Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

Динамика изменения профессионализма военнослужащих-контрактников
в ходе опытно-экспериментальной работы

Уровень Этапы опытно-экспериментальной работы

сформи-

рован- конста- конец конец конец конец

ности тирующий 1-го этапа 2-го этапа 3-го этапа 4-го этапа

профес-

сиона- 1 2 3 4 5

лизма

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

человек человек человек человек человек

Низкий 322 48 262 39 188 28 134 20 54 8

Допус-

тимый 188 28 242 36 260 39 216 32 158 23

Стабиль-

ный 128 19 134 20 170 25 240 36 294 44

Высокий 34 5 34 5 54 8 82 12 166 25

Объем 672 военнослужащих контрактной службы
выборки

Среднее

значение 1,8125 1,9107 2,1339 2,4018 2,8512

Мода 1 1 2 3 3

Сумма 1218 1284 1434 1614 1916

Диспер-

сия 0,8381 0,7848 0,8374 0,8845 0,7825

Стан-

дартное

отклоне-

ние 0,9154 0,8859 0,9151 0,9404 0,8846

В четвертой главе «Основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума», состоящей из четырех параграфов, с позиций разработанной концепции обосновываются определенные рекомендации по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Первый параграф «Педагогизация воинского социума воин­ской части» посвящен обоснованию положений, определяющих педагогизацию воинского социума как одного из основных направлений обеспечения эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Адаптация выводов В.Г. Бочаровой, Ю.С. Бродского, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, М.Е. Жданова, С.Г. Заец, Т.Г. Зеленовой, А.Т. Куракина, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.Д. Семенова, Ю.В. Сы­чева, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина к задачам диссертационного исследования позволила заключить, что педагогизациявоин­ского социума основана на динамичном и целостном процессе взаимодействия воинского социума с социальной военной средой для создания благоприятных условий для профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников.

Динамика изменения профессионализма военнослужащих-контрактников
в ходе опытно-экспериментальной работы

Например, механизмами реализации качественного состояния педагогизации воинского социума как деятельности выступают воспитательное воздействие содержания воинского обучения (предметов боевой подготовки), которое изучают и усваивают под руководством должностных лиц (командиров воинских подразделений, руководителей учебных занятий и т.д.), а также в процессе самостоятельной подготовки; воспитательная работа; организация жизнедеятельности воинской части или уклад воинской жизни военнослужащих-контрактников; личность и авторитет командира; воспитательное воздействие социально-педагогической инфраструктуры воинской части. Аналогично в диссертации представлены механизмы реализации и других качественных состояний педагогизации воинского социума.

Анализ опытно-экспериментальной работы показывает, что педагогизация воинского социума невозможна без педагогического сопровождения формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников. Так, в деятельности офицера подразделения выделяются два обязательных взаимосвязанных компонента:

 педагогический – заключается в систематическом отслеживании педагогического статуса военнослужащих-контрактников и динамики развития их уровня профессионализма в воинском труде (реализация этого компонента предполагает оказание помощи военнослужащим-контрактникам в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками по своей военно-учетной специальности);

 технологический – включает в себя создание специальных социально-педагогических условий для оказания помощи военнослужащим-контрактникам, имеющим проблемы в профессионально-личностном росте (реализация этого компонента в деятельности субъектов процесса сопровождения направлена на взаимодействие всех участников педагогиче­ского процесса в воинской части с целью преодоления проблем в профессионально-личностном развитии в воинском труде).

Педагогическое сопровождение формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников включает в себя выявление и использование субъектного опыта самого контрактника, раскрытие способов его мышления, повышение его военно-профессиональной мотивации и улучшение качества подготовки военных специалистов, выстраивание индивидуальной траектории профессионально-личностного развития через реализацию образовательной программы по боевой подготовке с учетом личностных и профессиональных потребностей.

В диссертации представлены уровни организации педагогического сопровождения профессионально-личностного роста военнослужащих конт­рактной службы в воинской части, каждый из которых имеет свою специфику: организация педагогического сопровождения в воинской части (на корабле) в целом, в микросоциуме, т.е. непосредственно в воинском подразделении (в батальоне, роте и т.д.), которое является центром педагогической работы; педагогическое сопровождение, субъектами которого являются руководители учебных занятий, должностные лица, ответственные за проведение тех или иных мероприятий боевой подготовки на основе использования педагогического потенциала воинского социума; педагогиче­ское сопровождение самосовершенствования военнослужащих-контрактников. Деятельность командного состава во многом задается той социальной, педагогической системой, в которой реально находится военнослужащий-контрактник и которая ограничена рамками социальной военной среды.

Второй параграф «Профессионализация офицерского состава воинской части» посвящен обоснованию положений, определяющих профессионализацию офицерского состава воинской части одним из основных направлений обеспечения эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

В диссертации профессионализацияофицерского состава воинской части определяется как процесс овладения офицерами компетенциями социально-педагогической деятельности по профессионально-личностному росту военнослужащих-контрактников. Данное определение позволяет соотнести его с целью реализации компетентностного подхода в военном профессиональном образовании – формирование компетентного офицера.

Анализ положений компетентностного подхода в образовании, представленного в работахВ.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Л.Б. Крив­цова, Б. Оскарссон, Е.А. Савченко, А.В. Хуторского, W. Hutmacher, позволил уточнить в диссертации понятие компетенций, выделить из них те, которые имеют прямое отношение к психолого-педагогическому содержанию деятельности офицерского состава, организующих процесс формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностного совершенствования. Данные компетенции, во-первых, необходимы офицеру не только для собственного непрерывного образования и жизнедеятельности, но и для организации социально-педагогической деятельности по профессионально-личностному росту военнослужащих контрактной службы в воинской части, воинском подразделении; во-вторых, проявляясь в военно-профессиональной деятельности, данные компетенции предоставляют возможность офицеру соотносить собственные знания с постоянно меняющимися ситуациями воинского труда и ориентироваться в социальной военной среде, организовывать в своем воин­ском подразделении процесс формирования профессионализма у подчиненных военнослужащих-контрактников.

Особо в диссертации выделена социально-педагогическая культура офицерского состава в ее деятельностном аспекте, выражающая стремление офицера к непрерывному совершенствованию своей социально-педагогической деятельности, выступающая как норма поведения офицера и как комплексная программа его дальнейшего социально-педагогического и духовно-нравственного развития. В диссертации представлена разработанная «Программа повышения социально-педагогической культуры офицеров воинской части (корабля) как субъектов процесса профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников», обоснованы и другие пути обеспечения профессионализации деятельности офицерского состава воинской части.

Соотнесение результатов опытно-экспериментальной работы с выводами военных ученых И.А. Алехина, А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, П.Н. Городова, А.М. Герасимова, В.Н. Герасимова, Н.И. Киряшова, И.А. Липского, В.Я. Слепова, А.П. Шарухина позволили выработать рекомендации офицерам по социально-педагогическому воздействию на военнослужащих-контрактников с целью эффективного руководства их профессионально-личностным ростом (искренняя заинтересованность в профессионально-личностном росте своих подчиненных; уважение чувства собст­венного достоинства; педагогическая наблюдательность, педагогическая прозорливость; взвешенность решения; чувство меры воздействия; опора на воспитательные возможности самого воинского социума).

Третий параграф «Развитие мотивации военнослужащих конт­рактной службы к овладению профессионализмом» посвящен обоснованию положений, определяющих развитие мотивации к овладению профессионализмом одним из основных направлений по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контракт­ной службы в условиях воинского социума.

Анализ выводов междисциплинарных научных исследований, посвященных проблемам мотивации в общем (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.Ф. Дружинин, Л.С. Жихарева, В.А. Иванников, С.Б. Каверин, М.Ш. Ма­гомед-Эминов, В.В. Юклянюк, П.М. Якобсон) и в соответствии с запросами военной практики (В.В. Богуславский, Г.А. Волковицкий, В.И. Ковалев, Ю.В. Масюк, В.В. Мелетичев, В.Н. Селезнев, Ю.В. Шеремет), их адаптация к настоящему исследованию позволяют нам сделать вывод о том, что мотивация военнослужащих-контрактников к овладению профессионализмом по форме представляет собой организованный процесс поэтапного целенаправленного воздействия на военнослужащего, способствующий активизации его внутренних побуждений (мотивов), в интересах повышения активности в профессионально-личност­ном росте в воинском труде путем преднамеренного создания стимулов (внешних побуждений). По структуре мотивация военнослужащих контракт­ной службы к овладению профессионализмом включает в себя соотношение всех видов побуждений: потребности, мотивы, стимулы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивационные установки, идеалы, обеспечивающие ее целостность и устойчивость, а также средства их удовлетворения. По содержанию процесс мотивации военно­служащих включает создание нормативно-правовой базы (разработку на государственном уровне адресных стимулов, направленных на побуждение указанной категории военнослужащих к профессионально-личностному росту и создание условий для их выполнения); информационно-пропагандистскую деятельность как на государственном уровне, уровне органов управления Вооруженными Силами РФ, так и на уровне социума в общем и воинского в частности (изменение общественного мнения и отношения людей, их сознания); социально-педагогическое сопровождение мотивации профессионально-личностного роста (на уровне воинской части, воинского коллектива, микросоциума, отдельной личности); контроль за процессом и результатами профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников.

Динамический характер мотивации к овладению профессионализмом у военнослужащих контрактной службы (направленность – конкретные мотивы и система осознанных целей, которые ставит перед собой военно­служащий и которых активно достигает в процессе воинского труда, уровень – общественная значимость мотивов, зависящая от того, в какой мере они соотносятся с общественными идеалами, устойчивость – длительность сохранения мотивов через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях, степень сопротивляемости отвлекающим воздействиям, широта – распространенность на разное количество объектов, целей, сторон процесса профессионально-личностного роста, интенсивность – сила выраженности, оформленности, осознанности и активности побуждений, длительность – распространяемость на большие промежутки времени) обусловливается особенностями этапов реализации модели педагогической деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих-контрактников.

Анализ хода констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, сопоставление результатов с выводами В.Н. Гришая, М.В. Гущина, Е.С. Ива­нова, Г.А. Кирпиленко, Ю.В. Масюка, В.А. Михалева, И.Н. Плотникова и А.Ф. Сиволапова, Ю.Г. Спицына, А.И. Тюрина, И.М. Хаертдинова, Д.С. Цыганкова и др., данными СМИ и сети Интернет способствовали выявлению противоречий, которые в современных условиях строительства Вооруженных Сил РФ в определяющей степени оказывают влияние на развитие мотивации к профессионально-личност­ному росту у военнослужащих-контрактников: противоречия общесоциального характера; противоречия, определяемые характером и спецификой процессов, протекающих в Вооруженных Силах РФ, противоречия на личностном уровне, в сознании военнослужащего.

Анализ хода формирующего эксперимента, информации в СМИ и сети Интернет позволил определить наметившиеся тенденции развития мотивации к овладению профессионализмом у военнослужащих-контракт­ников: совершенствование системы общественных отношений, социальной военной среды, положительное изменение личностного измерения, стиля жизни контрактников.

Четвертый параграф «Технологизация педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военно­служащих контрактной службы» посвящен обоснованию положений, обусловлива­ющих технологичность педагогической деятельности командиров воинских подразделений, воинских частей по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума воин­ской части как одно из основных направлений по обеспечению эффективного формирования профессионализма военно­служащих контрактной службы и в своей совокупности представляющих технологический концепт авторской концепции.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..