Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

было главным образом устремлено на звук, то оттесняется на второе место

зрительное впечатление стрелки, почему звук и слышится нам при положении

стрелки, например, на 6; зрительные впечатления от пройденных положений стрелки

на делениях б '/2- 7, 7 '/2 и 8, в силу направленности внимания в тот момент на

звук, нами еще не воспринимаются.

Внимание, направленное на осуществление какого-либо движения,-ускоряет это

движение. Опыты показывают, что наши простые движения в ответ на то или иное

впечатление, в случае заранее подготовленного к ним внимания, бывают короче, чем

в том случае, когда наше внимание к ним не подготовлено. Все люди по характеру

своих простых реакций распределяются в общем на две группы: одни реагируют

быстро (моторный тип), другие медленно (сенсорный тип). Большую скорость реакций

людей первого типа многие и объясняют особенностями их внимания, направленного

скорее на представление своего ответного движения, чем на представление

ожидаемого раздражителя. Сознательное изменение направления своего внимания в

этом смысле действительно влечет за собою укорочение времени реакции.

Расстройство способности концентрировать внимание, наблюдаемое у многих

душевнобольных, сопровождается обычно значительным удлинением времени реакций, в

четыре и более раза превосходящих среднюю длительность простой реакции человека

нормального.

Детское внимание во всех отношениях уступает вниманию взрос-

36

Рис.3

х 0но не бывает столь интенсивным. Оно более отвлекаемо. Мы хорошо знаем, как

маленькие дети постоянно переходят от одного нятия к другому, с тем чтобы, не

окончив его, приняться за третье и т Д- Дети в общем очень мало способны и

распределять свое внимание. Если годовалому ребенку, держащему в одной руке что-

либо, предложить игрушку в другую ручку, он обычно роняет первое, не будучи в

состоянии осуществлять два импульса в одно и то же время. Объем внимания детей,

в смысле возможности схватывать большее или меньшее количество впечатлений в

одном направлении внимания, у детей также меньшее, чем у взрослых. Если объем

зрительного внимания взрослого равен, как мы видели, 4 - 6 бессвязным

впечатлениям, то ребенок бывает способен схватывать в среднем в 6-летнем

возрасте 2 - 3 таких впечатления, а в 12-летнем - 3 - 4. Внимание детей,

наконец, более медленно приготовляется к новому впечатлению и с меньшей

скоростью может по произволу переходить от одного к другому. У детей преобладает

расплывающийся или блуждающий тип внимания. Таковы особенности детского внимания

с формальной его стороны. Особенности его по его содержанию сводятся к

своеобразию детских интересов.

Что касается теперь, наконец, вопроса о физиологической теории вышеописанных

явлений внимания, то здесь мы должны пока, к сожалению, ограничиться лишь

немногими замечаниями гипотетического характера. Естественно думать, что

сенсорные части мозга в каждый момент возбуждены не в равной степени, но одни

сильнее, другие слабее. Можно предполагать, далее, что возбужденный пункт мозга

тем резче отграничивается от других, соседних с ним мест, чем он сильнее

возбужден. Есть основания допускать, что возбужденность одного пункта мозга

влечет за собою понижение возбудимости (заторможенность) в пунктах прилежащих. В

силу всего этого впечатления, коим способствуют наиболее возбужденные в данный

момент пункты мозга, и окажутся для нас наиболее ясными и наиболее отчетливыми.

Все же прочее, напротив, будет осознаваться неясно и тем тусклее, чем отчетливее

для нас первые, доминирующие в нашем сознании впечатления. Очевидно, что

повышенно возбужденные места мозга и будут соответствовать воспринятому со

вниманием. Сама же эта местная повышенная физиологическая возбужденность может

обусловливаться как раз тем, что характерно для процесса внимания: с одной

стороны, рядом приспособительных ^аккомодационных) движений в воспринимающем

органе, с другой стороны, умственным предвосхищением возможного наступающего

ечатления ("предваряющий образ"); и то, и другое, следует дуть, создает в

соответствующих участках мозга состояние особой возбужденности.

37

Подобный, главенствующий в каждый момент возбужденный пункт мозга,

соответствующий воспринимаемому со вниманием, через посредство которого мы и

общаемся с миром, академик И. П. Павлов называет "рефлексотворным" центром и

описывает нижеследующим образом: "Сознание представляется мне нервной

деятельностью определенного участка больших полушарий в данный момент, при

данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно, это, будет

средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная Цасть больших полушарий

находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участке больших

полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и

успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть таким образом в данный момент,

так сказать, творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их, с

пониженной возбудимостью, на это не способны, и их функцию при этом, самое

большее, составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при

наличии соответствующих раздражителей. Деятельность этих отделов есть то, что мы

субъективно называем бессознательной, автоматической деятельностью. Участок с

оптимальной деятельностью не есть, конечно, закрепленный участок; наоборот, он

постоянно перемещается по всему пространству больших полушарий в зависимости от

связей, существующих между центрами, и под влиянием внешних раздражений.

Соответственно, конечно, изменяется и территория с пониженной возбудимостью.

Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших

полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем

сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно

изменяющееся в форме и величине, причудливо неправильных очертаний, светлое

пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее

значительной тенью".

С. Л. Рубинштейн

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ1

ВНИМАНИЕ

Все процессы познания -будь то восприятие или мышление-направлены на тот или

иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то,

что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие

само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек -

воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных нами до сих

пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к

субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение - каждый из этих процессов

имеет свое специфическое содержание; каждый процесс есть единство образа и

деятельности: восприятие- единство процесса восприятия - воспринимания - и

восприятия как образа предмета и явления действительности; мышление -единство

мышления как деятельности и мысли, как содержания - понятия, общего

представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно

проявляется внутри восприятия, мышления. Оно -сторона всех познавательных

процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как

деятельность, направленная на объект.

Мы внимательны, когда мы не только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся,

не только видим, но и смотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута

или повышена активность нашей познавательной деятельности в процессе познания

или отражения объективной реальности. Внимание -это в первую очередь

динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает

преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на

котором она, как в фокусе, сосредоточена. Внимание-это избирательная

направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность

в направленную на объект познавательную деятельность.

За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и

направленность личности. Они вызывают изменение отношения к

о ъекту. А изменение отношения к объекту выражается во вни-

ании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознанию:

н становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.

им образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания,

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2. М., 1946.

39

проявляясь в других процессах, однако и в нем выявляется специфическим образом

взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении

ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная

деятельность.

Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем

активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более

отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание

- проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической

деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с

одной стороны, внимание направляется на объект, с другой - объект привлекает

внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте,

они и в объекте, и даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они

не в объекте самом по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по

себе, - они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте,, взятом

в его отношении к объекту. Генезис внимания связан с развитием достаточно

совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии внимания развитие

тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечивает способность

быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного

наблюдения за объектом.

Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Снача- | ла, в частности на

ранних ступенях филогенетического развития, оно | непосредственно включено в

практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как

настороженность, бдительность, го-, товность к действию по первому сигналу, как

мобилизованность на! восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем

вни-| мание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая

служит для подготовки к действию.

По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и

приобретает относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание

принимает новые формы: оно выражается в заторможенности посторонней внешней

деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и

собранности на предмете размышления. Если выражением внимания, направленного на

подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный вовне

взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при

внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания

служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего

взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании

40

не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутрен-л

Внимание -это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.

Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности

него действия, является вместе с тем и результатом какой-то де-

Н ельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность,

аправленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на

своего внимания. Внимание -это связь сознания с объектом, более

или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и

крепится.

Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к

какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен,

когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и

оба направления, таким образом, совпадают.

Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности. Его

подтверждает приводимое далее наблюдение Гельмгольца.

На сценическом опыте это правильно подметил Станиславский. "Внимание к объекту,-

пишет он, -вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же

еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание,

сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом...".

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его

сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой

сосредоточенности, т. е. о концент-рированности внимания.

Концентрированность внимания - в противоположность его распыленности-означает

наличие связи с определенным объектом или стороной действительности и выражает

интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность, т. е.

центральный факт, в котором выражается внимание. Концентрированность внимания

означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная

деятельность.

Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием

часто в психологической литературе понимают внимание интенсивной

сосредоточенности на одном или не-°льшом числе объектов. Концентрированность

внимания в таком

41

случае определяется единством двух признаков -интенсивности и узости внимания.

Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из

той предпосылки, что интенсивность внимания и его объем обратно пропорциональны

друг другу. Эта предпосылка, в общем, правильна, лишь когда поле внимания

состоит из элементов, друг с другом не связанных. Но когда в него включаются

смысловые связи, объединяющие различные элементы между собой, расширение поля

внимания дополнительным содержанием может не только не снизить

концентрированное(tm), но иногда даже повысить ее. Мы поэтому определяем

концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения и не включаем в нее

узости внимания. Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных

предметов, которые охватывает внимание,-особый вопрос.

Для определения объема внимания пользовались до сих пор главным образом

тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время

выставлялись подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.

Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно

значительных индивидуальных различий в объеме внимания, объем внимания взрослого

человека достигает в среднем примерно 4 - 5, максимум 6 объектов; у ребенка он

равен в среднем не более 2 - 3 объектам. Речь при этом идет о числе друг от

друга независимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.).

Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,

объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объем внимания

является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано

между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения

осмысленно связывать и структурировать материал. При чтении осмысленного текста

объем внимания может оказаться существенно отличным от того, который дает его

измерение при концентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных

элементах. Поэтому результаты тахистосконического изучения внимания на отдельные

цифры, буквы, фигуры не могут быть перенесены на объем внимания в естественных

условиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частности

педагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимся

объем внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширять

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Бакалаврская программа кафедра: социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и«Память») Статус дисциплины

    Программа
    Основной целью курса является оказание помощи обучающимся в проведении анализа фундаментальных проблем общей психологии – психологии памяти – ее видов, аспектов, уровней, структуры, природы, механизмов.
  3. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.
  4. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности.
  6. Гоу впо мгмсу росздрава академический календарь студента II курса (3)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  7. Программа вступительных испытаний в магистратуру по психологии «Психология труда и организационная психология»

    Программа
  8. Программа государственного экзамена по психологии для специальности

    Программа
    Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.
  9. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..