Рабочая программа дисциплины «Физическая культура» Рекомендуется для направления подготовки специальности 100400 туризм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Физическая культура»

Рекомендуется для направления подготовки специальности

100400 ТУРИЗМ

Квалификация - Бакалавр

Санкт-Петербург

2011

1. Цель дисциплины:

Целью дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности эффективного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки к профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

– понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

– знание естественно-научных, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

– формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;

– приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

– создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина «Физическая культура» относится к базовой части цикла Б.4.

В числе требований к входным знаниям, умениям и компетенциям, необходимым для ее изучения, относятся: владение основами знаний по истории физической культуры, теории и методике физического воспитания; умение правильно выполнить базовые двигательные действия; владение методикой самосовершенствования и самооценки физического развития. Предшествующей дисциплиной является физическая культура в средних учебных заведениях.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Физическая культура» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: владением основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни (ОК-14). В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать научно-практические основы физической культуры, спортивной тренировки и здорового образа жизни.

Уметь творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа жизни.

Владетьсредствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физическая культура» – 2 зач. ед. (396 час)

Вид учебной

работы

Всего

часов

Семестры

I

II

II

IV

Аудиторные

занятия (всего)

396

32

144

72

36

В том числе:

Лекции

32

32

Практические занятия (ПЗ)

364

32

112

72

36

Вид промежуточной

аттестации (зачет)

зачет

зачет

зачет

зачет

зачет

Общая трудоемкость (час)

396

32

144

72

36

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Теоретический раздел

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Тема 1.Физическая культура и спорт как

социальный феномен общества. Роль и место физической культуры в системе ВПО. Характеристика учебного труда студента. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы её определяющие. Признаки нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Тема 2.Структура и функции физической

культуры – как вида культуры. Связь физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации, профессионально-приаладной физической культуры (ППФК).Средства физической культуры. Основные составляющие физической культуры. Социальные функции физической культуры. Формирование физической культуры личности. Физическая культура в структуре профессионального образования. Организационно–правовые основы физической культуры и спорта студентов.

Тема 3. Методы коррекции работоспособности студентов средствами физической культуры.

Регулирование работоспособности, профилактики утомления студентов в отдельные периоды учебного года. Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.Требования, предъявляемые к уровню физической подготовленности бакалавра.

2.

Социально-биологические основы адаптации организма человека к физической, умственной деятельности и факторам среды его обитания

Тема 4. Адаптация организма к воздействию факторов внешней среды. Воздействие социально-экологических, природно-климатических факторов и бытовых условий жизни на физическое развитие и жизнедеятельность человека. Организм человека как целостная саморазвивающаяся биологическая система.

Тема 5. Естественно-научные основы жизнедеятельности человека. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма, обеспечивающие двигательную активность. Физическое развитие человека. Роль отдельных систем организма в обеспечении физического развития, функциональных и двигательных возможностей организма человека.

Тема 6. Значение двигательной активности человека в укреплении здоровья и повышении работоспособности. Двигательная активность и ее влияние на устойчивость, и адаптационные возможности человека к умственным и физическим нагрузкам при различных воздействиях внешней среды. Степень и условия влияния наследственности на физическое развитие и на жизнедеятельность человека.

3.

Образ жизни и его отражение в

профессиональной деятельности

Тема 7. Связи физической культуры и здоровья человека. Здоровье человека как ценность, факторы его определяющие. Влияние образа жизни на здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Требования к организации здорового образа жизни. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. Физическое самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии оценки здорового образа жизни. Личное отношение к здоровью, общая культура как условие формирования здорового образа жизни.

Тема 8. Повышение резервов адаптации организма человека. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования функциональных систем организма под воздействием физической нагрузки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Тема 9. Понятийно-логическая структура техники двигательных действий. Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки). Методики эффективных и экономических способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, передвижение на лыжах, плавание).

4.

Общая и специальная физическая подготовка студентов в образовательном процессе

Тема 10. Содержание и направленность физического воспитания. Содержание общей физической подготовки, её цели и задачи. Специальная физическая подготовка, её цели и задачи. Спортивная подготовка.Методические принципы физического воспитания. Методика обучения двигательным действиям. Методика развития физических способностей студентов. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Тема 11. Управление работоспособностью студентов. Зоны интенсивности и энергозатраты при различных физических нагрузках. Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями. Коррекция физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности студентов средствами физической культуры и спорта. Структура подготовленности спортсмена. Формы занятий физическими упражнениями.

5.

Спорт в системе высшего профессионального образования студентов

Тема 12. Структура и функции спорта.

Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивные соревнования как средство и метод физической подготовки студентов. Спортивная классификация. Система студенческих спортивных соревнований: внутривузовские, межвузовские, всероссийские и международные. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений.

6.

Методические

основы самостоятельных занятий физическими

упражнениями и самоконтроль в процессе занятий

Тема 13. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Мотивация самостоятельных занятий, их формы, структура и содержание. Планирование, организация и управление самостоятельными занятиями различной направленности. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности.

Тема 14. Мониторинг физического развития и подготовленности студентов. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий. Особенности самостоятельных занятий, направленных на активный отдых, коррекцию физического развития и телосложения, акцентированное развитие отдельных физических качеств.

Виды контроля на занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный и педагогический контроль. Методы оценки уровня здоровья. Оценка двигательной активности и суточных энергетических затрат. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы). Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности.

Методика самооценки уровня и динамики общей и специальной физической подготовленности по избранному виду спорта или системе физических упражнений или системе физических упражнений. Самоконтроль, его основные методы, показатели. Коррекция содержания и методики занятий по результатам показателей контроля.

7.

Профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавров (ППФП)

Тема 15. Значение профессионально-прикладной физической подготовки в профессиональной деятельности экономиста. Место ППФП в системе подготовки специалиста. Факторы, определяющие содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения. Контроль за эффективностью ППФП студентов. Основные и дополнительные факторы, оказывающие влияние на содержание ППФП по избранной профессии. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Тема 16. Построение программы ППФП экономиста с учетом профессиограммы его деятельности. Основное содержание ППФП бакалавра по направлению «Туризм». Производственная физическая культура. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время экономистов. Методики самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки. Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.

  1. Рабочая программа дисциплины «история россии» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

    Рабочая программа
    Задачами дисциплины является выработка у студентов навыков исторического анализа, понимания причинно-следственных связей, процессов и закономерностей российской истории, воспитание активного гражданина, патриота, нетерпимого к проявлениям
  2. Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

    Рабочая программа
    Основной целью обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности, т.е. готовности и способности личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную
  3. Рабочая программа дисциплины «страхование и риски в индустрии гостеприимства» Рекомендуется для направления подготовки 100400 Туризм

    Рабочая программа
    Целью дисциплины «Страхование и риски в индустрии гостеприимства» является предоставление слушателям возможности овладеть теорией и практикой страхования как инструмента управления рисками сферы гостеприимства.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление ооп (специальность)100400 «Туризм» 100400

    Основная образовательная программа
    Настоящая ООП, разработана на основе ФГОС ВПО и Устава ТПУ (принят конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 100400 туризм (2)

    Основная образовательная программа
    1.1.1. Примерная основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм (ПООП бакалавриата, ПООП по направлению подготовки 100400 Туризм) разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 100400 туризм (4)

    Основная образовательная программа
    1.1.1. Примерная основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм (ПООП бакалавриата, ПООП по направлению подготовки 100400 Туризм) разработана в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России1
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки: 100400 Туризм

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Воронежским государственным педагогическим университетом по направлению подготовки бакалавра туризма представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную
  8. Примерные программы дисциплин по направлению подготовки 100400 туризм (1)

    Документ
    Примерные программы дисциплин ПООП бакалавриата по направлению подготовки 100400 Туризм разрабатываются для всех дисциплин базовой части каждого цикла ФГОС ВПО.
  9. Примерные программы дисциплин по направлению подготовки 100400 туризм (2)

    Документ
    Примерные программы дисциплин базовой части учебных циклов ПООП разрабатываются и оформляются в соответствии со структурой Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (письмо

Другие похожие документы..