Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 260201 Технология хранения и переработки зерна

Умеет:

  • совершенствовать и оптимизировать действующие технологические
    процессы на базе системного подхода к анализу качества сырья, тех-­
    нологического процесса и требований к конечной продукции;

  • проводить анализ технологических процессов на базе использования
    банка данных, тенденций развития этих процессов;

  • осуществлять технологическое проектирование с использованием
    САПР, обеспечивающее получение эффективных проектных разрабо­-
    ток, отвечающих требованиям перспективного развития отрасли;

  • разрабатывать технологические процессы, характеризующиеся отсутствием вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду,
    улучшением системы очистки воздуха и воды от вредных примесей,
    использованием средств автоматического контроля над состоянием
    окружающей среды;

  • разрабатывать мероприятия по предупреждению возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции;

  • разрабатывать месячные производственные программы, сменно-
    суточные плановые задания участкам производства и анализировать
    их выполнение.

Состав государственных экзаменационных комиссий и программы итоговой государственной аттестации свидетельствует о его нормативном соответствии требованиям ГОС.

Программа итоговой государственной аттестации соответствует требованиям к выпускникам, изложенным в ГОС. В содержании выпускной квалификационной работы отражаются задачи деятельности выпускника.

Выпускники, получающие квалификацию инженер по специальности 260201, обладают глубокими теоретическими знаниями по данной специальности, умеют логически думать, к решению поставленных задач подходят профессионально и творчески.

Анализ отчетов государственных аттестационных комиссий показал, что существенных недостатков при подготовке выпускников по специальности 260201 не имеется. Подготовка выпускников по специальности 260201– Технология хранения и переработки зерна полностью соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 3:

- анализ содержательной части рабочих программ показал их соответствие требованиям ГОС ВПО 2-го поколения по специальности 260201 – «Технология хранения и переработки зерна». Все рабочие учебные программы дисциплин, программы практик соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию подготовки специалистов, определенным в ГОС ВПО;

- объем и структура учебного времени по учебным планам в разрезе циклов дисциплин полностью соответствуют требованиям ГОС;

- перечень дисциплин федерального компонента соответствует ГОС. Дисциплины регионального компонента и дисциплины по выбору сформированы обоснованно и рационально, соответствуют квалификационным требованиям к выпускникам по данному направлению;

- учебный процесс по данной специальности организован в строгом соответствии с учебным планом и ежегодно утверждаемым графиком учебного процесса;

- значительное внимание уделяется организации самостоятельной работы, производственной практике студентов. В результате целенаправленной активизации познавательной деятельности студентов будущие специалисты участвуют в конкурсах студенческих работ, показывают высокие результаты при защите курсовых проектов и работ;

- работа по подготовке и проведению итоговых государственных аттестационных испытаний проводится на учебно-методическом уровне. Организация работы ГАК по специальности не вызывает нареканий;

- подготовка инженеров специальности 260201 ведется на высоком про­фессиональном уровне и отвечает квалификационной характеристике.

Замечания: комиссия отмечает, что необходимо дальнейшее совершенствование организации учебного процесса.

Для качественной подготовки специалистов требуется: замена физически и морально устаревшего технологического оборудования и инструментов анализа и приобретение нового оборудования для обеспечения подготовки по специальным дисциплинам, пополнения учебно-лабораторных помещений современными информационно-техническими средствами обучения.

В части организации практики требуется расширить спектр предприятий с заключением долгосрочных договоров на прохождение практики.

4. Организация учебного процесса. Использование

инновационных методов в образовательном процессе

Реализация содержания ООП осуществляется через организацию учебного процесса. Организация и проведение учебного процесса на технологическом факультете ГОУ ВПО ВГТА осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами, графиком учебного процесса, утвержденным ректором.

Основным документом, регламентирующим учебный процесс, является расписание аудиторных занятий, кроме того, управление учебным процессом осуществляется факультетским и кафедральными расписаниями проведения консультаций, сдачи коллоквиумов и зачетов, расписанием экзаменационных сессий.

Основное расписание аудиторных занятий формируется учебно-методическим управлением академии на каждый семестр, в соответствии с учебными планами и сведениями для составления расписаний, с учетом заявок кафедр, ведущих занятия в данном семестре, при условии строгого выполнения требований рабочего учебного плана по специальности 260201 – Технология хранения и переработки зерна. Расписание подписывается начальником учебного отдела учебно-методического управления и утверждается первым проректором академии.

Расписание занятий строго соответствует рабочему учебному плану по количеству учебных недель в семестре, совпадению сроков начала и окончания семестра, сессии, практик, каникул, соблюдению установленных форм аттестации.

Расписание всех форм учебных занятий составляется в соответствии с аудиторной нагрузкой, установленной действующим ГОС. Длительность семестра составляет 17 недель теоретического обучения на 1-5 курсах. Экзаменационные сессии продолжаются по 3 недели в каждом семестре (кроме девятого, в котором предусмотрено 2 недели на экзаменационную сессию и 2 недели на подготовку и сдачу государственного экзамена).

Во всех семестрах отведено по одной неделе в качестве периода для сдачи зачетов и курсовых заданий. Из 260 недель учебного процесса теоретическое обучение составляет 153 недели, зачетные и экзаменационные сессии - 34 недели; производственная практика - 14 недель (из них учебная - 4 недели, производственная - 6 недель, преддипломная - 4 недели), дипломное проектирование - 17 недель, каникулы - 42 недели, что полностью соответствует ГОСу. Общие объемы дисциплин во всех циклах и внутри них полностью соответствуют ГОС.

Доля аудиторных занятий по учебному плану (исключая физвоспитание) составляет в среднем по циклам: ГСЭ – 50,2 %; ЕН - 53,2 %; ОПД - 52,7 %; СД -51,2; ДС - 50,2 %.

В соответствии с расписанием составляется план работы кафедры на учебный год, в который, помимо учебной работы, входят разделы, относящиеся к учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работе и другим направлениям деятельности. План работы кафедры подписывается заведующим и утверждается деканом факультета, начальником учебно-методического управления и проректором по науке, технике и производству ВГТА.

Преподаватели кафедр, руководствуясь планом работы кафедры, планируют свою учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и другие виды работ в индивидуальном плане преподавателя, который утверждается заведующим кафедрой в начале учебного года. По окончанию учебного года преподаватели отчитываются о выполнении индивидуального плана на заседании кафедры.

Учебные занятия проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных занятий, контрольных работ, коллоквиумов, самостоятельных работ, научно-исследовательской работы, практики, курсового проектирования (курсовой работы), а также путем выполнения выпускной квалификационной работы (дипломных проекта или работы).

Учебный процесс по специальности 260201 организован в две смены. В среднем аудиторные занятия не превышают 4-х пар в день. Расписание занятий составляется своевременно, при этом реализуется методический прием: чередование дисциплин и видов занятий в течение дня.

Управление учебным процессом осуществляется по следующей схеме.

1. Организовано посвящение в студенты первокурсников: вручение студенческих билетов, знакомство с руководителями и сотрудниками кафедры, факультета.

  1. Организованы консультации по лекционным курсам и по выполнению РГР, КП, КР с указанием в расписании.

  2. Созданы комиссии из преподавателей кафедры по защите КП, отчетов по практикам.

  3. Организована работа с отстающими студентами в послеэкзаменационный период.

6. Осуществляется привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских работ с целью развития творческих навыков у студентов, начиная с 3 по 5 курс обучения.

  1. Дипломное проектирование организовано с учетом запросов действующих предприятий.

  2. Защита студентами выпускных квалификационных работ проводится на заседании государственной аттестационной комиссии.

  3. Организовано торжественное вручение дипломов об окончании ВГТА и напутствие выпускникам.

10. Кафедра оказывает содействие в трудоустройстве выпускников.

Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет собой одну из форм организации учебного процесса и является существенной её частью. Самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение, поскольку формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту личности, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Содержание самостоятельной работы студентов отражено всеми преподавателями в учебно-методических комплексах дисциплин, выпущенных методических рекомендациях в виде заданий для самостоятельной работы к практическим и лабораторным занятиям, в форме заданий по темам, тематики рефератов. Как правило, преподаватели кафедры в начале изучения дисциплины информируют студентов о цели и содержании самостоятельной работы, устанавливают сроки ее выполнения, виды и методы контроля, критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы, оказывают студентам необходимую организационную и методическую помощь.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется на текущих консультациях по дисциплинам, консультациях по курсовым, выпускным квалификационным работам, в ходе организации научно-исследовательской работы студентов. Самостоятельная работа студентов выполняется по заданию преподавателя и может включать в себя следующие виды деятельности:

- подготовку к плановым текущим занятиям (семинарам, практическим занятиям и лабораторным работам);

- подготовку к сдаче коллоквиума, защите лабораторной работы, контрольной работы;

- выполнение домашних заданий, контрольных и расчетно-графических работ, курсовых проектов и работ, выполнение учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ;

- подготовку рефератов и докладов;

- изучение материала учебной дисциплины, вынесенного на самостоятельное изучение.

С целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов на кафедре имеется вся необходимая методическая литература, стенд с правилами оформления курсового и дипломного проектов.

Помимо традиционных (конспектирование, аннотирование, рецензирование, тестирование, подготовка рефератов, составление библиографии, др.) преподаватели используют следующие формы самостоятельной работы студентов:

- подбор примеров из современной научно-технической и методической литературы, отраслевых журналов, учебников и учебных пособий, изданных сотрудниками кафедры;

- составление алгоритма действий в различных ситуациях с разработанной программой мероприятий;

- практические исследовательские работы;

- разработку тестовых заданий по изученной теме;

- подготовку студентами мультимедийных презентаций;

- подготовку к сдаче коллоквиума, к защите лабораторной работы, к контрольной работе;

- выполнение расчетно-графических работ, курсовых и итоговых аттестационных работ, выполнение научно-исследовательских работ и др.

Контроль за выполненной самостоятельной работой осуществляется в соответствии с утвержденными графиками организации самостоятельной работы. Практикуются следующие виды контроля: текущий (оперативный) контроль на лекциях и практических занятиях; итоговый контроль, самоконтроль. В качестве методов контроля выступают: устный контроль, письменный контроль, тестовый контроль.

В рамках самостоятельной работы на выпускающей и других кафедрах студентам принимают участие в таких работах как:

- участие в составлении заявок на изобретение;

- участие в постановке новых лабораторных работ и написании методических указаний к ним (совместно с преподавателем);

- участие в разработке и апробации элементов автоматизированных обучающих систем и систем контроля знаний;

- участие в разработке и отладке программного обеспечения, как для образовательного процесса, так и для научных исследований.

Рабочими учебными планом по специальности 260201 – «Технология хранения и переработки зерна» предусмотрено выполнение курсовых проектов и работ. Тематика курсовых проектов и работ может колебаться от академической направленности (для дисциплин общепрофессионального цикла) до сугубо прикладной, ориентированной на решение конкретных производственных задач (для специальных дисциплин или для дисциплин специализации).

Организация и проведение курсового проектирования осуществляется в соответствии с требованиями, установленными профессиональными образовательными программами. Необходимая учебная, учебно-методическая, нормативно-техническая литература и документация, а также соответствующее программное обеспечение имеются соответственно в библиотеке, в читальных залах, на кафедрах и в компьютерных классах. Защита курсовых проектов и работ проводится на заседаниях комиссий, в состав которых входят преподаватели кафедры, ведущие занятия по профильным дисциплинам.

Для организации нового набора студентов на специальность 260201 факультетом довузовской подготовки ВГТА организуются подготовительные курсы по профильным дисциплинам (химия, математика). Два раза в год – в ноябре и апреле проводятся Дни открытых дверей, в которых принимают активное участие все преподаватели кафедры технологии хранения и переработки зерна. Для информирования и агитации учащихся выпускных классов преподаватели выпускающей кафедры посещают средние школы, где выступают с лекциями об образовательной деятельности ВГТА, рассказывают о специальностях, которые можно здесь получить. Проводятся рейды агитбригады (преподаватели совместно со студентами-участниками студенческого актива) с выездом в учебные заведения (школы, колледжи, лицеи, гимназии, техникумы) Воронежской и соседних областей.

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» направление подготовки 230200 «Информационные системы»

    Содержательный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 230201 «Информационные системы и технологии» ведется в Воронежской государственной технологической академии с 1996 года в соответствии
  2. Отчет о самообследовании основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 230200 «Информационные системы» Воронеж

    Содержательный отчет
    Подготовка бакалавров по основной образовательной программе (ООП) по специальности 230200 «Информационные системы» ведется в Воронежской государственной технологической академии с 1996 года в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от № .
  3. Отчет о результатах самообследования (6)

    Содержательный отчет
    В связи с плановой государственной аккредитацией Грозненского государственного нефтяного института имени академика М.Д. Миллионщикова Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, создана комиссия по проведению самообследования
  4. «Омский механико-технологический техникум»

    Документ
    Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский механико-технологический техникум» был основан по приказу № 11/Т Комитета по делам Высшей школы при СНК СССР 30 августа 1942 года, на

Другие похожие документы..