Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
№ 4 2005
Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ№ 4 2005 Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики Журнал основан в 2005 году. Периодичность – 6 номеров в год. Учредители: Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, Издатель ИП Ю.Д.Кучма Редакционная коллегия: А.В.Федоров главный редактор Н.Л.Альварес Л.М.Баженова О.А.Баранов Е.Л.Вартанова С.И.Гудилина В.В.Гура А.А.Демидов Н.Б.Кириллова С.Г.Корконосенко А.П.Короченский В.А.Монастырский С.Н.Пензин Г.А.Поличко В.С.Собкин Л.В.Усенко Н.Ф.Хилько А.В.Шариков Адрес редакции: Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, 109542, Москва, Рязанский проспект, д.99, офис У-430. e-mail: tina5@ /mediaeducation Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте. © журнал «Медиаобразование» Информационная поддержка: Портал Московского Бюро ЮНЕСКО http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php Портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifap.ru Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.com и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте. | СОДЕРЖАНИЕ Страницы истории Челышева И.В. Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986-1991)…………с.4. Основные даты развития медиаобразования в России………………………………………..с.18. Практика медиапедагогики Мурюкина Е.В. Медиаобразовательные занятия с учащимися старших классов на материале кинопрессы с.23 Поличко Г.А. Изучение монтажа на медиаобразовательных занятиях…………………………………….с.40. Медиапедагогика за рубежом Федоров А.В. Медиаобразование в Восточной Европе…с.49. РекреацияМарченков А.А. Община братьев Люмьер…………………с.56.. Учебные программы Программа учебного курса «История медиаобразования»…………………………с.71. Программа учебного курса «Теории медиа и медиаобразования»………………………….с.78. Книжная полка Челышева И.В. Медиаобразование для журналистов……с.88. Бабкина Н.А. Проблемы медийной экологии и образования…с.89. Библиография Краткий список книг, брошюр и статей по проблемам медиаобразования, опубликованных западными авторами………………………с.91. |
Страницы истории
Медиаобразовательное движение в России эпохи «перестройки» (1986-1991)*
И.В.Челышева
кандидат педагогических наук, доцент
*статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.2003.6, научный руководитель проекта – А.В.Федоров)
Медиаобразование на материале кинематографа
Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового киноискусства, но в то же время в страну хлынул поток низкопробных кино/видеофильмов, шедших, как правило, в так называемых видеосалонах. Возрастные ограничения в этих, в большинстве своем частных залах, были весьма условными. Основной репертуар салонов составляли боевики, триллеры, фильмы ужасов, эротические мелодрамы и т.п. Пиратские видеокопии в большом количестве изготавливались на бытовой аппаратуре, которой становилось все больше. Видеокассеты продавались в магазинах, на рынках, при этом в ту пору не нужно было беспокоиться об их лицензировании. Ширилась сеть видеопроката, чуть ли ни в каждом дворе открывалась так называемые «студии кабельного телевидения». Принцип работы последних был довольно прост: обслуживали такую «студию» один-два видеомагнитофона, программы демонстрировались в основном в вечерние часы и состояли в основном из получасовой программы мультфильмов, музыкальных клипов, и одного-двух художественных фильмов, преимущественно развлекательных жанров.
Популярность таких «студий» и видеозалов была очень велика. На наш взгляд, это было обусловлено рядом причин:
-зрители долгое время (с 30-х по первую половину 80-х годов XX века) были вынуждены смотреть фильмы, планируемые/закупаемые «сверху» по идеологическому принципу (основные критерии отбора - идейное содержание, соцреализм);
-репертуар многих кинотеатров, особенно в отдаленных районах, долгие годы обновлялся очень слабо;
-телезрители могли смотреть только один-два канала (за исключением центральных городов, где количество каналов достигало пяти);
-видеоаппаратура еще не была доступна семьям со средним и низким достатком, а цена на просмотр таких программ в «салонах» и «по кабелю» была сравнительно невысокой;
-большинство зрителей привлекали рекреативные, а не художественные качества фильмов и т.д.
Понятно, что видеосалоны недолго могли сохранить свою популярность, и с появлением к середине 90-х годов домашней видеоаппаратуры практически в каждой российской семье, они стали так же быстро и повсеместно закрываться, как прежде открывались.
Вместе с тем, видеозалы имели довольно неплохие потенциальные возможности, которые, к сожалению, так и остались нереализованными. Сравнительно небольшое помещение (рассчитанное, как правило, на 20-30 мест) при хорошей организации системы медиаобразования вполне можно было бы использовать в работе видеоклубов. Но финансовые проблемы медиаобразования, занижение, а то и игнорирование его роли многими педагогами, и другие причины не позволили использовать этот потенциал. В результате возникли идеальные условия для поверхностного восприятия художественных произведений, для увлечения массовой аудиторией (прежде всего – школьной и студенческой) лишь теми медиатекстами, которые в меньшей степени требовали от зрителя искусствоведческих знаний и аналитических умений.
В условиях стихийного и интенсивного роста влияния средств массовой коммуникации, школа должна была, конечно, оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию. Для этого было необходимо в полной мере использовать телевидение, кинематограф, радио, прессу, которые могли стать не только объектом, но и эффективным средством формирования художественных интересов школьников. И именно в период перестройки российские государственные структуры сделали важный шаг навстречу «второстепенным» проблемам медиаобразования.
Новый виток активизации медиаобразовательного движения начался в 1987 году, когда в столичном кинотеатре «Горизонт» в рамках Московского кинофестиваля прошел фестиваль киноклубов, пятьсот участников которого имели возможность выступить в роли членов жюри, оценивающих фильмы наравне с профессионалами. Но самым значительным событием данного периода, бесспорно, стало возобновление деятельности Общества Друзей Кино (ОДК) в 1988 году. ОДК включало в себя Ассоциацию деятелей кинообразования (бывший Совет по кинообразованию в школах и некинематографических вузах), федерации киноклубов и кинолюбителей и вплоть до 1992 года имело весомую государственную финансовую поддержку.
После долгого сопротивления властей, прозорливо видевших в киноклубном (как и в медиаобразовательном) движении источник несанкционированного развития критического, оппозиционного мышления, Российская Федерация киноклубов официально начала свою работу. В это «перестроечное» время многим казалось, что для киноклубов (и медиаобразования) наступили золотые дни. Создание Федерации виделось долгожданным избавлением от цензурных запретов и диктата ширпотреба, возможностью обмена лучшими отечественными и зарубежными фильмами. В.А.Монастырский назвал возникновение Федерации киноклубов «триумфом киноклубного движения», открывающим «небывалые возможности и перспективы», а именно: создать «альтернативный кинопрокат, стать влиятельным участником современного кинопроцесса в качестве авангарда кинозрителей, войти в мировое сообщество киноклубов» и т.д. [Монастырский, 1999, с.105]. Федерация киноклубов стала формировать свою кино/видеоколлекцию, «клубники» приглашались на разного рода семинары, конференции и фестивали, активно проходили встречи с мастерами экрана. Казалось бы, смотри и радуйся... Наконец-то сошлись «три кита» успешного функционирования киноклубного движения – «энтузиазм любителей кино, хорошие фильмы, организации, способные оказывать постоянную помощь» [Пензин, 1987, с.127-130].
Но тотальное повышение цен диктовало свои законы. И уже в 90-е годы ХХ века даже солидные прежде российские киноклубы не всегда могли позволить себе роскошь выписать из столицы фильмокопии. Чего уж говорить о маленьких клубах в небольших провинциальных городах…
В годы «перестройки» продолжали работать школьные кинотеатры, использовавшие уже ставшими традиционными формы: лектории с показом фильмов, праздники кино и кинофестивали, встречи с мастерами кинематографа и т.д. Ю.М.Рабинович видел сложившуюся модель школьного кинотеатра следующей:
-посетителями кинотеатра являются учащиеся всех возрастов;
-отбор фильмов для демонстрации различным возрастным группам осуществляется администрацией школы совместно с учителями, работая в контакте с кинопрокатом. Основные критерии отбора фильма - высокий художественный уровень;
- работа кинотеатра тесно связана с учебно-воспитательным процессом;
- при кинотеатре функционируют клубы;
- цикл занятий утверждается перед началом учебного года;
- координация рабочих планов кинотеатра с другими видами искусства;
- на базе кинотеатра создается дискуссионный клуб старшеклассников;
-старшеклассники участвуют в подготовке вступительных бесед перед фильмами, бесед с младшими классами [Рабинович, 1986, с.118].
Продолжало крепнуть и движение кино/видеолюбителей. При домах культуры, различных внешкольных учреждениях активно работали кинолюбительские объединения, например, киностудия московского Дворца пионеров, ставшая к началу 90-х Московской международной киношколой. Здесь школьники имели возможность получить аттестат о среднем образовании и одновременно заниматься в творческих мастерских. В конце 80-х годов возникли региональные союзы непрофессиональных кинематографистов, например, Петербургский союз (с 1988 года). Его участники проводили встречи, творческие вечера, конкурсы, фестивали любительских кино/видеофильмов.
В системе кинообразования школьников появились интересные новшества. Например, в 1988 году оздоровительный центр «Океан» провел эксперимент ЛИК («Лагерь интенсивного кинообразования»), использующий в своей работе игровую методику (программа ЛИКа была разработана Р.Я.Гузманом, организатором ее проведения стала Т.Л.Колганова). В рамках данного эксперимента было проведено 24 киноигры, в которых приняли участие все дети, отдыхавшие в этот период в оздоровительном центре (около 1200 человек). «Детская энергия и фантазия получили выход и реализовались не только в снятых по своим сценариям и своими руками видеофильмах и компьютерной мультипликации, но и в самоосознании своей кинопропагандистской миссии в дальнейшем». И.В.Вайсфельд считал также, что «подобные модели кинообразования на высшем уровне призваны сыграть выдающуюся роль в современных условиях перестройки народного образования» [Вайсфельд, 1988, с.18-19].
Наиболее перспективные медиаобразовательные подходы в ту пору понимались как:
-диалог в качестве основной формы общения учителя и аудитории (принцип «педагогики сотрудничества»);
-применение многовариантных методик и решений, строящихся на единой основе (интеграция работы кинофакультатива и «клуба общего типа», совместные занятия студентов и школьников);
-активное привлечение мультипликации к занятиям в дошкольных и школьных учебных заведениях;
-использование кинематографа в школьных кинотеатрах (плюс обсуждение на классных часах);
-включение киноискусства в курсы литературы [Вайсфельд, 1988, с.9-11].
В целом, ко второй половине 80-х годов сложилось несколько «клубных» вариантов медиаобразования на материале киноискусства, среди которых, по мнению С.Н.Пензина, наиболее распространенными являлись:
1)собрания любителей кинематографа по интересам (только просмотр, либо просмотр и обсуждение фильмов по определенной тематике): своего рода промежуточная фаза между примитивной, формализированной моделью киноклуба и настоящей. Цель - организация восприятия. Зрители связаны между собой лишь «отношением пространственного контакта» и в системе массовой коммуникации находились на уровне «коакции». Организатором такого типа объединений являлась система кинофикации;
2)школьные и вузовские факультативы (изучение теории и истории кино). В благоприятных условиях вузовский клуб-факультатив эволюционирует в настоящий Клуб друзей кино, школьный - так и останется разновидностью обычного кружка. Цель - художественное образование. Члены факультативов находились в отношениях «предметного контакта, опосредованного содержанием фильма», в переходной стадии от коактивной к интерактивной группе. Организаторами факультативов были органы народного образования;
3)объединение зрителей для пропаганды киноискусства, включающее «все разновидности клубов друзей кино, являясь качественно новой их моделью. Это истинный киноклуб в полном смысле слова», целью которого являлась организация художественного творчества. Члены данной группы вступали в активное взаимодействие, находясь на интерактивной стадии. Организацию модели осуществлял «ряд общественных и государственных учреждений» [Пензин, 1987, с.127-130].
Данные типы кино/видеоклубов не всегда существовали в чистом виде, и зачастую имели синтетический, очаговый характер. Кинообразование учащейся молодежи (в том числе и так называемое свободное кинообразование: киноклубы, киноуниверситеты и т.д.) во второй половине 80-х, по мнению С.Н.Пензина, давало ощутимые результаты при минимальных возможностях. Но в это же время вышеупомянутые «минимальные возможности» отечественного кинообразования постепенно привели к кризису, разразившемуся к началу 90-х. И.В.Вайсфельд с сожалением констатировал, что «очаговая форма, опора на энтузиазм учителей и киноведов уже себя исчерпали. Исчерпали! ... Реальный выход только один: основываясь на островках достигнутого, развертывать кинообразование в масштабе страны в общей системе просвещения с активным участием Ассоциации деятелей кинообразования. .... Экранные искусства (кино, ТВ, видео) наряду с литературой, изобразительным искусством, музыкой и театром должны, в отличие от прежних школьных установок, стать для школы важнейшим средством формирования такой духовной атмосферы, в которой расцветает личность» [Вайсфельд, 1988, с.7-8]. Подтверждение этой мысли находим и у И.А.Полуэхтовой: «Знание истории кино, мировой киноклассики важны для современного образованного молодого человека не менее, чем знание из области литературы или изобразительного искусства» [Полуэхтова, 1998, с.79].
Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)
ДокументВо второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мировогоПрограммы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора
ДокументПути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)
ДокументКомпакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»
ПрограммаХрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской ФедерацииРоссийский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)
Документ* Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)
ДокументВ современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весьРоссийский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (2)
ДокументВитиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)
ДокументС середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)
ДокументАнонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.