Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)

1.2.2. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Возрастная анатомия и физиология (72 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология» по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Вид

Форма доступа

Рекомендуемое

использование

Потребность

Альтернатив. замены

Отв.

Стоимость

1

Конспект

лекций

Электронный

(Word).

Ресурсный центр.

Очная, вечерняя, заочная формы – электронный.

2

Электронная

библиотека

Электронный

(Word).

Ресурсный центр.

Библиотека.

Очная, вечерняя, заочная формы – электронный.

3

Видеофильмы

Видеокассеты, CD, DVD

Ресурсный центр.

Кафедра биологии и химии

Все формы – видео, электронный

4

Мультимедийные материалы

CD, DVD

Ресурсный центр.

Кафедра биологии и химии

Все формы – электронный

1.2.3. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Возрастная анатомия и физиология (72 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология» по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Кол-во

Форма

Использования

Ответственный

Аудитория № 5

1

Видеопроектор

1

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий, учебных и научных видеоматериалов

Аудитория № 5, 14

2

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

1

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий, учебных и научных видеофильмов

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

2.1. Печатные дидактические материалы

Обязательная литература

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст] / М.М. Безруких, Фарбер Д.А. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с. ISBN 978-5-7695-3742-4

2. Любимова, З.В. Возрастная физиология [Текст]: учебник для вузов. / Э.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. В 2 Ч. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 304 с. – ISBN 5-691-01172-3

3. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст]: учебное пособие для пед. вузов. / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 376 с. ISBN 978-5-222-12011

4.Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) [Текст]: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., стер. - М., 1999. – 448 с.

5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учебное пособие для пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с. – ISBN 5-7695-0905-8

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст] / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – 134 с.

3. Айзман, Р.И. Подготовка ребенка к школе [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман. – М., 1991. – 136 с.

4. Баранов, А.А. Здоровье школьников (Пути укрепления) [Текст] / А.А. Баранов, Н.А. Матвеев. – Красноярск, 1989. – 169 с.

5. Вольф, Н.В. Физиология центральной нервной системы в тезисах и иллюстрациях [Текст]: учебное пособие / Н.В. Вольф. - Новосибирск, 2007. – 80 с. – ISBN 5-94356-438-1

6. Жафярова, С.А. Основные закономерности роста и развития детей и подростков [Текст] / С.А. Жафярова, Н.Ф. Лысова. – Новосибирск, 1997. – 54 с.

7. Жафярова, С.А. Конституциональные особенности детей и подростков [Текст] / С.А. Жафярова. – Новосибирск, 1998. – 38 с.

8. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины, определения [Текст]: учебное пособие / В.В. Колбанов. - СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с. – ISBN 5-88977-038-1

9. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем [Текст] / Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – 718 с.

10. Физиология дыхания [Текст]: учебно-методическое пособие / Под ред. В.А. Лавриненко. - Новосибирск, 2007. – 62 с.

11. Физиология кровообращения [Текст]: методическое пособие / Под ред. В.А. Лавриненко. - Новосибирск, 2007. – 36 с.

12. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты [Текст]: монография / А.Г. Щедрина. - Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2007. – 144 с. – ISBN 978-5-94-931-020-7

2.2. Электронные дидактические материалы

1. Беликова Р.М.. Возрастная анатомия и физиология. Слайды - мультимедиа.

2. Беликова Р.М. Электронный вариант курса лекций по возрастной анатомии и физиологии.

3. ТСО. Видеофильмы: «ВВС. Тайны человеческого тела». Ч. 1-6.

4. Оборудование для антропометрических исследований: весы, ростомер, спирометры, динамометр, тонометры.

3.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.2.1. Текущий контроль

Формы текущего контроля: ответы на семинарских занятиях, конспекты, ведение терминологического словаря, выполнение внеаудиторных практических заданий.

Содержание текущих контрольных мероприятий: примерный перечень тем для составления конспектов и заданий для лабораторных занятий представлен в методических рекомендациях для студентов (см. п. 4.1.).

ОБРАЗЦЫ ОБУЧАЮЩИХ ТЕСТОВ

Общие закономерности роста и развития детей и подростков

I. Задания с одним правильным ответом.

1. **Период развития, характеризующийся наибольшей чувствительностью организма к воздействию среды:

а) сенситивный;

б) критический;

в) онтогенетический;

г) филогенетический

2. *Гомеостаз – это…

а) процесс саморегуляции функций организма;

б) поддержание постоянной температуры тела;

в) постоянство внутренней среды и физиологических функций организма;

г) координация деятельности организма с помощью гормонов

3. *Регуляция функций в организме осуществляется:

а) центральной нервной системой;

б) вегетативной нервной системой;

в) эндокринной системой;

г) нервной и гуморальной системами

4. **К дифференцировочным процессам относятся:

а) рост;

б) развития;

в) гетерохрония;

г) появление специализированных структур

5. *Принцип развития детского организма:

а) гетерохронии;

б) ретардации;

в) акселерации;

г) системогенеза

6. *Первый «полуростовой» скачек наступает:

а) в 6 месяцев;

б) в 3 года;

в) в 7 лет;

г) в 10 лет

7. **Определение пола человека возможно:

а) при образовании гамет;

б) на стадии гаструлы;

в) при образовании зиготы;

г) на стадии бластула

8. *В пренатальный период входит:

а) постнатальный период;

б) препубертатный период;

в) пубертатный период;

г) плодный период

9. *Факторами акселерации не являются:

а) гетерохрония

б) улучшение питания;

в) урбанизация;

г) сексуализирующее влияние прессы и телевидения;

10. **Онтогенез – это…

а) один из критических периодов развития;

б) индивидуальное развитие морфофизиологических функций организма;

в) ускорение темпов роста и развития;

г) замедление темпов роста и развития

11.**Кожа, нервная система, органы чувств образуются из:

а) мезодермы;

б) эктодермы;

в) энтодермы;

г) разных зародышевых листков

12.**Пищеварительный канал, пищеварительные железы и легкие образуются из:

а) мезодермы;

б) эктодермы;

в) энтодермы;

г) разных зародышевых листков

II. Задания с подбором терминов к соответствующим определениям.

1. *Феномен ускорения темпов индивидуального развития по сравнению с предшествующими поколениями, наблюдаемый во всех странах мира - …

2. *Явление противоположное акселерации, тенденция замедления развития детей и подростков, появившаяся в 90-е годы прошлого века - …

3. *Появление специализированных структур нового качества их мало специализированных клеток-предшественниц - …

4. *Качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов и приводят к качественным и количественным изменениям функций организма - …

ОТВЕТЫ-КЛЮЧИ:

Задание I. 1 – б; 2 – в; 3 – г; 4 – г; 5 – а; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – в.

Задание II. 1 – акселерация; 2 – ретардация; 3 – дифференцировочные процессы;

4 - развитие.

Оценка результатов:

От 0 до 10 баллов – удовлетворительно;

От 10 до 18 баллов – хорошо;

От 18 до 22 баллов – отлично

Возрастная анатомия и физиология нервной системы. Высшая нервная деятельность. Возрастные особенности анализаторов.

I. Задания с одним правильным ответом.

1. *Скорость проведения возбуждения по аксону связана:

а) с диаметром аксона;

б) с длиной миелиновых сегментов и потенциалом действия;

в) с величиной потенциала покоя;

г) с диаметром аксона и потенциалом действия

2. *Свойствами нервной системы не являются:

а) анализ и синтез информации;

б) медленные недифференцированные реакции;

в) регуляция и координация деятельности органов и систем;

г) передача информации и состоянии внутренней и внешней среды организма

3. *Возбуждение в нервной клетке распространяется следующим образом:

а) дендрит – синапс – тело нейрона – аксон;

б) аксон – тело нейрона – дендрит – синапс;

в) дендрит – тело нейрона – аксон – синапс;

г) дендрит – синапс – аксон – тело нейрона

4. *Торможение нервных клеток представляет собой:

а) изменение потенциала клетки в сторону отрицательных значений;

б) изменение мембранного потенциала к положительным значениям;

в) изменение мембранного потенциала к отрицательным значениям;

г) изменение мембранного потенциала до 0

5. *Медиаторы синаптической передачи:

а) переносят электрический заряд с одной нервной клетки на другую;

б) связываются на постсинаптической мембране с белками-рецепторами;

в) переносят ионы кальция на постсинаптическую мембрану;

г) переносят ионы натрия и калия на постсинаптическую мембрану

6. *Парасимпатическая нервная система:

а) увеличивает частоту сердечных сокращений;

б) усиливает расщепление гликогена в печени;

в) увеличивает секрецию пищеварительных соков;

г) увеличивает артериальное давление

7. *Максимальная скорость распространения нервного импульса:

а) 30 м/с;

б) 60 м/с;

в) 120 м/с;

г) 240 м/с

8. *Созревание мозжечка в среднем заканчивается:

а) к 2 годам;

б) к 7 годам;

в) к подростковому возрасту;

г) в юношеском возрасте

9. *Условием образования условного рефлекса не является:

а) выработка на базе безусловных;

б) необходимость подкреплять условное раздражение безусловным;

в) условный раздражитель предшествует действию безусловного;

г) применение нового раздражителя вместе с уже известным раздражителем

10. *Не относится к внутреннему торможению:

а) угасание;

б) динамический стереотип;

в) запаздывание;

г) различение

11. **С помощью системы гигантских аксонов осуществляются:

а) быстрые недифференцированные реакции;

б) быстрые дифференцированные реакции;

в) медленные недифференцированные реакции;

г) медленные дифференцированные реакции

12. *Определите правильность следующих соотношений:

а) сильный неуравновешенный – холерический тип;

б) сильный неуравновешенный – сангвинистический тип;

в) сильный уравновешенный тип – меланхолический тип;

г) слабый уравновешенный тип – флегматический тип

  1. *В затылочной зоне коры головного мозга располагается высший отдел:

а) зрительного анализатора;

б) слухового анализатора;

в) тактильного анализатора;

г) обонятельного анализатора

  1. *Анализатор является:

а) эфферентной системой;

б) афферентной системой;

в) аналитической системой;

г) интегративной системой

  1. **Позже всех систем у детей созревают:

а) структуры вестибулярного аппарата;

б) вкусовой анализатор;

в) слуховой и зрительный анализаторы;

г) обонятельный анализатор

  1. **Вкусовые центры расположены в следующей зоне коры больших полушарий:

а) лобной;

б) теменной;

в) височной;

г) затылочной

  1. *Наружной оболочкой глаза является:

а) сетчатка;

б) сосудистая оболочка;

в) радужная оболочка;

г) белочная оболочка

  1. *В среднем ухе располагается:

а) улитка;

б) орган равновесия;

в) слуховая косточка;

г) все вышеперечисленные образования

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..