Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

Третий параграф «Система принципов формирования профессио­нализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума» посвящен нормативно-педагогическим положениям, определяющим деятельность командира воинского подразделения по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума. В совокупности они представлены в нормативно-педагогиче­ском концепте авторской концепции.

Анализ использования категории «принцип» в работах Н.М. Борытко, С.М. Годника, О.Г. Прохоровой, Н.Е. Щурковой позволил сделать вывод, что в педагогике принципы как исходные педагогические положения разрешают противоречие между теоретической сущностью закономерностей и конкретностью практики, определяя содержание, регулируя организацию военно-педагогического процесса, методы, средства, приемы и организационные формы образования, способы анализа его результатов и реализуются в виде требований и педагогических правил. Именно этим обстоятельством обусловлена их нормативная роль.

Обобщение выводов Н.М. Борытко, М.Е. Вайндорф-Сысоевой и Л.П. Крив­шенко, Л.И. Гриценко, А.Я. Данилюка, О.Ю. Ефремова, В.С. Ильи­на, И.А. Колесниковой, И.Н. Мищенко, Ю.В. Савина, Н.К. Сер­геева, В.В. Серикова и результатов настоящего диссертационного исследования (педагогические и специфические характеристики воинского социума и составляющие педагогического потенциала воин­ского социума) позволило отобрать принципы формирования профессионализма военно­служащих-контрактников в условиях воинского социума: обучения (реализация офицерами и командирами всех уровней обучающей составляющейпедагогического потенциала воинского социума), определяющийвзаимосвязь всех сторон учебно-воспитательного процесса как системы: содержания, организации, методики и общей направленности процесса обучения военнослужащих-контрактников; воспитания (реализация воспитывающей составляющей педагогического потенциала воинского социума), определяющий направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса в воинском подразделении; развития (реализация развивающей составляющей педагогического потенциала воинского социума), определяющий процесс подготовки военнослужащих-контрактников в условиях воинской службы.

В диссертации подробно описываются правила и примеры реализации принципов, приводятся руководящие документы органов военного управления, с которыми согласуются все представленные принципы. Ведущим среди них является принцип воспитания, так как именно он направлен на положительное изменение внутренних убеждений военнослужащего-контрактника, его отношения к формированию профессионализма, морально-волевых качеств, позиций воина-профессионала, профессиональной деятельности, мотивации к овладению профессионализмом. Действуя в единой структуре, все три принципа обеспечивают системный подход в военно-педагогической работе командиров и начальников всех уровней, определяя методологию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и воинского коллектива в целом.

В третьей главе «Экспериментальная апробация педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума», состоящей из трех параграфов, представлены положения теоретического (прогностического) моделирования; обоснование критериев и показателей оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, а также основные результаты опытно-экспериментальной работы на этапе апробации педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих данной категории. Роль указанных положений выполняют модельный и критериальный концепты авторской концепции.

Первый параграф «Модель формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума» посвящен теоретическому (прогностическому) моделированию и практико-ориентированному обоснованию перспектив формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Для построения данной модели разработаны этапы педагогической дея­тельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих. Объективным основанием при этом послужили положения целостного подхода В.С. Ильина – определенная по­следовательность этапов и единство их внутренней структуры: цель – средст­во – результат (В.С. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Системообразующими стали целевые установки этапов, организу­ющие содержание деятельности командиров и начальников, занимающихся профессионализацией военнослужащих, в определенную систему. При этом логика целей от этапа к этапу отражает логику формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников: развитие у них мотивов, определяющих продвижение к собственной вершине в воинском труде; накопление положительного опыта в военно-профессиональной деятельности; высокоэффективный и творческий воинский труд по предназначению в любых условиях и ситуациях; стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования в воинском труде. Степень же использования потенциала педагогических средств определяется соответствием их поставленным целям, содержанию обучения, воспитания, развития.

Представленные положения позволили определить модель формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях повседневной военно-профессиональной деятельности воинского социума. Данная модель складывается из закономерной последовательности взаимообусловленных этапов: эмоционально-мотивационного (развитие у военно­служащих-контрактников мотивов, интересов, определяющих формирование профессионализма, их продвижение к собственной вершине в воин­ском труде); когнитивного (накопление положительного опыта военно-профессиональной деятельности по боевому слаживанию воинских подразделений); действенно-практического (высокоэффективный и творческий воинский труд по предназначению в любых условиях и ситуациях по боевому слаживанию воинских подразделений, приобретение прочных привычек поступать в соответствии с требованиями профессионализма, умения поддерживать свое доброе имя и преодолевать недостатки в воинской службе); акмеологиче­ского (стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования военнослужащих-контрактников в своей военно-профессиональной деятельности) с единой внутренней структурой (цели, задачи, основные средства реализации).

Продолжительность этапов зависит от начального уровня нравственной зрелости личности военнослужащего-контрактника и уровня его профессиональной подготовки по военно-учетной специальности, от эффективности воспитательных усилий командиров и начальников, возможностей самой личности и ее желания активно совершенствоваться.

Второй параграф «Критерии оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума» посвящен обоснованию критериев и показателей оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Адаптация выводов А.В. Барабанщикова и Н.И. Дерюгина, Н.М. Борытко, Е.В. Титовой, И.Н. Мищенко, А.В. Мудрика, А.Д. Полле и В.И. Крас­ножон, Н.Ф. Радионовой, И.А. Сирковского к настоящему исследованию позволила определить оценку эффективности педагогической деятельно­сти командиров воинских подразделений, воинских частей, занимающихся профессионализацией военнослужащих-контрактников, через оценку результата (сформированность профессионализма у военнослужащих-контрактников). Причем под результатом понимается не только достигнутый уровень профессионализма, но и положительная динамика функциональных проявлений профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников в специально организуемом командирами и начальниками педагогическом процессе.

Объективным основанием для определения уровней сформированно­сти профессионализма военнослужащих контрактной службы в диссертационном исследовании послужили положения В.С. Ильина об обобщенной четырехуровневой модели развития целостности изучаемого феномена, в основе которой лежит степень взаимосвязи и структурированности его элементов, проявляющаяся в устойчивости системы. Исходя из указанных положений, а также опираясь на выводы военных ученых В.Н. Гришай, Л.Г. Лап­тева, В.А. Михалева и учитывая выводы настоящего исследования о критериях и показателях профессионализма военнослужащего-контрактника, были выделены четыре уровня сформированности профессионализма военнослужащих контрактной службы: низкий (неразвитая мотивация к формированию профессионализма; фрагментарные знания, умения и навыки по своей военно-учетной специальности; низкая эффективность военно-профессиональной деятельности), допустимый (осознание значимости и необходимости формирования профессионализма; наличие знаний, умений и навыков по своей военно-учетной специальности при неактивности и безынициативности в воинском труде), стабильный (воинский труд при недостаточном умении анализировать, организовывать и корректировать свою деятельность по самосовершенствованию), высокий (полная реализация в военной профессии, положительный опыт самосовершенствования в воинском труде), на каждом из которых отмечается положительная динамика профессионально-личностного роста военнослужащего указанной категории. При этом анализ целостных характеристик выделенных уровней проводился посредством сбора, рассмотрения, обобщения и оценивания монографических характеристик типичных представителей каждого уровня сформированности профессионализма на основе положения Л.В. Уда­чиной о том, что только в совокупности функций, то есть через своеобразную систему функций, раскрывается сущность объекта.

Третий параграф «Динамика и результаты экспериментальной работы по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума»посвящен представлению основных результатов опытно-экспериментальной работы (ОЭР) на этапе апробации педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума.

Модель формирования профессионализма военнослужащих-контрактников в условиях воинского социума проверялась в ходе констатирующего и формирующего экспериментов на протяжении 5 лет в естественных условиях повседневной деятельности воинских частей различного профиля: на базе 11 воинских частей 4-го Государственного центрального межвидового полигона (ГЦМП) МО РФ и 1-й воинской части Южного военного округа, дислоцирующихся в г. Знаменске Астрахан­ской области.

Так, цельюконстатирующего эксперимента было выявление исходного уровня профессионализма у военнослужащих-контрактников. Содержанием данной части ОЭР являлись определение представительной выборки, подбор и инструктаж офицеров, прапорщиков, военнослужащих-контракт­ников, гражданского персонала, оказывающих помощь в проведении констатирующего эксперимента; определение показателей сформированности профессионализма в структуре личности контрактника и их перевод в систему вербальных характеристик; поиск, инструктаж и привлечение к участию в эксперименте экспертов; проведение замеров уровня сформированности профессионализма военнослужащих на основе разработанных критериев и показателей функционирования профессионализма в структуре личности контрактника; анализ результатов констатирующего эксперимента. Оценка уровней сформированности проводилась в рамках технологии оценивания,полное описание которой представлено в приложении 3 диссертации.

Диагностическими методами, с помощью которых изучались уровни сформированности профессионализма у военнослужащих-контрактников, стали педагогическое наблюдение за процессом, организуемым командирами и начальниками в воинских подразделениях, за военно-профессиональной деятельностью военнослужащих-контрактников; анкетирование, индивидуальные беседы, опрос и интервьюирование участ­ников эксперимента, анализ результатов воинского труда, анализ документов, независимых характеристик, методика исследования самооценки и др. В приложении к диссертации подробно представлено описание данных методик.

В ходе анализа состояния сформированности профессионализма военнослужащих контрактной службы было выявлено, что у большинства конт­рактников менее всего сформированы преобразовательная и ценностно-смысловая функции профессионализма (76%): они не осознают значимости своего профессионально-личностного роста в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны, а также не ставят перед собой цель профессионального совершенствования. Поэтому изменение отношения к профессионализму, мотивация профессионально-личностного роста являются первоочередными задачами в процессе формирования профессио­нализма.

Цельюформирующегоэксперимента была проверка модели формирования профессионализма военнослужащих-контрактников в условиях воин­ского социума. Содержанием данной части ОЭР являлись подбор и инструктаж офицеров, прапорщиков, военнослужащих-контрактников, гражданского персонала, привлекаемых для участия в эксперименте, доведение до них общего замысла, плана и порядка его проведения, целесообразных форм участия в проведении и контроле эффективности намеченных мероприятий, а также других организационных, содержательных и методических вопросов; педагогическое воздействие на контрактников с целью формирования у них профессионализма; проведение промежуточных замеров уровня сформированности профессионализма с целью анализа динамики и возможной корректировки процесса профессионально-личностного роста; проведение итогового среза уровня сформированности профессионализма у контрактников с целью выявления эффективности формирующего эксперимента; анализ результатов проведенной работы.

В реализации вышеназванной модели были задействованы те же военнослужащие-контрактники, офицеры, прапорщики, гражданский персонал, эксперты, что и в констатирующем эксперименте. Это позволило проследить организацию процесса формирования профессионализма у военно­служащих-контрактников от этапа к этапу в комплексе, в целом.

Организационно ОЭР на данном этапе проводилась в течение трех лет с «привязкой» к организации зимнего и летнего периодов обучения в масштабе воинской части, воинского подразделения (в зависимости от специфики выполняемых задач), индивидуально, что позволило охватить практически весь процесс педагогической деятельности командиров и начальников различных управленческих звеньев. Положительная динамика функцио­нальных проявлений профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников от уровня к уровню выглядела следующим образом: ценностно-смысловая функция – от безразличного отношения к профессиональному совершенствованию в целях личностного развития и укрепления обороноспособности страны (низкий уровень) до осознания и принятия его значимости и необходимости (высокий уровень); коммуникативная функция – от несформированности коммуникативных качеств, профессиональной позиции и нежелания их формировать (низкий уровень) до полной их реализации в процессе служебного и неформального взаимодействия при выполнении задач по предназначению (высокий уровень); нормативная функция – от нежелания знать нормативные требования руководящих документов, определяющие различные стороны служебной деятельности, межличностные отношения, положения, права и обязанности в воинском коллективе (низкий уровень) до осознанного выполнения норм военного профессионала (высокий уровень); преобразовательная функция – от неумения ставить перед собой цели в профессиональном саморазвитии и прогнозировать результаты своего профессионально-личностного роста (низкий уровень) до способности к самоанализу и корректировке организации своей деятельности по профессиональному самосовершенствованию (высокий уровень); результативная функция – от несформированности военно-профессиональных качеств, знаний, умений и навыков (низкий уровень) до полной их реализации в воинском труде, причем не только по занимаемой долж­ности, но и на ступень выше (высокий уровень).

Динамика результативности формирования профессионализма военно­служащих контрактной службы в воинском подразделении, воинской части представлена в таблице и на рисунке (см. с. 38–39).

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..