Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 1.Общие закономерности роста и развития детей и подростков:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Прикладное значение антропометрических исследований.

2. Понятие роста и развития. Закономерности онтогенетического развития.

3. Периоды развития организма. Рост и пропорции тела на разных этапах развития.

4. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения. Сенситивные периоды развития ребенка.

Тема 2. Развитие регуляторных систем организма в онтогенезе. Гуморальная регуляция. Гормоны:

1. Возрастные особенности структуры и функций нервной системы.

2. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

3. Влияние различных гормонов на рост и развитие детей и подростков.

4. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Тема 3. Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата:

  1. Развитие опорно-двигательного аппарата (ОДА) в онтогенезе.

  2. Возрастные особенности развития мышечной системы.

  3. Понятие о физической работоспособности. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему детей и подростков.

4. Двигательная активность. Понятие о статическом напряжении. Влияние двигательной активности на развитие опорно-двигательного аппарата

Тема 4. Развитие в онтогенезе органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

1. Возрастные особенности пищеварительного тракта.

2. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Тематика семинарских занятий (2 часа)

1. Антропометрические методы исследования.

Вопросы, рассматриваемые на семинарском занятии

Тема 1. Антропометрические методы исследования(фронтальный опрос)

  1. Дайте определение физического развития.

  2. Темпы физического развития.

  3. Двигательная активность и ее составные компоненты.

  4. Основные методы определение физического развития.

  5. Дайте определение биологическому возрасту.

  6. Какими методами определяется биологический возраст человека.

Варианты практических заданий для семинарского занятия

Работа № 1. Антропометрия (соматометрия).

Ход работы:

1.1.Рост стоя измеряется ростомером. Испытуемый находится в положении смирно, выпрямив грудь, подобрав живот, касаясь тремя точками тела вертикальной планки ростомера (пятками, ягодицами и лопатками). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне (табл. 1).

Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Обследуемый становится на середину площадки весов, стоит спокойно, при этом точность взвешивания составляет 50 грамм (табл. 1).

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. При отведенных в сторону руках сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди – по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами. Для оценки уровня физического развития достаточно зафиксировать показатель в покое.

Таблица 1

Средние показатели длины и массы тела, ОГК (M ± δ)

Возраст, лет

Рост, см

Масса, кг

Окружность грудной клетки, см

М

Ж

М

Ж

М

Ж

18

172,3

162,1

67,6

56,8

-

-

18-20

173,6

162,8

70,2

57,1

87,8

81,1

22

174,7

163,2

71,8

57,3

-

-

1.2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) состоит из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и тренированности. Обследуемый делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вдохнув, медленно выдыхает в трубку спирометра до отказа. Процедура повторяется 3 раза, фиксируется наилучший результат (табл. 2).

1.3. Частота сердечных сокращений (ЧСС) зависит от возраста, индивидуальных особенностей и типа регуляции. У людей с преобладанием симпатической регуляции наблюдается тенденция к учащению пульса (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции – урежение ЧСС (брадикардия). ЧСС уменьшается с возрастом и подвержена суточным колебаниям (биоритмам). Например, во время сна она снижается на 3-7 и более ударов, после приема пищи обычно возрастает. Частота сердечных сокращений подсчитывается на лучевой артерии за одну минуту. Пальпация осуществляется с тыльной стороны руки, на лучезапястном суставе (табл. 3).

1.4. Артериальное давление (АДС и АДД) определяется общепринятым способом по методу А. Короткова с помощью манжетного тонометра после 10 минут отдыха в положении сидя на правой руке. Измерения проводятся не менее 3 раз, фиксируется последний показатель. Артериальное давление также зависит от факторов внешней среды. Например, во время сна его показатели снижаются, при интенсивной физической нагрузке или после курения повышаются на 10-20 мм рт. ст. (табл. 3).

Таблица 2

Средние показатели ЖЕЛ

Пол

ЖЕЛ, л

Мужчина

3800-4200

Женщины

3000-3500

Таблица 3

Средние показатели артериального давления и ЧСС

Возраст, лет

АДС мм рт.ст.

АДД мм рт.ст.

ЧСС уд/мин

17-49

90-130

60-85

60-80

50-69

90-140

60-85

60-80

Задание 1. Произвести измерения длины и массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы и основных физиометрических показателей. Полученные данные внести в протокол № 1.

Задание 2. Оценка физического развития. С помощью полученных в ходе антропометрического исследования данных, рассчитать индексы физического развития. Расчетные показатели занести в протокол № 2.

Протокол № 1

Показатели физического развития

Рост, см

Масса, кг

ОГК, см

Сила кисти, кг

ЧСС уд/мин

АД мм рт.ст.

прав.

лев.

АДС

АДД

Для определения степени развития дыхательной функции грудной клетки вычисляется жизненный показатель:

ЖИ = ЖЕЛ : M, где

ЖЕЛ – жизненная емкость легких, мл

M – масса тела, в кг

Оценка результатов. Чем выше показатель, тем лучше развита дыхательная функция грудной клетки. У мужчин данный индекс должен быть не менее 65-70 мл/кг, у женщин – не менее 55-60 мл/кг.

Индекс Руфье – определяет резерв середчно-сосудистой системы:

ИР = (ЧСС х АДС) : 100, где

ЧСС – частота сердечных сокращений;

АДС – систолическое артериальное давление

Оценка результатов. 80,0 и ≤ - высокие;

81,0-90,0 – средние;

от 91,0 и ≤ - низкие.

Коэффициент выносливости (КВ) характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Рассчитывается по формуле Кваса:

КВ = (ЧСС х 10) : ПД, где

ЧСС – частота сердечных сокращений;

ПД – пульсовое давление

ПД = АДС - АДД

Оценка результатов. В норме КВ = 16. Увеличение этого значения указывает на ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшение значения – на усиление

ПД в норме должен равняться 40-45. Если ПД ниже указанной цифры, то это свидетельствует о напряжении сердечно-сосудистой системы и возникновении утомления.

Протокол № 2

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..