Методические материалы по «социологии» для студентов зфо I. Темы семинарских анятий Тема Социальная структура и социальная стратификация (2 ч.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по «СОЦИОЛОГИИ» для студентов ЗФО

I. Темы семинарских анятий

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация (2 ч.)

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества.

2. Марксистская концепция социальной структуры общества.

3. Немарксистские концепции социальной структуры и социальной стратификации.

4. «Социальное дно» и маргиналы. Понятие «андеркласс». Прожиточный минимум и потребительская корзина

5. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе.

Литература

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. И.Г.Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономика», 2004.

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. - Глава 3. – С.62-101.

3. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебник для вузов. – Казань, Изд-во «Карпол», 1997. – Главы 9 и 10. – С.109-150.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. 2-й т. – М.: Инфра-М, 2000. Глава 1. – С.3-75.

5. Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология: курс лекций - Казань: Изд-во ИЭУП, 1999. – Лекция 7. – С.117-129.

6. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: Юнити-Дана, 2002.

7. Маргинальность в современной России. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. (электронная версия этой коллективной монографии имеется на сайте: )

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992

.Тема 6. Социальные институты и социальные организации (2 ч.)

  1. Понятие, виды и функции социальных институтов.

  2. Семья как социальный институт.

  3. Религия как социальный институт.

  4. Образование как социальный институт.

  5. Социальная организация: понятие, виды, функции.

Литература

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. И.Г.Ясавеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экономика», 2004.

2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – Глава 6. – С.190-227

3. Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебник для вузов. – Казань, Изд-во «Карпол», 1997. – Глава 8. – С. 98-108.

4. Крашенинников М.А., Тузиков А.Р. Социология: курс лекций - Казань: Изд-во ИЭУП, 1999. – Лекция 9. – С.145-164

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. 3-й т. – М.: Инфра-М, 2000. Глава 4.- С.135-176.

II. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Объект, предмет и метод социологии

  1. Дайте определение науки социологии. В чем специфика социологического подхода к анализу общества?

  2. Для чего, на Ваш взгляд, необходимо изучение социальной реальности?

  3. По каким параметрам и признакам различаются между собой социальные и гуманитарные науки?

  4. Объясните, какое место занимает социология среди других гуманитарных и социальных наук.

  5. Докажите, что все социальные науки, если судить о предмете этих наук, относятся к разряду поведенческих наук.

  6. Чем различаются между собой эмпирические факты, социальные факты и научные факты? Приведите примеры.

  7. Можно ли на Ваш взгляд говорить о прогрессивном развитии общества? Существуют ли эмпирические доказательства прогресса?

  8. Чем различаются социологическое исследование и социальное обследование?

  9. Что такое первичные данные в социологии и как происходит сбор, обработка и анализ данных?

Тема 2. История становления и развития социологии

  1. Каковы исторические предпосылки зарождения социологии?

  2. На какие периоды делится история мировой социологии. Назовите основных представителей каждого этапа развития социологии.

  3. Какова роль О. Конта в истории социологии?

  4. В чем заключаются особенности социологической теории Г. Спенсера?

  5. Охарактеризуйте два методологических принципа Э.Дюркгейма – натурализм и социологизм.

  6. Какое место занимает в теории Э. Дюркгейма «социальный факт»?

  7. Что собой представляет «понимающая социология» М.Вебера?

  8. Раскройте содержание основных принципов методологии м.Вебера.

  9. Определите сущностные характеристики социальной теории К. Маркса. Почему марксистский вариант социологии именуют критической социологией?

  10. Что такое парадигма и почему в социологии и почему с ее помощью пытаются классифицировать социологические учения?

  11. Как Вы поняли мысль Р.Миллса о том, что современная эпоха – это эпоха социологии?

Тема 3. Общество как социокультурная система

  1. Что такое общество? Можно ли Общество охотников считать обществом?

  2. Назовите параметры, характеризующие общество как систему.

  3. В чем различие между следующими типами обществ: до индустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

  4. К какому типу общества Вы бы отнесли современную Россию?

  5. В чем заключаются особенности системного подхода к анализу общества?

  6. Какова специфика детерминистского подхода к анализу общества?

  7. Какие направления существуют в теории детерминизма? Охарактеризуйте их.

  8. В чем состоят основные принципы функционализма?

  9. Каковы основные положения социологической системы Т. Парсонса?

Тема 4. Социологическая теория личности

  1. В чем заключаются особенности социологического подхода к личности?

  2. Чем отличаются понятия «человек», «индивид» и «личность»?

  3. Каковы основные положения теории личности З. Фрейда?

  4. В чем специфика марксистских подходов к проблеме личности?

  5. На чем базируется социальная теория личности?

  6. Что такое социализация личности?

  7. Какие стадии социализации могут быть выделены?

Тема 5. Социальная структура и социальная стратификация

    1. В чем вы видите главное отличие между марксистской теорией классов и теорией социальной стратификации?

    2. Чем отличаются понятия: класс, страта, социальный статус и социальная роль?

    3. В чем различие между основаниями стратификации у К.Маркса, П. Сорокина, Р. Дарендорфа, М. Вебера?

    4. Что такое профиль стратификации? Почему он различен у США, России, Индии и Швеции?

    5. Чем отличаются различные типы социальной мобильности?

    6. Как формируется социальная структура организации? Какие существуют социальные структуры и как они соотносятся друг с другом?

    7. Что мы понимаем обычно под термином «бюрократия»? В чем состоит современное понимание бюрократической структуры? Как бюрократия влияет на процессы управления организацией?

    8. Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина? Каким образом они характеризуют бедность? Как измеряется прожиточный минимум?

    9. Что такое «андеркласс» и «социальное дно»? Что роднит эти явление?

    10. Раскройте проблему нищенства в дореволюционной и современной России. Расскажите о нем как об особой субкультуре.

Тема 6. Социальные институты и социальные организации

  1. Что такое социальный институт?

  2. В чем причина необычайного разнообразия социальных институтов в современном обществе?

  3. Как связаны между собой социальные группы и социальные институты?

  4. Каким образом происходит процесс институционализации?

  5. В чем значение идеологии для функционирования социального института?

  6. Какие типы функций социальных институтов можно выделить? Как они соотносятся друг с другом?

  7. Почему многие ученые-социологи говорят, что при изучении социальных институтов наиболее важным и трудным моментом является выделение и изучение латентных функций?

  8. Какие признаки могут служить примером экспансии социальных институтов и их автономии по отношению друг к другу?

  9. Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?

  10. Что представляет собой такое явление, как брак? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?

Тема 7. Социальные конфликты

  1. Чем отличается социальный конфликт от других социальных процессов (конкуренции, приспособления, сотрудничества и др.)?

  2. При каких обстоятельствах может возникнуть социальный конфликт?

  3. Приведите примеры: а) личностного конфликта; б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта; г) конфликта с внешней средой?

  4. Какие условия должны быть выполнены при: а) разрешении конфликта; б) локализации конфликта?

  5. Какие можно выделить типы последствий социального конфликта?

  6. В чем особенности социально-трудовых конфликтов в современном российском обществе?

  7. В чем состоит специфика политических конфликтов?

  8. Назовите основные типы политических конфликтов и основные способы их разрешения.

  9. Что такое «протестное движение»? Какие формы оно принимает? Приведите примеры из реальной жизни.

Тема 8. Девиация и социальный контроль

  1. Что такое социальный контроль и почему он является необходимым условием успешного функционирования общества?

  2. Каковы основные способы осуществления социального контроля в обществе или социальной группе?

  3. Оцените возможности применения способов социального контроля (а) в малой группе с неформальными межличностными отношениями (б) в организации, где существуют формальные и неформальные отношения; (в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс).

  4. Каковы формы социальных отклонений, наблюдаемых в обществе?

  5. Как можно оценить индивидуальные и групповые социальные отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкультуры?

  6. В чем состоит основная концепция теории «навешивания ярлыка» и определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения?

  7. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем причина появления такого рода отклонений?

  8. В чем разница между девиантным и деликвентным поведением? Приходилось ли Вам сталкиваться с ними.

  9. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

  10. Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

5

6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ»

  1. Девиантное поведение и его виды.

  2. Действующие лица и динамика социальных конфликтов.

  3. Государство как социальный институт.

  4. Западная классическая социология XIX в.

  5. Исторические предпосылки возникновения социологии. Объект и предмет науки.

  6. Концепция общества в функционализме и индивидуализме.

  7. Марксизм и современная социологическая мысль.

  8. Место и роль социальных институтов в жизни общества.

  9. Методы сбора социологической информации.

  10. О. Конт как родоначальник социологии.

  11. Образование как социальный институт.

  12. Общество и его признаки. Типология обществ.

  13. Органическая социология Г. Спенсера.

  14. Основные концептуальные подходы к понятию девиации.

  15. Основные концепции социального конфликта.

  16. Основные понятия социологии.

  17. Основные социологические парадигмы.

  18. «Понимающая» социология М.Вебера.

  19. Понятие и типология социальных конфликтов.

  20. Понятие социальной структуры и социальной стратификации.

  21. Принципы составления анкеты.

  22. Программа и выборка социологического исследования.

  23. Психоаналитическая ориентация социальных идей З.Фрейда.

  24. Религия как социальный институт.

  25. Семья как социальный институт.

  26. Социализация личности.

  27. Социальная агрессия: формы и средства преодоления.

  28. Социальная мобильность.

  29. Социальный контроль: понятие, виды, механизм действия.

  30. Социальный статус и социальная роль личности.

  31. Социометрический метод Дж.Морено.

  32. Социологическое исследование: понятие и виды.

  33. Социология в системе общественных наук. Структура и функции социологии.

  34. Стратегия разрешения конфликтов.

  35. Теория социокультурной динамики П.А.Сорокина.

  36. Типология социальных структур и стратификационных систем

  37. Характеристика основных концепций социальной структуры общества.

6

  1. Методические материалы по «социологии» для студентов зфо I. Темы семинарских анятий Тема Социальная структура и социальная стратификация (2 ч.) (2)

    Литература
    2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. – М.: Аспект-Пресс, 1995. - Глава 3.

Другие похожие документы..