Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

Второй параграф «Специфика педагогического влияния воинского социума» посвящен выявлению ряда специфических характеристик воинского социума, которые влияют на процесс формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы и коренным образом отличают его от гражданского социума.

Сопоставление выводов И.А. Липского, В.В. Серебрянникова, Ю.И. Дерюгина, Ю.Г. Спицына с практическим опытом диссертанта позволяет за­ключить, что воинский социум представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую социальную общность, объединение людей с общественно значимыми социальными функциями, корпоративными интересами, свое­образной субкультурой отношений и поведения, спецификой нравственных и патриотических императивов и духовных ценностей, обусловленных профессиональной ролью защитника Отечества. Данная общность объединена социальным пространством жизнедеятельности всех ее членов, местом и условиями жизнедеятельности, определяемыми спецификой воинского труда и быта.

Междисциплинарный анализ научной литературы, документов органов военного управления и практического опыта диссертанта позволил выявить и описать в диссертации такую специфическую характеристику воинского социума, как нормативно-правовая обусловленность – строгая регламентация законами, приказами, распоряжениями, инструкциями, директивами всего воинского труда военнослужащих-контрактников.

В диссертации определены и подробно охарактеризованы и другие специфические характеристики воинского социума. Так, работы Л.А. Буб­лика, А.А. Волотовского, Н.С. Костоусова, В.П. Масягина, Ю.В. Савина, И.В. Суханова, А.Г. Цветкова способствовали выделению традиционности (отражение социально-воспитательного потенциала воинских традиций, передаваемых военнослужащими из поколения в поколение). Труды Г.А. Ашева, Р.Н. Бобкова, Г.С. Карнеева, Н.А. Костикова, Л.Г. Набиуллина, Н.С. Костоусова, Ю.В. Савина, И.В. Серебрякова, В.Д. Серых позволяют выявить ритуальность (отражение социально-воспитательного потенциала ритуалов воинской службы).

Специфика педагогического влияния воинского социума также отражается и в особом проявлении педагогических характеристик гражданского социума, преломленных через призму воинского социума и имеющих свое «отдельное» наполнение, подробно описанное в диссертации.

Все специфические характеристики воинского социума взаимосвязаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархически соподчиненными, а рядоположенными, так как одновременно в своей совокупности совместно с педагогическими характери­стиками «гражданского социума» обеспечивают социально-педагогиче­с­кую деятельность всех его элементов (офицеры, воинские коллективы и др.) и ориентированы на личность военнослужащего, ее развитие в социальной военной среде.

Третий параграф «Механизм педагогического влияния воин­ского социума на профессионализм военнослужащего контрактной службы» посвящен выявлению и обоснованию механизма педагогического влияния воинского социума на профессионализм военнослужащего контрактной службы черезрассмотрение сущности педагогического потенциала воин­ского социума, определение, содержательный и функциональный анализ его структуры.

Анализ справочно-энциклопедической литературы позволил заключить, что механизм – это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; последовательность действий, состояний, определяющих процесс или явление. В контексте настоящего исследования механизмом педагогического влияния воинского социума на процесс формирования профессионализма выступает педагогический потенциал воинского социума.

В диссертации категория «педагогический потенциал воинского соци­ума» определена путем диалектического анализа категорий «всеобщее» – «отдельное» – «единичное» через термины «потенциал» и «педагогический потенциал». Так, междисциплинарный анализ справочно-энциклопедиче­ской и научной литературы (А.М. Боднар, Г.И. Гапонова, О.О. Киселева, В.Н. Марков, И.Н. Мищенко, Е.А. Мясоедова, В.Г. Рын­дак, М.Т. Шафиков и мн.др.) позволил определить, что как «всеобщее» под потенциалом понимается атрибут бытия и присущая всякой материально-духовной системе (отдельной личности, социальному институту, социуму и т.д.) совокупность (энергетического рода) параметров, обусловливающих (обеспечивающих) наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов для реализации (осуществления) ими тех или иных усилий, направленных на самосохранение и самодвижение, а также преобразование условий и характеристик среды и взаимодействия с ними.

Как «отдельное» педагогический потенциал – это присущее человеку и социуму в целом, а также социально значимым предметам и явлениям свойство иметь определенные возможности, способности, ресурсы, направленные на формирование и развитие человека, его индивидуальных личностных и субъектных свойств в процессе образования, иначе говоря, на образование, развитие и осуществление педагогических функций, заключающихся в прямом или опосредованном влиянии на процесс образования.

На уровне «единичного» педагогический потенциал воинского социума есть атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых может быть направлено на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума при определенных педагогических средст­вах и условиях. При этом основной целью профессионального образования выступает профессионализм военнослужащих-контрактников.

Использование выводов Ю.К. Бабанского, М.Е. Вайндорф-Сысоевой и Л.П. Крившенко, Е.А. Крюковой, метода синтеза (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) при исследовании содержания и структуры педагогического потенциала воинского социума как метода научного исследования, как метода восхождения от абстрактного к конкретному позволило охарактеризовать педагогический потенциал воинского социума как сложно и системно организованный социальный феномен, в структуре которого выделяются три составляющие: обучающая, воспитывающая и развивающая.

Так, обучающая составляющая обеспечивает военнослужащим конт­рактной службы овладение системой военных, социальных, техниче­ских, профессиональных знаний, навыков, умений и личностно-деятельностных качеств, необходимых им для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специаль­ностью, существующими требованиями и обеспечивающих эффективные практиче­ские действия в любой обстановке. Воспитывающая составляющая обеспечивает военнослужащим-контрактникам боевые, волевые, нравственные и другие качества, отношения, взгляды, убеждения, способы поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности. Развивающая составляющая обеспечивает военнослужащим-контрактникам функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической, военно-профессиональной деятельности и личностных качеств.

Основное содержательное наполнение указанных составляющих происходит за счет сущностных характеристик воинского социума, которые проявляются в функциях педагогического потенциала воинского социума, подробно представленных в диссертации (нормативной самореализации, ценностного самоутверждения и смыслового самоопределения).

Так, обучающая составляющая выполняет функциюнормативной самореализацииличности и соответствует таким сущностным характеристикам, как историческая преемственность, традиционность, ритуальность, нормативно-правовая обусловленность. Воспитывающая составляющая реализуетфункцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельностии соответствует таким сущностным характеристикам, как социокультурность, полисферность, институциональность, ментальность. Развивающая составляющая выполняет функцию смыслового самоопределения в военной профессиии соответствует таким сущностным характеристикам, как системность и социоструктурность, организационность, стратификацион­ность.

Все три функции педагогического потенциала воинского социума находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно – условием активации первопричины. В итоге функции педагогического потенциала воинского социума, интегрируясь и взаимно проникая друг в друга, в своей совокупности отражают процесс профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников.

Во второй главе «Теоретическое обоснование педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума», состоящей из трех параграфов, обосновываются целевые (современные требования к профессионализму военно­служащих контрактной службы; сущность профессионализма в структуре их воинского труда) и нормативно-педагогические (система принципов формирования профессионализма военнослужащих контракт­ной службы в условиях воинского социума) положения педагогической концепции формирования исследуемого профессионализма.

Первый параграф «Современные требования к профессионализму военнослужащих контрактной службы» посвящен положениям, определяющим современные требования, предъявляемые к профессионализму военнослужащих контрактной службы.

Междисциплинарный анализ категории «профессионализм», представленный в работах А.А. Деркача и Н.В. Кузьминой, С.А. Дружилова, В.Г. За­зыкина и А.П. Чернышева, А.С. Капто, Е.А. Климова, Т.В. Куд­рявцева, Г.В. Лазутиной, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, А.П. Сит­никова, В.А. Цвык, В.В. Юклянюка, позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, профессионализм – это интегративное качест­во, свойство личности, и, как любое другое качество, оно формируется в деятельности. С другой стороны, это результат длительной творческой профессиональной деятельности, предполагающий самый высокий уровень продуктивности труда и целостную, творческую, разносторонне развитую личность.

Категория «профессионализм военнослужащего» анализировалась в диссертации на основе выводов как отечественных, так и зарубежных авторов – В.Н. Гришая, Л.Г. Лаптева, А.С. Маркова, С.П. Хантингтона, В.Л. Хау­зера, К. Вуоно. Профессионализм военнослужащего имеет двойственную природу. С одной стороны, он предполагает общее военное профессиональное образование, позволяющее выполнять как узкоспециальные функции, так и функции управления, с другой – качественное выполнение именно специальных функций и задач военной службы, для чего не всегда необходимо военно-профессиональное образование.

Второй параграф «Профессионализм в структуре воинского труда военнослужащего контрактной службы» посвящен положениям, определяющим сущность профессионализма военнослужащих-контрактников, определению, функциональному и структурному анализу его содержания.

Использование результатов исследований В.Н. Гришая, Л.Г. Лаптева, А.С. Маркова, синтеза как метода при исследовании сущности профессионализма военнослужащих-контрактников позволило определить профессио­нализмвоеннослужащего контрактной службы как акмеологическую интегральную профессионально-личностную характеристику, обусловливающую продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующуюся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума, что приводит к целостному развитию личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективной, творческой в любых условиях и ситуациях.

Основными функциями профессионализма в структуре личности военнослужащего-контрактника являются ценностно-смысловая, определяющая роль ценностей и смыслов профессионализма военнослужащего-контрактника; коммуникативная, обеспечивающая повседневные отношения военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе военно-профессиональной деятельности; нормативная, ориентированная на решение военно-профессиональной задачи по применению нормативно одобря­емого способа военно-профессиональной деятельности, ее развития за счет индивидуального обогащения; преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений и отвечающая за процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений.

В структуре профессионализма указанной категории военнослужащих выделяются компоненты: деятельностный – владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; личност­ный – соответствие высокому призванию быть системообразующим во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-конт­рактника; коммуникативный – познание, обмен информацией или удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей, основанные на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащего-контрактника с другими военнослужащими в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности и обеспечивающие ему взаимосвязи в воинском коллективе.

Представленные структурные компоненты взаимосвязаны и в целост­ном единстве призваны выполнять функции профессионализма. Их знание позволяет представить полифункциональную характеристику профессионализма военнослужащего-контрактника. Понимание военнослужащим всех компонентов помогает ему определить перечень знаний, востребованный на практике для продуктивного решения проблемы продвижения к вершине в воинском труде.

Критериями профессионализма военнослужащих-контрактников являются военно-профессиональная деятельность; повседневные отношения; личностно-профессиональное развитие; оптимизация всех сторон воинского труда; совокупные результаты воинского труда. Данные критерии свидетельствуют, что профессионализм можно рассматривать как системное качество деятельности, характеризующее требуемый и реализуемый индивидом уровень ее продуктивности, успешности, и как системное качество ее субъекта, отражающее его возможности реализовать заданные нормативы деятельности.

Показатели эффективности воинского труда военнослужащего-контракт­ника образуются объединением множества характеристик решаемых им военно-профессиональных задач, этапов и всех сторон воинского труда в соответствии с его военно-учетной специальностью. В их состав включаются и те требования, которые дают возможность всесторонне оценить и самого субъекта, и его перспективные состояния.

Такой принцип классификации критериев и показателей профессионализма характеризует, прежде всего, соответствие индивидуального развития воина-профессионала и военно-профессиональной группы задачам военно-профессиональной деятельности и требованиям воинского социума и дает возможность объективно и всесторонне оценивать готовность и способность военнослужащего-контрактника выполнять функциональные обязанности.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..