О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2011/2012 учебном году

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Республики Беларусь

К.С.Фарино

2011

О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2011/2012 учебном году

Учебный предмет ”Информатика“ изучается в VI-XI классах учреждений общего среднего образования.

Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета “Информатика” во всех видах учреждений общего среднего образования установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:

Класс

VI

VII

VIII

XI

X

XI

Количество часов в учебную неделю по классам

1

1

1

1

1

1

В своей деятельности учителя информатики руководствуются:

образовательным стандартом учебного предмета «Информатика», который определяет цели, структуру и объем содержания образования по учебному предмету в учреждениях общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения, устанавливает требования к объему учебной нагрузки, уровню подготовки учащихся, а также нормы оценки результатов учебной деятельности;

учебной программой для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы
(Мн.: Национальный институт образования, 2009);

примерным календарно-тематическим планированием. Информатика, VІ–XI классы (Мн.: Национальный институт образования);

санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым, в частности:

контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения по всем учебным предметам в VI классах – 2 часов, VII–VIII классах – 2,5 часов, IX–XI классах – 3 часов;

правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

Указанные выше нормативные правовые акты, учебная программа, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования () и на сайте Национального института образования ().

Приведенное в учебной программе и в примерном календарно-тематическом планировании распределение учебных часов по темам может быть изменено учителем информатики при условии обязательного выполнения требований, предъявляемых программой.

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся учителям информатики рекомендуется:

продумывать ход изучения учебного материала, правильность и точность всех формулировок;

проводить на учебных занятиях, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и речи учителя;

использовать в работе выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;

учить работать с учебными пособиями, пользоваться справочной литературой по учебному предмету, подбирать литературу по определенным темам;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса учащихся, ознакомлению с терминологией по учебному предмету.

При объяснении учебного материала необходимо:

повышать культуру устной и письменной речи учащихся, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки;

формировать умения учащихся составлять аналитические и обобщенные таблицы, диаграммы, схемы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

делать разборчивым подчерком все виды записей на классной доске, в дневниках и тетрадях учащихся.

Для выполнения всех видов классных и домашних письменных работ (упражнения, задания, практические работы) учащемуся необходимо иметь одну тетрадь.

Письменные ответы на вопросы, размещенные в учебниках и учебных пособиях в, в тетрадях учащимися не выполняются.

Оформление учащимися отчетов по результатам выполненных практических работ в тетрадях не предусмотрено.

Разрешается использовать для выполнения учебных и практических работ тетради на печатной основе. Однако использование рабочих тетрадей и опорных конспектов на печатной основе является не обязательным.

Выполнение учащимися всех видов учебных работ в тетради проверяется учителем во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна быть проверена не менее одного раза в четверть. Решение о выставлении в журнал отметки за ведение тетради принимается учителем.

Домашнее задание по информатике, требующее использования компьютера, учащимся не задается.

Практические работы по информатике проводятся в целях обучения, тренировки и контроля. Практические работы проверяются учителем и оцениваются по его усмотрению. Отметки за практические работы, которые проводятся с целью контроля, выставляются учителем в классный журнал всем учащимся.

Объем и сложность контрольных работ должны соответствовать содержанию учебной программы и требованиям к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с учебной программой предусмотрена одна контрольная работа в учебном году.

Контрольные работы по информатике могут включать теоретические вопросы, ответы на которые даются в письменной форме (или тесты в электронном виде при проведении тестирования на компьютере) и(или) практические задания, которые выполняются на компьютере.

Контрольные работы оформляются на электронном (практические либо тестовые задания) или бумажном носителе (теоретические вопросы) и хранятся в учреждении общего среднего образования в течение текущего учебного года (до конца учебного года). Итоговая отметка за контрольную работу выставляется с учетом выполнения предложенных теоретических вопросов (тестовых заданий) и (или) практических заданий. Типичные ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы, обсуждаются учителем фронтально.

Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. Итоговая отметка выставляется на бумажном носителе с учетом ответов на теоретические вопросы и выполнения практических заданий и заносится в классный журнал. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию.

Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по четвертям.

Выпускной экзамен по выбору по информатике по завершению обучения и воспитания на уровне общего среднего образования проводится по билетам, утвержденным Министерством образования.

В соответствии с новыми правилами белорусской орфографии и пунктуации изменилось правописание на белорусском языке следующих терминов, которые в учебных изданиях выпуска 2008, 2009 годов написаны по правилам 1959 года:

Слова

на русском языке

Слова на

на белорусском языке (правила 1959 г.)

Слова

на белорусском языке

(правила 2008 г.)

адаптер

адаптэр

адаптар

видеоадаптер

відэаадаптэр

відэаадаптар

винчестер

вінчэстэр

вінчэстар

интернет

інтэрнет

інтэрнэт

интернет-провайдер

інтэрнет-правайдэр

інтэрнэт-правайдар

компьютер

камп’ютэр

камп’ютар

компьютерные

камп’ютэрныя

камп’ютарныя

конструирование

канструіраванне

канструяванне

менеджер

менеджэр

менеджар

моделирование

мадэліраванне

мадэляванне

нумерация

нумерацыя

нумарацыя

панель инструментов

панель інструментаў

панэль інструментаў

принтер

прынтэр

прынтар

программирование

праграміраванне

праграмаванне

На сайтах Министерства образования () в подразделе «Школьная информатика» раздела «Информатизация образования», Национального института образования (), Академии последипломного образования (), в научно-методическом журнале «Информатизация образования» публикуются нормативное правовое обеспечение преподавания информатики в учреждениях общего среднего образования, учебные программы, методические материалы по информатике, календарно-тематическое планирование, программы факультативных занятий.

Организация образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году имеет следующие особенности

VI класс:

используются:

учебная программа VI класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебное пособие:

Информатика, 6 класс авторов А.Е. Пупцева, Н.П. Макаровой, А.И. Лапо (Мн.: Народная асвета, 2008)

VII класс:

используются:

учебная программа VII класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебное пособие:

Информатика, 7 класс авторов Г.А. Заборовского, А.А. Козинского, А.Е. Пупцева, Н.В. Якуниной / под ред. Г.А. Заборовского (Мн.: Народная асвета, 2009)

VIII класс:

используются:

учебная программа VIII класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебное пособие:

Информатика, 8 класс авторов Е.Л. Миняйловой, Д.А. Вербовикова, Н.Р. Коледы, Н.В. Якуниной (Мн.: Народная асвета, 2010)

IX класс:

используются:

учебная программа IX класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебные пособия:

Информатика, 9 класс авторов Г.А. Заборовского, А.И. Лапо, А.Е. Пупцева (Мн.: Народная асвета, 2009)

X класс:

учебная программа X класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебные пособия:

Информатика, 10 класс авторов Г.А. Заборовского, А.Е. Пупцева (Мн.: Издательский центр БГУ, 2011).

XI класс:

учебная программа XI класса из сборника «Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Информатика, VІ–XI классы» (Мн.: Национальный институт образования, 2009);

учебные пособия:

Информатика, 11 класс авторов Г.А. Заборовского, А.Е. Пупцева («Народная асвета», 2010)

При организации образовательного процесса по информатике в целях сохранения жизни и здоровья учащихся необходимо обучать их правилам безопасного поведения в компьютерном классе. В классном журнале в начале каждой четверти учебного года необходимо делать запись «Правила безопасного поведения в компьютерном классе».

Продолжительность занятий с использованием компьютера зависит от возраста учащихся, технических данных компьютера, характера и сложности выполняемых работ.

Продолжительность работы учащихся за компьютером не должна превышать:

на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет – 10 минут; для учащихся II-IV классов – 15 минут; V-VII классов – 20 минут;

на уроках информатики: для учащихся VI-VII классов – 20 минут; VIII-IX классов – 25 минут; X-XI классов – 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять профилактические мероприятия.

При проведении учебных занятий по информатике осуществляется деление класса на подгруппы так, чтобы каждому учащемуся обеспечить рабочее место за компьютером.

В целях удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов учащихся утверждены программы факультативных занятий, которые размещены на сайтах Министерства образования и Национального института образования и в сборнике «Программы факультативных занятий по естественно-математическому направлению для общеобразовательных учреждений». – (Мн.: Национальный институт образования, 2009).

Изданы учебно-методические комплексы для факультативных занятий, включающие учебную программу, пособие для учителей, пособие для учащихся:

I класс

«Развивающая информатика. Рабочая тетрадь для 1 класса» (авторы Л.И. Калита, А.И. Павловский, В.В. Сташенко).

VI–VII класс

«Занимательная информатика» (авторы-составители С.Л. Глухарева, Г.В. Кирись, А.А. Мещерякова).

VIII–IX класс

«Информатика в задачах» (авторы-составители О.Л. Сапун, Е.В. Пазюра, А.И. Лапо).

X класс

«Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет» (автор-составитель В.З. Сулейманов).

XI класс

«Мультимедиа в современной жизни» (авторы-составители А.Е. Пупцев, А.А. Козинский).

Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к информатике, формировать умения рассуждать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить к продолжению образования в высших учебных заведениях.

При организации образовательного процесса рекомендуется использовать электронные средства обучения (ЭСО) по информатике, отмеченные дипломами и похвальными отзывами конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» в 2008-2011 гг.:

«Алгоритмические этюды». Практическое пособие по информатике для 7 класса»;

«School Educational Net» (Школьная образовательная сеть);

«Мультимедийный учебник по Паскалю»;

«Основы веб-конструирования. HTML+CSS»;

«Основы анимации в Macromedia Flash»;

«Обучающая программа «Экскурсия по системному блоку»;

«Конструктор заданий для развития мышления»;

«Информатика: развивающие задачи»;

«Система дистанционного обучения по школьному курсу «Информатика»»;

электронный учебник «История создания и развития вычислительной техники»;

«Интересные числа и алгоритмы целочисленной арифметики»;

«Видеоадаптер»;

«Мультимедийный учебник по логике»;

интерактивное пособие «Информатика, 6»;

сайт «Готовимся к экзамену по информатике»;

электронный практикум по теме «Алгоритмизация и программирование»;

Pascal Helper.

Копии этих ЭСО можно получить на безвозмездной основе в региональных институтах развития образования. В случае отсутствия данных ЭСО в региональных институтах образования, необходимо обращаться в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».

В Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2011/2012 учебном году планируется проведение следующих курсовых и межкурсовых мероприятий:

целевое повышение квалификации руководителей методических формирований учителей информатики «Современный урок как основа эффективного и качественного образования предметной области «Информатика»» (31.10.2011-12.11.2011).

Планируется проведение межкурсовых мероприятий:

методический семинар «Развитие инновационных форм работы с учащимися – путь к достижению качественных образовательных результатов» (г. Брест, октябрь).

методический семинар «Интенсификация процесса обучения информатике, повышение его качества через внедрение авторских методик, моделей, программ и дистанционного обучения» (г. Могилев, декабрь).

На августовских предметных секциях и на заседаниях методических объединений учителей информатики рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы:

на августовских предметных секциях:

нормативное правовое обеспечение образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании;

учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по информатике в 2011/2012 учебном году;

цели и механизмы реализации учебных программ факультативных занятий по учебному предмету «Информатика» в 2011/2012 учебном году;

содержание работы методических формирований учителей информатики в 2011/2012 учебном году: планы работы районных методических объединений и других методических формирований;

На заседаниях методических объединений:

реализация внутрипредметных и межпредметных связей в процессе обучения учащихся информатике;

современные образовательные технологии и их роль в овладении учащимися предметными знаниями, умениями и ключевыми компетенциями;

преемственность организации образовательного процесса на уроке и факультативном занятии;

факультативные занятия как механизм образовательного и профессионального самоопределения учащихся;

разнообразные формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности школьников;

единство урочной и внеклассной работы – важнейшее условие качественного образовательного процесса по информатике;

оптимизация структуры урока с целью предупреждения перегрузки и утомляемости учащихся;

методика и технологии изучения сложных тем школьного курса информатики;

развитие рефлексии педагога, рефлексивных способностей и оценочной самостоятельности учащихся.

В научно-методическом журнале «Информатизация образования» опубликованы материалы для использования в образовательном процессе (на уроках, факультативных занятиях):

Развитие мышления младших школьников на основе флеш-заданий на рисование, раскраску и конструирование в системе dl.gsu.by/ М.С. Долинский, Ю.В.Решетько, М.А. Кугейко // Информатизация образования. – 2011. – № 1. – С. 24 – 35.

Интернет-курс «Базовое программирование» как средство подготовки к областным олимпиадам по информатике/ М.С. Долинский, М.А. Кугейко; // Информатизация образования. – 2010. – № 4. – С. 3 – 15.

Анимация в Adobe Flash / И.Б. Градобаева, Е.А. Николаева // Информатизация образования. – 2009. – № 4. – С. 39 – 47.

Случайные числа и их использование в учебном процессе по информатике / А.И. Павловский, В.В. Пенкрат // Информатизация образования. – 2009. – № 1. – С. 22 – 28.

Рекомендуемые учебные издания:

Наименование учебных изданий

Издательство, год издания

VI класс, учебные пособия и пособия для учащихся

Информатика. Рабочая тетрадь для 6 класса Л.Г. Овчинникова

Аверсэв, 2010, 2011

VI класс, учебные издания для учителей

Информатика в 6 классе

Н.П. Макарова, А.Е. Пупцев, А.И. Лапо

Издательский центр БГУ, 2010

VII класс, учебные пособия и пособия для учащихся

Информатика. Рабочая тетрадь для 7 класса

Л.Г. Овчинникова

Аверсэв, 2010, 2011

Інфарматыка. Рабочы сшытак для 7 класа

Л.Г. Аўчыннікава

Аверсэв, 2011

VII класс, учебные издания для учителей

Информатика в 7 классе

Г.А. Заборовский, А.А. Козинский, А.Е. Пупцев, Н.В. Якунина / под ред. Г.А. Заборовского

Народная асвета, 2011

VIII класс, учебные пособия и пособия для учащихся

Информатика. Рабочая тетрадь для 8 класса

Л.Г. Овчинникова

Аверсэв, 2010, 2011

Інфарматыка. Рабочы сшытак для 8 класа

Л.Г. Аўчыннікава

Аверсэв, 2011 

VIII класс, учебные издания для учителей

Информатика в 8 классе

Е.Л. Миняйлова, Д.А. Вербовиков, Н.Р. Коледа, Н.В. Якунина

Адукацыя і выхаванне, 2011

IX класс, учебные пособия и пособия для учащихся

Информатика. Рабочая тетрадь для 9 класса

Л.Г. Овчинникова

Аверсэв, 2010, 2011

Інфарматыка. Рабочы сшытак для 9 класа

Л.Г. Аўчыннікава

Аверсэв, 2011

IX класс, учебные издания для учителей

Информатика в 9 классе

Г.А. Заборовский, А.Е. Пупцев

Адукацыя і выхаванне, 2011

X класс, учебные пособия и пособия для учащихся

Информатика. Рабочая тетрадь для 10 класса Л.Г. Овчинникова ­

Аверсэв, 2011

ГОТОВИТСЯ К ИЗДАНИЮ

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Информатика ”в 2011/2012 учебном году» Учебный предмет «Информатика» изучается в VI-XI классах учреждений общего среднего образования

    Инструктивно-методическое письмо
    Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений общего среднего образования установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю по классам:
  2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка” в 2011/2012 учебном году» Учебный предмет «Музыка» изучается в I-IV классах учреждений общего среднего образования (1)

    Инструктивно-методическое письмо
    образовательным стандартом учебного предмета «Музыка», который определяет содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания,
  3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Музыка” в 2011/2012 учебном году» Учебный предмет «Музыка» изучается в I-IV классах учреждений общего среднего образования (2)

    Инструктивно-методическое письмо
    Гуляева Е.Г. Примерное календарно-тематическое планирование по музыке: I–IV классы / Е.Г.Гуляева, В.В.Ковалив Музычна-тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання.
  4. О преподавании образовательной области «Технология» в 2011 2012 учебном году

    Методические рекомендации
    Технология обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства,
  5. Учебно-методический комплекс на 2011-2012 учебный год Класс

    Учебно-методический комплекс
    1.Обучение грамоте 1 класс. Поурочные планы по учебнику В.Г Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько, Берестова В.Д. Русская азбука.-2-е изд.,перераб.- Волгоград: Учитель.
  6. Перспективный план учебно-воспитательной работы на 2011/2012 учебный год Тема работы педагогического коллектива

    Документ
    Реализация планов долгосрочного развития экономики и социально сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, ­требует инвестиций в человеческий капитал.
  7. Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики за 2011-2012 учебный год (1)

    Документ
    Красникова Наталья Николаевна – учитель математики высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, является одним из руководителей областной экспериментальной площадки по реализации инновационного
  8. Анализ работы методического объединения учителей математики и информатики за 2011-2012 учебный год (2)

    Документ
    Красникова Наталья Николаевна – учитель математики высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебно- воспитательной работе, является одним из руководителей областной экспериментальной площадки по реализации инновационного
  9. Отдел методического обеспечения общего среднего образования уо «рипо» Опреподавании учебного предмета (дисциплины) «Информатика» в 2011/2012учебном году в учреждениях

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации подготовлены на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Информатика» в 2011/2012 учебном году» с учетом особенностей организации

Другие похожие документы..