Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров

ивэсэп

ФИЛИАЛ НОУ ВПО “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА” В Г. КИРОВЕ

ВИКТИМОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

КИРОВ

2008

ББК 67.51

В 43

Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2008. – 41 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 20.09.2007 г.

Автор-составитель: канд. юрид. наук, доцент П.Н. Фещенко

Рецензент: канд. юрид. наук Ю.Н. Петухов

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2008

© Фещенко П.Н., 2008

Пояснительная записка

Преступность в России растет и становится все более опасной. За последние 10-12 лет ее показатели увеличились более чем в 4 раза, массовым явлением стала организованная преступность. В обществе происходит негативная трансформация морали и права путем скачкообразного приспособления их к современному аморальному, противоправному и преступному массовому поведению1.

Ежегодно около 2 млн. человек становятся жертвами преступлений, при этом более 60 тыс. погибает в результате умышленных противоправных деяний; количество краж за последние годы выросло более чем в 10 раз, разбоев и грабежей – более чем в 5 раз, мошенничества – более чем в 3 раза.

Оказавшись неподготовленными к жизни в новых рыночных условиях, опустившись в результате дефолта и экономических реформ ниже черты бедности, огромные массы населения России стали легкой добычей шарлатанов, обещающих быстрый заработок через финансовые пирамиды, получение работы за границей, быстрое излечение от недугов и т.п.

Жертвами насильников, воров и грабителей стали миллионы бездомных детей, наркоманов, алкоголиков, безработных, проституток. Потенциальную уязвимость (виктимность) от акций террористов приобрело в последнее время практически все население.

В этих условиях для предотвращения преступлений и снижения тяжести их последствий крайне важно научить людей осмотрительному и эффективному поведению в угрожающих ситуациях, обеспечить защиту детям, больным, престарелым и иным обладающим «виктимностью» лицам, равно как и всем посетителям массовых мероприятий, школ, больниц, стадионов и т.п.

В процессе изучения преступности исследователи пришли к выводу о необходимости более глубокого изучения личности жертвы преступления, выделив впоследствии это направление в качестве относительно самостоятельной науки – виктимологии (от лат.


victima – жертва и греч. logos – учение)2.

В то же время изучение причин и условий, способствующих совершению преступлений, позволяет сделать вывод, что наряду с массой «невиновных» жертв многие жертвы своим поведением провоцируют преступления или облегчают преступникам их совершение. Без изучения всех и, в частности, таких жертв невозможна разработка особых, нетрадиционных мер по предупреждению преступности, направленных на предотвращение неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения человека, которое может оказаться опасным для него самого3.

В общем виде виктимология – это учение о жертвах, для которых типично поведение любого виктимологического качества: негативное, нейтральное, положительное. При этом немало потерпевших оказывается в этой роли в силу опасного для них, но вынужденного поведения (например, при исполнении служебного или общественного долга).

Виктимность личности, группы лиц, категории населения определяется прежде всего как качество, выделяющее их на фоне других как наиболее вероятный объект преступного посягательства.

Виктимность понимают в двух смыслах: как предрасположенность отдельных людей стать жертвой (в криминологическом аспекте – преступления) и как неспособность общества и государства защитить своих граждан4.

Даже поверхностное рассмотрение каждой из обозначенных позиций позволяет сделать вывод о том, что все население на определенной территории в определенное время можно условно поделить на лиц, обладающих и не обладающих виктимностью применительно к конкретному виду преступности или типу преступников. Например, не будет объектом посягательства преступников, специализирующих


ся на угоне автомобилей, группа населения, не имеющая автомобиля; не станет объектом посягательства «хакеров» фирма, не имеющая компьютеров, подключенных к «Интернет», и т.д.

Естественно, граждане, находящиеся в «группе риска», должны это прежде всего осознавать и, как следствие, принимать упреждающие меры защитного характера. На более высоком уровне (по иерархии субъектов предупредительной деятельности) должны действовать правоохранительные и иные органы и государство в целом.

Выделяются три вида виктимности: личностная, ролевая и ситуативная5.

Личностная виктимность прежде всего ассоциируется с такими качествами лица, как неосмотрительность в знакомствах, доверчивость при сделках, легкомысленность при отрывании двери квартиры посторонним лицам и т.п., что можно в общем виде отнести к легкомысленности, а в более широком – к проблемам воспитания и образования (социализации).

Кроме того, некоторые авторы применительно к качествам жертвы рассматривают и особенности ее поведения: провоцирующего, когда «сам виноват»; правомерного, когда, например, законопослушный гражданин делает в транспорте замечание распоясавшемуся хулигану и сам выделяет себя на фоне других в качестве объекта посягательства; противоправного поведения, когда жертва, опять же, «сама виновата».

Для выработки эффективных мер предупреждения преступности через проведение виктимологической профилактики виктимология изучает:

  • морально-психологические и социальные характеристики жертв преступлений (потерпевших от преступлений) с целью ответа на вопрос: почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим;

  • отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего) с целью ответа на вопрос: в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника;


  • ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления с целью ответа на вопрос: как в этих ситуациях во взаимодействии с поведением преступника криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы (потерпевшего);

  • посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего) с целью ответа на вопрос: что она предпринимает для восстановления своего права; прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда; препятствует или способствует им в установлении истины;

  • систему мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности как потенциальных жертв, так и различных потерпевших;

  • пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда и, в первую очередь, физической реабилитации жертвы (потерпевшего).

Виктимология, следовательно, не может ограничиваться изучением потерпевшего от преступления (жертвы) на психологическом уровне как отдельно взятого индивидуума. В ее предмет входит и массовая уязвимость, уязвимость отдельных социальных, профессиональных и других групп.

Виктимология, возникнув как научное направление всего лишь в середине прошлого столетия, активно развивается и вносит свой весомый вклад в предупреждение преступности.

Цель курса – показать студентам современное научное понимание виктимологического подхода к предупреждению преступности, особенностей криминологических характеристик жертв преступлений и их отношений с преступниками, видение современных подходов к предупредительно-профилактической деятельности и проблем их реализации.

При изучении курса «Виктимология» делается упор на рассмотрение общетеоретических положений, прежде всего связанных с раскрытием понятий виктимности, виктимизации, виктимогенных и криминогенных ситуаций, коэффициента и структуры массовой виктимности, стадий, субъектов и объектов виктимологической профилактики; на рассмотрение особенностей виктимологической профилактики применительно к различным видам преступлений и категорий жертв; а также на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и противодействовать преступным посягательствам.

В разделе «Ювенальная виктимология» большое внимание уделяется проблемам раннего формирования осмотрительности и привитию навыков безопасного поведения.

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания о преступности как явлении, полученные в процессе изучения курса «Криминология» и других предметов юридического профиля;

  • показать особенности применения общих научных подходов к решению задач предупреждения преступности через комплекс мероприятий в сфере виктимологической профилактики; раскрыть особенности взаимодействия жертвы и преступника, специфику развития механизма преступного поведения применительно к различным видам преступности и категориям объектов посягательства;

  • привить студентам навыки применения общих подходов к решению актуальных проблем сегодняшней действительности и вероятных задач в ближайшем будущем;

  • сформировать навыки безопасного поведения, умения видеть предпосылки виктимогенной ситуации, оказывать помощь окружающим в снижении уровня потенциальной виктимности, принимать эффективные меры по противодействию преступным посягательствам и уменьшению тяжести наступивших последствий.

Виды занятий и методики обучения

Учебным планом подготовки специалистов-юристов в Кировском филиале НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» предусмотрено изучение курса «Виктимологии» на вечернем и заочном отделениях в объеме 10 часов аудиторных занятий.

Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей экзамена.

От студентов требуется не только глубокое знание общих подходов в сфере борьбы с преступностью, но и умение правильно объяснить происходящие события, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Основными формами получения знаний по данному курсу будут лекции, иные виды учебных занятий, консультации, научно-исследовательская и самостоятельная работа.

Формы контроля

Оперативный контроль. В процессе изложения теоретического материала преподаватель возвращается к пройденным ранее темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, рассматривая примеры современной практики борьбы с преступностью и выясняя мнение студентов по существу поднимаемых вопросов; а также объясняя криминологический аспект широко обсуждаемых в СМИ преступлений.

Рубежный контроль. В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят письменные работы, направляемые в установленном порядке для проверки преподавателем.

При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студенту для исправления и переработки.

Кроме того, студент готовится к предстоящему экзамену, ориентируясь на представленные в УМК вопросы.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается экзамен. К экзамену допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки.

Экзамен может быть сдан устно преподавателю по билетам или заменен, по желанию студента, прохождением тестирования на компьютере в установленные для группы сроки. Полученную в ходе тестирования оценку преподаватель заносит в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. При желании улучшить оценку студент может сдавать экзамен на общих основаниях.

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики органов внутренних дел, суда, прокуратуры и других органов по борьбе с преступностью, а также подготовку письменных контрольных работ.

Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ и касающихся самых последних решений Правительства и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т.п.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.

  1. Учебно-методический комплекс форма обучения очно-заочная и заочная Специальность 030501 «Юриспруденция» Направление 030500. 62 «Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методический комплекс включены общие цели и задачи курса, тематический план, содержание курса, краткий курс лекций, задания для самопроверки и самостоятельной работы (по темам), планы семинарских занятий, примерный перечень
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (7)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (9)

    Учебно-методический комплекс
    Коммерческое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. Т.Н.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и система экологического права; объекты экологических отношений; история правового регулирования экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические
  6. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (11)

    Учебно-методический комплекс
    История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт-сост.
  7. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция, по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке.
  8. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правоохранительные органы: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост.
  9. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Сравнительное государствоведение: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  10. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (14)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.

Другие похожие документы..