Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации по специальности 080111 Маркетинг

Управление маркетингом.

Концепция управления предприятием, действующим на принципах маркетинга.

Сущность и механизм управления маркетингом. Маркетинг как рыночная концепция управления производством и реализацией товаров, ориентированная на установленный платежеспособный спрос.

Маркетинг как интегрирующая функция управления предприятием, в конкурентной среде. Создание условий для обеспечения балансов интересов товаропроизводителя и потребителя. Стратегические и оперативные маркетинговые решения. Управление функциями маркетинга.

Окружающая среда маркетинга предприятия.

Внешняя среда (макросреда) предприятия: государственно-административные, социально-демографические, культурные, экономические, международные, природно-экономические, научно-технические факторы. Уровни внешнего окружения: мезосреда (непосредственное окружение предприятия) и макросреда (косвенное окружение).

Особенности стратегии развития

малых, средних и крупных предприятий.

Влияние размера предприятия на условия выживания и укрепление конкурентных позиций.

Стратегии малого предприятия в зависимости от особенностей товара, характера рынка и потенциала роста.

Особенности стратегий роста средних предприятий, в т.ч. специализация, диверсификация и стандартизация товарной продукции.

Типизация крупных предприятий в зависимости от области и профиля основной производственно-хозяйственной деятельности, темпов роста, прибыльности, выбора стратегий роста.

Матрица И. Ансоффа, матрица внешних приобретений, новая матрица БКГ (эффект затрат, эффект диверсификации).

Поглощение и слияние как инструмент развития СХП. Вертикальные и горизонтальные интегративные стратегии.

Управление маркетингом на корпоративном уровне.

Стратегии хозяйственного портфеля.

Понятие стратегического хозяйственного портфеля (СХП) или стратегических зон хозяйствования. Хозяйственный портфель как инструмент стратегического планирования и управления производственно-коммерческой деятельностью предприятия.

Планирование товарного ассортимента. Матрица БКТ.

Матрица Мак-Кинзи - "привлекательность рынка/перспективы роста" в разработке маркетинговых стратегий предприятия. Наступательная стратегия, оборонительная стратегия, стратегия ухода или прекращения инвестирования.

Стратегии роста предприятий.

Матрица И. Ансоффа, матрица внешних приобретений, новая матрица БКГ (эффект затрат, эффект диверсификации).

Поглощение и слияние как инструмент развития СХП. Вертикальные и горизонтальные интегративные стратегии.

Конкуренция и конкурентные преимущества.

Понятие конкретного преимущества. Внешнее конкурентное преимущество, пути его достижения. Стратегия дифференциации. Внутреннее конкурентное преимущество, пути его достижения. Стратегия доминирования по издержкам.

Модель конкурентных сил М. Портера. Угрозы со стороны действующих предприятий. Возможность появления новых предприятий-конкурентов. Угроза появления товаров заменителей. Угроза со стороны потребителей и поставщиков.

Конкурентные преимущества как концентрированное проявление превосходства над предприятиями-конкурентами в экономической, производственной, научно-технической, инновационной и организационной деятельности.

Основные показатели и оценка конкурентных преимуществ: дополнительная прибыль, высокая рентабельность производственно-коммерческой деятельности, заметная доля рынка, рост объема продаж, быстрая реакция на инновационные процессы путем выпуска новых товаров и др.

Управление маркетингом на инструментальном уровне.

Управление товаром.

Показатели конкурентоспособности товара. Подходы к ее оценке. Маркетинговые решения по товарам. Конкурентоспособность товара. Управление ЖЦТ.

Создание нового товара как основа товарной политики предприятия. Понятие нового товара: «пионерный» уникальный товар, товар с новыми потребительными характеристиками, созданный на основе старой товарной системы, товар рыночной новизны, товар, удовлетворяющий известную потребность на качественно новой основе благодаря применению новейших технологий.

Товарные стратегии модернизации, модификации, диверсификации, стандартизации.

Управление инновационными процессами на предприятии.

Разработка оптимального ассортимента (номенклатуры, типорядов) товаров. Понятие широты и глубины ассортимента и его безубыточности.

Создание товарных систем и организация системных продаж. Марочные стратегии и марочные технологии.

Управление ценовой политикой.

Затратное ценообразование, ориентированное на полные, прямые, усредненные, стандартные, предельные издержки. Метод установления целевой цены или целевой нормы прибыли.

Ориентация на ценового лидера, конкуренция, среднеотраслевые цены, другие способы административного ценообразования.

Установление цен с ориентацией на спрос с учетом эластичности спроса. Ценовая дискриминация: по поведению покупателя, по вариантам товара, по месту и времени продаж.

Ценовые стратегии предприятия при решении коммерческих задач. При выходе на новый рынок, при выводе нового товара. Стратегия «снятия сливок» при установлении цен на пионерные (уникальные) товары. Стратегия прохода по сегментам рынка.

Дифференцированное ценообразование. Психологическое ценообразование. Ценовая конкуренция. Понятие демпинга. Антидемпинговые процедуры как средство защиты национальных производителей от недобросовестной конкуренции экспортеров товаров.

Управление распределением.

Маркетинговые решения по распределению. Распределение товаров через систему независимых посредников, коммерческих агентов. Критерии выбора и оценка рентабельности каналов. Коммуникативные стратегии в системе продвижения товара по сбытовой сети от товаропроизводителя до потребителя. Преимущества и недостатки методов протягивания и проталкивания.

Управление конфликтами и развитие маркетинга отношений в каналах распределения.

Управление маркетинговыми коммуникациями.

Маркетинговые коммуникации предприятия. Безличные и личные контакты. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Факторы эффективности товарной рекламы: нацеленность на рыночный сегмент, соответствие товара требованиям рынка, правдивость информации и др. Методы оценки эффективности рекламы.

Паблик рилейшнз: цели, функции (информационная, престижная, барьерная, предрекламная, напоминающая).

Позиционирование товара.

Позиционирование как основа восприятия товара и предприятия целевыми покупателями. Основания для позиционирования, подходы к их выбору. Карты позиционирования.

Товарный знак как элемент продвижения товара.

Функции товарного знака. Использование товарного знака в продвижении товара. Бренд как способ создания долгосрочного покупательского предпочтения.

Маркетинговое планирование.

Стратегический план маркетинга - один из разделов стратегического плана организации. Основы разработки стратегического плана и его этапы: определение цели миссии; аудит маркетинга; формирование целей маркетинга; выбор стратегий маркетинга; разработка структуры программы реализации стратегии; разработка планов выполнения программы стратегии маркетинга; разработка бюджета маркетинга; контроль.

Отличие тактического плана маркетинга от стратегического. Связь тактического плана с разработкой и реализацией целей предприятия на конкретном рынке, по конкретному ассортименту товаров в заданный отрезок времени. Связь задачи тактического плана маркетинга с текущими задачами маркетинговой деятельности предприятия.

Литература

  1. Вуд М.Б.Маркетинговый план: практическое руководство по разработке. М.: Изд.дом «Вильямс», 2007.

  2. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во Эксмо, 2007.

  3. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 3-е издание. -СПб.: Питер, 2005.

  4. Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.

  5. МакДональд М. Планы маркетинга. М.: Изд.дом «Технология», 2004.

  6. Маркетинг: учебник /колл. авторов под ред. проф. Парамоновой Т.Н..- М.: КНОРУС, 2008.

  7. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов (3-е издание). М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  8. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  9. Портер М. Конкуренция. М.: Изд.дом «Вильямс», 2006.

  10. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. (Учебники для программы МБА).

  11. Уолкер-младший О. Маркетинговая стратегия. Курс МБА. М.: Вершина, 2006.

1.2.3. Товароведение и экспертиза товаров

Объект, предмет и задачи товароведения.

Объект товароведения – товар. Предмет товароведения – потребительная стоимость товара. Две стороны товара: потребительная стоимость и стоимость, их взаимосвязь, потребности, удовлетворяемые потребительскими товарами. Влияние динамики потребительной стоимости на формирование потребительных стоимостей. Модель исходной ситуации потребления. Сущность и определения основных терминов товароведения: «товар», «потребительная стоимость», «качество», «информация о товаре». Связь товароведения с другими науками. Задачи товароведения в условиях рыночной экономики.

Классификация товаров.

Классификация как разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Общие принципы и правила классификации. Признаки классификации: сырьевой, технологический, рецептурный, компонентный, структурный. Иерархический метод классификации (суть метода, ступень классификации, глубина классификации, примеры). Фасетный метод классификации (суть метода, отличительные особенности). Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере одной из групп товаров).

Ассортимент товаров.

Ассортимент товаров (определение). Товарная номенклатура (определение). Виды ассортимента ( промышленный и торговый, простой и сложный, групповой и развернутый). Принципы формирования ассортимента. Факторы формирования ассортимента. Показатели ассортимента (широта, структура, полнота, устойчивость, обновляемость) как характеристика сбалансированности спроса и предложения. Управление ассортиментом. Ассортиментная политика (сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация). Факторы формирования ассортимента: общие, специфические.

Виды и средства информации о товаре.

Виды товарной информации (основополагающая, коммерческая, потребительская). Способы (средства) доведения информации до потребителя (маркировка, технические документы, нормативные документы, справочные данные, реклама и пропаганда). Маркировка товаров: понятие, назначение, производственная и торговая маркировки. Товарные знаки. Штриховое кодирование.

Товаросопроводительные документы, информирующие о количестве и качестве товаров. Эксплуатационная документация на товары. Рекламно-справочная информация о товаре.

Требования, предъявляемые к средствам информации о товаре (достоверность, доступность, достаточность) Правовые основы информационного обеспечения потребителей.

Основы оценки и формирования качества товара.

Требования к товарам. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества. Требования, предъявляемые к номенклатуре. Типовая и развернутая номенклатура показателей качества товаров. Общая характеристика показателей свойств (качества): социального и функционального назначения, надежности, эргономических, эстетических, экологических свойств, безопасности и экономичности. Их значения в формировании качества и конкурентоспособности товаров.

Факторы формирующие и сохраняющие качество товара.

Факторы, формирующие качество товара: понятие о факторах и условиях, влияющих на качество товаров. Роль сырья и материалов, конструкции изделий, технологических процессов, человеческого фактора.

Факторы, влияющие на сохранение качества товаров: внешние, физико-химические, механические и биологические воздействия. Общие методы и принципы защиты товаров от воздействия внешних разрушающих факторов.

Условия сохранности (хранения) товаров: температурный и влажностный режим, размещение товара на складе, санитарно-гигиеническое состояние склада. Влияние тары и упаковочных материалов на сохранность товаров. Влияние условий транспортирования на сохранность товаров.

Методы оценки качества товаров.

Методы определения значений показателей качества: объективный и эвристический.

Объективные методы: измерительный (механический, физический, химический, биологический), регистрационный, расчетный. Их достоинства и недостатки, область применения и пути совершенствования.

Субъективные (эвристические): органолептический (визуальный, вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой), экспертный, социологический. Их достоинства и недостатки, области применения, пути совершенствования.

Дефекты товара: классификация, методы обнаружения. Причины возникновения дефектов и пути их устранения или утилизации.

Виды контроля товаров, их характеристика. Градация товаров по качеству (сорта, группа качества, группа сложности и пр.). Организация контроля качества товаров в торговле.

Оценка уровня качества товаров: методы оценки (дифференциальный, комплексный, смешанный). Влияние уровня качества при формировании цены.

Конкурентоспособность товаров: понятие, общая характеристика критериев конкурентоспособности. Характеристика товарных критериев – качества (уровень качества, наличие сертификата качества, потребительская новизна, имидж) и цены потребителя. Интегральный показатель качества.

Фальсификация товаров: понятие. Фальсификация как одно из последствий идентификации. Экономические, социальные и правовые последствия фальсификации. Виды фальсификации: ассортиментная, качественная, количественная. Методы обнаружения и меры предотвращения фальсификации.

  1. Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для специальности 080111 «Маркетинг» специализация 15 «Организация маркетинга на предприятии» цикл дисциплин факультативы (фтд)

    Рабочая программа
    Рабочая программа «Мировая экономика» цикла факультативных дисциплин (ФТД) составлена на основании требований Государственного Образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровня
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «основы маркетинга» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы маркетинга»: учебное пособие по изучению курса для студентов специальности 080 Маркетинг. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине компьютерная подготовка (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  4. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» Учебное пособие

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 Маркетинг, утвержденного 23 марта 2 г.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины основы системного анализа (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Основы системного анализа» входит в цикл естественнонаучных дисциплин специальности «Маркетинг», включена в курс подготовки специалистов – экономистов на основании специфики их профессиональной деятельности, отраженной
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Коммерческая деятельность (название)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина входит в федеральный компонент общих гуманитарных и социально-экономических и общепрофессиональных /специальных дисциплин специализации и является обязательной для 2 курса.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебным планом специальности 080507 ««Менеджмент организации», 080 «Маркетинг».
  9. Учебно-методический комплекс по социоло

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по социологии составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080507 «Менеджмент организации», 080 «Маркетинг»,

Другие похожие документы..