и социальному обеспечению; по вопросам конституции, права и судопроизводства; по государственному кон­тролю; по вопросам просвещения и культуры; по репатриации и абсорбции.

Одной из важнейших функций Кнессета является контроль за деятельностью правительства. По закону правительство мо­жет существовать только с одобрения Кнессета. Парламент имеет право выразить правительству вотум недоверия, что автомати­чески ведет к отставке последнего. Кроме того, Кнессет обладает полномочиями принимать государственный бюджет, осуществлять контроль за его исполнением, а также рассматривать и утверж­дать любые государственные расходы и налоговые поступления.

Парламент Израиля обладает полномочиями, дающими ему право досрочно освобождать от должности президента, государ­ственного контролера, а также лишать парламентария иммуни­тета. Если Кнессет абсолютным большинством голосов сочтет, что один из его членов совершил правонарушение, не связанное с выполнением обязанностей депутата, он может лишить его судеб­ного иммунитета применительно только к данному правонаруше­нию. Кнессет может также временно приостановить мандат депу­

§ 4. Конституционное право Израиля

тата или окончательно лишить депутатского мандата граждани­на, по тем или иным причинам неспособного выполнить депутат­ские обязанности или осужденного уголовным судом за соверше­ние преступления. Место выбывшего по различным причинам (от­ставка, временное приостановление членства, продолжительная болезнь, смерть и т. д.) члена Кнессета занимает временно или постоянно кандидат, числившийся в списке соответствующей партии непосредственно за последним из кандидатов, уже из­бранных в Кнессет.

Все заседания израильского Кнессета ведутся на иврите, но депутаты-арабы могут выступать на родном языке, и в этом слу­чае обязателен синхронный перевод их выступления на иврит. Официальный стенографический отчет о заседаниях Кнессета пе­чатается правительственной типографией и немедленно издается в виде отдельной брошюры. Обнародование протокола закрытого заседания Кнессета по закону запрещено. Все принятые Кнессетом и подписанные президентом законы подлежат опубликованию в го­сударственном вестнике "Решумот" ("Официальные ведомости").

Конституционная система Израиля предусматривает инсти­тут государственного контролера, он же уполномоченный по жалобам граждан. Закон о государственном контролере 1958 г. предусматривает назначение государственного контролера пре­зидентом по рекомендации Кнессета сроком на пять лет. При осу­ществлении своих функций государственный контролер незави­сим от правительства и несет ответственность только перед Кнес-сетом. Согласно закону, проверке со стороны контролера подлежат правительственные учреждения, лица, ведающие государствен­ной собственностью, органы местного самоуправления, а также любые учреждения, фонды или общества, подлежащие проверке на основании закона, решения Кнессета или соглашения с прави­тельством. Результаты проверки публикуются в ежегодных отче­тах. Если выявленные нарушения носят серьезный характер, пар­ламентская комиссия Государственного контроля может принять решение о создании следственной комиссии, назначаемой пред­седателем Верховного суда. Если в результате проверки возникло подозрение в совершении уголовного преступления, генеральный контролер обязан поставить в известность генерального прокуро­ра страны.

В обязанности генерального контролера входит также выра­ботка предложений по любому вопросу в рамках своей компетен­ции в ответ на запрос правительства или Кнессета. В соответствии с дополнением 1971 г. к Закону о государственном контролере в его компетенцию включено рассмотрение жалоб граждан, и с этого периода он выступает как уполномоченный по жалобам граждан. Любое лицо может подать уполномоченному жалобу на лица или общества, подлежащие проверке со стороны государственного контролера. Жалоба может быть подана на действия, прямо зат­рагивающие подателя жалобы или лишающие его каких-либо

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

прав, если эти действия противоречат закону или совершены без законного основания, не соответствуют действующим админист­ративным нормам, чрезмерно строги или явно несправедливы. Уполномоченный может издать любое распоряжение, которое он сочтет правильным, включая распоряжение о защите подателя жалобы, восстановление его в должности и т. д. Нарушение тако­го распоряжения является дисциплинарным правонарушением. Если при расследовании жалобы возникает подозрение в совер­шении уголовного преступления, уполномоченный обязан довести это до сведения генерального прокурора. Уполномоченный по жалобам граждан должен ежегодно представлять отчет о своей деятельности Кнессету, который выносит на основании этого от­чета свое заключение и предложения. Аналогичные жалобы воен­нослужащих подлежат рассмотрению уполномоченным по разбо­ру жалоб военнослужащих, назначаемым министром обороны пос­ле консультации с министром юстиции и с одобрения комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне. Уполномоченный по разбору жалоб служащих полиции и уполномоченный по разбору жалоб служащих тюремной охраны назначаются министром по­лиции с одобрения комиссии Кнессета по внутренним делам и ок­ружающей среде.

Согласно Основному закону о правительстве 1968 г. Совет министров является исполнительным органом власти. Мандат на формирование правительства президент страны предлагает члену Кнессета, пользующемуся поддержкой большинства депутатов. В соответствии с поправками, внесенными в Основной закон о правительстве, глава правительства — премьер-министр избира­ется на всеобщих выборах путем прямого и тайного голосования израильских граждан сроком на 4 года. В настоящее время Изра­иль — единственное в мире государство, где глава правительства занимает свой пост таким образом.

Правительство формируется премьер-министром и присту­пает к исполнению своих обязанностей после получения вотума доверия в Кнессете. По закону премьер-министр должен быть обязательно членом Кнессета. Это условие не распространяется на министров, но на практике члены кабинета министров, как правило, являются членами парламента.

Закон не регламентирует ни количество министерств, на ко­личество членов правительства, хотя существование отдельных министерств и их полномочия обусловлены действующим законо­дательством. Глава правительства сам определяет структуру пра­вительства и подбирает его состав. Министр обычно возглавляет министерство, но в составе кабинета могут быть и министры без портфеля. Вместе с тем премьер-министр может поручить отдель­ным министрам возглавлять сразу несколько министерств или са­мому возглавлять отдельные министерства. Один или два мини­стра могут быть назначены премьер-министром его заместителя­ми. Член кабинета, возглавляющий министерство, может по

§ 4. Конституционное право Израиля

Местное самоуправление Израиля

Исторически в Израиле создание органов местного самоуп­равления преследовало чисто административные цели. Их полно­мочия всегда ограничивались рамками, установленными прави-

согласованию с премьер-министром назначить себе из членов Кнес-сета одного или двух заместителей. Заместитель министра дей­ствует в Кнессете и в министерстве от имени министра, назна­чившего его, и в рамках обязанностей, переданных в его ведение. Любой министр может быть отстранен от должности премьер-ми­нистром или сам уйти в отставку, оставаясь при этом членом Кнес-сета. Министры, являющиеся членами Кнессета, и их заместите­ли выступают одновременно как представители законодательной и исполнительной власти. Они принимают участие в обсуждении и голосовании любого предложения, включая собственные, и даже в голосовании о вотуме доверия правительству. Круг обязаннос­тей правительства законом не установлен, однако кабинет мини­стров правомочен в рамках действующих законов предпринять любые действия, осуществление которых не возлагается на ка­кой-либо другой орган власти, и поручить от имени правитель­ства осуществление соответствующих полномочий любому члену кабинета. Как орган исполнительной власти правительство имеет эксклюзивное право подписывать международные договоры и со­глашения от имени государства, ратификация которых Кнессетом не является необходимым условием, за исключением случаев, когда положение международного договора требует внесения измене­ний в действующее законодательство Израиля.

Все члены правительства несут коллективную ответственность перед Кнессетом за управление государственными делами. Вотум недоверия может быть вынесен всему правительству в целом, а не конкретному его члену. Если правительство решает подать в отставку, премьер-министр должен направить президенту пись­мо о собственной отставке, так как отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего кабинета. В случае смерти премьер-министра правительство считается ушедшим в отставку со дня его смерти. Если Кнессет выражает правитель­ству вотум недоверия, председатель Кнессета должен официаль­но уведомить об этом президента, но отставка правительства не влечет за собой возможного досрочного роспуска парламента. В случае выхода в отставку одного или нескольких министров пре­мьер-министр до назначения новых членов кабинета может осу­ществлять руководство этими министерствами. При осуществле­нии правительством Израиля своих полномочий ведущую роль играет премьер-министр, который является ключевой фигурой всего государственного механизма страны, принимает основные правительственные решения и определяет внешнюю и внутрен­нюю политику государства.

Глава 25. Конституционное право арабских стран и Израиля

тельством. Автономия этих органов явилась следствием распреде­ления власти между центральными и местными органами управ­ления. Административное деление Израиля регулируется действу­ющим законодательством. Органами самоуправления в Израиле являются 40 муниципалитетов (ириот) в городах, 54 районных совета (мо'ауот эзориот), объединяющие группы населенных пун­ктов, и 137 местных советов (мо'ауот мекомиот) в поселках город­ского типа и крупных деревнях. В основе существующей системы лежит принцип территориального деления, введенный еще бри­танской администрацией подмандатного периода, который в свою очередь восходит к системе, существовавшей в эпоху Османской империи. Система местного самоуправления в Израиле предус­матривает принцип государственного контроля за деятельнос­тью муниципальных, региональных и местных советов. Прави­тельство может вмешиваться в дела местных советов, если счита­ет, что этого требует сложившаяся обстановка. Непосредственно местные органы подчинены министру внутренних дел, который имеет полномочия присваивать статус города населенному пункту или нескольким населенным пунктам, менять границы муници­пальных образований и даже отменять полномочия отдельных местных советов. Министерство внутренних дел санкционирует размер и формы местных налогов и местного бюджета, определя­ет дотации на нужды местных советов. Ассигнования в местные бюджеты еще больше увеличивают зависимость органов местного самоуправления от центрального правительства. В случае если местный орган не может успешно функционировать (нарушение рамок существующего бюджета, конфликты в местном совете, препятствующие его нормальной деятельности, нарушение су­ществующего законодательства и т. п.), министр внутренних дел имеет право распустить местный совет, назначить новые выборы и временно передать управление в данной территориальной еди­нице специально уполномоченному им лицу.

Все органы местного самоуправления в Израиле выборные. Правом голоса обладает любое лицо, достигшее к дате выборов 18 лет, которое является постоянным жителем данной местности, в том числе и те, кто не имеет израильского гражданства. Канди­датом на местных выборах может быть любое лицо, достигшее 21 года, являющееся постоянным жителем данной местности и офи­циально внесенное в список кандидатов к моменту подачи этих списков. Выборы в органы местного самоуправления проводятся в один день одновременно по всей стране, срок их полномочий 4 года. Выборы в местные советы, в которых во времена британского мандата участвовало только мужское население, сейчас осуще­ствляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательно­го права при тайном голосовании. В ходе этих выборов избирают­ся депутаты местных советов и, начиная с 1975 г. (как показатель дальнейшей демократизации израильской политической системы) , мэры и председатели местных советов по непартийным спискам

§ 4. Конституционное право Израиля

(как независимые кандидаты), что ставит их в независимое поло­жение от партийных интересов членов местных советов. На выбо­рах в орган местного самоуправления обычно имеют место те же списки, что и на выборах в Кнессет.

Полномочия органов местного самоуправления довольно об­ширны. В их обязанности входит обеспечение соблюдения закон­ности и правопорядка, безопасности населения, повышение эко­номического, социального и культурного развития данной терри­ториальной единицы. Кроме того, они занимаются обеспечением населения системой коммунальных услуг (водоснабжение, ремонт и благоустройство дорог, вывоз мусора и т. д.), благоустройством и развитием данного населенного пункта, контролем за использо­ванием водных ресурсов, экологической безопасностью, охраной природы и т. д. В ведение местных органов самоуправления пере­дано также выполнение ряда функций центральных государствен­ных органов: в первую очередь, школьное образование, социаль­ное обслуживание, принятие мер по развитию туризма и др. Орга­ны местного самоуправления могут принимать любые решения по всем вопросам своей компетенции, если они не противоречат дей­ствующему законодательству и инструкциям министра внутрен­них дел. Органы местного самоуправления наделены правом при­нимать на своей территории так называемые "вспомогательные законы", действующие на территории данной территориальной единицы, которые вступают в силу после утверждения их мини­стром внутренних дел и публикации в официальном государствен­ном вестнике "Решумот". Со своей стороны министр внутренних дел уполномочен рекомендовать органам местного самоуправле­ния принятие вспомогательных (местных) законов посредством публикации в "Решумот" типовой модели закона, которая с изме­нениями или без таковых может быть принята соответствующим постановлением органа местного самоуправления.

Главный источник доходов органов местного самоуправления — поступления от налогов на недвижимость, доходов от муниципаль­ной собственности и т. д. По этим вопросам органы местного само­управления правомочны издавать собственные постановления, но в рамках действующего общегосударственного законодательства, в соответствии с которым все дела, находящиеся в ведении муни­ципалитетов, региональных и местных советов, подпадают под юрисдикцию муниципальных судов, решения которых обязатель­ны для органов местного самоуправления.

Система местного самоуправления в Израиле находится в состоянии постоянного развития и изменения и, как система уп­равления местными делами, наиболее приближенная к широким слоям населения страны, способствует дальнейшей демократиза­ции израильского общества.

Конституционное право зарубежных стран Учебник для вузов

Издательство НОРМА Лицензия № 03206 от 10 ноября 2000 г. 101990, Москва, Колпачный пер., 9а Тел./факс (095) 921-62-95. Е-таИ: погта@погта-уег1а^.сот 1п1егпе1: \у\у\у.погта-уег1а§.сот Подписано в печать 10.09.03. Формат 60x90/16. Бумага типографская. Гарнитура «Журнальная* Печать офсетная. Усл. печ. л. 52,0. Уч.-изд. л. 58,9. Доп. тираж 6000 экз. Заказ № 4304108 .

Официальным дистрибьютором Издательства НОРМА является "Издательский Дом ИНФРА • М": 127214, Москва, Дмитровское гл., 107

Опт, розница, книга — почтой, доставка:

Телефоны: (095) 485-45-44 (справки о наличии); (095) 485-74-36 (книга — почтой); (095) 485-74-00 (заключение договоров); (095) 485-69-44

Факс: (095) 485-53-18; 485-68-18

Б-шаИ: Ьоок8@1пГга-т.га. 1п1егпе1: лул\^лпГга-ш.ги

Мелкооптовая продажа и розница:

Продажа со скидкой 10% для студентов и преподавателей осуществляется в павильоне № 411-32 "Книжной ярмарки на Тульской" по адресу: Варшавское ш., 9 (ст. м. "Тульская", далее трамв. № 3, 35, 47 до остановки "СтройДвор")

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУИПП «Нижполиграф». 603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

  1. Конституционное право зарубежных стран

    Документ
    3 курса полной заочной формы обучения (6 л.), специальность: 030501.65 – юриспруденция; 3 курса полной заочной формы обучения (6 л.), специальность: 030505.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  3. План Предмет конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права в зарубежных странах (1)

    Документ
    Цель лекции: формирование устойчивых знаний конституционного права как отрасли права, конституционного права зарубежных стран как науки и учебной дисциплины, его источников.
  4. План Предмет конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права в зарубежных странах (2)

    Документ
    2.разъяснить новые термины и понятия (например, «конституционное право», «предмет конституционного права зарубежных государств», «субъекты конституционного права» и др.
  5. Рабочая учебная программа учебная дисциплина конституционное право зарубежных стран образовательная программа (2)

    Рабочая учебная программа
    Методические указания подготовлены на кафедре «Государство и право» и предназначены для студентов юридического факультета, а также студентов других факультетов (заочного, инновационных технологий обучения), изучающих данный курс.
  6. Планы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран» Казань

    Планы семинарских занятий
    Планы семинарских занятий по курсу «Конституционное право зарубежных стран» для студентов юридического факультета. - Казань: «Унипресс», 2004. - 24 с.
  7. Рабочая программа дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» (индекс и наименование дисциплины)

    Рабочая программа
    Рабочая учебная программа дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине конституционное право зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
    ОПД.Ф.06 Конституционное право зарубежных стран. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные
  9. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право зарубежных стран» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ.

Другие похожие документы..