Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

напряжение, нам все же не удается сконцентрировать на требуемом предмете нужную

долю внимания, в то время как в иных случаях величайшая степень внимания

достигается при очень незначительном сознательном усилии с нашей стороны.

(2) Внимание может быть характеризовано, далее, со стороны его объема. Под

объемом внимания в психологии понимают то количество впечатлений, которое может

быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания.

Можно думать, как то и делали некоторые прежние психологи, что в один момент, в

одном акте внимания мы можем схватывать лишь одно впечатление. В настоящее

время, однако, вопрос об объеме внимания подвергся уже достаточной

экспериментальной разработке, и мы с уверенностью можем утверждать ошибочность

такого предположения. Как показали опыты, производившиеся при помощи особого

прибора, показывающего нам те или другие зрительные впечатления на очень

короткое время (так называемого тахистоскопа), бессвязных зрительных объектов

(например, букв) зараз мы можем с полной ясностью и отчетливостью воспринять в

среднем от 4 до 6. Эта же цифра характеризует приблизительно и объем нашего

слухового внимания; при наиболее благоприятных условиях одним актом внимания мы

можем охватить приблизительно 6 последовательных стуков. Объем внимания

значительно увеличивается, если нам даются не отдельные, бессвязные элементы, а

некоторые отдельные осмысленные комплексы (например, короткие слова). В таком

случае уже каждое слово служит для нашего восприятия как бы только одним

элементом и общее число отдельных схваченных букв может возрастать до 6 х 3 = 18

и более. Всякое объединение, всякая форма (слов, букв) увеличивают число

элементов, схватываемых одним актом внимания.

Эксперименты по вопросу об объеме внимания установили между прочим существование

двух типов внимания: так называемого фиксирующего и флуктуирующего

("расплывающегося"). Объем внимания лиц, принадлежащих к фиксирующему типу,

меньше, чем объем внимания лиц типа флуктуирующего, зато воспринимаемое первыми

воспринимается с большей ясностью и большей объективной

30

авильностыо, чем воспринимаемое вторыми. Так, например, если в кошке

тахистоскопа, на очень короткое время было показано слово "конторка"- лицо

фиксирующего типа читает:

после первого показывания "конт" " второго " "контор" "

третьего " "конторка". Лицо же, имеющее внимание типа

флуктуирующего, после первого показывания может прочесть "корзинка" "

второго " " " "касторка"

и лишь в конце концов правильно " "конторка".

(3) Больший практический интерес, чем затронутый выше вопрос об объеме внимания,

имеет вопрос о распределяемости его. Способность распределять внимание состоит в

том, что мы оказываемся в состоянии в одно и то же время уделить внимание двум

или больше различным направлениям: например, одновременно вспоминать вслух

стихотворение и письменно производить вычисления. Нельзя быть вполне уверенным,

что в таком случае несколько дел совершаются нашим вниманием действительно

вполне в одно и то же время. Вероятнее думать, что здесь имеет место очень

быстрое чередование внимания к одному и к другому. Практически, однако, для нас

это значения не имеет, и мы вполне можем говорить о распределении внимания как о

способности более или менее одновременно осуществлять несколько разных

направлений внимания. Этой способностью отдельные люди наделены в весьма

различной степени.

Экспериментально установлено, что нам труднее бывает осуществлять одновременно

две сходные деятельности, чем две совершенно различные. Возможность объединить

сознанием две различные операции в некоторое единое целое, как также показали

опыты, значительно облегчает их одновременное совершение. Нетрудно видеть, что

большая или меньшая способность распределять внимание имеет существенное

значение для успехов в той или иной профессии. Одни занятия требуют большой

распределяемости внимания, другие, напротив, могут удачно выполняться и лицами,

внимание коих этой способностью обладает в очень незначительной степени.

Например: дирижеру оркестра, стратегу, врачу, вагоновожатому, педагогу,

телефонистке необходимо уметь распределять свое внимание для того, чтобы быть в

остоянии для необходимых решений зараз учитывать много раз-ичных обстоятельств;

для мыслителя-математика, вычислителя, Рректора и некоторых других этого в такой

же мере уже "е требуется.

31

Как правило, между распределенностыо внимания и его интенсивностью существует

обратное отношение: чем большему числу предметов мы уделяем зараз внимание, тем

меньше его приходится на каждый отдельный предмет. Бывают, однако, и особо

благоприятные исключения, когда субъект оказывается способным увеличить объем

своего внимания без ущерба для его интенсивности.

Следует сказать здесь несколько слов и о соотношении между вниманием и

рассеянностью. В силу "узости нашего сознания" внимание к одному есть в то же

время невнимание, рассеянность к другому. Внимание и рассеянность есть, таким

образом, явления взаимно связанные. Необходимо лишь - педагогу особенно -строго

различать два возможных вида рассеянности. В одном случае рассеянность может

вызываться тем, что внимание данного лица вообще расслаблено и он ни к чему

внимательно относиться не может или не хочет. В другом же случае субъект может

оказываться весьма невнимательным к данному предлагаемому ему материалу в силу

направленности его внимания (и, может быть, весьма концентрированного) в другую

сторону; очевидно, что здесь мы уже будем иметь не отсутствие у субъекта

внимания вообще, но просто отвлечение его в другом направлении.

(4) Внимание различных лиц характеризуется также различной отвлекаемостъю.

Одним, чтобы сосредоточиться, необходима совершеннейшая тишина и покой, другие,

напротив, прекрасно могут заниматься своим делом почти в какой угодно

обстановке. Большая от-влекаемость внимания не всегда идет параллельно слабой

его концентрации; внимание может быть весьма интенсивным (концентрированным) и

тем не менее весьма отвлекаемым - легко спугиваемым малейшим посторонним

раздражением.

Наибольшей отвлекающей силой обладают, конечно, те впечатления, которые сами

скорее других способны привлечь к себе наше внимание. Таковыми являются все

впечатления, сильно эмоционально окрашенные. Поэтому-то обычно и бывает так

трудно сосредоточить внимание во время музыки - впечатления, как раз сильно

действующего на наши чувства. Учителям общеизвестно, как трудно бывает не

прервать урока при прохождении под окнами школы военного оркестра. Отвлекающе

действует не только возникновение тех или иных посторонних воздействий, но и

внезапные перемены в них, например прекращение ранее действовавшего раздражения.

За это говорит известный пример мельника, прекрасно спавшего под сильный шум

воды на мельнице и тотчас же просыпавшегося, как только колеса мельницы почему-

либо останавливались и наступала тишина.

32

Изменяющиеся впечатления поэтому способны всегда больше мешать нашему вниманию,

чем впечатления постоянные. К последним мы легко привыкаем, и они уже перестают

на нас действовать в качестве помехи: постоянный шум швейной машинки или какого-

нибудь мотора за стеной нашей комнаты спустя некоторое время уже перестает нами

замечаться.

Для некоторых лиц мешающие, казалось бы, посторонние раздражения порою оказывают

даже, напротив, содействующее работе внимания действие; некоторые могут особенно

хорошо сосредоточиваться именно среди шумной и пестрой толпы. Объяснить подобные

факты можно двояко: или помеха заставляет нас с большей энергией напрячь

внимание на фиксируемом нами предмете, или же общая возбужденность, создаваемая

шумом и пестротой окружающего, как-либо чисто физиологически усиливает

возбужденность центров, соответствующих вниманию.

(5) Внимание людей отличается, далее, различной стойкостью, устойчивостью. Имея

в виду это свойство, говорят о внимании статическом и динамическом.

(6) Необходимо иметь в виду также и временные свойства внимания, как-то:

скорость его приспособления, скорость перехода внимания от одного объекта к

другому и, наконец, так называемые колебания внимания. Что касается скорости

приспособления внимания, то о различии ее у отдельных людей можно судить по

тому, как одни для удачного восприятия какого-нибудь очень кратковременного

впечатления (например, взлета ракеты, движений рук фокусника, скрытого смысла

скороговорки, быстрого ответа на возражение и т. п.) нуждаются в предуведомлении

их за сравнительно продолжительное время, между тем как другим, для того чтобы

подготовить свое внимание, достаточно бывает получить предваряющий сигнал перед

самым моментом раздражения. Лиц первого типа, т.е. людей с медленно

приспосабливающимся вниманием, слишком быстро наступающее впечатление застигает

врасплох еще неподготовленными, почему и не воспринимается ими с должной

отчетливостью. Различие между медленно и быстро соображающими людьми сводится в

большой мере к этому различию в скорости приготовления внимания. В среднем для

приготовления нашего внимания к зрительному или слуховому впечатлению требуется

около 2 секунд; поэтому в психологических опытах за такой промежуток времени до

появления раздражения обычно и дается так называемый предварительный сигнал.

Уже в несколько ином смысле можем мы говорить о приспособлении же внимания, имея

в виду то, насколько быстро то или иное

^- Гиппеирейтер .Психология внимания" ЧО

лицо "втягивается в работу", осваивается с нею. Известно каждому, что и в этом

отношении люди весьмахне одинаковы: одни овладевают и осваиваются с каким-либо

новым для них занятием быстро, сразу, другие лишь медленно, постепенно. Эти

особенности зависят уже не только от быстроты приготовления внимания, но и от

свойств памяти данного лица.

Большое значение для всего умственного склада субъекта имеет и то, насколько

быстро его внимание может переходить от одного предмета к другому. По имеющимся

у нас экспериментальным | данным, в среднем произвольный переход внимания от

одного впе- | чатления к другому требует около 1/8 секунды.

(7) Мы не можем воспринимать один и тот же предмет с неизменною ясностью в

течение долгого времени. Помимо того, что к концу долго длящейся работы наше

внимание обычно утомляется и | ослабевает, еще и до наступления утомления

наблюдается чередование моментов ясного восприятия с периодами восприятия

пониженной ясности. Слабая светящаяся вдали точка то видится, то исчеза- | ет;

тиканье часов, доносящееся до нас издали, то слышится, то не слышится.

Предполагали, что в подобного рода фактах сказывается некоторая общая,

центральная причина -именно колебания нашего внимания. Подобное понимание

казалось тем более вероятным, что, как находили некоторые исследователи, период

колебаний для раз- | личных областей ощущения оказывался приблизительно

одинаковым. Более новые и тщательные опыты, однако, заставляют отказаться от

такого толкования. В некоторых областях ощущения (например, в ощущениях

давления) подобных колебаний вовсе не удалось наблюдать. В прочих же случаях

причину явления следует усматривать в периферических условиях ощущения: местном

утомлении и других изменениях воспринимающего органа.

Применительно же к вниманию вообще остается говорить не о правильных,

периодических колебаниях, а о его неустойчивости и непостоянстве, о чем уже

упоминалось нами выше. Особенно здесь следует указать на невозможность для нас

долго фиксировать наше внимание на чем-нибудь абсолютно одинаковом и неизменном.

Вышеупомянутые свойства нашего внимания, столь важные для нашего умственного

уклада и, следовательно, для нашего поведения, как утверждает Мейманн, могут

быть усовершенствованы путем упражнения.

ДЕЙСТВИЯ ВНИМАНИЯ

Какова же роль внимания в общем строе нашей психической жизни? Определеннее

говоря, каковы действия внимания?

34

Уже при самом определении того, что такое внимание, мы видели что основным и

главным следствием этой приспособленной реакции является большая ясность и

отчетливость того предмета, на который она направляется. Прилагая внимание

последовательно к различным чертам какого-либо сложного объекта, мы получаем

возможность умственно его анализировать, т. е. различать в нем отдельные,

присущие ему черты и свойства. Понятно, что все высшие умственные процессы, как-

то: абстракция и суждение, предполагают этот анализ, возможный лишь благодаря

деятельности нашего внимания. Всякое вообще целеустремленное (детерминированное)

течение представлений определяется нашим фиксированием некоей задачи, цели;

"фиксирование" же это и есть ведь не что иное, как устойчивая направленность

нашего внимания. При той быстрой текучести и слитности, какую обнаруживает мир

наших представлений и мыслей, самое незначительное преимущество одного

представления по сравнению с другим, в смысле ли его несколько большей ясности

или несколько большей продолжительности, уже способно бывает перевести поток

наших переживаний в новое русло, берущее свое начало и направление от этого,

выделенного нашим вниманием момента. Поскольку сама приспособительная к

наилучшему восприятию предмета реакция, называемая нами вниманием, возникает в

зависимости от определенных условий и причин, это вмешательство внимания в

течение наших мыслей и образов никаким образом, конечно, не должно быть

понимаемо как вмешательство чего-то беспричинного. Мы видели также, что

воспринятое со вниманием гораздо лучше запечатлевается нашею памятью и

"персеверируют" у нас именно те впечатления, которые захватывали некогда наше

внимание.

Опыты показывают, что внимание способно усиливать и саму интенсивность ощущений,

что может быть особенно заметно на ощущениях слабых. Общеизвестно также

ослабление силы ощущений при отвлечении от них внимания в другую сторону:

раненый солдат в пылу битвы может долгое время не чувствовать боли и не замечать

своего ранения.

Наряду со всеми этими действиями внимание оказывает еще и ускоряющее влияние на

наступление наших ощущений, восприятий и представлений. Так, если два

раздражения воздействуют на нас объективно в одно и то же время, то осознаются

они нами не одновременно, но раньше ощутится то, на которое нацелено наше

внимание, второе же войдет в сознание позже. Показателен в этом отношении

следующий известный опыт (опыт с компликацией). Имеется ци-феролат с движущейся

по нему стрелкой; за циферблатом находит-Я ЗВон°чек, могущий звонить при любом

положении стрелки, в за-симости от желания экспериментатора. Испытуемое лицо

садится

2*

35

перед таким циферблатом и, несколько всмотревшись в движение стрелки, должно

определить, с каким положением стрелки на циферблате совпадает слышимый им

звонок. Предположим, что стрелка вращается в направлении возрастающих цифр

циферблата. В результате такого опыта неизменно оказывается, что звонок

воспринимается субъектом не при том положении стрелки на делениях циферблата,

при котором он объективно раздается, но слышится то раньше, то позже, в

зависимости от направления внимания.

Предположим, что объективно звук раздается, когда стрелка стоит на 8 (рис. 3).

Тогда, если внимание наше направлено больше на стрел- | ку, чем на звук, то звук

доходит до нашего сознания с запозданием и кажется нам раздающимся лишь спустя

некоторое время после своего действительного появления, когда стрелка успевает

уже продвинуться дальше и находится, например, на 10. Напротив, если внимание

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Бакалаврская программа кафедра: социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и«Память») Статус дисциплины

    Программа
    Основной целью курса является оказание помощи обучающимся в проведении анализа фундаментальных проблем общей психологии – психологии памяти – ее видов, аспектов, уровней, структуры, природы, механизмов.
  3. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.
  4. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности.
  6. Гоу впо мгмсу росздрава академический календарь студента II курса (3)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  7. Программа вступительных испытаний в магистратуру по психологии «Психология труда и организационная психология»

    Программа
  8. Программа государственного экзамена по психологии для специальности

    Программа
    Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.
  9. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..