Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

 раскрытые основные направления обеспечения эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, реализуемые с помощью педагогизации воинского социума, профессионализации его офицерского состава, развития мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом во всех видах воинского труда, технологизации педагогического влияния воинского социума на формирование профессио­нализма военно­служащих указанной категории, полезны при разработке методик, программ, форм учебно-воспитательной работы в воинском социуме и их технологичности в функционировании;

 полученные результаты способствуют развитию научных исследований, опережающих практику высших военно-учебных заведений, воинских частей и подразделений в связи с четкой социальной и профессио­нальной ориентацией всех видов воинской деятельности, а также поиску социально значимых ориентиров в развитии мотивации военнослужащих контрактной службы по овладению профессионализмом.

Достоверность полученных результатовисследования обеспечивается следующим:

 научно-теоретические основы педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума базируются натеоретико-методологических позициях целостного подхода к решению поставленной проблемы, а также соответствуют концептуальным позициям и тенденциям развития социально-педагогической реальности;

 разработанная идея исследования базируется на интегрировании общенаучных подходов; длительном характере изучения военно-педагогиче­ской практики; строгой логике опытно-экспериментальной работы в соответствии с целями, задачами и условиями исследования; позитивных результатах применения рекомендаций на практике;

 использованы комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразные источники информации; практические данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса; данные мониторинга, раскрывающего устойчивую положительную динамику формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников; репрезентативность объема выборки и статистическая значимость экспериментальных данных; контрольное сопоставление полученных результатов с массовым педагогиче­ским опытом.

Личный вклад соискателя состоит во включенном его участии во всех этапах процесса подготовки диссертации; в теоретической разработке основных идей и положений исследования; получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных авторских работах; в апробации результатов исследования; обработке и интерпретации данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Практическая ценность результатов исследования подтверждается тем, что:

разработаны и внедрены рекомендации командирам, начальникам, офицерам всех управленческих категорий и воспитательных структур Во­оруженных Сил РФ по активизации деятельности, направленной на формирование профессионализма военнослужащих-контрактников в условиях воинского социума; комплекс диагностических методик, позволяющих осуществлять оценку эффективности педагогической деятельности командиров воинских подразделений, воинских частей по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума; единый технологический цикл педагогической деятельности командиров воинских подразделений, воинской части по формированию профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума; технологические приемы, мотивирующие и формирующие профессионализм у военнослужащих-контрактников; «Программа повышения социально-педагогической культуры офицеров воинской части (корабля) как субъектов процесса профессионально-личностного роста военнослужащих-контрактников»;

определена перспектива дальнейшего эффективного применения средового, социально-педагогического и личностно-социально-деятельностного подходов как ведущих в социальной педагогике; повышения научной обоснованности управленческих решений в воинском социуме, связанных с развитием его педагогического потенциала как результата интеграции воспитательных воздействий всех его элементов; ориентации на перестройку системы отношений в воинском социуме в направлении его педагогизации и профессионализации офицерского состава;

создана система практических рекомендаций командирам воинских подразделений, воинских частей и преподавателям высшей (высшей военной) школы по повышению качества и эффективности научно-исследовательской, учебно-преподавательской и практически-преобразующей деятельности в войсках в целях учета и использования ее педагогического потенциала;

представлены монографии «Профессионализм военнослужащих контрактной службы: сущность, процесс формирования», «Развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма военнослужащих контрактной службы»; научно-методическое пособие «Технологические основы развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контракт­ной службы», методические рекомендации «Организация в воинском подразделении процесса формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы», которые могут служить базой и научно-методиче­ским инструментарием командирам и начальникам, различным категориям офицерского состава воинских подразделений и воинских частей для педагогического управления процессом педагогизации воинского социума в целях профессионализации военнослужащих контрактной службы.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения многократной и многоступенчатой экспертизы промежуточных и окончательных выводов и рекомендаций. Они нашли свое отражение в монографиях, научно-методических пособиях, методических рекомендациях и статьях. Выводы исследования апробированы:

 на международных, всероссийских, региональных, городских научных, научно-практических и научно-методических конференциях: Астрахань, 2005, 2008 гг.; Волгоград, 2004, 2008, 2011 гг.; Знаменск, 2005, 2006 гг.; Москва, 2005 г.; Муром, 2007 г.; Оренбург, 2006 г.; Орел, 2011 г.; Санкт-Петербург, 2010, 2011 гг.; Саратов, 2006, 2007, 2010 гг.; Ставрополь, 2006 г.; Уфа, 2006, 2007 гг.; Южно-Сахалинск, 2005, 2010 гг.; Ярославль, 2005 г. и др.;

 на всероссийских научно-практических семинарах (Волгоград, 2005, 2009 гг.) и круглых столах (Волгоград, 2005–2006 гг.);

 во время докладов и обсуждений на кафедрах педагогики Волго­градского государственного педагогического университета (2002 г.), социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета (2006 г.), педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин филиала Астраханского государственного университета в г. Знаменске (2006–2009 гг.), гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского филиала Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулева (2009–2011 гг.);

 в работе научно-исследовательского центра современных проблем воспитания, лаборатории методологии гуманитарно-целостных исследований в образовании, научно-исследовательской лаборатории «Управление качеством подготовки специалистов», лаборатории личностно ориентированного образования при кафедре педагогики Волгоградского государственного педагогического университета (2005, 2006, 2011, 2012 гг.); лаборатории социально-педагогических технологий и политики в области воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования (2008 г.);

 на сборах и совещаниях офицеров воспитательных структур, руководящего состава воинских частей и подразделений, научно-методиче­ского совета 4-го ГЦМП МО РФ (г. Знаменск Астраханской области, 1995–1999, 2001, 2002, 2005–2009 гг.);

 в служебной деятельности в войсковых частях 4-го ГЦМП МО РФ на должностях воспитательных структур (1993–2001 гг.) и научных долж­ностях военного научно-исследовательского центра (2001–2009 гг.);

 в служебной деятельности на научных должностях Санкт-Петербург­ского филиала Военной академии тыла и транспорта имени генерала армии А. В. Хрулева (2009–2012 гг.);

 в трех монографиях (общий объем – 40,3 п.л.);

 в 25 научных статьях в журналах и межвузовских сборниках (общий объем – 12,6 п.л.).

Результаты решения исследовательских задач отражены в 73 публикациях общим объемом 84,5 п.л.

Внедрение результатов исследования осуществлялось через:

 преподавательскую деятельность в филиале Астраханского государст­венного университета в г. Знаменске 2000–2011 гг. (чтение курсов «Общие основы педагогики», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Управление образовательными системами», «Основы профориентологии», «Психология труда», «Психология управления» для будущих педагогов-психологов, а также научное руководство выпускными квалификационными работами (25 чел.));

 издание 6 методических рекомендаций (общий объем – 7,9 п.л.);

 издание научно-методического пособия (объем – 3 п.л.).

Положительные результаты отражены в 13 актах внедрения результатов диссертационного исследования (12 – из воинских частей 4-го ГЦМП МО РФ и 1 – из филиала АГУ в г. Знаменске Астраханской области).

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (464 с.) состоит из введения (20 с.), четырех глав (83, 61, 54 и 113 с.), заключения (9 с.), библиографического списка (1075 наименований) и 16 приложений. Диссертация содержит в тексте 8 таблиц, 6 иллюстраций.

Основное содержание диссертации

Первая глава «Теоретико-методологические основы педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума» состоит из трех параграфов и посвящена теоретико-методологическим основам педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контракт­ной службы в условиях воинского социума, выявлению педагогических и специфических характеристик воинского социума, выявлению и обоснованию механизма педагогического влияния воинского социума на профессионализм военнослужащего указанной категории.

Первый параграф «Педагогические характеристики социума» включает сущностный и содержательный анализ категории «социум», его педагогические характеристики.

Теоретической основой изучения педагогических характеристиксоциума в настоящем исследовании стал средовый подход (В.Г. Бочарова, Л.П. Бу­ева, Т.Г. Зеленова, И.А. Липский, Ю.С. Мануйлов, Н.А. Мясоедова и др.).

Анализ использования категории «социум» в справочно-энциклопедической литературе позволил заключить, что понятие «социум» является более узким по отношению к понятию «общество». Общество (человече­ское общество) – исторически сложившаяся форма (формация) существования людей. Социум – часть человеческого общества с исторически сложившимися формами жизнедеятельности людей, их потребностями, связями, взаимодействиями и отношениями, деятельностями, институтами, средой обитания. Социум имеет двойственную природу. С одной стороны, он обладает педагогическим потенциалом, так как является феноменом педагогическим (его целевая направленность). С другой стороны, социум – феномен социальный, так как относится к социальной структуре общества. Это своеобразный социальный механизм, все звенья которого ориентированы на личность, ее развитие, он основан на исторической преемственности поколений, обеспечиваемой при помощи разных механизмов социализации. Данное положение позволило выделить первую педагогическую характеристику социума – историческую преемственность.

Анализ литературы междисциплинарного научного поля позволил выявить и подробно проанализировать и другие педагогические характери­стики социума. Так, в работах И. Витаньи, Н.В. Гавриленко, П.С. Гуревич, Г.В. Данилова, Б.С. Ерасовой, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, В.М. Ме­жуева, А. Моль, Г.В. Палаткиной, G. Hofstede выделяется социокультурность – уровень культуры, являющейся связующим звеном между личностью и социумом на данном этапе развития общества.

В работах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, И.В. Блауберга, И.Н. Бо­рисова, В.А. Дмитриенко и П.А. Люрья, Л.А. Зеленова, В.Д. Шадрикова, В.В. Серикова, Э.Г. Юдина выявляются системность (совокупность множест­венных подсистем общества, связанных с человеческим фактором, народонаселением, людьми, человеком, культурой, выделенных на основе определенных дифференцирующих признаков) и социоструктурность (система взаимосвязей между людьми в социуме, взаимодействия и отношения, которые складываются между ними по поводу объективных условий их жизнедеятельности). Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе из поколения в поколение. Данное позволяет говорить о взаимосвязи обозначенных качественных характеристик социума – исторической преемственности и системности.

В работах И.Н. Борисова, В.П. Голованова, Л.А. Зеленова, И.А. Лип­ского, О.Г. Прохоровой, Ю.В. Савина выявляется полисферность – отражение социально-воспитательного потенциала различных сфер социума. В исследованиях И.Н. Борисова, В.М. Быченкова, А.А. Владимирова, Н.П. Гу­ляевой, А.В. Зельманова, Н.М. Коржевской, И.И. Леймана, А.Н. Пригожина, Р.К. Шеметило отмечается институциональность – совокупность социальных институтов, обладающих педагогическим потенциалом и организационно обеспечивающих функционирование сфер социума.

В работах В.М. Быченкова, Н.П. Гуляевой, Н.М. Коржевской, А.И. Крав­ченко, А.Н. Пригожина, В.В. Радаева выделяется организацион­ность,которая по сравнению с институциональностью имеет свои функ­ции в обществе. Организация – это форма деятельности субъекта, а социальный институт – это способ организации деятельности субъекта. При этом любой полноценный институт способен выстраивать иерархию организаций (с институциональным статусом), а внутри организации такое далеко не всегда возможно – здесь наличествует иерархия коллективных групп и субъектов деятельности организации.

Труды В.К. Антоновой, Л.А. Беляева, М. Вебера, З.Т. Голенковой, П.А. Со­рокина, М.Х. Тальюнайте помогают выявить стратификационность – экономическое, политическое, профессиональное дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

В исследованиях А.В. Брушлинского, Г.Д. Гачева, А.А. Королева, Г.В. Па­латкиной определяется ментальность – отражение уровня индивидуального и коллективного сознания, образа мыслей, совокупность навыков, духовных установок и культурных традиций, особенностей мышления, проявляющихся в культуре, языке, поведении и присущих как отдельному человеку, так и социальной группе, человеческой общности и народу.

Педагогические характеристики социума тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Данная связь носит не суммарный характер, а интегративный. Кроме того, они являются не иерархиче­ски соподчиненными, а рядоположенными, так как одновременно в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельностьвсех его элементов и ориентированы на личность, ее развитие в конкретной социальной среде.

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..