Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 3. Возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата.

  1. Развитие опорно-двигательного аппарата (ОДА) в онтогенезе.

  2. Возрастные особенности развития мышечной системы.

  3. Понятие о физической работоспособности. Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему детей и подростков.

  4. Двигательная активность. Понятие о статическом напряжении. Влияние двигательной активности на развитие опорно-двигательного аппарата.

1. В эмбриональном периоде развития скелет закладывается как соединительнотканное образование. Еще до рождения ребенка эта ткань сменяется хрящевой, затем происходит разрушение хряща и замена его костной тканью. Процесс окостенения протекает в течение всего периода развития организма. За период роста в костях сокращается количество воды и органических веществ, и увеличивается количество минеральных веществ. Кости туловища, конечностей и основания черепа развиваются на основе хряща. Формирование костей происходит из одной или нескольких точек окостенения. Первая появляется на 8-й неделе эмбриогенеза и постепенно распространяется в стороны, до полного формирования кости.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. Суставы начинают формироваться на 6-11-й неделе эмбрионального развития. Образуются суставные поверхности, суставная полость и другие элементы сустава. У новорожденных имеются все анатомические элементы сустава. Однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам, у женщин на 2-3 года раньше.

Позвоночник. Позвоночник новорожденного, как и взрослого, состоит из 32-33 позвонков (7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3-4 копчиковых). Особенностью позвоночника ребенка первого года жизни является практическое отсутствие изгибов. Первой образуется шейная кривизна (выпуклостью вперед, лордоз), когда у ребенка появляется возможность удерживать в вертикальном положении голову. К концу первого года жизни формируется поясничная кривизна (также выпуклостью вперед), необходимая для реализации позы стояния и акта прямохождения. Грудная кривизна (выпуклостью назад, кифоз) формируется позже. Изгибы позвоночника, начавшие формироваться на 1-м году жизни, полностью формируются в возрасте 12 –14 лет. Рост позвоночника наиболее интенсивно происходит в первые два года жизни. При этом сначала все отделы позвоночника растут относительно равномерно, а, начиная с 1,5 лет рост верхних отделов – шейного и верхнегрудного – замедляется, и увеличение длины происходит в большей мере за счет поясничного отдела. Следующий этап ускорения роста позвоночника – период «полуростового» скачка (6-7 лет). Последнее вытягивание позвоночника происходит на начальных этапах полового созревания, после чего рост позвонков замедляется.

Грудная клетка. У новорожденного грудная клетка имеет коническую форму, причем ее размер от грудины до позвоночника больше, чем поперечный. У взрослого человека – наоборот. По мере роста ребенка форма грудной клетки меняется. Коническая форма грудной клетки после 3-4 лет сменяется на цилиндрическую, а к 6 годам пропорции грудной клетки становятся похожими на пропорции взрослого человека. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

Скелет верхних конечностей. Окостенение свободных конечностей продолжается до 18-20 лет, причем ранее всего окостеневают ключицы (практически еще внутриутробно), затем – лопатки и последними – кости кисти. К 10-12 годам выявляются половые различия, которые заключаются в более быстром окостенении у девочек по сравнению с мальчиками (разница составляет примерно 1 год). Окостенение фаланг пальцев завершается в основном к 11 годам, а запястья – в 12 лет, хотя отдельные зоны продолжают оставаться не окостеневшими до 20-24 лет.

Скелет нижних конечностей. Пояс нижних конечностей включает таз и свободные нижние конечности. Таз состоит из крестца и неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей. У детей каждая тазовая кость состоит из трех самостоятельных костей: подвздошной, лобковой, седалищной. Их сращение и окостенение начинается с 5-6 лет, а завершается к 17-18 годам. Крестец у детей также еще состоит из несросшихся позвонков, которые соединяются в единую кость в подростковом возрасте. Половые различия в строении таза начинаютпроявляться в возрасте 9 лет. Порядок и сроки окостенения свободных нижних конечностей в целом повторяют закономерности, характерные для верхних.

Череп. Череп новорожденного состоит из нескольких отдельных костей, соединенных мягкой соединительной тканью. В тех местах, где сходятся 3-4 кости, эта перепонка особенно велика, такие зоны называют родничками. Благодаря родничкам кости черепа сохраняют подвижность, что имеет важнейшее значение при родах, так как голова плода в процессе родов должна пройти через очень узкие родовые пути женщины. После рождения роднички зарастают в основном к 2-3 месяцам, но самый большой из них – лобный – только к возрасту 1,5 лет.

Мозговая часть черепа детей значительно более развита, чем лицевая. Интенсивное развитие лицевой части происходит в период полуростового скачка, и особенно – в подростковом периоде под воздействием гормона роста. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше объема лицевого, а у взрослого – в 2-2,5 раза.

2. Мышцы головы и некоторые мышцы шеи развиваются из мышечных зачатков висцеральных и жаберных дуг. К моменту рождения наиболее развиты мышцы головы, туловища и верхних конечностей. После рождения мышцы растут, увеличиваются их размеры и масса. Рост мышц в длину продолжается до 23-25 лет.

Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека. Под влиянием половых гормонов (особенно тестостерона) наступают значительные изменения в развитии мышечных волокон. Начинают быстро увеличиваться в поперечнике белые волокна, обладающие мощным сократительным аппаратом и преимущественно анаэробным механизмом энергообеспечения. Эти волокна к концу подросткового периода составляют 50% общего объема мышц. На окончательное формирование свойств мышц влияет и гормональный фон, и характер двигательной активности человека (особенно целенаправленная тренировка), но в значительной мере эти свойства обусловлены генетическими факторами, тесно связанными с типом телосложения. В этом возрасте по составу скелетных мышц можно выявить потенциальных чемпионов, особенно в таких видах спорта, где наследственность играет ведущую роль.

3.Физическая работоспособность – потенциальная способность человека выполнять в течение определенного времени максимально возможное количество мышечной работы определенной интенсивности и сложности за счет активности нервно-мышечной системы.

Важнейшими показателями соматического благополучия подрастающего человека являются его физическое развитие и физическая работоспособность. Темп физического развития – важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление этого темпа может зависеть от множества факторов, но и то и другое всегда должно учитываться при сборе анамнеза и постановке любого клинического диагноза. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы – это свидетельствует об адекватности условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.

На динамическую нагрузку дети и подростки реагируют повышением ЧСС, максимального артериального давления, систолического объема. Чем младше дети, тем в большей мере, даже на меньшую физическую нагрузку, они реагируют повышением частоты пульса, меньшим увеличением систолического объема, обеспечивая примерно одинаковый прирост минутного объема.

Нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется учащением пульса, повышением систолического и понижением диастолического давления, пульсовое давление увеличивается. Такая реакция считается физиологичной. Восстановительный период при такой реакции сердечно-сосудистой системы – 3-5 минут.

Гипотонический (астенический) тип реакции сердечно-сосудистой системы характеризуется значительным учащением сердечных сокращений и в меньшей степени увеличением ударного объема сердца, небольшим подъемом систолического и неизменным (или небольшим повышением) диастолическим давлением. Пульсовое давление понижается. Период восстановления затягивается.

Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется резким повышением систолического АД – до 180-190 мм рт. ст. с одновременным подъемом диастолического давления до 90 мм рт. ст. и выше и значительным учащением пульса. Период восстановления затягивается. Гипертонический тип реакции оценивается как неудовлетворительный.

Дистонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку характеризуется значительным повышением систолического давления – выше 180 мм рт. ст. и диастолического, которое после прекращения нагрузки может резко снижаться, иногда до «0» – феномен бесконечного тона. ЧСС иногда возрастает. Такая реакция на физическую нагрузку расценивается как неблагоприятная. Период восстановления затягивается.

Ступенчатый тип реакции характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й и 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция сердечно-сосудистой системы отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее расценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается.

Статическая нагрузка сопровождается иными реакциями С.С.С. Сидение – активное состояние, при котором сильное напряжение испытывают около 250 мышц. Максимальная нагрузка приходится на затылочные, спинные мышцы-разгибатели, а также мышцы тазового пояса. Статическая нагрузка, в отличие от динамической, повышает как максимальное, так и минимальное АД. Длительное позное напряжение сопровождается у школьников спазмом артериол, что приводит к общему повышению АД.

Утомление – процесс временного снижения функциональных возможностей организма (системы, органа) под влиянием интенсивной или длительной работы. Его появление и развитие зависят от состояния здоровья, типа ВНД, подготовленности к работе, мотивации и интересов человека.

Переутомление – патологическое состояние организма, обусловленное чрезмерным однократным утомлением или его прогрессирующим накоплением, характеризующееся снижением работоспособности и функциональными нарушениями по типу стойкого доминантного очага, который не исчезает после пассивного отдыха и требует специального лечения или реабилитации.

4.Суточная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. У подростков суточное количество повышается.

Естественная суточная активность девочек ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года, зимой двигательная активность детей и подростков падает на 30-45 %. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а, наоборот, уменьшается у старшеклассников.

Гигиеническая норма двигательной активности школьников 11-15 лет – 21 – 30 тыс. локомоций. Учащиеся этого же возраста при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии «двигательного голода» - гиподинамии. У таких школьников страдают обменные процессы, снижены двигательная подготовленность, иммунобиологическая реактивность, работоспособность. Наблюдается неэкономическая деятельность сердечно-сосудистой системы и дыхания при физических нагрузках.

Гиподинамия – нарушение функций организма при ограничении двигательной активности, уменьшение сократительной силы мышц вследствие нарушений обменных процессов непосредственно в скелетной мускулатуре, снижения возбудительного тонуса в нервных центрах и ослабления их активирующих влияний на все физиологические системы организма.

Гипокинезия – состояние, характеризующееся снижением двигательной активности (недостаточным для нормальной жизнедеятельности человека количеством движений).

Тема 4. Развитие в онтогенезе органов пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1. Возрастные особенности пищеварительного тракта.

2. Особенности обмена веществ и энергии у детей и подростков.

3. Возрастные особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1. Пищеварительная система начинает формироваться на 3 неделе внутриутробного развития. Внутренний зародышевый листок (энтодерма) свертывается в трубку (первичная кишка). Далее из энтодермы образуются эпителиальный покров органов пищеварительной системы и ее железы, кроме полости рта и анального канала. Эти органы образуются в результате впячивания эктодермы со стороны головного конца зародыша (ротовая ямка) и со стороны хвостового конца зародыша (заднепроходная ямка). Они отделены от первичной кишки двуслойными перепонками – глоточной и заднепроходной. Эти перепонки прорываются на 4 неделе эмбрионального развития. В результате первичная кишка получает сообщение с внешней средой. Начиная со 2 месяца внутриутробного развития, происходит интенсивный рост органов пищеварения: появляется будущий желудок, растут в длину толстая и тонкая кишки. Из выпячиваний будущей 12-ти перстной кишки формируются печень и поджелудочная железа. После рождения ребенка орган пищеварения продолжают расти и дифференцироваться, при этом происходят их возрастные изменения.

Общее число молочных зубов у детей равно 20. В первые месяцы жизни после рождения зубы находятся под слизистой оболочкой десен. Прорезывание молочных зубов происходит с 6 до 30 месяца в определенной последовательности для разных зубов. Молочные зубы заменяются постоянными в период с 5-6 до 12-13 лет. В пубертатном периоде развитие зубов заканчивается, за исключением третьих коренных (зубы мудрости) – 25-30 лет, в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще.

Секреция слюны у ребенка начинается сразу после рождения, хотя при питании молоком нет необходимости смачивать пищу и гидролизовать отсутствующие в молоке полисахариды. Слюна в этот период играет роль герметизатора ротовой полости при сосании – иначе ребенок бы заглатывал большие количества воздуха, которые раздували бы его желудок и кишечник. С переходом на питание твердой пищей количество образующейся слюны увеличивается и осуществляется тремя парами крупных желез (околоушная, подчелюстная, подъязычная).

У детей 7-10 лет слюна имеет слабощелочную реакцию. После начала полового созревания слюна становится слабокислой.

Мужчина за всю жизнь (средний возраст 72 года) вырабатывает 25920 л слюны, а женщина (средний возраст 80 лет) – 28800 л.

Пищевод – у новорожденного имеет длину 10-12 см. К 11-12 годам длина его удваивается (20-22 см). Мышечная оболочка пищевода у новорожденного развита слабо, она интенсивно растет до 15 лет. Затем изменяется мало. Слизистая оболочка до года бедна железами, а продольные складки появляются в возрасте 2-2,5 лет.

Желудок у новорожденного имеет веретенообразную форму. К концу 1 года жизни желудок удлиняется, а в возрасте 7-11 лет приобретает форму как у взрослого человека. По мере роста ребенка желудок опускается. Слизистая оболочка желудка новорожденного относительно толстая, складки высокие, количество желудочных желез составляет 500 000. Мышечная оболочка желудка у новорожденного слабо развита, максимальной толщины достигает к 15-20 годам.

Кислотность желудочного сока у детей до завершения полового созревания понижена по сравнению со взрослыми. Это может служить причиной несколько сниженной резистентности (сопротивляемости) детей к различного рода желудочно-кишечным инфекциям. Активность желудочного сока новорожденных детей низкая. По мере развития активность желудочного сока изменяется в соответствии с характером вскармливания, увеличиваясь по мере уменьшения доли грудного молока в пищевом рационе ребенка и перевода его на искусственное питание. В период грудного вскармливания пищеварение у детей протекает главным образом не в полости желудка, а прямо на поверхности выстилающих его клеток («мембранное пищеварение»). Огромное количество специальных выростов – микроскопических ворсинок – обеспечивает быстрое переваривание и очень полное всасывание пищи.

Различия между мальчиками и девочками начинает проявляться в возрасте 8 лет, причем у мальчиков в 10 лет, а у девочек в 9 лет наблюдается напряжение желудочного пищеварения, и этот возраст является переломным моментом в становлении желудочной секреции. У подростков 13-14 лет активность желудочных ферментов резко падает. Причины этого явления не вполне ясны, хотя очевидно, что здесь сказывается влияние процессов полового созревания. К 16-17 годам секреция желудочных желез и активность ферментов подростка достигают уровня взрослого человека.

Печень у новорожденных больших размеров, занимает более половины объема брюшной полости. Масса печени новорожденного 135 г. Нижний край печени выпуклый, под ее левой долей располагается ободочная кишка. У детей 3-7 лет нижний край печени находится ниже реберной дуги на 2 см. После 7 лет нижний край печени из-под реберной дуги уже не выходит. Под печенью располагается только желудок. У детей печень очень подвижна, и ее положение легко изменяется при изменении положения тела.

Желчный пузырь у новорожденного длинный. К 10-12 годам длина его возрастает примерно в 2-4 раза. Емкость желчного пузыря ребенка в возрасте до 3 месяцев равна 3,2 см3, в 1-2 года 8,5 см3, в 6-9 лет – 33,6 см3 (у взрослых – 50-65 см3). С возрастом увеличивается способность желчного пузыря концентрировать желчь.

Пищеварительные железы начинают функционировать еще в период внутриутробного развития за счет поступления питательных веществ от материнского организма и из околоплодных вод. Однако их пищеварительная функция выражена слабо.

Тонкая кишка – у новорожденного имеет длину 1,2-2,8 м. К 10 годам длина этой кишки достигает величины взрослого человека (5-6 м). Двенадцатиперстная кишка имеет кольцеобразную форму. Складки тощей и подвздошной кишок у новорожденного выражены слабо, железы недоразвиты. Имеются многочисленные ворсинки. Мышечная оболочка слабо развита. Интенсивный рост всех структур тонкого кишечника отмечается до 3 лет, затем рост замедляется, в 10-15 лет вновь усиливается.

Толстая кишка – у новорожденного короткая (65 см), сальниковые отростки у ободочной кишки отсутствуют, появляются на 2 году жизни ребенка. К концу грудного возраста толстая кишка удлиняется до 83 см, а к 10 годам достигает 118 см. Прямая кишка у новорожденного цилиндрической формы, не имеет ампулы и изгибов, складки не выражены. В период первого детства завершается образование ампулы, а после 8 лет – изгибов.

2. Обмен веществ и энергии – последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потеря веществ и энергии в течение жизни, позволяющие организму самосохраняться, расти, развиваться, адаптироваться к окружающей среде и самовоспроизводиться.

Обменные процессы протекают в виде последовательных фаз: - извлечение энергии из органических веществ;

- превращение продуктов расщепления в «строительные блоки» для синтеза веществ, специфических для организма;

- синтез белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и других элементов клетки;

- синтез и разрушение тех биологически активных молекул, которые необходимы для осуществления специфических функций организма.

Анаболизм (ассимиляция) – совокупность процессов ферментативного синтеза крупномолекулярных органических компонентов клеток и тканей (полисахаридов, нуклеиновых кислот, белков, липидов) из более простых соединений. Анаболические процессы протекают с потреблением и накоплением энергии. Они представляют собой одну из сторон обмена веществ и энергии, противоположную катаболизму.

Катаболизм (диссимиляция) – совокупность химических реакций образования в организме простых веществ из более сложных, составляющая одну из сторон обмена веществ и энергии.

Белки пищи. В организме ребенка идут интенсивные процессы роста и формирования новых клеток и тканей. Поэтому детский организм требует относительно большего количества белка, чем организм взрослого человека. Чем интенсивнее процессы роста, тем больше потребность в поступлении белка. Ребенку необходимо давать оптимальное количество белка, с набором всех необходимых аминокислот. Если давать белки больше, чем это требуется организму, то увеличение задержки азота и, следовательно, нарастания синтеза белка не произойдет.

Жиры играют важную роль в процессах роста и развития, так как входят в состав клеточных мембран. Они необходимы для нормального протекания процессов терморегуляции, усвоения витаминов (А, D, Е, К). В организме ребенка с первого полугодия жизни за счет жировпокрывается примерно на 50% потребность в энергии. Всасывание жиров идет весьма интенсивно. При грудном вскармливании усваивается до 90% жиров молока, при искусственном – 85%, у детей более старшего возраста на 95-97%.

Углеводы. У детей обмен углеводов совершается с большой интенсивностью что объясняется высоким уровнем обмена веществ в детском организме. Суточная потребность в углеводах у детей очень высока и составляет в грудном возрасте 10-12 г на 1 кг массы. В последующие годы количество углеводов колеблется от 8-9 до 12-15 г на 1 кг массы. При чрезмерном поступлении сахара в организм, он выводится с мочой. Прием даже незначительного количества углеводов может вызвать у детей увеличение уровня сахара в крови в два раза, но уже через час содержание сахара начинает снижаться и возвращается к норме.

Основной обмен у детей интенсивнее, чем у взрослых. Значительно преобладают процессы ассимиляции над процессами диссимиляции. Энергетические затраты тем больше, чем младше ребенок (расход энергии связанный с ростом у ребенка 3-х месяцев составляет 36%, в возрасте 6 месяцев – 26%). Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков (выполняемая работа у мальчиков влечет более высокий расход энергии, чем у девочек).

3. Количество крови у детей не является постоянной величиной и подвержено широким колебаниям в зависимости от возраста и массы ребенка. У мальчиков относительное количество крови несколько больше, чем у девочек. Относительно больший, чем у взрослых, объем крови у детей связан с обеспечением более высокого уровня обмена веществ.

После рождения ребенка по мере увеличения возраста окружность, диаметр, толщина стенок артерий и их длина увеличиваются. Функциональное разделение сердца на легочный и системный отделы происходит только после рождения. У плода предсердия сообщаются через овальное отверстие, а аорта и легочная артерия соединяются широким артериальным протоком. Таким образом, в период внутриутробного развития предсердия и желудочки действуют как единый полый орган, легкие находятся в нефункциональном состоянии, кровоток в них мал. Кровь насыщается кислородом через плаценту.

После рождения активизируется легочное дыхание, легкие расправляются, гидродинамическое сопротивление их сосудов падает, давление в левом предсердии становится больше, чем в правом. Кровь по легочной артерии направляется в легкие, минуя артериальный проток. Начинается его заращение. Через 2 недели овальное отверстие и артериальный проток полностью закрываются. Рабочая нагрузка на левое предсердие становится больше, левый желудочек развивается интенсивнее.

Сердце у детей относительно больше, чем у взрослых. У новорожденного оно имеет шарообразную форму, что связано с недоразвитием желудочков и относительно большими размерами предсердий. Рост предсердий в течение первого года жизни опережает рост желудочков, затем они растут почти одинаково, и только после 10 лет рост желудочков начинает обгонять рост предсердий. Систолический объем крови (количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение). С возрастом величины данного показателя увеличиваются. ЧСС с возрастом урежается: у новорожденных 140 уд/мин, к 13 годам – 80 уд/мин. Минутный объем крови (количество крови, выбрасываемое сердцем за 1 минуту) также как СО с возрастом увеличивается. Растет показатель АД. Увеличение МОК у тренированных людей происходит главным образом за счет величины СО, ЧСС при этом увеличивается незначительно. У нетренированных людей МОК увеличивается за счет учащения ЧСС.

Полость носа у новорожденного низкая и узкая. Носовые раковины относительно толстые, носовые ходы развиты слабо. К 6 месяцам высота полости носа увеличивается и формируется средний носовой ход, к 2 годам – нижний, после 2 лет – верхний носовой ход. Из околоносовых пазух у новорожденного имеется только верхнечелюстная, но она развита слабо. Остальные пазухи формируются после рождения: лобная – 2 года, клиновидная – 3 года, ячейки решетчатой кости – 3-6 лет.

Гортань. Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1-3 годах жизни и в период полового созревания. В период полового созревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.

Трахея и главные бронхи у новорожденного короткие. Длина трахеи составляет 3,2-4,5 см. Хрящи трахеи развиты слабо, они тонкие и мягкие. Слизистая оболочка стенки трахеи у новорожденного тонкая, нежная: железы развиты слабо. У ребенка 1-2 лет верхний край трахеи располагается на уровне 4-5 шейных позвонков, а в подростковом возрасте на уровне 5 шейного позвонка.

Легкиеу новорожденного неправильной конусовидной формы: верхние доли относительно больших размеров Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол. До 3 лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. Границы легких с возрастом изменяются. У новорожденного верхушка легкого находится на уровне первого ребра. Затем она выступает над первым ребром и к 20-25 годам располагается выше первого ребра (на 2 см выше ключицы).

Типы дыхания. Постепенность созревания костно-мышечного аппарата дыхательной системы и особенности его развития у мальчиков и девочек определяют возрастные и половые различия типов дыхания. У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые. В связи с такими особенностями у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание. Такой тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным, с преобладанием диафрагмального, причем в верхнем отделе грудной клетки подвижность остается все еще небольшой.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, а к 7 годам он становится выраженным. В 7-8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек - грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14-17годам. Следует заметить, что тип дыхания у юношей и девушек может меняться в зависимости от занятий спортом, трудовой деятельностью.

Дыхательный центр. Является сложным образованием, которое состоит из центра вдоха и центра выдоха. Дыхательный центр находится в состоянии постоянной активности, в нем ритмически возникают импульсы возбуждения. Даже после полного выключения центростремительных путей, идущих к дыхательному центру, в нем можно зарегистрировать ритмическую активность.

Рефлекторная регуляция. При болевом раздражении, при раздражении органов брюшной полости, рецепторов кожи и дыхательных путей рефлекторно происходит изменение дыхания (при вдыхании паров аммиака, раздражаются рецепторы слизистой оболочки носоглотки, что приводит к рефлекторной задержке дыхания – защитное приспособление). Особое значение в регуляции дыхания имеют импульсы, идущие от рецепторов дыхательных мышц и самих легких. От них зависит глубина вдоха и выдоха. В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Гуморальное влияние на дыхательный центр. Большое влияние на состояние дыхательного центра оказывает химический состав крови, в частности ее газовый состав. Накопление углекислого газа в крови вызывает раздражение рецепторов в кровеносных сосудах, несущих кровь к голове, и рефлекторно возбуждает дыхательный центр. Подобным образом действуют и другие кислые продукты, поступающие в кровь (молочная кислота, содержание которой увеличивается в крови во время мышечной работы).

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..