Содержание

заседания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов

город Липецк 13 августа 2010 года

Очередное заседание Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов посвящено вопросу снижения социальной напряженности на рынке труда в современных условиях. В рамках обсуждения данного вопроса был выявлен ряд проблем, требующих дополнительного рассмотрения, и намечены возможные пути их решения:

1. Одной из обозначенных проблем является проблема снижения социальной напряженности на рынке труда в современных условиях.

С целью сохранения положительных тенденций на рынке труда в текущем году реализуются мероприятия двух областных целевых программ: Программы реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Липецкой области в 2010 году и Программы повышения уровня занятости населения Липецкой области с общим объемом финансирования - 194 млн. руб.

В текущем году всего трудоустроено 17,9 тысяч человек или почти 80% от обратившихся граждан, в том числе 11,1 тысяч человек на постоянную работу.

По состоянию на 1 августа 2010 года уровень безработицы составил 0,9 %.

По состоянию на 5 августа 2010 года в дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда области приняли участие 7,3 тысячи человек.

Во временном трудоустройстве приняли участие 5,8 тыс. человек, находящихся под угрозой увольнения, из них по состоянию на 5 августа 2010 года работают 0,8 тыс. человек.

Стажировку проходили 145 выпускников образовательных учреждений с участием 77 наставников. По состоянию на 5 августа 2010 года трудовую деятельность осуществляют 120 человек.

На опережающее обучение направлено 647 человек, находящихся под угрозой увольнения на 38 предприятиях области.

Рассмотрено и одобрено 762 бизнес-плана на организацию самозанятости. Собственное дело организовали 644 человека.

В программе, направленной на повышение уровня занятости населения, приняли участие более 1,1 тыс. человек, из которых 745 направлено на общественные работы, 62 выпускника проходят стажировку в целях приобретения опыта работы, 5 человек направлено на опережающее обучение.

Активная финансовая поддержка государства, направленная на снижение напряженности на рынке труда и повышение уровня занятости населения, обусловлена финансовым кризисом и носит временный характер. Снижение такой поддержки не должно негативно сказаться на достигнутых показателях.

Именно поэтому, уже сейчас необходимо разработать план мероприятий, которые будут способствовать трудоустройству жителей области в посткризисный период. Одним из таких мероприятий может стать информирование граждан о положении на рынке труда, в том числе в электронной форме, которое будет возложено на службу занятости, начиная с 2011 года. (Указанное направление деятельности установлено Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

2. Решение проблемы трудоустройства граждан осуществляется не только посредством службы занятости. Отдельные крупные предприятия также считают необходимым участвовать в процессе трудоустройства жителей Липецкой области. К примеру, специальная профориентационная программа реализуется ОАО «НЛМК». Для школьников проводятся Дни открытых дверей и экскурсии; в колледжах и вузах комбинат выплачивает дополнительные стипендии (до 6 тысяч рублей) отдельным обучающимся; дает возможность заработать уже во время практики и гарантирует трудоустройство после окончания учебы. 600-700 выпускников образовательных учреждений ежегодно (за исключением 2009 года) трудоустраиваются на комбинате.

Участие промышленных предприятий, торговых сетей, агрохолдингов и других представителей бизнес-сообщества в подготовке потенциальных кадров не должно носить исключительный характер. Система взаимодействия профессиональных образовательных учреждений всех уровней и предприятий (организаций) может строиться на договорной основе, включая:

- материально-техническое и ресурсное обеспечение профессиональных образовательных учреждений;

- привлечение к составлению учебных программ, а также к преподавательской деятельности работников предприятий и организаций, специализирующихся в соответствующих отраслях экономики;

- организацию производственной практики и стажировки обучающихся, студентов, выпускников на базе предприятий и организаций области с использованием института наставничества;

- целевую подготовку специалистов по договорам с предприятиями, в том числе по ученическим договорам, заключаемым в соответствии с главой 32 Трудового кодекса РФ.

Стабильность на рынке труда в частном секторе экономики должна быть обеспечена не только за счет средств и ресурсов государства, но, главным образом, за счет локальных механизмов, вырабатываемых в рамках деятельности предприятий и организаций.

Планы стратегического развития компаний должны включать мотивационные программы для сотрудников и планы развития персонала, в том числе направленные на повышение квалификации, переобучение персонала, развитие управленческих навыков руководящего состава, проведение корпоративных тренингов.

Преодоление проблемы текучести кадров на предприятиях является важной составляющей поддержания стабильности на рынке труда.

Привлечение к данной совместной работе общественных объединений (ассоциаций) бизнеса, с одной стороны, и органов государственной власти области, с другой стороны, позволит нивелировать неопределенность профессиональных перспектив и дисбаланс трудовых ресурсов.

3. Качественный состав кадров предприятий во многом определяется качеством и доступностью получения профессионального образования.

В целях обеспечения доступности высшего профессионального образования с 1 сентября 2007 года был запущен эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов, в основу которого было положено Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 года № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию».

По данным, предоставленным по состоянию на 1 августа 2010 года ОАО «Липецкоблбанк», ОАО банк социального развития и строительства «Липецккомбанк», случаев предоставления образовательных кредитов не имеется. Липецким отделением филиала Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в 2009 году было предоставлено не более 5 образовательных кредитов на суммы, не превышающие 200 тыс. руб. В 2010 году таких кредитов не предоставлялось.

Отсутствие интереса к образовательному кредитованию было обусловлено достаточно высокими процентными ставками (в размере не более 10 %) и жесткими критериями по успеваемости студентов (наличие только положительных оценок).

Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2009 года № 699 «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» внесены изменения, существенно меняющие установленный ранее порядок. В частности, срок проведения эксперимента продлен до 31 декабря 2013 года, а процентная ставка (4,9375 %) установлена в размере не более одной четвертой ставки рефинансирования Банка России (7,75 %), увеличенной на 3 процентных пункта.

В целях популяризации образовательного кредитования Филиалом Сбербанка России заключен Договор о сотрудничестве с ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», в рамках реализации которого на начало учебного года запланированы мероприятия по активизации предоставления образовательных кредитов.

Расширение круга банковских кредитных организаций, предоставляющих образовательные кредиты с использованием предусмотренных мер государственной поддержки, расширит возможности абитуриентов на получение высшего профессионального образования.

4. На основании исследований рекрутинговых агентств востребованность рабочих специальностей в большинстве регионов составляет 60% всех вакансий местного рынка труда. В Липецкой области 72,1 % заявленных вакансий предназначено для рабочих.

При этом, количество высших учебных заведений в России на сегодняшний день - около 3200 (в СССР их было не более 600 вместе с филиалами), количество университетов возросло в среднем с 30 до 500.

Если при этом учитывать демографические показатели, то обеспечение потребности производственного и обслуживающего секторов экономики квалифицированными рабочими кадрами становится возможным не всегда.

На территории Липецкой области функционируют 19 образовательных учреждений начального профессионального образования, 23 среднего профессионального образования, 22 высшего профессионального образования, из которых 16 представлено филиалами. По сравнению с 1990 годом количество высших учебных заведений увеличилось в 5,5 раз, в то время как количество учреждений начального профессионального образования сократилось на 18, количество учреждений среднего профессионального образования сократилось на 3.

Увеличение количества высших учебных заведений оправдано с точки зрения повышения требований, предъявляемых производственной средой к квалифицированным рабочим. В этой связи, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования должны учитывать результаты независимой экспертизы, проводимой объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, и своевременно изменяться.

В 2010 году в Липецкой области количество выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования составило 11 395 человек, в том числе выпускников ВУЗов очной формы обучения 4 100 человек (36 %). На работу по специальности было направлено 6 761 выпускников (59,3 % выпускников 2010 года). По состоянию на 1 января 2010 года доля безработной молодежи в общей численности зарегистрированных безработных составила 23,1 %.

Повышению престижа рабочих профессий может способствовать профориентационная работа, проводимая службой занятости населения. В 2009 году такая работа была проведена в отношении 20215 несовершеннолетних.

Включение в образовательные программы школьников тем, касающихся выбора профессии и оценки перспектив трудоустройства, может содействовать формированию реалистичной оценки рынка труда и правильному выбору профессии.

В ряде регионов, к примеру, в Москве, Санкт-Петербурге, Томской области, для работы с молодежью по данному направлению специально созданы Центры профориентации.

5. Для оценки эффективности процессов формирования трудовых ресурсов на первоначальном этапе потребуется проведение тщательного анализа состава трудовых ресурсов Липецкой области относительно структуры региональной экономики.

В Законе Липецкой области «О стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года» предусмотрена необходимость составления прогнозных балансов трудовых ресурсов (как системы восполнения дефицита кадров) и ведения мониторинга их состояния.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 162-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве дополнительного полномочия федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения также была предусмотрена разработка прогноза баланса трудовых ресурсов. До принятия данного закона соответствующие функции ни за одним из федеральных органов исполнительной власти не закреплялись. Их осуществление планируется возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Наличие прогноза баланса трудовых ресурсов, как на региональном, так и на федеральном уровне позволит корректировать систему профессиональных образовательных услуг, что, в свою очередь, высвободит ресурсы, направляемые на программные мероприятия по опережающему профессиональному обучению и переобучению, и исключит производство невостребованных кадров.

Проведение независимых социологических исследований в целях мониторинга ситуации на рынке труда с привлечением высокопрофессиональных социологов Липецкой области должно стать источником альтернативной информации для формирования балансов трудовых ресурсов. В этой связи, обосновано учреждение при поддержке органов власти некоммерческих организаций, специализирующихся на проведении социологических исследований, а также привлечение к данному процессу уже созданных центров независимых социологических исследований.

6. Выработка современных подходов к оценке эффективности профессиональной деятельности является актуальной задачей, остро стоящей перед работодателями, и, прежде всего, перед органами государственной власти.

В условиях перехода системы управления на менеджерскую модель, связанную с повсеместным внедрением и реализацией административных регламентов оказания государственных услуг, требуется выработка и законодательное закрепление методики оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих. В качестве основного критерия оценки необходимо установить максимальное выполнение государственным служащим возложенной на него функциональной нагрузки. В этих целях следует выделить 4 категории функциональной нагрузки государственных служащих:

- функциональная нагрузка руководителей;

- функциональная нагрузка государственных служащих, предоставляющих государственные услуги;

- функциональная нагрузка государственных служащих, реализующих функции надзора и контроля;

- функциональная нагрузка государственных служащих, реализующих собственно государственные функции органа государственной власти.

Применение в ходе процедур оценки профессиональной служебной деятельности критериев определения ее эффективности и соответствующих им показателей относительно каждой категории функциональной нагрузки позволит объективизировать соотношение объема полномочий органов государственной власти и кадровой обеспеченности их выполнения.

Дополнение Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» соответствующими нормами может стать важным элементом государственной кадровой политики.

Итоговые положения

заседания Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов

город Липецк 03 декабря 2010 года

Очередное заседание Общественного совета при Липецком областном Совете депутатов посвящено вопросу создания безбарьерной среды как способа полноценной интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.

В настоящее время одной из острейших проблем, как известно, является инвалидизация населения страны. Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество связана с наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

На территории Липецкой области проживает 154,746 тысяч инвалидов, в том числе 5,293 тысяч инвалидов войны и приравненных к ним по льготам граждан, 145,506 тыс. инвалидов по общему заболеванию и 3,947 тысяч детей – инвалидов.

В рамках обсуждения данного вопроса был выявлен ряд проблем, требующих дополнительного рассмотрения, и намечены возможные пути их решения:

1. В современных условиях основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации, т.е. на восстановление социально-ролевой функции инвалидов в условиях ограниченной свободы.

Смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро - и макросоциального окружения.

Особую озабоченность вызывает инвалидность у детей. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Почти 25% инвалидов в возрасте до 50 лет получили инвалидность вследствие заболеваний, перенесенных в детстве. Ежегодно около 98% детей первых дней жизни проходят диагностическую процедуру на предмет наличия болезней, чреватых тяжелыми осложнениями и инвалидизацией.

С целью выявления различных заболеваний, а также для контроля над проводимым лечением ежегодно осуществляется диспансеризация граждан.

Отдельную группу составляют инвалиды вследствие душевных расстройств. В нашей области таких больных проживает 30 000 человек, 30% из них – инвалиды, в основном мужчины трудоспособного возраста, 80% живут в семьях. Это те, болезнь которых настигла в молодости, когда у них уже имелся опыт учебной и трудовой деятельности.

Главной задачей психиатрии последних десятилетий является вывод людей из огромных психиатрических больниц – приютов с целью интеграции их в общество. При этом акцент должен делаться на внебольничную лечебно-реабилитационную помощь. Одной из эффективных и экономически обоснованных форм социализации инвалидов является так называемое прибольничное "жильё под защитой": общежития, "реабилитационные квартиры", пансионатыс программой восстановительной терапии, социальной реабилитации и адаптации, досуговых мероприятий, с соблюдением лекарственной терапии и социально – бытовым устройством для длительного, возможно, пожизненного проживания. Такие лечебно – реабилитационные учреждения уже открыты в Санкт – Петербурге, Рязани, Новосибирске, Омске, Первоуральске, Нижнем Тагиле, Тамбове, Туле, Калуге, опыт которых может быть интересен и для Липецкой области.

Среди душевно больных, особо социально бесправное, в любых отношениях, положение занимают инвалиды с непрерывным течением заболевания, частыми обострениями, утратившие социальные связи. Формой социализации инвалидов со сложной симптоматикой могут стать прибольничные пансионаты.

Органам здравоохранения области необходимо продолжить работу по совершенствованию медицинского обслуживания инвалидов и обеспечить постоянное взаимодействие с областными общественными организациями инвалидов.

2. Отмечается недостаточный уровень обеспечения доступа инвалидов к объектам социально-культурного, коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, жилищного фонда.

Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов.

Действующее же законодательство обязывает органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи.

Однако очевидно, что в большинстве городов и сел потребности инвалидов не учтены. Входы в здания, лифты, лестницы, другие пространства общего пользования не дают возможности для перемещения инвалидам. К сожалению, в большинстве случаев существующие архитектурные элементы не выполняют своего функционального назначения.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства. В связи с чем, для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

1) Оборудование объектов социальной инфраструктуры с целью обеспечения доступности для инвалидов пандусами, поручнями;

2) Организация транспортного обслуживания инвалидов.

Так, в качестве дополнительных льгот для инвалидов, позволяющих им безболезненно приспосабливаться к социальной среде, чувствовать себя полноправными членами общества и иметь возможность посещения социально значимых объектов, расположенных на территории городов и населенных пунктов, заниматься общественно полезным трудом, в регионах создаются и успешно функционируют службы «Социальное такси» или подобные им службы, осуществляющие транспортное обслуживание нуждающихся граждан. Такие службы действуют и в ряде муниципальных образований Липецкой области, которые, в свою очередь, должны получить более широкое распространение;

3) Обеспечение доступности для инвалидов средств коммуникации;

4) Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и обучение навыкам по их использованию.

Для обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заказчики при подготовке задания на проектирование должны обеспечить неукоснительное соблюдение национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

3. В современном обществе жизненный уровень инвалидов и шансы их трудоустройства крайне низкие и возможности профессиональной реабилитации по-прежнему ограничены.

В соответствии с Законом Липецкой области от 14 сентября 2000 года № 104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» в области по состоянию на 01.11.2010 год установлена квота 2,6 тыс. мест для трудоустройства инвалидов. Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется как по направлению органов службы занятости, так и работодателями самостоятельно. По состоянию на 01.11.2010 г. трудоустроено в счет установленной квоты 133 инвалида, из них 123 - по направлению органов службы занятости, 10 - работодателями самостоятельно.

Сложности трудоустройства инвалидов связаны с установлением особых условий труда для инвалидов. Работодателям непросто предоставить инвалиду такое рабочее место, которое бы соответствовало предписаниям службы медико-социальной экспертизы и возможностям самого инвалида. Предлагаемые вакансии не устраивают инвалидов. Предоставляемые рабочие места не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям. Таким образом, существует некая несбалансированность между имеющейся рабочей силой среди инвалидов и потребностью работодателей.

Одним из направлений, позволяющих повысить занятость инвалидов, является их участие в региональных программах, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

Для повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда необходимо поднимать уровень их общего и профессионального образования.

В целях государственного стимулирования участия работодателей в обеспечении занятости инвалидов целесообразно рассмотреть вопрос о возможности предоставления налоговых льгот работодателям по транспортному налогу.

4. Одной из наиболее важных проблем является обеспечение доступа инвалидов к услугам в сфере образования.

Детям с ограниченными возможностями практически нереально получить образование в специальных (коррекционных) учреждениях по месту жительства, поскольку количество таких учреждений достаточно мало и имеются далеко не повсеместно. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников по причине архитектурной недоступности школ.

Выходом из сложившейся ситуации может стать организация дистанционного образования детей-инвалидов. В 2009 году начата работа по реализации данного направления в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (далее - ПНПО). Создан Центр дистанционного образования (далее – ЦДО) на базе Г(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната III-IV вида.

На сегодняшний день из общего количества детей – инвалидов 1340 обучаются в общеобразовательных учреждениях, 332 – на дому, 493 – в учреждениях государственной поддержки детства (детские дома, школы – интернаты, специальные (коррекционные) школы – интернаты), 48 – дистанционно. Кроме того, Центром дистанционного образования сформирован список детей – инвалидов из числа детей, обучающихся на дому, – 125 человек, которые приступят к обучению с использованием дистанционного метода во второй декаде января 2011 года. Итого в 2010-2011 гг. дистанционным методом обучаться будут 173 ребенка.

Управлением образования и науки Липецкой области регулярно проводится разъяснительная и организационно-методическая работы с городами и районами области, родителями по внедрению дистанционной формы обучения детей–инвалидов. Несмотря на это, внедрение данной системы обучения осуществляется не так активно, как того требует ситуация. Одной из причин является ментальность родителей детей – инвалидов, по мнению которых обучение на дому не может сравниться с обучением в школе-интернате.

Вместе с тем дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем. Желательным является сочетание дистанционной системы обучения с посещение детей на дому учителем. При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных и иных досуговых мероприятий.

5. Культурная деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья также является одной из насущных проблем, заключающаяся в отсутствии условий, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и возможность участия в ней на равной основе.

Творческая деятельность является эффективной формой интеграции людей с инвалидностью в общество, смысл которой сводится в обеспечение инвалидов, проживающих как в городских, так и в сельских районах, возможности использования своего творческого, художественного и интеллектуального потенциала не только для своего блага, но и для обогащения всего общества. Примерами такой деятельности являются занятия хореографией, музыкой, литературой, театром, пластическими видами искусств, живописью. Необходимо содействовать доступности таких культурно-просветительных учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки и возможности их использования. В Липецкой области активно проводится работа по реабилитации инвалидов в этом направлении.

Главным препятствием к обеспечению равного доступа инвалидов к услугам учреждений культуры является отсутствие надлежащей материально-технической базы.

6. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа является важной составной частью процесса физической реабилитации людей с ограниченными возможностями.

В Липецкой области действует областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Липецкой области на 2009-2013 годы", в рамках которой предусмотрено проведения в течение года физкультурно-спортивного фестиваля по видам спорта среди инвалидов. Успешно функционируют группы по настольному теннису, вольной и греко-римской борьбе. Победители и призеры Всероссийских соревнований по бальным танцам на колясках тренируются в танцевально-спортивном клубе «Гармония» и в народном ансамбле «Параллели». Для координации спортивной деятельности по паралимпийскому движению создана областная федерация спорта инвалидов.

Между тем численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, свидетельствуют о том, что Липецкая область занимает далеко не лидирующее положение среди регионов Центрального федерального округа. Так, в Липецкой области их число составляет 798 человек, в сравнении в Тульской области – 3252, Курской области – 2760, Белгородской области 1505, в Тверской области - 1306 человек.

В связи с чем требуется создание у лиц с ограниченными возможностями устойчивого интереса к систематическим занятиям, что возможно за счет популяризации видов спорта через организацию спортивных мероприятий, проведения массовых физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, встречи с известными спортсменами, привлечения СМИ для освещения подобных мероприятий. Создание областного культурно-спортивного центра даст реальную возможность инвалидам приобщиться к активному образу жизни.

  1. Содержание программы Язык и речь

    Документ
    Понятие о стиле речи. Разновидности функциональных стилей: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический. Стиль речи как система языковых средств, обусловленных функцией речи и сферой общения.
  2. Содержание журнала «Вопросы ментальной медицины и экологии» (1)

    Документ
    Тело является выражением суммы ритмических движений вечно изменчивых и вечно новых волновых функций и их ритмов. Для освоения техники «волны», необходим высокий уровень внимания на самом процессе действия, интуитивное прослеживание
  3. Содержание журнала «Вопросы ментальной медицины и экологии» (2)

    Документ
    Статья посвящена создателю и многолетнему руководителю кафедры психотерапии в Центральном Институте Усовершенствования врачей - Рожнову В.Е., а также его вкладу в развитие психотерапии в России.
  4. Содержание журнала «Вопросы ментальной медицины и экологии» (3)

    Документ
    Оценка уровня осведомленности населения о проблеме наркотизма в Республике Казахстан в зависимости от возраста и уровня вовлеченности в орбиту наркотизма
  5. Содержание и план лекционного курса «Механика. Молекулярная физика» для потока 02

    Лекция
    Введение. Организационная часть: общие требования, предъявляемые к студентам при изучении курса физики, структура учебного курса, учебная и методическая литература.
  6. Содержание лекций 3-го семестра Лекция 1

    Лекция
    Тепловое излучение. Спектральные характеристики теплового излучения. Поглощательная и излучательная способность твердых тел. Абсолютно черное тело. Энергетическая светимость.
  7. Содержание программы Специализированный курс по сервисному обслуживанию и программированию систем simatic

    Обзор
    - Визуальный контроль индикаторов на CPU и блоке питания. - STEP7 - инструментальный программный комплекс. Инсталляция. Набор утилит.
  8. Содержание бесед для младших школьников ябольше не курю (сказка)

    Сказка
    Однажды Заяц стал чемпионом леса по бегу. И так зазнался, что с другими зверями дружить перестал. "Да, я самый сильный! Я самый ловкий! Я самый быстрый!", - хвастался он.
  9. Содержание программы областного родительского университета тема 1

    Документ
    Эколого - эстетическое воспитание школьников. Методы и приёмы воспитания экологической культуры детей. Практическое занятие (1ч.): Ознакомление с научной литературой, исследовательскими материалами, интернет - ресурсами по изученной теме.
  10. Содержание программы гуманитарные и социально-экономические дисциплины Основы идеологии белорусского государства. 1 Система идеалов и ценностей белорусского общества

    Закон
    Роль христианских традиций и ценностей. Православная духовность. Национально-государственное самосознание как важный компонент духовной жизни белорусского народа.

Другие похожие документы..