Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей
Новокузнецкий филиал-институт
Государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Факультет гуманитарный
Кафедра психологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Психология управления
Для специальностей: 030301 – «Психология»,
080507 – «Менеджмент организации»,
080502 – «Экономика и управление на предприятии»;
080111 – «Маркетинг»
Цикл дисциплин учебного плана: ОПД
Компонент учебного плана: региональный
Код дисциплины по учебному плану
030301– ОПД Р.1
080502; 080507;080111 – ГСЭ.Р
Формы обучения: все
Новокузнецк 2008
1.Пояснительная записка
1. Общие положения
1. Пояснительная записка
Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ. Курс читается в 7 семестре 4 курса.
1.1.2. Цель и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель и задачи изучения дисциплины.
Учебный курс «Психология управления» направлен на углубление и расширение ранее полученных психологических знаний и представлений о психологических особенностях поведения человека в организации, о закономерностях функционирования управленческих систем. Основной целью его является формирование системы знаний об основных методологических и теоретических аспектах психологии управления как отрасли социальной психологии. В процессе изучения теоретических вопросов данная дисциплина должна показать значение личности человека и его психологических особенностей как главного звена управленческой деятельности.
К числу задач можно отнести:
- подготовку студента к овладению профессией руководителя;
- формирование психологической культуры управленческой деятельности;
- формирование понимания психологических факторов, влияющих на принятие эффективных решений;
- самоорганизации персонала и возможности управлять ею.
- знакомлениес психологическими теориями, лежащими в основе менеджмента;
- с методами анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;
- с психологией управленческого труда (формы делового общения).
Данный курс предназначен для будущих психологов, специализирующихся в области психологии управления, социальной психологии и теории управления. Курс включает в себя лекционные и практические занятия, задания для самостоятельной работы, предполагающие систематизацию знаний по развитию и современному состоянию зарубежной и отечественной управленческой психологии с целью ориентации будущего специалиста в методологии психологии управления, в основных проблемах психологии управления и психологических особенностях управленческого процесса. В ходе изучения дисциплины студент также должен выполнить и защитить курсовую работу по актуальным проблемам психологии управления. В результате освоения курса «Психология управления» студент будет:
Знать:
- основные категории и понятия психологии управления;
- историю развития науки управления;
- основные теории и воззрения психологии управления;
Иметь представление:
- о предмете и структуре современной психологии управления;
- о социально-психологической структуре управления и управленческой деятельности;
- о теоретических основах психологии управления;
- о специфике и предметном содержании, целях, задачах, проблемах и объектах психологии управления, её связи с другими науками и областями психологических знаний.
Уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат психологии управления для анализа разнообразных явлений, связанных с управленческой деятельностью;
- использовать методы психологии управления для решения исследовательских, диагностических и социально-психологических задач.
Виды и формы контроля освоения дисциплины.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.
1. Требования ГОС к видам и формам контроля освоения дисциплины.
Знания и умения студентов проверяются при текущем, промежуточном и итоговом контроле, оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» в соответствии с указаниями ГОС.
2. Виды и формы контроля освоения дисциплины.
Виды контроля | Формы контроля для очной формы обучения | Формы контроля для заочной формы обучения |
Текущий | Тестовые и устные опросы по блокам тем | Выполнение контрольной работы |
Промежуточный | Тестовый опрос по курсу | |
Итоговый | Экзамен | Экзамен |
3. Условия допуска к экзамену.
Для допуска к экзамену на очной форме обучения студент должен посетить и активно работать на всех семинарских занятиях. Он должен выполнить все задания для самостоятельной работы, подготовить в соответствии с требованиями курсовую работу, публично защитить её. На заочном обучении студент допускается к экзамену только после выполнения контрольной работы и защиты курсовой работы.
4. Критерии оценки знаний студентов по дисциплине.
- «отлично» - выставляется студенту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование проблемных ситуаций.
- «хорошо» - выставляется студенту, если он твёрдо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении проблемных ситуаций некоторые неточности.
- «удовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему фрагментарный, несистематизированный характер знаний, недостаточно правильную формулировку базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он усвоил содержание основных разделов учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
- «неудовлетворительно» - выставляется студенту, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач или проблемных ситуаций.
Студент, получивший за работу в семестре оценку «неудовлетворительно», допускается к повторной пересдаче учебного материала.
5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС.
Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.
Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестации включают:
1. Графики самостоятельной работы (для очной и заочной форм обучения), определяющие сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.
2. Расписание защит курсовых работ и экзаменов.
3. Материалы, определяющие содержание аттестации:
- Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине;
- Вопросы к экзамену;
- Задания для внеаудиторной (самостоятельной работы) студентам для очной формы обучения;
4. Материалы для проведения итоговой аттестации:
- Экзаменационные билеты;
- Тест по дисциплине «Психология управления».
Структура аттестационных педагогических измерительных материалов по дисциплине
Номер задания | Наименование темы задания |
ДЕ 1. | Введение в психологию управления. |
1. | Предмет и задачи психологии управления. |
2. | Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности. |
3. | Теоретические основы психологии управления. |
4. | Стили и методы управления. |
ДЕ 2. | Психология управления общением. |
5. | Общение как социально-психологический феномен. |
6. | Психологические особенности управленческого общения. |
7. | Коммуникативный минимум менеджера. |
ДЕ 3. | Личность в управленческом процессе. |
8. | Личность как объект и субъект управления. |
9. | Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя. |
10. | Производственная мотивация. |
ДЕ 4. | Психология управления группой. |
11. | Социально-психологическая сущность групп, организаций. |
12. | Общая характеристика малых групп. |
13. | Сущность групповых социально-психологических явлений. |
Вопросы к экзамену.
Разделы дисциплины (Дидактические единицы) Темы | Вопросы для подготовки. |
Введение в психологию управления. | |
Предмет и задачи психологии управления. | 1. Дискуссия о предмете психологии управления. 2. Предмет психологии управления. |
Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности. | 3. История развития психологии управления. 4. Психологические школы и направления психологии управления. |
Теоретические основы психологии управления. | 5. Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления. 6. Принципы и методы психологии управления. Принципы общения между руководителем и подчиненным по Конфуцию. |
Стили и методы управления. | 7. Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину. 8. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера. 9.Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера. 10. Приемы и методы аргументации. 11. Техника аргументации. 12. Методы управления и организаторского воздействия менеджера. |
Психология управления общением. | |
Общение как социально-психологический феномен. | 13. Функции общения. 14. Психологическая структура общения. |
Психологические особенности управленческого общения. | 15. Виды управленческого общения. 16. Психология контакта руководителя с подчиненными. 17. Особенности и формы делового общения. |
Коммуникативный минимум менеджера. | 18. Коммуникация в организации и структура коммуникативного акта. 19. Цели коммуникации. 20.Коммуникативный минимум как основа для оценки коммуникативной компетентности менеджера. 21.Невербальная коммуникация и управление. |
Личность в управленческом процессе. | |
Личность как объект и субъект управления. | 22. Типология социально-психологических качеств личности. 23. Учет типа темперамента в управленческой деятельности. 24. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия. |
Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя. | 25. Психологический портрет современного менеджера. 26. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Типы личности по Холланду-Климову. 27. Выявление профессиональной направленности личности с помощью психографического теста в модификации С.Ф.Спичака и А.Г. Синицына. |
Личность управленца и профессиональная карьера. | 28. Психологическая сущность и психологическая природа карьеры. 29. Карьерные ориентации и их значение в психологии управления. |
Производственная мотивация. | 30. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности объекта и субъекта управления. 31. Критерии производственной мотивации. 32. Методы диагностики производственной мотивации. Мотивационный тест Хекхаузена. 33. Мотивация аффилиации. |
Психология управления группой. | |
Социально-психологическая сущность групп, организаций. | 34. Качества социальной группы. 35. Виды групп. |
Общая характеристика малых групп. | 36. Динамика малых групп. 37. Уровни развития малой группы. |
Сущность групповых социально-психологических явлений. | 38. Социально-психологические механизмы малой группы. 39. Учет социально-психологических механизмов группы в управлении. |
Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (2)
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология управления» (ФТД.Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей
Учебно-методический комплексДисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)
Учебно-методический комплекс3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей
Учебно-методический комплексРабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.