1. Общественное движение России в 30-50-х гг. XIX в

Содержание

Введение……………………………………………….…………2

1. Общественное движение России в 30-50-х гг. XIX в………….4

1.1. Революционные кружки конца 20-х–начала 30-х гг. XIX в…...4

1.2 Формирование правительственной идеологии………………….7

1.3. Либеральное течение русской общественной мысли.

Славянофилы……………………………………………………..8

1.4 Либеральное течение русской общественной мысли.

Западники………………………………………………………...11

1.5 Радикально-демократическое общественное

движение 40-50-х гг. Петрашевцы……………………………...13

Заключение……………………………………………………….15

Библиографический список………………………………………17

Введение

Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Оно впервые в истории России приобрело организованные формы. Первоначально основу деятельности участников возникших тогда кружков и организаций составляли либеральные идеи. Главной из них стало положение о приоритете личности человека и его экономических и политических свобод над всем остальным. Эта установка была принципиально новой для России, где испокон веков главными считались интересы общества и государства, а ценность личности человека самого по себе не признавалась.

Распространение либеральных идей началось в России со времен Екатерины II, которая вела переписку с крупнейшими идеологами либерализма XVIII в.– Руссо, Вольтером и др. Однако в конце своего правления сама же императрица начала гонения на либералов, справедливо опасаясь за судьбы монархии в России.

Вторая волна либеральных идей пришла в Россию в период Отечественной войны 1812 г. и особенно – заграничного похода русской армии. Тогда тысячи молодых офицеров впервые увидели, что можно жить иначе, чем в России, и вернулись из-за границы убежденными противниками самодержавия и крепостничества. С другой стороны, либеральные реформаторские проекты самого царя Александра I, обсуждавшиеся всеми образованными людьми, а затем и реформы Сперанского также готовили почву для активного проникновения идей либерализма в сознание передового дворянства.

Бездействие и нерешительность властей в проведении реформ подталкивали их наиболее нетерпеливых сторонников к созданию тайных обществ и кружков. А выступление декабристов и следствие по их делу показало наличие глубоких противоречий в обществе, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

Таким образом, общественное движение в начале XIX века под влиянием противоречивой внутренней политики Александра I прошло в своем развитии сложный путь от поддержки реформаторских начинаний власти к вынашиванию планов её насильственного свержения.

Несмотря на разгром выступления декабристов, Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события. Опасаясь повторения таких выступлений, он с одной стороны, усилил меры противодействия по отношению возможных заговоров, а с другой – предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе. В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушали обществу надежды на перемены к лучшему. Николая I даже сравнивали с Петром I. Но иллюзии быстро развеялись. В 30-50-е гг. общественное движение развивалось в условиях ужесточения политического режима. В эти годы произошёл окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством, оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли, а консервативное направление впервые получило собственную идеологию. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам. Переоценить значение общественной мысли в первой половине XIX века невозможно, все участники общественного движения готовили Россию к 1861 году – переломному моменту нашей истории. Передо мной же стояла следующая цель: изучить общественное движение в России в первой половине XIX века и сделать собственные выводы.

1. Общественное движение в России в 30-50-х гг. XIX века

1.1 Революционные кружки конца 20-х–начала 30-х годов XIX в

Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из создавшегося положения.

Одной из особенностей постдекабристского общественного движения было развитие оппозиционных настроений в студенческой среде. Своеобразие студенческой среды порождалось разнородным социальным составом, в котором выходцы из дворян составляли не более трети, и духовным максимализмом, развивавшимся под влиянием активного познания мира в процессе обучения. На первых порах эти факторы не имели большого значения, но впоследствии, при размежевании освободительного движения на демократическую и либеральную ветви, оно усиливало радикальные настроения участников движения.

Известность приобрели, прежде всего, оппозиционные студенческие кружки в стенах Московского университета. Один из них – Кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских (1826-1827 гг.). В планы кружка входили: цареубийство и истребление царской семьи, конституционные преобразования. Члены кружка пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, низших офицеров и солдат; в день коронации разбросали на Красной площади прокламации, в которых, обращаясь к народу, выступали против монархии, рассказывали о невинно пострадавших декабристах. За эту акцию их арестовали и подвергли длительному тюремному заключению.

В конце 20-х гг. при активном участии студентов Московского университета возник кружок Я. И. Костенецкого, получивший название «Общество друзей». Кружок объединил 25 человек. Мысль о превращения кружка в революционную организацию высказал перед его участниками отставной губернский секретарь Н. П. Сунгуров (по его имени чаще всего принято называть эту организацию).

Целью кружка были:

– ликвидация крепостного права;

– установление конституционного правления.

Общество разработало план вооруженного восстания в Москве. План предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал-губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции. Открытое выступление не состоялось и в середине 1831 г. участники кружка были арестованы. Всего к следствию было привлечено 12 студентов, 9 чиновников и 8 военнослужащий. Наиболее активные участники были приговорены к каторжный работам.

В соприкосновении с сунгуровской организацией находился кружок Виссариона Григорьевича Белинского, получивший название «Литературном общество 11-го нумера» по номеру комнаты общежития для «казеннокоштных» (учившихся за государственный счет) студентов. Литературные споры в обществе часто переходили на политические темы, которые нашли свое отражение в пьесе Белинского «Дмитрий Калинин». В 1832 г. Белинский был отчислен из университета «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья».

Большой след в истории оставил кружок Александра Ивановича Герцена и Николаевича Платоновича Огарева. Участники обсуждали острые вопросы недавней истории европейских стран, движения декабристов, путей развития России. Находя в европейских событиях и происходивших политических изменениях много конфликтных социальных проблем, Герцен и Огарев обратились к изучению зарождавшихся тогда социалистических идей. Их идеал – революционное преобразование России. Деятельность – пропаганда утопического социализма в московском обществе и, прежде всего, – в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права. В 1834 году кружок Герцена–Огарева был обнаружен полицией. Не имея никаких фактов, полиция сфабриковала дело об исполнении «пасквильных песен». Герцен и его товарищи были арестованы и после восьмимесячного следствия – отправлены в ссылку.

Среди университетских просветительских обществ 30-х гг. наиболее заметным был кружок Николая Владимировича Станкевича. Первоначально кружок носил чисто студенческий характер. Его участники интересовались преимущественно вопросами философии, эстетики и литературы. Сам Станкевич не отличался научным или литературным талантом, но обладал универсальными способностями глубоко разбираться в людях, угадывая в них блестящих писателей и мыслителей. В разное время в кружке Станкевича участвовали: Константин Сергеевич Аксаков, В. Г. Белинский, Михаил Александрович Бакунин, Василий Петрович Боткин, Тимофей Николаевич Грановский, Михаил Никифорович Катков, Алексей Васильевич Кольцов, Юрий Фёдорович Самарин и др.

Станкевич происходил из богатой помещичьей семьи и оказывал материальную поддержку своим талантливым друзьям. Кружок Станкевича не возбуждал острых политических вопросов, но содействовал развитию высоких философских и художественных идеалов среди своих участников.

Свободное развитие общественной мысли и эстетических вкусов ставило круг друзей Станкевича вне официальной идеологии самодержавия. Неслучайно в кружке сформировались взгляды ряда мыслителей и публицистов, получивших впоследствии известность в оппозиционном и даже революционном движениях. Судьба самого Станкевича сложилась трагически: в возрасте 27 лет он умер от чахотки.

1.2 Формирование правительственной идеологии

В 1833 году министром просвещения был назначен Сергей Семенович Уваров. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Крупнейшими теоретиками консервативного направления были также: М.М. Погодин – профессор истории в Московском университете, обосновал и развил теорию официальной народности в своих исторических трудах; С.П. Шевырев – профессор филологии, специалист по русской истории в Московском университете, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч – издатели газеты «Северная пчела»; О.И. Сенковский – профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения».

1.3 Либеральное течение русской общественной мысли. Славянофилы

«Славянофильство» – одно и крупнейших идейных, оппозиционных течений в русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов – западниками. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г., и позднее славянофильство – до середины 70-х гг. XIX в. Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники Алексей Степанович. Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый – «О старом и новом», а второй – «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской идеологии. Окончательно же славянофильство сложилось в 1845 г. – ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор – Михаил Петрович Погодин).

Течение славянофильства было немногочисленным, но оставило весьма заметный след в русской общественной мысли главным образом благодаря участию в нем таких известных литераторов и ученых, как: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, С. Т. Аксаков и его сыновья Константин и Иван, Александр Иванович Кошелев, Ю. Ф. Самарин, Дмитрий Александрович Валуев, Ф. В. Чижов, Иван Дмитриевич Беляев и др. Близкую к славянофилам позицию занимали писатели Владимир Иванович Даль, Александр Николаевич Островский, Аполлон Александрович Григорьев, Федор Иванович Тютчев, Николай Михайлович Языков. Приверженность к славянофильству проявляли многие историки, юристы, лингвисты и провинциальные писатели. Почти все они были выходцами из дворян. Славянофильство богато представлено литературными произведениями, поэзией, научными трудами и публицистикой. Оно положило начало изучению истории русского крестьянства, собиранию памятников русской народной культуры и языка. В этом отношении большую известность приобрели 10-томное собрание народных песен П. В. Киреевского и словарь русского языка Даля. Славянофилы поддерживали тесные отношения с известными деятелями европейского движения славянского возрождения и национально-освободительной борьбы. Они внесли существенный вклад в развитие славяноведения в России.

Центральное место в теории славянофильства занимает вопрос о самобытности пути развития России, отличном от западного. По их мнению, государство на Руси сложилось на доверительных отношениях между народом и властью. Исторически на Руси сложились традиции соборности и свободы мнений, поэтому своеобразной чертой было отсутствие классового антагонизма и революционных потрясений. Традиционный путь развития был прерван реформами Петра I, и страна пошла по чуждому для русского народа западному пути. Славянофилы резко критиковали петровское и послепетровское законодательство, оторванное от народных традиций и обычаев, критиковали самодержавие за его формализм и отсутствие народного представительства. В связи с этим славянофилы настаивали на созыве Земского собора, который должен концентрировать свободу российского народа. Символом власти явилась широко известная формула Константина Аксакова: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Мнение народа славянофилы понимали не в древнерусском смысле, а облекали его в современные формы, требуя свободы слова и печати.

В связи с негативной ролью государства в послепетровской истории России славянофилы рассматривали проблемы крепостного права. Наиболее полно эта проблема представлена в трудах Константина Аксакова и Беляева. Славянофилы считали, что до конца XVII в. в России сохранялось благодетельное разделение функций и прав между народом и государством, крестьяне сохраняли свои личные права, располагали своей личностью и трудом. Сохранялось и определенное согласие между крестьянами и помещиками. В петровскую эпоху государство разорвало союз между сословиями русского народа и лишило крестьян личных прав, превратив крепостные отношения в личное холопство. Отсюда отмену крепостничества славянофилы непосредственно связывали с изменением характера российского самодержавия. Они выступали за отмену крепостного права путем восстановления взаимного согласия между крестьянами и помещиками. Инициаторами отмены крепостничества должны были выступить правительство и помещики.

Несмотря на оппозиционность славянофилов, правительство периодически обращалось к ним за содействием. В частности, при Николае I к ним обратились при разработке политики по такому вопросу, как сектанство и раскол. В критических ситуациях их привлекали к административной деятельности в Польше. Славянофилы внесли большой вклад в дело подготовки и проведения отмены крепостного права.

1.4 Либеральное течение русской общественной мысли. Западники

В дискуссии со славянофилами в 30-40 гг. сложилось течение западников, которые придерживались европейской модели либерализма. Оно было достаточно широким, так как к нему примыкали практически все противники славянофильства. Основной костяк западников составляли Т. Н. Грановский, Сергей Михайлович Соловьев, Петр Николаевич Кудрявцев, Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, М. Н. Катков, П. А. Анненков, В. П. Боткин, а также писатели – Иван Сергеевич Typгенев, Иван Александрович Гончаров, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Алексеевич Некрасов. Взгляды западничества разделяли также А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, а также Петр Яковлевич Чаадаев. Кроме дворянской интеллигенции, круг западников включал и выходцев из буржуазной среды.

В отличие от славянофилов западники не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они отстаивали общие закономерности в судьбах всех европейских народов. Западники ориентировались на европейскую модель государства, считали, что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. Они отстаивали основные ценности либерального общества: свободу слова и печати, независимость личности, справедливое гражданское судопроизводство. Как и славянофилы, они выступали за отмену крепостного права и создание в России гражданского общества. В противоположность славянофилам западники возвеличивали Петра I. Петровские реформы они рассматривали как начало обновления страны.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

– отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

– убежденность в необходимости коренных преобразований;

– надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

– расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

– уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

– вера в Россию, в возможности её стремительного движения к процветанию.

1.5 Радикально-демократическое общественное движение 40-50-х гг. Петрашевцы

С зимы 1845 года в Петербурге начинаются собрания на квартире Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского, воспитанника Царскосельского лицея, выпускника Санкт-петербургского университета, чиновника Министерства иностранных дел. «Пятницы» Петрашевского имели огромную популярность в Петербурге; на них побывало несколько сотен человек (учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели, ученые, деятели искусства: М.Е. Салтыков-Щедрин, Федор Михайлович Достоевский, Алексей Николаевич Плещеев,

Буташевич-Петрашевский Аполлон Николаевич Майков, художник Павел Андреевич Федотов, географ Петр Петрович Семенов (Тяншанский), композиторы: Михаил Иванович Глинка и Антон Григорьевич Рубинштейн, Николай Гаврилович Чернышевский и даже Лев Николаевич Толстой.). Всего состоялось четыре «сезона» «пятниц» – с зимы 1844-1845 г. до весны 1849 г.

Кружок Петрашевского не был оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил полулегальный, просветительский характер. Взгляды петрашевцев сформировались под влиянием идей французского утопического социализма, преимущественно Ш. Фурье. Члены кружка обсуждали литературные, социально-экономические и философские вопросы.

На паях с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы – первую коллективную библиотеку в России. В 1845 г. был издан первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», как средство пропаганды социалистических и революционных идей (в словаре излагались социалистические идеи, статьи конституции революционной Франции и т.п.). Второй выпуск (до буквы «Р») был запрещен цензурой.

Под влиянием передовых идей, а также революционной обстановки в Европе зимой 1846-1847 гг. происходит радикализация кружка, наиболее умеренные отходят от него, образуется левое революционное крыло, в которое входили Николай Александрович Спешнев, Николай Петрович Григорьев, Павел Николаевич Филиппов и др.

Наиболее радикальные петрашевцы были сторонниками демократической республики: равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право, полная свобода слова, выборность всех государственных органов. Петрашевцы очень подробно разработали демократические преобразования в российском судопроизводстве. Предусматривалось, что суд должен быть равным для всех, независимым от других властей; судьи – независимыми от администрации; судопроизводство должно проходить открыто, гласно с участием присяжных заседателей и адвокатов защиты.

Петрашевский занимал более умеренную позицию: конституционная монархия, освобождение крестьян сверху, с наделением их той землей, которой они владели, но без всякого выкупа.

К 1848 г. собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания, была сделана попытка организации тайной типографии. На этом деятельность кружка была прервана: в ночь на 23 апреля 1849 г. 36 петрашевцев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость, всего же к следствию было привлечено 122 человека. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в т.ч. самого Петрашевского и Ф.М. Достоевского), но в последний момент смертная казнь заменена каторгой в Сибирь; остальных осужденных разослали по арестантским ротам.

После декабристского – это был самый значительный политический процесс.

Заключение

Декабристы составляют целую эпоху в революционном движении в России, в истории общественной мысли и русской культуры. Влияние декабристов на все стороны общественно-политической жизни было исключительно велико, причем не только в пору их активного действия на исторической арене, но и в последующие годы. Декабристы, по сути, воспитали новые поколения русских революционеров 30-50-х годов XIX в. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х – начала 30-х годов, А. И. Герцен и Н. П. Огарев, петрашевцы видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Глубоко жизненные лозунги и традиции революционной борьбы декабристов против самодержавно-крепостнических порядков в России были подхвачены, развиты и обогащены.

Брошенные «в каторжные норы» Сибири после поражения восстания 14 декабря 1825 г., сами декабристы не изменили своим благородным идеалам. Их мемуары и публицистические сочинения, написанные во время сибирской ссылки, широкая просветительская деятельность явились органичным продолжением той борьбы за свободу и справедливость, которую они вели до 1825 г.

Поражение декабристов подвело своеобразную черту под целым рядом безуспешных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX в. Глубинные причины неудач реформаторов-декабристов и либеральных преобразований Александра I – одни и те же. Для потомков декабристы, по словам А.И. Герцена, стали знаменем борьбы, так как с «высоты своих виселиц они разбудили душу нового поколения».

Главным итогом развития общественного движения 30-50 гг. стало широкое распространение либеральных и революционных настроений среди интеллигенции. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая не дождавшись от власти перемен, начала свою борьбу за преобразования.

Те нравственные ценности, которые были поистине взращены этими защитниками вольности и завещаны ими последующим поколениям: это подлинный патриотизм, нетерпимость ко всем проявлениям деспотизма, сознание высокого гражданского долга и готовность на беззаветное, бескорыстное служение отечеству. Истинное рыцарство, душевная чистота и благородство, высоко развитое чувство чести и товарищества – их отличительные черты. Они жертвовали всем своим достоянием и привилегиями и даже самой жизнью во имя великого, святого дела. «Не для наград, не для приобретения почестей хотим освободить Россию, – говорили декабристы, – сражаться до последней капли крови: вот наша награда»

Библиографический список

  1. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.): учебное пособие / Под ред. И.Я. Фроянова. – М.: Гардарики, 2002. – 445 с.

  2. Декабристы в воспоминаниях современников / Под ред. В.А. Федорова. – М.: Издательство Московского университета, 1988. – 509 с.

  3. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: учебное пособие / Л.В. Жукова.– М.: Экзамен, 2006. – 527 с.

  4. Зуев М.Н. История России с древности до наших дней: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. – 928 с.

  5. Исаев И.А. История Отечества: учебное пособие / И.А. Исаев. – М.: Юристъ, 1998.– 304 с.

  6. Корнилов В.А. Отечественная история. XIX век.: учебное пособие для педучилищ и педагогических колледжей / В.А. Корнилов, Н.А. Проскурякова, В.Г. Тюкавкин и др. – М.: Агар, 2000. – 522 с.

  7. Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы: учебное пособие / В.В. Мальков. – М.: Высшая школа, 1985. – 528 с.

  8. Милов Л.В. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 544 с.

  9. Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. – 3-е изд., с изменениями. – М.: Мысль, 1985. – 256 с.

  10. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 592 с.

  1. Проблема государственного строительства в русской консервативной печати 70 90-х гг. XIX в

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2006 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.52 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199155, г.
  2. Высшего профессионального образования (5)

    Учебно-методическое пособие
    Отечественная история: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы для студентов 1 курса ) / Сост. О.В. Чикурова. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009.
  3. Программа по дисциплине гсэ. Ф. 03 Всемирная история (1)

    Программа
    Программа по дисциплине “Всемирная история” подготовлена в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические
  4. Программа по дисциплине гсэ. Ф. 03 Всемирная история (2)

    Программа
    Программа по дисциплине “Всемирная история” подготовлена в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 03 Всемирная история (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Всемирная история” подготовлен в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 03 Всемирная история (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Всемирная история” подготовлен в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные
  7. Программа по дисциплине всемирная история для студентов 1 курса очной формы обучения по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»

    Программа
    Программа по дисциплине “Всемирная история” подготовлена в соответствии с требованиями Федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические
  8. Северо-Западный Кавказ в политике Великобритании и Османской империи в последней четверти XVIII 60-x гг. XIX вв

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2008 г. в часов на заседании диссертационного совета Д212.154.09 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, 88, ауд.
  9. Рабочая программа учебная дисциплина История России (до XX века) (первая половина XIX в.) Направление подготовки 030600. 62 История

    Рабочая программа
    Целями освоения дисциплины (модуля) История России первой половины XIX в. являются изложение основных фактов, событий, явлений отечественной истории и формирование у студентов основ для дальнейшего углубленного изучения различных сторон

Другие похожие документы..