Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова. М

установка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности

и настороженность в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания,

чтобы понять, что в действительности чувствует собеседник и что он пытается

сказать. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но и

позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения

слушать других. Когда Вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего

способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение затронет Ваши

чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет Вам слушать

других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель

собеседника -получить что-либо реально ощутимое, например информацию, или

изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное

действие -лучший ответ собеседнику.

Основное внимание в процессе совершенствования своих привычек слушать следует

уделить положительным рекомендациям, однако полезно помнить и о типичных

ошибках.

Слушая собеседника, никогда:

1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не

означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать,

обрабатывать информацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от

высказывания к слушанию легко и естественно.

2. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы ни притворялись,

отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или в жестах.

Притворство обычно

849

воспринимается как оскорбление. Лучше уж признаться в том, что в данный момент

Вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость.

3. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас в социальном общении

перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще

перебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если

Вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем

восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника.

4. Не делайте поспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанно склонен

судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такие

субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную позицию.

Помните, такие оценки - барьер содержательного общения.

5. Не дайте "поймать" сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесь с

говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди

высказаться. А уж когда начинаете спорить, то настолько увлекаетесь обоснованием

своей точки зрения, что подчас уже не слышите собеседника. А ведь он уже давно

говорит Вам: "Это и есть то, что я пытаюсь Вам сказать!" Если возникает

настоящее несогласие, следует обязательно выслушать собеседника внимательно и до

конца, с тем чтобы понять, с чем именно Вы не согласны, а уж после этого

излагать свою точку зрения.

6. Не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения

сказанного. Но закрытые вопросы, требующие конкретного, определенного ответа,

необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощряют

говорящего подробно высказать свои мысли, следует пользоваться осторожно.

Чрезмерно большое количество вопросов в известной степени подавляет собеседника,

отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию.

7. Никогда не говорите собеседнику: "Я хорошо понимаю Ваши чувства". Такое

заявление служит больше для оправдания собственных (и безуспешных) попыток

убедить собеседника в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как

именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под

сомнение доверие к Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В таком случае

следует дать собеседнику понять, что Вы его слушаете, задав, например, такой

эмпатический вопрос: "Вы чем-то разочарованы?" или "Я чувствую, что Вас

850

кто-то обидел", или любым другим замечанием, соответствующим обстановке.

8. Не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно

взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его

чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения. Будьте настороже к эмоционально

заряженным словам и выражениям, слушайте только их смысл. Вант собственные

чувства могут блокировать понимание того, что Вам действительно необходимо

узнать.

9. Не давайте совета, пока не просят. Непрошеный совет дает, как правило, тот,

кто никогда не поможет. Но в тех случаях, когда у Вас действительно просят

совета, примените приемы рефлексивного слушания, чтобы установить, что

собеседник хочет узнать на самом деле. Иначе можно допустить такую же ошибку,

какую сделала молодая мать в разговоре со своим маленьким сыном. В ответ на

вопрос сына: "Откуда я появился?" -она разразилась лекцией о воспроизводстве

человеческого рода, и все это только для того, чтобы в конце услышать: "А Билли

сказал, что он из Чикаго. Я хотел узнать, откуда появились мы".

10. Не прикрывайтесь слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные в себе люди

иногда используют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они

не только не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздерживаются от

высказывания своих мнений и чувств из-за боязни неодобрения или критики. Как ни

парадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению.

Обратная сторона слушания

Умение слушать -полезное умение. Его полезность в достижении желаемого действия,

принятии правильного решения или переводе межличностных отношений на новый,

более высокий уровень. Услышать -это значит подчас предотвратить несчастный

случай, спасти жизнь.

Но это умение иногда раскрывает нам и то, что имеет отрицательные стороны.

Попробуем разобраться в том, почему люди умышленно или неумышленно не слушают.

Прежде всего привычка внимательно слушать повышает нашу восприимчивость к

глубоким переживаниям и трудностям других. Конечно, обычно мы сочувствуем и

сопереживаем избирательно. Ведь и без чужих переживаний нам достаточно

собственных треволнений. Но если мы все же слушаем по-настоящему

851

(а мы и стремимся к этому), то узнаем чужой внутренний мир, чужие потребности,

устремления, разочарования, боль. И чем внимательнее мы слушаем людей, тем

глубже чувствуем их эмоциональное состояние. Поэтому всегда есть опасность, что

чужие чувства и проблемы вместе с собственными окажутся для нас непосильны.

Слушая других, мы рискуем услышать о себе то, что противоречит нашим

представлениям о самих себе. Когда эти противоречащие представления к тому же

усугубляются критикой наших мнений, слушать становится трудно, но еще труднее

соглашаться. Нам важно во что бы то ни стало отстоять сложившийся образ самого

себя. Мы начинаем волноваться и перестаем слушать.

К счастью, слушая дальше, по-настоящему, можно узнать о себе и много хорошего.

Можно, например, узнать, что другие любят нас больше, чем нам кажется, или что

мы гораздо более привлекательны, чем нам думается. А поскольку каждый хочет

выглядеть в глазах окружающих лучше, то единство мнений других о нас поможет нам

составить о себе и более реалистичное представление. Хотя для некоторых это

может оказаться неприятным.

Обычно мы слушаем то, что хотим услышать. Вероятно, именно поэтому мы слушаем

так избирательно. А когда мы вкладываем много сил в достижение какой-либо цели,

то эмоционально настолько отождествляем себя со сделанным, что не слышим критики

в адрес наших действий. Такая критика вызывает бурную защитную реакцию, как

будто она направлена на нас персонально.

Умение слушать повышает вероятность услышать критику. Как сказала одна молодая

мать, "если Вы действительно хотите слушать своих детей, будьте готовы услышать

от них то, что слышать не хотелось бы". А если Вы занимаете ответственную

должность или отношения с кем-либо складываются, как Вам кажется, хорошо? И уж

конечно, когда Вы постоянно слышите только приятные вещи, следует спросить себя,

насколько хорошо Вы слушаете, памятуя, что людям свойственна склонность к

суждениям и оценкам, в основном к одобрению или неодобрению.

Критика, как бы неприятна она ни была, может помочь нам скорректировать

неправильное поведение: улучшить отношения с другими, сохранить занимаемую

должность, сохранить семью, спасти жизнь. Критика также помогает

совершенствовать свою деятельность. Считая конструктивную критику путем

выявления того, что требует улучшения в работе, некоторые руководители

сознательно стремятся вызвать критику в свой адрес, несмотря на то что сама по

себе она редко кому приятна.

852

Начав слушать других по-настоящему, мы узнаем много нового, что может изменить

сложившиеся у нас мнения: это новое подчас позволяет понять намерения

окружающих, оценить условия, определяющие их поведение, и увидеть людей в ином

свете. В результате наше мнение об окружающих может измениться. Но, как гласит

старая пословица, "понять -значит простить". Вероятно, именно поэтому люди,

оказываясь в трудном положении, склонны говорить примерно так: "Позвольте мне

объяснить" или "Если бы Вы только могли меня понять". Это значит: они

рассчитывают на то, что мы изменим свое мнение. Несмотря на то что это именно

так и есть, этим приемом часто пользуются в качестве упражнения в

самооправдании. Ведь если о ком-то уже сложилось определенное мнение, Вы вряд ли

его измените, пока, конечно, определенно не решитесь выслушать внимательно и с

сочувствием всю историю конкретного человека.

И наконец, всегда есть риск, что наше внимание могут не только не оценить по

достоинству, но использовать в своих целях. Обычно люди понимание встречают так

редко, что к естественному вниманию они очень чувствительны. И тем не менее

многие принимают внимание как должное, особенно тогда, когда ослеплены своими

чувствами и предъявляют необоснованные требования к тем, кто внимательно

слушает. Кроме того, есть люди, которые говорят больше обычного. Этих людей

необходимо контролировать и ограничивать. Постоянные разговоры слушать

практически невозможно. И опыт общения со слишком разговорчивыми людьми быстро

учит нас тому, что роль мученика не повышает эффективности слушания.

Награда за внимание

Эффективное слушание -это основа для получения точной информации. В век бурного

развития техники мы постоянно подвергаемся мощному воздействию информации. Тем

не менее большая часть этой информации "влетает в одно ухо и вылетает из

другого". Различные приемы слушания помогают нам усваивать ту информацию,

которая нам нужна. Запомнить услышанное мы можем надежнее тогда, когда слушаем с

пониманием, чтобы больше узнать, надо уметь слушать эффективно.

Эмпатическое слушание обеспечивает лучшее понимание других людей, помогает

нейтрализовать нашу общую склонность к суждению, помогает избежать поляризации

типа "я -они", которая, как ржавчина, разъедает общение. Слушая других эмпати-

чески, мы приходим к пониманию их "изнутри". Мы осознаем,

853

что смысл их поведения сложнее, чем часто кажется. Мы учимся понимать, какое

влияние на поведение людей оказывают обстоятельства, их прошлое, их

взаимоотношения, их потребности. Мы приходим к пониманию, как они себя

чувствуют, почему они часто поступают так, а не иначе. Короче говоря,

эмпатическое слушание помогает нам осознать, что другие люди больше похожи,

нежели не похожи, на нас самих, и это позволяет нам смотреть на их ошибки и

неудачи с большим сочувствием.

Слушая других, мы учимся не только слушать себя, но и понимать свои чувства,

потребности и установки, о которых в прошлом имели смутное представление, т. е.

познаем самих себя. Мы можем обнаружить, что мы более компетентны или что нам

больше завидуют, чем мы думали. Иногда, конечно, мы слышим и менее приятные

вещи. И тем не менее критика может оказаться полезной, особенно когда она

доброжелательна. Но и критика, высказанная в гневе, может дать необходимую

информацию о наших ошибках и промахах.

Как уже неоднократно отмечалось ранее, мы должны не только говорить, но и

слушать, если хотим избежать "одностороннего" общения. Приемы эмпатического

слушания создают благоприятный климат для открытого выражения другими своих

мыслей и чувств. Приемы рефлексивного и эмпатического слушания позволяют узнать,

что нам говорят на самом деле, понять истинный смысл того, что скрывается за

словами. И уж конечно, когда люди видят, что их слушают, они не только принимают

по отношению к нам благоприятную установку, но также станут в свою очередь

слушать и нас.

Итак, слушание не только способствует взаимному обмену информацией и идеями,

пониманию чувств, но и является основой плодотворного общения.

Приемы эффективного слушания позволяют повышать качество принимаемых решений.

Качество решений любых задач находится в прямой зависимости от качества

информации по проблеме, на основе которой они принимаются. Приемы эффективного

слушания помогают воспринимать информацию более глубоко, извлекать из нее больше

необходимых данных. Слушая, мы узнаем, как другие оценивают ту же самую

ситуацию, что они считают главным, что чувствуют и чего хотят. Несмотря на то

что Вы можете принять отличное от других решение, слушание поможет больше узнать

о внутренних и внешних сторонах проблемы и прийти к удовлетворительному ее

решению, что, безусловно, повышает уровень управления. Исследования, проведенные

в

854

I

различных отраслях промышленности, показывают, что мастера, возглавляющие

участки с высокими производственными показателями, больше внимания на своих

участках уделяют межличностным аспектам в управлении. Одно из исследований

показывает, что методы управления мастеров в цехах, где высока

производительность, отличаются от методов управления в цехах с низкой

производительностью тем, что они:

ориентируются больше на работников, чем на производство;

стимулируют участие всех работников в принятии решений;

уделяют больше времени вопросам организации и управления;

проявляют больше уверенности в применении различных методов управления;

знают свое место в организации.

Чем выше мы поднимаемся по лестнице ответственности в хозяйственной или любой

другой сфере деятельности, тем больше мы в своей работе имеем дело с людьми и

проблемами межличностных отношений. Выполнение любой работы невозможно без

уважения к личности исполнителя. Люди могут сказать свое слово в работе и хотят,

чтобы их слушали. Поэтому руководители в дополнение к специальным знаниям должны

также обладать знаниями и навыками общения и решения проблем межличностных

отношений. А "совершенствование себя как слушателя,- говорит известный

психолог,-это первый шаг в становлении специалиста". Очевидно, что слушание

полезно для руководителей в отношениях с другими руководителями всех уровней.

Слушание полезно и для решения других задач, например, при:

интервьюировании: в частности, при найме или переводе на другую работу;

мотивации работников: выявлении причин неудовлетворенности работой, отсутствия

на рабочем месте и др.;

постановке задач: обеспечении полного понимания работниками полученного

указания, а также выявлении реакций;

преодолении сопротивления нововведениям;

оценке деловых и личностных качеств: выявлении, как работают подчиненные и как

им помочь в устранении имеющихся недостатков;

урегулировании конфликтов: выявлении причин конфликтов между работниками и

помощи в их урегулировании.

В начале этой книги подчеркивалось, что слушание является одним из средств

общения и используется чаще других и в то же

855

время умению слушать меньше всего учатся. В результате - непонимание, душевные

травмы и т. п. Но так продолжаться не должно! Каждый из нас может научиться

слушать эффективнее! В нашей книге мы объясняем, как это сделать. Используйте в

своей повседневной жизни новое понимание процесса слушания и тренируйте новые

навыки до тех пор, пока не обретете достаточной уверенности в том, что Вы

пользуетесь ими естественным образом. Все это требует времени и усилий. Но

результаты сторицей оправдают Ваш труд. Удачи вам!

Упражнения

Выбор подходящих приемов слушания. В приведенной ниже таблице в левой колонке

даются четыре основных вида общения, в правой - различные приемы слушания и

ответы на речь собеседника. Каждому виду общения соответствуют определенные

приемы слушания, при этом некоторые могут быть использованы несколько раз.

Выполнив упражнение, обратитесь к разделу "Избирательное слушание" и исправьте

ошибки.

Применение правил слушания. Сначала выберите правило или правила, которые Вы

всегда соблюдаете по привычке, затем те, которыми Вы пользуетесь иногда, и,

наконец, те, которые Вы никогда или почти никогда не соблюдаете.

Вид общения

Слушание и ответная реакция

Социальное Информативное Экспрессивное Побудительное

1. Резюмирование

2. Активное слушание

3. Обратная связь

4. Дружелюбие

5. Предотвращение непонимания

6. Записи для памяти

7. Экспрессивный ответ

8. Эмпатический ответ

9. Формальный ответ

10. Направленное внимание

11. Пассивное слушание

12. Запоминание

13. Уточнение

14. Отражение чувств

15. Ритуальный ответ

16. Молчание

856

Попробуйте их применить при первой возможности и продолжайте тренироваться до

тех пор, пока это правило не станет частью Вашего стиля общения.

Устранение ошибок и дурных привычек слушания. Это-то же упражнение, что и

предшествующее, но проводится в обратном порядке. Составьте перечень ошибок,

которых Вы никогда не делаете; если ошибки случаются, укажите их в рубрике

"иногда"; затем перечислите те ошибки, в которых Вы всегда (или почти всегда)

виноваты. Приведите примеры из опыта Вашего общения, поработайте над ними до

полного устранения ошибок.

Помните, что дурные привычки слушания, как и любые другие, можно изжить, но для

этого требуется время и терпение. Работу с правилами "Как надо" и "Как не надо"

слушать можно комбинировать. Вырабатывая у себя новую привычку слушать, Вы

одновременно начинаете лучше понимать собеседника, а поэтому Ваши суждения

становятся менее субъективными.

Можете ли Вы вспомнить случай, когда были неприятно потрясены словами в Ваш

адрес? В ответ на Ваши сомнения собеседник говорит Вам: "Я все время пытаюсь

сказать Вам именно это, но ведь Вы не хотите меня слушать". Этим собеседником

могли быть Ваши близкие, кто-либо из сослуживцев. Они хотели убедить Вас в

необходимости изменить поведение или пытались высказать свои претензии. И тем не

менее это-сигнал, предупреждающий о том, что Вы не слушаете. Вам, видимо, стоит

его проанализировать, чтобы вовремя разглядеть аналогичную ситуацию в будущем.

Теперь попробуйте припомнить случай, когда Вы действительно слушали внимательно.

Можете ли Вы установить, какой именно фактор был решающим в этом случае? Была ли

это Ваша установка, момент хорошего настроения или угрызение совести от мысли,

что Вы не слушаете в создавшейся обстановке?

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова

Редактор М. П. Федорова

Корректор А. И. Киселева

Компьютерная верстка: Е. В. Карцева

ИД № 01165 от 13 марта 2000г.

Подписано в печать 12.01.2001г.

Формат 60x90/16. Печать офсетная.

Бумага газетная. Гарнитура "Петербург".

Объем 54,0 п. л. Тираж 7000 экз. Заказ № 1820 <кр+траф.>.

ООО "ЧеРО" |

Редакционно-издательский отдел: 117269, Москва, Ломоносовский пр., 18,

тел./факс: 930-43-59

Отдел реализации: 118899, Москва, ул. Академика Хохлова, д. 11

тел./факс: (095)939-34-93, • тел.: (095)939-41-70, 939-41-90

Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика на Государственном унитарном

предприятии Смоленский

полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати,

телерадиовещания и средств

массовых коммуникаций. 214020, Смоленск, ул. Смольянинова, 1.

Научно-издательский психологический центр э книги и МЕТОДИКИ

* ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

129366, Москва, ул. Ярославская, 13, "Когито-Центр"

тел. (095) 282-0100, тел/факс (095) 282-7238 , E-mail:

visu@

КНИГИ

• Фундаментальные труды

• Учебники

• Психодиагностика

• Прикладная психология

• Дидактические пособия

Всегда

в наличии

более 500

наименований

Отечественные

и зарубежные

разработки,

в том числе

компьютерные

МЕТОДИКИ

• Лицензионные

• Полная комплектация

• Стандартизованные

• Адаптированные

• Спецификация и обучение

  1. Бакалаврская программа кафедра: Социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология («Внимание и память») Статус дисциплины

    Программа
    Цель курса: знакомство с основными понятиями, основными проблемами и направлениями фундаментальных исследований в психологии внимания и памяти. Задача курса - приобретение студентами базовых знаний по психологии: усвоение основных
  2. Бакалаврская программа кафедра: социальной и дифференциальной психологии Направление : Психология Дисциплина: Общая психология (разделы «Внимание» и«Память») Статус дисциплины

    Программа
    Основной целью курса является оказание помощи обучающимся в проведении анализа фундаментальных проблем общей психологии – психологии памяти – ее видов, аспектов, уровней, структуры, природы, механизмов.
  3. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ.
  4. Учебно-методический комплекс «Общая психология Ч2» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология») Рубцовск (2)

    Учебно-методический комплекс
    Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века.
  5. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01

    Программа
    Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01- Общая психология, психология личности, история психологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по истории психологии, общей психологии и психологии личности.
  6. Гоу впо мгмсу росздрава академический календарь студента II курса (3)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  7. Программа вступительных испытаний в магистратуру по психологии «Психология труда и организационная психология»

    Программа
  8. Программа государственного экзамена по психологии для специальности

    Программа
    Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ. ред. М.В. Нуховой. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – 61с.
  9. Психология XXI столетия. Т. 2 / Под редакцией Козлова В. В. – Ярославль, мапн, 2007 с. 346 Состав организационного комитета Симпозиума (1)

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..