Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров).

Понятие фактора конкурентоспособности. Производственные, сбытовые, сервисные, рыночные факторы.

Понятие конкурентоспособности товара. Цель оценки. Классификация методов по различным признакам: номенклатура критериев, цель и стадия оценки исходя из жизненного цикла продукции, форма представления данных.

Понятие конкурентного преимущества.

Внутренние преимущества – превосходства, связанные с повышенным качеством (улучшенными показателями качества, новым сырьем, технологией), новой областью применения, с доступной ценой.

Внешние конкурентные преимущества – превосходства, подтвержденные на конкурсах, при экспертизе, добровольной сертификации, профессиональными организациями, авторский надзор за производством известной фирмы.

Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров.

Соответствие международным стандартом как условие допуска товара на внешний рынок.

Соответствие стандартам профессиональных объединений как фактор конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Роль стандартов ИСО 9000 в обеспечении конкурентоспособности.

Роль технического регламента в повышении безопасности товара.

Роль сертификации в повышении конкурентоспособности товара.

Роль добровольной сертификации товаров. Роль сертификации систем качества. Система ХАССП как повышенная гарантия безопасности продовольственных товаров.

Учет имиджа органов по сертификации, подтверждающих соответствие экспортных товаров.

Маркировка СЕ товаров, предназначенных для европейского рынка.

Товароведная экспертиза.

Товароведная экспертиза как важнейший и обязательный вид товарной экспертизы, включающей также санитарно-гигиеническую и ветеринарную экспертизы. Виды товароведной экспертизы: количественная, качественная, ассортиментная и комплексная.

Количественная экспертиза – оценка количественных характеристик товара в товарной партии, единичных экземпляров, комплексных упаковочных единиц. Отличия количественной экспертизы от количественной приемки товаров. Правовая база проведения количественной экспертизы (Гражданский кодекс РФ, ст.465, 461, 483). Понятия о массе брутто, массе нетто.

Качественная экспертиза как оценка качественных характеристик товара для установления соответствия требованиям нормативных документов.

Разновидности качественной экспертизы: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза по комплектности, экспертиза новых товаров, дегустация, экспертиза по договорам. Правила и особенности их проведения.

Ассортиментная экспертиза как оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности, по наименованию, артикулу, товарной марке, указанной в товаросопроводительных документах.

Документальная экспертиза как оценка товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительной, технологической и иных документах.

Комплексная экспертиза как оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Использование комплексной экспертизы в практике комиссионной торговли.

Литература

  1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. - М.: "Норма", 2006.

  2. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. М.: Дашков и К, 2004.

  3. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг» М.: Высшее образование, 2007.

  4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: ЮРАЙТ, 2007.

      1. Экономика организации (предприятия)

Раздел 1. Производственные ресурсы предприятия

Тема 1. Ресурсы предприятия как основа производственной деятельности. Основные производственные ресурсы: основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы.

Основные средства предприятия, их виды и назначение. Классификация по назначению, степени участия в производственном процессе, принадлежности(на праве собственности, аренда и т.д.), сроку полезного использования. Понятие физического и морального износа. Оценка и учет стоимости основных средств. Методы начисления амортизации.

Анализ состояния основных средств. Коэффициенты износа, годности, обновления, выбытия. Показатели эффективности использования основных средств - фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность

Пути повышения эффективности использования основных средств в торговле.

Тема 2. Оборотные средства, понятие. Состав (в материально вещественной форме), структура (по источникам образования).

Анализ оборачиваемости оборотных средств. Показатели эффективности использования (оборачиваемости) - время обращения, число оборотов. Определение потребности в оборотных средствах.

Пути повышения эффективности использования оборотных средств в торговле.

Тема 3. Трудовые ресурсы. Понятие явочная, списочной, среднесписочной численности работников. Коэффициент текучести кадров

Системы оплаты труда (сдельная, повременная, комбинированные). Понятие тарифной системы. Материальное стимулирование. Планирование численности и фонда оплаты труда.

Расходы предприятия на оплату труда. Единый социальный налог. Порядок начисления налога и распределения взносов по фондам социального страхования.

Показатели эффективности использования персонала и средств на оплату труда. Производительность труда в торговле. Пути ее повышения. Подготовка кадров и повышение квалификации

Влияние научно-технического прогресса на повышения производительности труда в торговле.

Раздел 2. Товарооборот и доходы торгового предприятия

Тема 4. Виды товарооборота торговых предприятий - розничный, оптовый, торгово-посреднический.

Розничный товарооборот. Понятие. Структура по видам торговли. Состав по методам продажи, видам расчетов. Значение розничного товарооборота в экономике страны.

Анализ объема и структуры розничного товарооборота - показатели динамики, учет инфляции. Факторы, влияющие на изменение розничного товарооборота. Влияние ценовой политики предприятия на размер товарооборота. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. Планирование (прогнозирование) объема и структуры реализации товаров. Основные ограничители (доходы населения, производственные мощности предприятия, финансовые ресурсы, конкуренция). Балансовая увязка объема реализации товаров, товарных запасов и поступления товара.

Оптовый товарооборот. Понятие. Виды – складской, транзитный с участием в расчетах. Структура по составу покупателей. Анализ объема и структуры товарооборота. Планирование оптового объема товарооборота и его структуры.

Тема 5. Товарное обеспечение товарооборота. Сущность и назначение товарных запасов. Виды товарных запасов по назначению. Время товарного обращения. Показатели измерения - средний запас, запас в днях, .оборачиваемость. Факторы, влияющие на объем товарных ресурсов.

Анализ размера, состава и оборачиваемости товарных запасов. Методы учета стоимости запасов. Оценка влияния состояния товарных запасов на объем и структуру товарооборота. Элементы товарного запаса. Обоснование норматива товарных запасов. Методы расчета. Анализ и планирование поступления и закупки товаров. Баланс товарооборота.

Пути ускорения оборачиваемости товаров в торговле.

Тема 6. Валовой доход предприятия. Понятие. Виды и источники доходов торгового предприятия. Торговая надбавка как основной источник дохода торгового предприятия. Доходы от реализации и внереализационные доходы. Факторы, влияющие на величину доходов. Связь ценовой политики предприятия с уровнем доходов. Расчет доходов на планируемый период.

Раздел 4. Расходы торгового предприятия

Тема 7. Экономическое содержание расходов и издержек обращения торгового предприятия. Классификация расходов – производственные и внереализационные, прямые и косвенные, условно постоянные и условно переменные. Состав производственных расходов по статьям.

Учет и нормирование расходов для целей налогообложения. Нормативы отнесения на себестоимость расходов по страхованию, на рекламу, затрат по оплате процентов за пользование займом, представительских расходов и т.д.

Анализ расходов. Оценка факторов, определяющих общий уровень и структуру расходов.

Планирование (прогнозирование) издержек обращения. Точка безубыточности. Оценка факторов, определяющих общий уровень и структуру издержек обращения.

Налогообложение деятельности торгового предприятия. Налог с продаж, Налог на добавленную стоимость. налог на имущество, дорожные налоги - понятие, определение налогооблагаемой базы, схема начисления налога, ставки налога, порядок учета в расходах предприятия..

Пути снижения расходов торговой организации.

Раздел 5. Прибыль предприятий торговли

Тема 8. Прибыль как основной показатель деятельности коммерческой организации. Прибыль от реализации и других видов деятельности. Валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Основные направления использования прибыли.

Анализ прибыли и рентабельности. Факторы, влияющие на объем прибыли и рентабельности предприятия.

Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности – рентабельность объема реализации, использования капитала, ресурсов. Их экономическая интерпретация и взаимосвязь.

Пути повышения рентабельности торгового предприятия.

Литература

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Экономика организации (предприятия): учебник / под ред. Н.А.Сафронова - М.: Экономистъ», 2006

  2. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия: учебное пособие .- М.; КНОРУС, 2005

  3. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник / Под ред.. Л.А. .Брагина. – М.;ИНФРА-М, 2006

  4. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под. общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.:ИНФРА-М, 2002.

Нормативные документы

  1. Гражданский кодекс РФ. ( гл. 4, 6 ст. 132)

  2. Налоговый кодекс РФ.(гл.2, 21, 24,25, 26)

  3. Трудовой кодекс РФ (гл. 7, 10, 15, 20, 21, 22)

  4. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

  5. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

  6. ГОСТ Р 50 -99 Розничная торговля. Классификация предприятий.

  7. ГОСТ Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Э.С. Хазанович. Экономика предприятия. Учебное пособие Тула 2000 г (гриф УМО по коммерции)

    1. Критерии оценки знаний выпускников по специальности 080111 "Маркетинг"

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из 2 вопросов. На подготовку к ответу по билету выпускнику дается 30 минут, в течение которых можно написать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть написаны понятным почерком с указанием фамилии выпускника. На дополнительные вопросы в процессе ответа выпускник отвечает без подготовки.

Оценка за ответ выставляется по пятибалльной системе.

Критериями оценки ответа являются:

  • "отлично" - получены ответы на все вопросы билета, дополнительные вопросы членов Государственной экзаменационной комиссии, за проявленное мышление, грамотную литературную речь, умение использовать общеэкономическую и специальную терминологию, умение аргументировано защищать свою позицию по дискуссионным проблемам, не имеющим однозначного ответа в современной учебной и научной литературе;

  • "хорошо" - отсутствует полный ответ на один из вопросов билета либо нет ответа на один дополнительный вопрос;

  • "удовлетворительно" - отсутствует ответ на один вопрос билет, и нет четких ответов на дополнительные вопросы.

Таким образом, члены Государственной экзаменационной комиссии выставляют оценки за ответы студента по каждому вопросу билета и каждому дополнительному вопросу. На закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии обсуждается характер ответов студента и выставляется согласованная итоговая оценка. В случае расхождения мнений членов Государственной экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленных членами комиссии, решение Государственной комиссии принимается простым большинством голосов; при равном числе голосов, голос председателя комиссии является решающим.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку по итоговому междисциплинарному экзамену, к защите выпускной квалификационной (дипломной) работы не допускается и отчисляется из университета как не прошедший итоговую государственную аттестацию.

  1. ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКОНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ.

    1. Цели задачи выпускной квалификационной

(дипломной) работы

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна предусматривать комплексный межфункциональный анализ и выработку решения актуальной проблемы управления маркетинговой деятельностью организации (предприятия).

Выпускная квалификационная (дипломная) работа должна показать способности выпускника в выявлении и формулировании проблемы, организации и проведения исследования, получения результатов, их аргументации, а также в обосновании рекомендаций по преодолению реальной проблемы предприятия.

При написании выпускной квалификационной (дипломной) работы студент должен выполнить следующие задачи:

- показать, что владеет достаточным объемом научных знаний и практических навыков, чтобы выполнить серьезное исследование и сформулировать рекомендации к действию;

- провести подробное исследование избранной темы с точки зрения теории и практики маркетинга;

- показать свою способность анализировать и синтезировать теоретические и практические знания и применять их при исследовании выбранной темы;

- показать способность применять знания и навыки, полученные в процессе обучения.

Выпускная квалификационная работа маркетолога представляет собой законченную разработку, в которой решаются маркетинговые задачи по следующим направлениям:

  • организация комплекса маркетинга на предприятии;

  • организационно-методические рекомендации по исследованию теоретических и практических проблем в области маркетинга;

  • анализ и обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития маркетинговой деятельности;

  • определение концептуальных основ развития маркетинговой деятельности на предприятии;

  • обеспечение конкурентоспособности предприятия;

  • информационно-компьютерное обеспечение маркетинговой деятельности организации (предприятия);

  • разработка маркетинговых коммуникационных систем.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа выполняется на фактическом материале конкретных организаций (предприятий). На основе глубокого изучения теоретических вопросов, относящихся к избранной теме работы, и анализа деятельности предприятий и организаций; студент должен показать положительные и отрицательные моменты в работе этих предприятий и организаций, а также выработать рекомендации с учетом проведенного анализа.

Как исключение, выпускная квалификационная (дипломная) работа может носить и теоретический характер, если она содержит глубокое исследование по состоянию рынка товаров и услуг: определение конъюнктуры, вопросов ценообразования, уровня конкуренции, определение покупательских предпочтений, рекламы, каналов товародвижения и т.д.

  1. Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности 080111 «Маркетинг» специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

    Рабочая программа
    Рабочая программа «Мировая экономика» цикла факультативных дисциплин (ФТД) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине компьютерная подготовка (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  4. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 Маркетинг, утвержденного 23 марта 2 г.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины основы системного анализа (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы системного анализа» входит в цикл естественнонаучных дисциплин специальности «Маркетинг», включена в курс подготовки специалистов – экономистов на основании специфики их профессиональной деятельности, отраженной
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Коммерческая деятельность (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих гуманитарных и социально-экономических и общепрофессиональных /специальных дисциплин специализации и является обязательной для 2 курса.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080507 ««Менеджмент организации», 080 «Маркетинг».
  9. Учебно-методический комплекс по социоло

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», 080 «Маркетинг»,

Другие похожие документы..