Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. З. БИИШЕВОЙ

Кафедра истории Отечества и МПИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ РОССИИ»

специальность 050401 «История»

Учебно-методический комплекс Составитель: к.и.н., доцент

обсужден и утвержден Басырова С.Г.

на заседании кафедры

«_____»____________200__г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор Самородов Д.П.

Стерлитамак 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Учебная программа

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

I. Объем дисциплины и виды учебных занятий………………………………….5

II. Содержание дисциплины

2.1.Разделы дисциплины и виды занятий………………………………...6

2.2. Содержание разделов дисциплины…………………………………..7

III. Методические рекомендации по организации учебной дисциплины……..22

VI. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов……………………...22

4.2. Перечень примерных заданий для самостоятельной работы

студентов………………………………………………………………….24

4.3. Примерный перечень вопросов к экзамену………………………..24

4.4. Примерная тематика курсовых работ………………………………25

4.5. Примерные вопросы к государственному итоговому

междисциплинарному экзамену ……………………………………......26

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература…………………………………………27

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины………………….....30

5.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….31

VI. Словарь основных терминов……………………………………………….31

Рабочая программа

Пояснительная записка…………………………………………………………34

I. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)……………….36

II. Содержание разделов дисциплины и тем

2.1. Программа лекционного курса…………………………………….39

    1. 2.2. Программа семинарских занятий……………………………….....52

III.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

3.1. Методические указания для преподавателей……………………..77

3.2. Методические указания для студентов…………………………...77

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля

4.1. Задания для самостоятельной работы студентов………………..79

            1. 4.2. Тематика курсовых работ…………………………………………90

    1. 4.3. Вопросы для самоконтроля………………………………………..91

    2. 4.4. Тесты для внутрисеместровой проверки………………………....92

    3. 4.5. Тесты для проверки остаточных знаний………………………...143

    4. 4.6. Перечень вопросов для курсового экзамена…………………....157

V. Материалы к государственному итоговому междисциплинарному

экзамену…………………………………………………………………….....158

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература ……………………………………….159

    1. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины …………………..162

    2. VII. Словарь основных терминов ………………………………………………163

Учебная программа

Пояснительная записка

Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального компонента ГОС ВПО по специальности 050401 (032600) «История».

Эта дисциплина играет важную роль в теоретико-методологической, а также научно-практической подготовке историка. В условиях изменений, произошедших в последнее время в области методологии истории, необходимость и актуальность глубокого изучения данного курса на сегодняшний день очевидна. В современных условиях многоконцептуального изучения истории, знание отечественной историографии позволит студенту-историку составить целостное и адекватное представление о становлении и сущности современных теоретико-методологических концепций, иметь собственное видение реалий прошлого и перспектив будущего исторической науки. Историография истории России изучается студентами исторического факультета на старших курсах после усвоения таких важных дисциплин, как история России, источниковедение истории России. Данный курс тесно связан с этими дисциплинами, опирается на полученные студентами теоретические и конкретно-исторические знания по отечественной истории. Учебный курс Историографии истории России закрепляет и завершает формирование целостного представления студентов об отечественной истории в историософском, теоретико-методологическом, конкретно-историческом аспектах. Также данный курс существенно закрепляет и дополняет знания по истории философии, истории общественно-политической мысли, расширяет представления о закономерностях научного познания, систематизирует знания о всемирно-историческом процессе в целом, позволяет понять его сложность, противоречивость и неоднозначность. Историография как научная дисциплина имеет и прикладное значение. Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения этой дисциплины, используются студентами, а позже молодыми специалистами, учеными для написания исторических исследований.

Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Цельюкурса являетсяформирование целостного научного представления об истории отечественной исторической науки на основе изучения основных этапов и закономерностей процесса ее развития.

Содержание дисциплины позволяет решить следующие задачи:

    • изучить основные этапы развития российской исторической науки с точки зрения господствовавших историософских концепций (от появления первых форм исторического сознания до современного состояния исторической науки), а также закономерности смены этих этапов;

    • рассмотреть теоретико-методологические и конкретно-исторические взгляды основных представителей историографических направлений и школ в отечественной исторической науке;

    • проследить тенденции формирования источниковой базы исторической науки, совершенствования методов источниковедческой критики источников, расширения проблематики научных исследований;

    • рассмотреть развитие системы исторических научных учреждений, эволюцию исторического образования;

    • изучить факторы и условия развития исторической науки в России (в том числе и воздействие зарубежной научной мысли на российскую науку), государственную политику в области исторической науки и образования;

    • закрепить навыки работы с научной исторической литературой;

    • углубить полученные прежде знания по истории России, истории общественной мысли, культуры, науки, используя межпредметные связи;

    • рассмотреть место истории исторической науки в истории отечественной культуры.

Изучение и преподавание истории отечественной исторической науки основывается на научных принципах историографического познания. Согласно принципу историзма история исторической науки рассматривается с учетом временной последовательности, преемственной смены периодов и этапов ее развития. Каждый историографический факт анализируется в процессе возникновения, становления и развития. Изучение событий исторической науки осуществляется в тесной связи с конкретными историческими условиями их появления. В изучении историографии истории России важен принцип объективности. Его применение в историографии основывается на свободе историографа от «социального заказа», субъективности, политизации исторической науки. В то же время в процессе историографического познания нельзя не учитывать общественно-политических позиций, мировоззренческих установок, культурных ценностей тех или иных представителей отечественной исторической науки.

Принцип объективности тесно связан с принципом многоконцептуального изучения истории исторической науки. Он нацеливает студентов на признание широты и ценности различных методологических подходов в прошлом и настоящем отечественной историографии. Принцип целостности в историографическом познании предполагает изучение каждого периода, направления в истории исторической науки как системы взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, обусловливающих их изменения. Принцип ценностного подхода предполагает выделение тех идей, положений в истории исторической науки, которые имеют значение для современного этапа развития научных знаний. Для изучения истории исторической науки используются проблемно-хронологический, сравнительно-исторический методы, метод периодизации.

Изучение учебного курса Историографии истории России предусматривает активное использование межпредметных связей историографии с дисциплинами исторического и общегуманитарного блоков. Историография истории России преподается с учетом той теоретической и фактологической базы, которую студенты получают при изучении дисциплин исторического цикла, в особенности истории России, источниковедения истории России. Учебный курс Историографии истории России углубляет и завершает формирование целостного представления студентов об отечественной истории в историософском, теоретико-методологическом, конкретно-историческом аспектах. Изучение исторической мысли как процесса, обусловленного системными связями историографии с данным типом культуры, предполагает осмысление закономерностей её развития в тесной связи с развитием философской, социально-политической мысли и т.д. Поэтому важным условием успешного изучения историографии является привлечение студентами знаний из других гуманитарных наук: философии, политологии, социологии, культурологии, психологии и т.д.

Межпредметные связи в профессиональном обучении являются выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Их применение играет важную роль в научно-теоретической и практической подготовке студентов, закладывает фундамент для комплексного видения прошлого, настоящего и будущего человеческого общества.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

    • учебно-воспитательная;

    • научно-методическая;

    • культурно-просветительная.

Изучение дисциплины «Историография истории России» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных научно обоснованных при­емов, методов и средств обучения;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- воспитание у студентов уважительного отношения к куль­турно-историческому наследию;

в области научно-методической деятельности:

- формирование культуры научного исследования студентов;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания;

в области культурно-просветительской деятельности:

    • формирование общей культуры студентов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • историософские, теоретико-методологические, конкретно-исторические взгляды представителей основных историографических направлений и школ каждого этапа развития исторической мысли в России с древнейших времен до наших дней;

  • закономерности утверждения, борьбы, смены различных исторических концепций на разных этапах развития отечественной исторической науки;

  • историю изучения важнейших проблем истории России в отечественной историографии.

уметь:

  • анализировать исторические концепции различных авторов, определять их принадлежность к различным направлениям и школам исторической науки;

  • применять специальные историографические методы при исследовании как общеисторических, так и историографических проблем отечественной истории;

иметь навыки:

  • исследовательской работы с исторической литературой;

  • выполнения историографического анализа различных проблем исторической науки в курсовых и дипломных работах по истории.

I.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7 семестр

7-8

8

экзамен

Общая трудоемкость

190

Аудиторные занятия

110

60

50

Лекции

64

36

28

Практические занятия (семинары) семинары (семинары)

46

24

22

Самостоятельная работа

80

Вид итогового контроля

зачет

экзамен


Учебный курс «Историографии истории России» общим объемом 190 часов изучается в течение 7-8 семестров. Учебным планом предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских занятий, организация самостоятельной работы студентов. В ходе изучения дисциплины, посещения и подготовки к аудиторным занятиям, студенты работают над сообщениями, докладами, рефератами по предлагаемым темам, выполняют задания по самостоятельной работе. Формами проведения текущего контроля являются выполнение контрольных работ, тестирование, собеседования студентов с преподавателем по изученным темам.

В 7-м семестре студенты сдают зачет, который выступает формой промежуточного контроля знаний студентов. Зачет принимается преподавателем на основе выполненных студентами заданий по самостоятельной работе, усвоения необходимого объема программы лекционных и семинарских занятий.

Формой итогового контроля является курсовой экзамен, который проводится в 8-м семестре. При этом курсовой экзамен включает проверку знаний основных закономерностей и этапов развития отечественной исторической науки, теоретико-методологических и исторических взглядов представителей отечественной исторической науки. Важным показателем является умение экзаменуемого оперировать в своем ответе ссылками на соответствующие историографические источники, раскрывать суть концепции того или иного историка, проводить анализ изучения тех или иных проблем отечественной истории в российской историографии.

История отечественной исторической науки органическим образом входит в круг тех вопросов и проблем отечественной истории, которые выносятся на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории. На этом экзамене студенты должны показать не только знание событий и дат отечественной истории, но и продемонстрировать понимание теоретико-методологических направлений отечественной и зарубежной исторической науки, раскрыть историографию наиболее значимых проблем отечественной истории, показать отечественную историческую науки как важную часть истории культуры России. Поэтому отдельные проблемы отечественной историографии нашли отражение в программе и вопросах к государственному итоговому междисциплинарному экзаменупо истории.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «историография истории россии» специальность 050401 «История» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Историография истории России является одной из базовых дисциплин в системе профессиональной подготовки студентов исторического факультета и относится к циклу дисциплин предметной подготовки и проводится в рамках дисциплин федерального
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Историография зарубежной истории» для специальности 050401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 050401.65 история) предусматривает дисциплину «историография» в качестве федерального компонента среди дисциплин предметной подготовки (ДППФ.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «истори ография истории россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс “Историографии истории России” изучается на пятом и шестом курсах исторического факультета на заочном отделении. Данный учебный курс является одной из важнейших частей теоретико - методологической подготовки студента-историка.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история древнего мира» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история средних веков» специальности 050401 история

    Учебно-методический комплекс
    Сущность переходного периода от античности к Средневековью, различие в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «источниковедение истории россии» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Изучение учебного курса «Источниковедение истории России» на историческом факультете обусловлено необходимостью глубокой профессиональной подготовки специалиста историка, учителя истории.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «введение в историю» специальность 050401 «История»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Введение в историческую специальность» во многих отношениях является весьма специфической дисциплиной. Это обусловлено тем обстоятельством, что с этого учебного пред­мета начинается точка отсчёта процесса освоения студентами-первокурсниками
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Новая и новейшая история зарубежных стран» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования поспециальности 032600 (050401.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новая и новейшая история зарубежных стран Специальность: 032600 (050401. 65) «история» (2)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..