Образовательная программа для ступеней начального, основного и среднего общего образования (2-11 классы) на 2011-2012 учебный год

Образовательная программа для ступеней

начального, основного и среднего общего образования (2-11 классы)

на 2011-2012 учебный год

Данный документ разработан педагогическим коллективом образовательного учреждения в соответствии с требованиями нормативных документов.

Нормативно - правовой основой разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения являются:

1. Закон РФ «Об образовании» (п. 5 ст. 14, п. 2 ст.9, п.3 ст. 17);

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст.32,36).

3..Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010г. ,

зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

4. Федеральные государственные стандарты общего образования.

Также учтены основные положения программы развития общеобразовательного учреждения , особенности школы, образовательные потребности и запросы обучающихся, их родителей (законных представителей )

Формы освоения основных образовательных программ : очная , очно-заочная (вечерняя), заочная , форма семейного образования , самообразования , экстерната .

1 ступень обучения (2 - 4 классы)

Цель реализацииосновной образовательной программы начального общего образования - создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности обучающихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

На ступени начального общего образования осуществляется решение следующих задач:

- создание условий для охраны и укрепления духовно-нравственного, физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться , стремления расширять границы своих возможностей.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы

- Принцип непрерывного общего развития каждого ребенкапредусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной и клубной работы.

- Принцип целостности образа мирасвязан с отбором интегрированного содержания предметных областей, которое позволяет удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык и литературное чтение, окружающий мир и технология).

- Принцип практической направленности- формирование прочных общеучебных умений и навыков , способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); работа в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника).

- Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников - поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания. Учет разного уровня развития детей предусматривает разную меру трудности, а соответственно - помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником, включенным в учебный процесс.

-Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрение частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержания учебный материал.

- Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу).

Общая характеристика программы

Разработанная образовательным учреждением программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения программывсеми обучающимися начального звена;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, в первую очередь технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих , информационных;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

- включение обучающихся в процессы познания внешкольной социальной среды (населённого пункта) для приобретения опыта реального действия.

Портрет выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину, бережно относящийся к духовно-нравственным ценностям родного края;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- владеющий основами культуросообразного поведения;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Состав участников образовательного процесса

Контингент обучающихся: дети 7-10 лет, разные по уровню обучаемости и обученности, у некоторых обучающихся (особенно 1 и 2 классов) имеются логопедические проблемы.

Обучение осуществляют педагоги, имеющие первую (2 человека) и высшую (2 человека) квалификационные категории, своевременно посещающие курсы повышения квалификации.

Контингент родителей: семьи разнородны по уровню образования и культуры, по социальному положению.

ООП реализует функцию общественного договора с родителями, предоставляет возможность родителям участвовать в работе органов управления образовательным учреждением.

Условия реализации основной образовательной программы начального общего образования:

кадровые: укомплектованность педагогическим и обслуживающим персоналом 100%; обучение осуществляют опытные (стаж работы 25 и более лет) педагоги, имеющие первую (2 человека) и высшую (2 человека) квалификационные категории, своевременно посещающие курсы повышения квалификации;

учебно-методическое обеспечение: полная укомплектованность УМК «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Виноградовой; материально-техническая база: материальное оснащение позволяют качественно реализовать ОП (кабинеты пополнены необходимым оборудованием и раздаточными дидактическими материалами, ОУ располагает спортивным залом, стадионом, столовой на 100 мест, мастерской, библиотекой).

информационное оснащение: рабочие места учителей оснащены компьютерами, сканерами, мультимедийными проекторами, плазменной панелью, множительной техникой.

Раздел 2. Планируемые результаты

Планируемыепредметные результатыосвоенияОсновной программы представлены в Стандарте для каждого из учебных предметов: русский язык, иностранный язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, православная культура, ОБЖ; представляют собой освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты формируются в ходе изучения обучающимися образовательных программ по предметам учебного плана, дополнительных общеобразовательных программ, участия в проектной и исследовательской деятельности.

Личностные результаты— предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к учению и познанию, наличие у них ценностно-смысловых установок и индивидуально-личностных позиций, социальной компетентности, личностных качеств:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные общеучебные умения и навыки. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации всех без исключения учебных предметов;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  3. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  2. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  3. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Раздел 3. Учебный план 1 ступени обучения (2-4 классы)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА 2011-2012 уч . год

  1. Реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (1)

    Документ
    Федеральный государственный стандарт ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).
  2. Реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (2)

    Документ
    В связи с этим произошло изменение объекта экспертизы (не учебник, а система учебников) и изменение предмета экспертизы (соответствие содержания учебника не собственно стандарту, а ФГОС в части обеспечения достижения результатов освоения
  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (1)

    Список учебников
    Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
  4. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (6)

    Документ
    В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса биологии на ступени основного общего образования выделено 245 часов, в том числе в 6 классе - 35 часов (1 час в неделю), в 7 - 9 классах по 70 часов (2 часа в неделю).
  5. Рабочие программы по образовательной системе «Планета знаний» в 1 классе на 2011 2012 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебно-методический комплект «Планета Знаний» был разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и доработан с учётом Стандартов II поколения.
  6. Образовательная программа «Школа -2100» на 2011-2012 учебный год мо учителей начальных классов

    Образовательная программа
    развитие личности школьника, его индивидуальных качеств, интеллектуальных и художественных способностей, развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром;
  7. Учебный план. Начальное общее образование Учебный план моу владимировской оош на 2011-2012 учебный год. 1 класс Пояснительная записка к учебному плану

    Пояснительная записка
    "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Приказ Министерства здравоохранения
  8. Образовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения Шаминская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2011-2012 учебный год

    Образовательная программа
    Образовательная программаМуниципального общеобразовательного учреждения Шаминская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
  9. Приказ № от Об утверждении перечня учебников 1-11 кл на 2011/2012 уч год

    Список учебников
    Согласно приказу N 2080 от 24 декабря 2010 г., зарегистрированному в Минюсте России 10 февраля 2011 г. N 19776 «Об утверждении федеральных перечней учебников,

Другие похожие документы..