Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

II. Задания с несколькими правильными ответами (от нуля до пяти)

1. **Возбуждающий постсинаптический потенциал отличается от потенциала действия:

а) длительностью;

б) амплитудой;

в) дальностью распространения;

г) временем затухания;

д) скоростью распространения

2. *Симпатическая нервная система:

а) помогает организму справляться со стрессом;

б) расширяет зрачки;

в) повышает активность кишечника;

г) стимулирует выработку адреналина;

д) понижает частоту сердечного ритма

3. *Для аксона человека характерны:

а) длинный отросток нейрона;

б) миелиновая оболочка;

в) длина более двух метров;

г) отсутсвие у некоторых аксонов миелиновой оболочки;

д) проведение нервного импульса, не зависящее от диаметра аксона;

4. *Гипофиз:

а) состоит из одной доли;

б) состоит из нескольких долей;

в) не связан с таламусом;

г) не связан с гипоталамусом;

д) состоит из нервной и железистой тканей;

III. Задания на определение правильности суждения

1. *Чем тоще нервное волокно, тем медленнее оно проводит нервные импульсы

2. *Все отростки нейронов выполняют одинаковые функции.

3. *Тела нейронов образуют серое вещество коры и ядра в белом веществе.

4. *Синапс – это контакт только между окончанием аксона и дендритом.

IV. Задания с подбором терминов к соответствующим определениям.

1. *Фоторецепторы сетчатки глаза, обеспечивающие сумеречное зрение - …

2. *Короткий ветвящийся отросток нейрона - …

3. *Парасимпатический нерв, иннервирующий органы грудной и брюшной полостей, называется…

4. *Местный нервный процесс, приводящий к угнетению или предупреждению возбуждения…

ОТВЕТЫ-КЛЮЧИ:

Задание I. 1 – г; 2 – г; 3 – в; 4 – а; 5 – в; 6 – в; 7 – г; 8 – в; 9 – г; 10 – б; 11 – а; 12 – а; 13 – а; 14 – б; 15 – в; 16 – в; 17 – а; 18 – г.

Задание II. 1 – все ответы; 2 – а, б, г; 3 – а, б, д; 4 – б, в, д.

Задание III. Правильные суждения – 3.

Задание IV. 1 – палочки; 2 – дендрит; 3 – блуждающий; 4 – торможение.

Оценка результатов:

От 0до 15 баллов – удовлетворительно;

От 15 до 28 баллов – хорошо;

От 28 до 34 баллов - отлично

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

I. Задания с одним правильным ответом.

1. *Процесс окостенения скелета протекает в период:

а) до рождения;

б) до 7 лет;

в) весь период развития организма

г) до 20 лет

2. **Суставы формируются в следующем периоде:

а) на 6-11-й неделе эмбрионального развития;

б) на 9-м месяце внутриутробного развития;

в) в течение первого месяца жизни;

г) в течение первого года жизни;

3. *Позвоночник новорожденного состоит из:

а) 28 позвонков;

б) 36 позвонков;

в) 32 позвонков;

г) 30 позвонков

4. * «Роднички» имеют следующее значение:

а) играют роль соединительных полостей;

б) участвуют в психическом развитии ребенка;

в) играют роль в процессе родов;

г) участвуют в развитии речи

5. *Мышцы человека развиваются из:

а) мезодермы;

б) энтодермы;

в) эктодермы;

г) миотомы

6. *На окончательное формирование свойств мышц влияет:

а) гормональный фон;

б) двигательная активность;

в) гормональный фон, двигательная активность и генетические факторы;

г) генетический фактор

7. *Снижение двигательной активности приводит к:

а) гипокензии;

б) гиподинамии;

в) гиподинамии и гипокензии;

г) нарушению осанки

8. **Мышечные сокращения инициируются следующими ионами:

а) Н+;

б) Mg2+;

в) Ca2+;

г) Fe2+

9. *Мышечные ткани делятся на следующие группы:

а) гладкие, сердечные, поперечнополосатые;

б) гладкие, косоиссеченные, сердечные;

в) гладкие, косоиссеченные, поперечнополосатые;

г) эпителиально-мышечные, сердечные, гладкие

10. *У ребенка первой образуется кривизна:

а) поясничная;

б) крестцовая;

в) грудная;

г) шейная

II. Задания с несколькими правильными ответами (от нуля до пяти)

1. **Какие утверждения, касающиеся диафиза трубчатой кости, являются неверными:

а) в центре остеона располагается канал;

б) остеон образован концентрическими пластинами;

в) вставочные пластинки – остатки старых остеонов;

г) Гаверсов канал расположен перпендикулярно длине кости;

д) остеоциты - располагаются в лакунах

2. *Гладкая мышца:

а) не содержит актина и миозина;

б) содержит только актин;

в) содержит только миозин;

г) содержит актин и тропонин;

д) не использует АТФ

3. **Для сердечной мышцы характерны следующие признаки:

а) состоит из поперечнополосатых цилиндрических волокон;

б) состоит из поперечнополосатых волокон переплетенных между собой;

в) сокращается непроизвольно;

г) иннервируется симпатической нервной системой;

д) иннервируется вегетативной нервной системой

4. **Какие из утверждений, касающихся сухожилия, неверны:

а) образовано плотной неоформленной соединительной тканью;

б) образовано рыхлой неоформленной соединительной тканью;

в) преобладают коллагеновые волокна;

г) преобладают эластические волокна;

д) волокна преобладают над аморфным веществом;

е) фибробласты разделяют между собой пучки коллагена

III. Задания на определение правильности суждения

1. *Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные

2. *Скелет человека состоит из позвоночника, грудной клетки, поясов верхних и нижних конечностей.

IV. Задания с подбором терминов к соответствующим определениям.

1. *Тонкая соединительнотканная пленка, покрывающая мышцы - …

2. *Суставные концы каждой трубчатой кости, состоящие из губчатого вещества, содержащие красный костный мозг - …

3. *Учение о строении, происхождении и функционировании мышц - …

4. *Учение о костях и их соединениях - …

5. *Мышца, пучки которой имеют циркулярное направление - …

ОТВЕТЫ-КЛЮЧИ:

Задание I. 1 – в; 2 – а; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – в; 7 – б; 8 – в; 9 – а; 10 – г.

Задание II. 1 – г; 2 – все ответы не верны; 3 – б, в, д; 4 – а, б, г.

Задание III. Правильные суждения – 1; 2.

Задание IV. 1 – фасция; 2 – эпифиз; 3 – миология; 4 – остеология; 5 - сфинктеры.

Оценка результатов:

От 0 до 10 баллов – удовлетворительно;

От 10 до 18 баллов – хорошо;

От 18 до 26 баллов – отлично

3.2.2. Итоговый контроль

Формы итогового контроля: зачет.

Содержание контрольных мероприятий

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Значение данной дисциплины для других областей науки.

  1. Основные методы исследований в возрастной анатомии и физиологии.

  2. Основные закономерности развития детского организма. Гомеостаз. Возрастная периодизация.

  3. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии определения биологического возраста на разных возрастных этапах онтогенеза.

  4. Понятие о сенситивных и критических периодах.

  5. Физическое развитие, основные показатели здоровья. Прикладное значение антропометрических исследований

  6. Развитие нервной системы в онтогенезе. Особенности нервной системы в детском возрасте. Анатомо-физиологические особенности мозга.

  7. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь.

  8. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

  9. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

  10. Понятие о рефлексах. Условия и механизм образования условного рефлекса. Процессы торможения условных рефлексов (внешнее и внутренне торможение).

  11. Возрастные особенности пищеварительной системы детей и подростков.

  12. Возрастные особенности обмена веществ и энергии.

  13. Развитие гуморальной системы в онтогенезе.

  14. Понятие о гормонах. Действие гормонов на функциональные системы растущего организма.

  15. Стадии полового созревания. Половое воспитания в системе современного образования.

  16. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности состава костей.

  17. Череп. Морфологические изменения костей черепа на разных этапах онтогенеза.

  18. Мышцы. Развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте.

  19. Двигательная активность, статическое напряжение. Физическая работоспособность.

  20. Реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки в разные возрастные периоды.

  21. Динамика умственной работоспособности учащихся разных возрастных групп (дневная, недельная и годовая). Методы изучения умственной работоспособности детей и подростков в процессе учебной деятельности.

  22. Гигиена нервной системы детей и подростков (стресс и его влияние на здоровье). Возрастные особенности сенсорных систем детского организма. Гигиена анализаторов.

  23. Мотивации и эмоции.

  24. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе (к расписанию учебных занятий, к воздушному и световому режиму школьных помещений, продолжительность урока, подготовка домашних заданий).

  25. Возрастные особенности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯСТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В курсе рассматриваются закономерности роста и развития детского организма, возрастные морфофункциональные особенности деятельности его различных органов и систем.

Цель курса – формирование у студентов такого подхода к педагогическому процессу, который способствует сохранению, укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни учащихся в процессе их обучения в школе.

Задачи курса состоят в том, чтобы познакомить студентов с особенностями развития детского организма, физиологическими процессами, сопровождающими определенные этапы онтогенеза; сформировать навыки проведения антропометрических исследований; мотивировать студентов на осуществление мероприятий по сохранению и укреплению не только своего здоровья, но и здоровья их будущих учеников.

Структура курса предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Целью семинарских занятий является получение и закрепление знаний об основных процессах, протекающих в организме детей на разных этапах онтогенеза; закономерностях развития организма детей и подростков; особенностях условий нормального развития подрастающего поколения в современных социо-культурных условиях. При изучении дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» студенты должны опираться на знания, полученные ими при изучении таких дисциплин, как анатомия человека, физиология человека и животных, валеология, основы медицинских знаний.

Основные задачи семинарских занятий:

1. Изучение студентами структуры, предмета, задач и методов возрастной анатомии и физиологии;

2. Изучение основных закономерностей онтогенетического развития, основных процессов, происходящих на определенных возрастных этапах;

3. Овладение студентами навыками антропометрических измерений.

В ходе подготовки к семинарским занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой и новыми публикациями в периодических изданиях: журналы, газеты и т.д. При этом необходимо учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Работа с литературой предполагает дорабатывание лекционного материала и работу по вопросам для самостоятельного изучения. Дополняется конспект лекции, делаются соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

Рекомендации по выполнению домашних заданий: к домашним заданиям относятся составление терминологического словаря, задания для внеаудиторной самостоятельной работы (практические задания, постановка опытов). Выполнение домашних заданий предусматривает работу с дополнительной литературой. Для выполнения практических самостоятельных заданий дается четкая инструкция с описанием материалов и оборудования, ходом выполнения заданий. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется на семинарских занятиях.

Тестовые задания, предусмотренные итогового (зачет) контроля, проводятся с целью определения уровня усвоения учебного материала при выведении зачетной оценки. В каждом разделе имеются задания двух уровней сложности, отмеченные условными знаками: * - первый уровень; ** - второй уровень.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству набранных в сумме баллов. Количество баллов при правильном ответе соответствует числу звездочек (* - 1 балл; ** - 2 балла). Зачет считается успешно сданным, если студент получил по результатам тестирования более 60 баллов.

Тематика лекционных занятий (8 часов)

1. Общие закономерности роста и развития детей и подростков. (2 часа).

2. Развитие регуляторных систем организма в онтогенезе. Гуморальная регуляция. Гормоны. (2 часа).

3. Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата. (2 часа).

4. Развитие в онтогенезе органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем (2 часа).

Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..