Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

ли людей вообще сознательно ставят себе конечные цели, идут по пути, указуемому

разумом, а не предопределенному страстями и привычками? Сколько "принципов"

поведения на свете суть только льстивые названия, которые наше сознание, не

руководя нашей душевной жизнью, а находясь в плену у нее, дает нашим слепым

страстям и влечениям! Погоня за наслаждениями, за богатством и славой, перестают

ли быть проявлениями слепой стихии в нас, когда мы их сознаем и подчиняем им,

как высшей цели, всю нашу жизнь? Самоуправство и жестокость перестают ли быть

слепыми страстями, когда они, под именем авторитетности и строгости,

провозглашаются принципами воспитания ли детей родителями или управления

подчиненными? И обратно - возвышенный принцип свободы и самоопределения личности

не скрывает ли часто под собой лишь распущенность и лень лукавого раба? Стихия

нашей дущевной жизни проявляет здесь бессознательную хитрость: чувствуя в разуме

своего врага и стража, она переманивает его на свою сторону и, мнимо отдаваясь

под его опеку, в действительности держит его в почетном плену, заставляя его

покорно внимать ее желаниям и послушно санкционировать их.

Этим мы совсем не хотим сказать, что •"разумное сознание" всегда и необходимо

обречено быть таким пассивным зрителем, что так называемый "выбор" и "решение"

суть всегда лишь иллюзии, прикрывающие стихийный исход столкновения слепых

стремлений. Но часто и в обыденной жизни, даже по большей части, несмотря на

противоположные уверения нашего тщеславия и самомнения, это бывает действительно

так.

Наконец, даже действительно ценные и именно самые высокие действия человеческой

жизни - бескорыстное служение родине, человечеству, науке, искусству, Богу -

часто ли осуществляются "разумным сознанием*, в форме обдуманных и опознанных

решений? Не являются ли они длительными и плодотворными лишь тогда, когда в них

по крайней мере соучаствует и слепая стихия страсти, когда неведомая, но и

неотразимая для нас внутренняя сила как бы помимо воли гонит нас к цели

совершенно независимо от нашего сознательного отношения к этой цели? Настроение

Пастера, о котором передают, что он стремился в лабораторию как влюбленный на

свидание, и, ложась спать, со вздохом считал часы разлуки с нею до утра,

является здесь типическим. Правда, в этих случаях слепая стихия страсти есть

лишь рычаг или проводник более глубоких сил духа, но и здесь этим проводником

служит именно она.

Мы видим, таким образом, что главным, преобладающим содержанием и основной

господствующей силой нашей жизни в огромном большинстве ее проявлений, даже там,

где мы говорим о сознательной жизни, остается та слепая, иррациональная,

хаотическая "душевная жизнь", которую в чистом виде мы старались раньше уловить

в ее более редких проявлениях.

16

Н. Н. Ланге , :.-.,.,

ВНИМАНИЕ1 ^

Особое свойство психических явлений, поскольку они принадлежат сознанию одного

индивидуума, состоит в том, что эти явления мешают друг другу. Мы не в состоянии

одновременно думать о разных вещах, не можем одновременно исполнять разные

работы и т. п. Это свойство сознания называется обыкновенно узостью сознания. С

психическими явлениями дело обстоит так, точно они взаимно вытесняют друг друга

или угнетают, ведут между собой борьбу за сознание, которого не хватает

одновременно для всех. Впрочем, эта взаимная борьба или угнетение имеет место

лишь в том случае, если психические явления не связаны для нас в одно целое, а,

напротив, представляют независимые друг от друга мысли, чувствования и желания.

Совершать одновременно различные движения двумя руками^ например одной ударять

по столу, а другой двигать по нему, трудно, но ударять обеими руками так, чтобы

их движения составляли определенный общий ритм, легко. Одновременно

рассматривать какую-нибудь вещь и в то же время слушать не связанные для нас с

нею звуки трудно: одно мешает другому, но слушать речь оратора и внимательно

следить за выражением его лица почти не мешает друг другу. Одновременно слышать

целый аккорд возможно, но прислушиваться сразу к разным, не связанным для нас в

одно целое звукам мешает одно другому. То же надо сказать о желаниях,

чувствованиях, мыслях, фантазиях и т. п. О том психическом явлении, которое

господствует в данный момент, говорят фигурально, что оно находится в

центральном поле сознания, в его фиксационном пункте, прочие же, оттесненные

явления занимают периферию сознания и притом тем дальше, чем менее они нами

осознаются. В нашем сознании есть как бы одно- ярко освещенное место, удаляясь

от которого психические явления темнеют или бледнеют, вообще все менее

сознаются. Внимание, рассматриваемое объективно, есть именно не что иное, как

относительное господство данного представления в данный момент времени:

субъективно же, т. е. для самого сознающего субъекта, это значит быть

внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении.

Виды внимания. Смотря по тому, какой характер имеет господствующее впечатление,

можно различать чувственное и интеллектуальное внимание, далее непосредственное

и посредственное. При

Ст. "Внимание"-. Энциклопедический словарь Гранат, изд. 7. М., 1918 - 1924.

18

чувственном внимании в центре сознания находится какое-нибудь чувственное

впечатление, например цвет, запах, звук и т. п., в интеллектуаль-ш - какое-

нибудь отвлеченное представление или мысль. При непосредственном внимании роль

впечатления в сознании определяет-его собственными особенностями, например силой

впечатления (громкий звук, яркий блеск); посредственным же вниманием называют те

случаи, когда господствующая роль впечатления зависит не от того, что в нем

содержится, но от того смысла или значения, которое оно для нас имеет: тихо,

шепотом произнесенное слово может по своему смыслу поразить нас, сделать совсем

нечувствительными к посторонним, хотя и громким звукам. Это внимание тесно

связано с так называемой апперцепцией. Первоначальными формами внимания надо

считать внимание чувственное и непосредственное, интеллектуальное же и

посредственное развиваются позднее, то же, конечно, было и в общей теории

эволюции человечества. Умственное развитие в значительной степени состоит именно

во все большем развитии этих последних форм внимания.

Активное и пассивное внимание. Активным вниманием называются иногда случаи

внимания посредственного, т.е. апперцептивного, в котором значение и роль

впечатления зависят от того смысла, который мы сами в него вкладываем. Но лучше

называть активным вниманием лишь те случаи, в которых внимание обусловлено

особым чувством нашего усилия, пассивным же - когда это усилие не наблюдается.

Активное внимание всегда действует непродолжительно, усилие производит

моментальное усиление для нас данного впечатления, но этот результат очень

быстро исчезает, и требуется затем новый акт усилия. О том, в чем состоит, в

сущности, это усилие и почему и как оно может изменять значение или силу для нас

впечатления, разные психологические теории судят по-разному. Так называемая

двигательная теория активного внимания (Рибо, Ланге) находит здесь особые

движения организма, которыми мы (и животные) целесообразно приспособляемся для

наилучшего восприятия, например движения направления глаз ("смотреть"), движения

поворота головы для наилучшего слушания, особые неподвижные позы всего тела и

задержания дыхания, позволяющие лучше уловить слабое впечатление или искомую

мысль, и т. д. Эти выразительные "жесты внимания", представляющие инстинктивные

движения, целесообразно приспособлены для улучшения условий восприятия,

чувствуются же эти движения нами в совокупности как ощущения мускульного усилия.

Факторы, обусловливающие внимание. От каких свойств психических явлений зависит

то или другое из них, оказывается центральным в нашем сознании и может вытеснить

прочие? Такими об-

19

стоятельствами являются главным образом следующие: 1) сила или резкость

впечатления; сильный звук, яркий свет захватывают сильнее сознание, чем слабые;

2) эмоциональный тон впечатления или мысли; впечатления, вызывающие в нас страх,

радость,,гнев и т. п., действуют, несравненно сильнее на распределение сознания,

чем впечатления безразличные; 3) существование заранее в сознании представления,

сходного с воспринимаемым впечатлением: если нам заранее известно, что мы увидим

или услышим, мы легче замечаем самые тонкие оттенки формы, звуки; например,

специалист-гистолог или врач видит сразу больше в микроскопическом препарате или

в физиономии и в движениях больного, чем тот, кто не имеет таких знаний; 4)

легче замечаются впечатления привычные, многократно уже повторявшиеся: мы,

например, сразу замечаем в многолюдной толпе знакомые лица.

Эффекты внимания. Как уже сказано, внимание состоит в том, что известное

представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, оттесняя

другие. Эта большая степень созна-ваемости данного впечатления есть основной

факт или эффект внимания. Но, как следствие, отсюда происходят и некоторые

второстепенные эффекты, а именно: 1) это представление благодаря его большой

сознаваемое(tm) становится для нас раз-дельнее, в нем мы замечаем больше

подробностей (аналитический эффект внимания); 2) оно делается устойчивее в

сознании, не так легко исчезает (фиксирующий эффект); 3) в некоторых по крайней

мере случаях впечатление делается для нас сильнее: слабый звук, выслушиваемый с

вниманием, кажется благодаря тому несколько громче (усиливающий эффект).

Биологическое значение внимания. То обстоятельство, что впечатления

располагаются в нашем сознании не только соответственно их объективной силе, а и

перспективе, обусловленной еще и субъективно, т. е. в соответствии с важностью,

которую они имеют для нас, причем важные впечатления оттесняют неважные, придает

содержанию нашего сознания совсем особый характер, который делает его вовсе не

простой копией действительности, а своеобразной ее переработкой. Эта переработка

-выделение на первый план некото-рых впечатлений и оттеснение других -

обусловлена главным образом биологической важностью одних преимущественно перед

другими: под влиянием голода, жажды, половых потребностей, усталости и т. п.

совершается особый подбор впечатлений и именно важных (т. е. интересных) для

этих потребностей. Такое распределение фактов в сознании имеет, конечно,

огромное биологическое значение для животных и человека.

Теория внимания. Оставляя в стороне особенности активного внимания, о котором

уже сказано выше, как мы можем объяснить

20

весь процесс внимания вообще? На это разные теории дают весьма различные ответы.

Некоторые из этих теорий дают лишь кажущееся объяснение. Таковы все те, которые

сводят внимание к особой душевной силе, подбирающей представления и придающей им

тем самым особое значение в сознании. Такая ссылка на особую душевную силу есть

лишь в иных словах описание факта внимания, ибо сама по себе такая сила нам

вовсе не известна. Притом и при допущении такой силы придется сказать, почему

именно известные представления ее привлекают, а другие - нет, т. е. прежний

вопрос возвратится в новом лишь виде. Некоторые теории приписывают самим

представлениям особую силу оттеснять другие представления из поля сознания и,

таким образом, строят своеобразную психическую механику представлений (Гербарт).

Наиболее убедительны, однако, физиологические теории внимания. Мюллер, например,

видит во внимании временное повышение чувствительности тех частей головного

мозга, с которыми связано данное впечатление; психологически это зависит от

ожидания этого впечатления, т. е. от предварительного нахождения в сознании

соответственного представления, физиологически же здесь происходит слияние двух

нервных токов (впечатления и предварительного представления), причем второй

усиливает действие первого. Другая, более разработанная физиологическая теория

внимания дана Эббингаузом. Она сводит дело к образованию в мозгу под влиянием

упражнения более точно определенных путей проведения нервных токов, вследствие

чего последние не рассеиваются, но действуют, так сказать, сосредоточеннее и,

таким образом, вызывают более определенные и ясные психические возбуждения.

С. В. Кравков ВНИМАНИЕ1

ПРИЗНАКИ ВНИМАНИЯ.

В каждый момент на каждого из нас воздействует множество всяческих раздражений.

Когда вы сейчас читаете эту книгу, на сетчатку вашего глаза падают изображения и

от стола, на котором книга лежит, и от лампы, и от других вещей, стоящих на

столе. Кроме того, до вашего слуха, наверно, доносятся какие-нибудь шумы или

звуки, идущие от окружающих вас лиц или из соседней комнаты; определенная

температура и носящиеся в воздухе запахи, раздражающе действующие на

соответствующие органы чувств вашей кожной поверхности и носа, прикосновение

одежды к телу и ваших локтей к столу также должны порождать осязательные

ощущения. И тем не менее все это вами не сознается, не вызывает с вашей стороны

никаких реакций - словом, все это для вас в данный момент как бы не существует;

ваше сознание занято лишь видом строк книги и смыслом читаемого в ней, все ваши

реакции в настоящий момент определяются лишь этими впечатлениями. Так и во всех

иных случаях жизни вообще отправным пунктом для наших реакций, определяющим наше

поведение в каждую данную минуту, служат всегда лишь некоторые немногие

впечатления, хотя число всех воздействующих на нас в каждый миг раздражений и

бывает очень велико. Об этих-то немногих, господствующих в данный момент в нашем

сознании впечатлениях мы говорим, что они-то именно и занимают сейчас наше

внимание или что наше внимание направлено на них.

Процессы внимания играют чрезвычайно важную роль во всей нашей психической

жизни. С ними особенно необходимо считаться именно педагогу. На обозрении

данных, добытых по вопросу о внимании современной психологией, могущих

представлять интерес для педагога, мы сейчас и остановимся.

Чем характеризуется состояние внимания? Внимательно слушающий доносящуюся издали

музыку мальчик, внимательно работающий над разрешением какой-нибудь умственной

задачи ученый, внимательно выслеживающая дичь охотничья собака - все они

представляют собой картину сосредоточенности всего их психофизического существа

на том, к чему они внимают, картину как бы собранности всей энергии восприятия

на этом одном. Прислушиваю-

Кравков С. В. Очерк психологии. М., 1924.

22

шийся приостанавливает свои шаги, поворачивает в сторону звука то свое ухо,

которое у него лучше слышит, часто прикладывает при этом к уху руку, увеличивая

тем самым ушную раковину и собирая бпагодаря этому большее количество звуковых

волн; дыхание его при этом задерживается. Глаза внимательно думающего ученого

несколько закатились, неподвижны и фиксируют даль, так что все происходящее

вокруг им не замечается; обычно он и сам неподвижен; описывают, что Сократ,

будучи внезапно охвачен захватывавшей его внимание мыслью, останавливался и

подолгу простаивал среди афинских улиц. Увидевшая дичь охотничья собака

переживает как бы судорогу внимания, вся замирая в "стойке" и "пожирая глазами"

предмет своего внимания.

С другой стороны, педагог в большинстве случаев не ошибается, когда упрекает в

невнимательности к его рассказу школьника, то и дело смотрящего в классе по

сторонам и болтающего ногами и руками.

Мы вправе поэтому сказать, что с внешней стороны состояние внимания

характеризуется двоякого рода изменениями в наших движениях. Во-первых, имеет

место ряд движений приспособительного характера, в результате которых привлекший

внимание раздражитель может успешнее воздействовать на наш воспринимающий орган.

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Бакалаврская программа кафедра: социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и«Память») Статус дисциплины

    Программа
    Основной целью курса является оказание помощи обучающимся в проведении анализа фундаментальных проблем общей психологии – психологии памяти – ее видов, аспектов, уровней, структуры, природы, механизмов.
  3. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.
  4. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности.
  6. Гоу впо мгмсу росздрава академический календарь студента II курса (3)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  7. Программа вступительных испытаний в магистратуру по психологии «Психология труда и организационная психология»

    Программа
  8. Программа государственного экзамена по психологии для специальности

    Программа
    Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.
  9. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..