Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара”

Ниретин Н.И.

Безопасность жизнедеятельности

Учебное пособие для студентов педагогического института

г. Арзамас АГПИ

2008 г.

УДК 355.58 (075.8)

ББК 68.69 я73

Н 68

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

Рецензенты

Руководитель комитета гражданской защиты и пожарной

безопасности г. Арзамаса

Полковник запаса Н.Н.Зелинский

Доцент кафедры медицинской подготовки и БЖД АГПИ, К.В.Н. Коннов М.А.

Ниретин Н.И.

Н 68 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие.- Арзамас: АГПИ, 2008. – 211 ст.

Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД, вопросов идентификации опасных и вредных факторов в системе “человек – среда обитания”, предупреждения воздействия негативных факторов на организм человека в бытовой и окружающей среде и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Отражены вопросы национальной безопасности РФ.

Для студентов педагогических институтов.

УДК 355.58 (075.8)

ББК 68.69 я73

© Ниретин Н.И. 2008.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2008.

Введение

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, конфликты, связанные с применением оружия, рост преступности и засилье криминала во всех структурах власти крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и каждого человека в отдельности, сохранением экологического потенциала окружающей среды в условиях, постоянно возникающих чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения.

Растет число жертв от последствий ЧС. Статистика показывает, что люди гибнут не только при промышленных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, но и при чрезвычайных ситуациях локального характера, в обычной жизни, в быту.

Анализ причин потерь населения от ЧС различного происхождения приводит к выводу, что более чем в 80% случаях возникновение экстремальных и чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, халатности, небрежности, безответственности, а порой от неумения правильно определить свое поведение в сложившейся ситуации.

Системное изучение наиболее вероятных экстремальных и чрезвычайных ситуаций при взаимодействии человека с окружающей средой, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из создавшихся ситуаций с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. Только знания и опыт помогают человеку реально оценивать сложившуюся ситуацию и находить наиболее оптимальное решение.

Опасности подстерегают человека на каждом шагу. При взаимодействии с природной средой, на производстве, в быту, в социальной сфере. Всегда надо знать и помнить, что все воздействует на все и что любая опасность носит потенциальный характер, которая может негативно проявиться в любое время.

В образовательных учреждениях данная подготовка осуществляется курсом “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ). Он предназначен для формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности, курс ОБЖ нацелен на приобретении учащимися знаний, умений, навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к наиболее потенциально опасным видам деятельности, в том числе и к военной службе.

Целью курса “Безопасность жизнедеятельности” является дальнейшее углубление знаний об опасностях окружающей среды и способах их преодоления. Довести до студентов понимание того, что вопросы безопасности человека, общества, государства и цивилизации в целом, требуют научного подхода и научного решения, стоящих перед человечеством проблем.

Курс знакомит с современными правовыми, нормативно-техническими и организационными основами безопасной жизнедеятельности, а также о путях и методах учебно-воспитательной работы учителя по привитию учащимся знаний и навыков безопасного поведения и действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Тема 1. Теоретические основы безопасности

жизнедеятельности.

До недавнего времени безопасность человека, будучи его коренной необходимостью, обеспечивалась на основе здравого смысла. Однако фундаментальные научные исследования показали, что безопасность жизнедеятельности и проблемы безопасности, затрагивающие до сих пор индивидуальные и национальные интересы, к концу ХХ века возникли уже перед всем человечеством. Глобализация проблем безопасности знаменует ни много, ни мало смену эпохи развития цивилизации. Для выживания и развития не только индивида и нации, как было раньше, но и вообще человечества, жизнедеятельность людей во всех сферах и на всех уровня необходимо впредь, прежде всего, поверять критерием безопасности.

Подход к обеспечению безопасности, основанный на здравом смысле и принципе “реагировать и выправлять”, должен быть заменен новым, базирующимся на принципе “предвидеть и предотвращать”.

Это возможно только при научном системном подходе: только наука раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное в отдельных, изменчивых, во многом случайных явлениях. Именно наука позволяет реализовать формулу “знать, чтобы предвидеть и предвидеть, чтобы действовать со знанием дела”.

Предметом науки о безопасности является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, особенно создаваемых им самим как субъектом.

Дисциплина “Безопасность жизнедеятельности” изучает влияние вредных и опасных факторов на человека, ведущих, как минимум, к разрушению саморегуляции физиологической системы человека и его потомства, а как максимум – к смерти. В дисциплину БЖД входит также прогнозирование чрезвычайных ситуаций, изучение приемов освобождения человека от ситуаций, из которых он не в состоянии выбраться самостоятельно, способов индивидуальной и коллективной защиты от опасных явлений.

Главная цель науки БЖД – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области безопасности жизни и жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранения.

Теория безопасности – это система представлений и идей, выявляющих связи между безопасностью человека и его жизнедеятельностью.

Объекты исследования в теории безопасности – человек и окружающая его антропогенно-природная, техногенная и социальная среда (социосфера).

Предметы исследования в теории безопасности – опасности для человека от его взаимодействия с окружающей средой и возможные меры безопасности. БЖД изучает влияние на человека последствий прямых и обратных связей в виде вредных и опасных факторов в системах взаимодействия: “окружающая среда – человек” и “человек – окружающая среда – человек”. Опасность жизнедеятельности прямо пропорциональна отклонению параметров среды от оптимальных и допустимых для безопасной жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортных условий искусственной среды обитания, привела к тому, что биосфера заменилась новой средой обитания человека - техносферой, что в свою очередь привело к ряду негативных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Возникли опасности для человека от его собственной жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека индустриальной эпохи обусловила появление не просто новых опасностей, но и глобальных проблем: угрозы экологической катастрофы от техногенной деградации природной среды с одной стороны и угрозы планетарной катастрофы от демографического взрыва и междоусобной борьбы народов за ресурсы и за выживание с использованием оружия геологической мощности с другой.

Первопричиной многих негативных процессов в природе и обществе явилась антропогенная деятельность, не сумевшая создать техносферу необходимого качества как по отношению к человеку, так и по отношению к природе. Чтобы решить возникшие проблемы человек должен совершенствовать техносферу, снижая ее негативное влияние на человека и природу до допустимых уровней. Достижение этих целей взаимосвязано. Решая задачи обеспечения безопасности человека в техносфере, одновременно решаются задачи охраны природы от губительного влияния техносферы.

Всеми этими вопросами и занимается новая наука «Безопасность жизнедеятельности.

В основе теории безопасности лежит обобщенная модель (Рис.1):

Угрозы

защита

Предотвращение угроз

Рис.1 Обобщенная модель теории БЖД

Элементами этой модели являются системы:– объект-субъект безопасности, под которым понимается любая система, в состав которой входит человек, то есть “индивид + фрагмент социума”. Другими словами, в проблеме безопасности человек является и субъектом и объектом.

Окружающая среда - совокупность природных и социальных составляющих жизнедеятельности человека во всех их многообразиях и взаимосвязях. Она представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов.

Угрозы – комплекс (система) угроз объекту (субъекту) от окружающей среды.

Защита – система защиты, которая в простейшем случае осуществляется субъектом, одновременно являющимся объектом защиты (самозащиты). В случае сложной структуры объекта-субъекта, функции защиты осуществляются субъектом, отделенным от объекта.

Предотвращение угроз – наряду с непосредственной защитой от угроз со стороны окружающей среды, субъект на основании анализа причин возникающих и могущих возникнуть угроз, может осуществлять систему мер, предотвращающих их негативное действие.

Эта модель определяет и цели и основные задачи науки безопасности жизнедеятельности.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека от негативных воздействий антропогенного происхождения и достижение комфортных условий его жизни и жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых пределов.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

- идентификация и описание зон воздействия опасностей и отдельных ее элементов;

- разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

- формирование систем контроля опасностей и управление состоянием безопасности техносферы;

- разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей.

Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

В то же время, безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

В научной теории БЖД важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

Под средой обитания человека следует понимать совокупность естественных (природных) и социальных условий существования человеческого общества во всех их многообразиях и взаимосвязях.

Как биологический субъект природы, человек, для его жизнедеятельности, нуждается в таких составляющих его биологического существования, как воздух, вода, пища. Без этих природных компонентов невозможно существование человека, как биологического вида. При этом немаловажным становится вопрос, каким воздухом он дышит, какую воду пьет, какую пищу, он употребляет. Если эти составляющие его биологической жизнедеятельности не отвечают необходимым допустимым требованиям к их составу, то это приводит к различным заболеваниям и другим нарушениям функций организма.

В то же время человек существует в социуме и социальные условия его жизни и жизнедеятельности также оказывают огромное влияние на его здоровье и жизнь

Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная вданный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Деятельность – это активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность для существования человека в этой среде и благоприятное для жизни человека состояние самой среды. Пока человек живет, он находится в постоянной деятельности, и, следовательно, через свою деятельность взаимодействует с окружающей средой. Влияние любой деятельности человека на самого человека и окружающую его среду включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности человека разнообразны.

Опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативного воздействия или вреда, а порой заканчивается и полной потерей трудоспособности, или смертью.

Вред человеку и окружающей среде может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), в быту, различные виды отдыха, развлечений, и даже деятельность, связанная с получением знаний. Человеческая практика, таким образом, дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна (аксиома о потенциальной опасности любой деятельности).

Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности: первый – невозможность найти абсолютно безопасный вид деятельности человека и второй – ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека. Все виды опасностей (негативных воздействий), как природных, так и формируемых в процессе деятельности человека, разделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические (социальные).

  1. Учебное пособие для студентов педагогического института г. Арзамас агпи 2008 г (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса “Безопасность жизнедеятельности” для высших учебных заведений государственного образовательного стандарта 2005 года и прендставляет собой изложение теоретических основ БЖД,
  2. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (2)

    Учебно-методическое пособие
    Кондаурова, И.К. Научно-исследовательская деятельность будущего учителя математики: творческие задания по элементарной математике и методике её преподавания: учебно-методическое пособие / И.
  3. Учебно-методическое пособие Саратов 2009 удк 51(072. 8) (3)

    Учебно-методическое пособие
    Пособие содержит 208 творческих заданий по элементарной математике и методике ее преподавания. Задания рассчитаны на расширение методико-математического кругозора студентов, развитие их познавательной самостоятельности.
  4. 1. общие сведения на кафедре реализуются 2 школы: 1

    Документ
    Основателем обеих школ и их руководителем является Бондалетов Василий Данилович, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почётный профессор Пензенского государственного педагогического университета им.
  5. Бюллетень новых поступлений 2008 год (1)

    Бюллетень
    Большая астрономическая энциклопедия : самое полное современное издание : более 25 астрономических терминов и понятий / [авт. коллектив: В. С. Алексеев и др.
  6. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.
  7. Методическая система обучения студентов педвуза дифференциальному и интегральному исчислению функций в контексте фундаментализации образования

    Документ
    Защита диссертации состоится «14» июня 2010 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.008.04 при Учреждении Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» по адресу: 119435, г.
  8. «Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской государственный педагогический университет им.
  9. Сотникова Ольга Александровна

    Документ
    Работа выполнена на кафедре методики преподавания математики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.

Другие похожие документы..