Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тематическое содержание курса

Введение

Предмет возрастной анатомии и физиологии, ее основные задачи, разделы и связь с другими науками. Основные методы исследований в возрастной анатомии и физиологии. Основные закономерности развития детского организма. Гомеостаз. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии определения биологического возраста на разных возрастных этапах онтогенеза. Понятие о сенситивных и критических периодах.

1. Регуляторные системы

1.1 Нервная система

Развитие нервной системы в онтогенезе. Особенности нервной системы в детском возрасте. Анатомо-физиологические особенности мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

1.2. Гуморальная система.

Развитие гуморальной системы в онтогенезе. Понятие о гормонах. Действие гормонов на функциональные системы растущего организма.

2. Опорно-двигательная система

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности состава костей. Рост скелета в длину, окостенение скелета. Череп. Морфологические изменения костей черепа на разных этапах онтогенеза. Мышцы. Развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте. Двигательная активность, статическое напряжение. Физическая работоспособность. Реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки в разные возрастные периоды.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студенты должны обобщить и углубить знания, полученные в курсе данной дисциплины; делать самостоятельные выводы; осуществлять анализ различных процессов и явлений; применять полученные знания в практике преподавания дисциплин в средней школе.

Требования к зачету

Зачет проводится в форме итогового тестирования или по билетам. Вопросы, входящие в билет и в тест, должны быть из разных разделов курса возрастной анатомии и физиологии. Зачет считается успешно сданным, если студент получил по результатам тестирования более 60 баллов.

1.1.4. Распределение по семестрам

Примечание: распределение по семестрам производится с учетом объема дисциплины в академических часах и в общей трудоемкости, а семестры и отчетность по дисциплине - указанием видов итогового контроля (контрольная работа, курсовая работа, реферат, экзамен, зачет).

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов

Форма итоговой аттестации

Общий объем

в том числе:

самостоят. работа

аудиторные

всего:

из них:

лекции

практич

лаборат

6

72

10

8

2

-

62

-

зачет

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Возрастная анатомия и физиология (72 часа)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.24.00 «Биология»по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

№ 1

15

20

№1. Тема: Общие закономерности роста и развития детей и подростков

Предмет возрастной анатомии и физиологии, ее основные задачи, разделы и связь с другими науками. Основные закономерности развития детского организма. Возрастная периодизация. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Критерии определения биологического возраста Понятие о сенситивных и критических периодах.

2

1 занятие

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Организм как единое целое. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме (саморегуляция, нервная и гуморальная регуляции). Физическое развитие, его оценка. Темпы физического развития (акселерация, ретардация). Основные показатели здоровья.

Основные персоналии (Амосов Н.М., Анохин П.К., Антропова М.В., Бехтерев В.М., Громбах С.М., Давыдовский И.В., Лесгафт П.Ф., Семашко Н.А., Эрисман Ф.Ф.).

2. Подготовка к семинарскому занятию 1. Тема: Антропометрические методы исследования.

16

1. Проверка конспектов

2. Поверка терминологических словарей

3. Опрос

4. Контроль присутствия на лекции и семинарском занятии

№2

15

18

№ 2. Тема: Тема: развитие регуляторных систем организма.

Развитие нервной системы в онтогенезе. Особенности нервной системы в детском возрасте. Анатомо-физиологические особенности мозга. Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения. Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Комплексная оценка уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Развитие гуморальной системы в онтогенезе. Понятие о гормонах. Действие гормонов на функциональные системы растущего организма.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Типы ВНД. Значение работ российских и зарубежных ученых в изучении функции коры больших полушарий. Понятие о рефлексах. Условия, механизм образования и торможения условного рефлекса. Понятие о функциональной асимметрии мозга (ФАМ). Возрастные. Понятие адаптации и дезадаптации к систематическому обучению. Гигиена нервной системы. Мотивации и эмоции. Возрастные особенности сенсорных систем детского организма. Гигиена анализаторов, умственной и физической работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности. Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков. Гигиенические требования к расписанию учебных занятий. Регуляция нейросекреции по принципу обратной связи.

2. Составление терминологического словаря

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции.

№3

15

16

№3 Тема: Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата.

Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности состава костей. Рост скелета в длину, окостенение скелета. Череп. Морфологические изменения костей черепа на разных этапах онтогенеза. Мышцы. Развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте. Двигательная активность, статическое напряжение. Физическая работоспособность. Реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки в разные возрастные периоды.

2

1. Самостоятельное изучении вопросов:

Нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата. Двигательный режим и гиподинамия. Особенности мышечного компонента тела подростков.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

3. Составление терминологического словаря.

14

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции

№ 4

15

18

№4 Тема: Развитие в онтогенезе органов пищеварения. Возрастные особенности обмена веществ и энергии

Онтогенетическое развитие пищеварительной системы. Ротовая полост, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник. Возрастные особенности развитии печени и поджелудочной железы, их функциональные возможности в детском возрасте. Возрастные особенности обмена веществ. Основные питательные вещества и их значение для развития детского организма. Гигиена питания.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Физиологические основы питания. Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Режим питания детей и подростков.

Гигиена сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Микроклимат. Гигиенические требования к воздушному режиму школ. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Принципы закаливания.

2. Выполнение внеаудиторной практической работы.

3. Составление терминологического словаря.

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Проверка выполнения внеаудиторной практической работы.

4. Контроль присутствия на лекции

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..