Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

В качестве источниковедческой базы использовались нормативные документы высших органов управления Российской Федерации и Министерства обороны РФ, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в сети Интернет. Среди них электронные каталоги государственных библиотек, библиотек высших учебных заведений России и стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан); электронная документация на серверах Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ, материалы международных, российских и региональных конференций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретико-методологическую основу педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума составляет понимание управления формирующими влияниями военной среды через реализацию и развитие педагогического потенциала воинского социума воинской части.

Педагогическими характеристиками воинского социума являются общие (историческая преемственность, социокультурность, системность и социоструктурность, полисферность, институциональность, организационность, стратификационность, ментальность) и специфические (нормативно-правовая обусловленность, традиционность, ритуальность). Указанные характеристики воинского социума взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии, являются не иерархически соподчиненными, а рядоположенными, так как одновременно в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельностьвсех его элементов и устремлены к личности военнослужащего и ее развитию в социальной военной среде.

Педагогический потенциал воинского социума есть атрибут бытия и присущая воинскому социуму совокупность параметров, система сил, действие которых может быть направлено на профессиональное образование военнослужащих контрактной службы в условиях воин­ского социума при определенных педагогических средствах и условиях.При этом основной целью выступает профессионализм военнослужащих-конт­рактников.

Педагогический потенциал воинского социума характеризуется как сложно и системно организованный социальный феномен, в структуре которого выделяются три составляющие: обучающая (обеспечивает военнослужащим контрактной службы овладение системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний, навыков, умений и личностно-деятельностных качеств, необходимых для выполнения военно-профессиональных обязанностей в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, существующими требованиями и обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке), воспитывающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам боевые, волевые, нравственные и другие качества, отношения, взгляды, убеждения, способы поведения защитника Отечества, военного профессионала и высоконравственной личности) и развивающая (обеспечивает военнослужащим-контрактникам функ­циональное совершенствование психической, интеллектуальной, физиче­ской, военно-профессиональной деятельности и личностных качеств).

Основное содержательное наполнение указанных составляющих происходит за счет сущностных характеристик воинского социума, которые проявляются в функциях педагогического потенциала воинского социума – нормативной самореализации, ценностного самоутверждения и смыслового самоопределения. Так, обучающая составляющая реализует функцию нормативной самореализацииличностии соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как историческая преемственность, традиционность, ритуальность, нормативно-правовая обусловленность. Воспитывающая составляющая реализуетфункцию ценностного самоутверждения в военно-профессиональной деятельностии соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как социокультурность, полисферность, институциональность, ментальность. Развивающая составляющая реализует функцию смыслового самоопределенияв военной профессии и соответствует таким педагогическим и специфическим характеристикам, как системность и социоструктурность, организационность, стратификационность.

2. Теоретическое обоснование педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума составляет определение цели и системы принципов деятельности командиров воинских подразделений.

Под профессионализмом военнослужащего контрактной службы как цели его подготовки понимается акмеологическая интегральная профессионально-личностная характеристика, определяющая продвижение военнослужащего-контрактника к собственной вершине в воинском труде, формирующаяся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума. Результат этого продвижения – целостное развитие личности военнослужащего-контрактника, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, ведущего ее высокоэффективно, творчески в любых условиях и ситуациях.

Основными функциями профессионализма являются ценностно-смысловая, определяющая роль его ценностей и смыслов; коммуникативная, обеспечивающая реализацию действий, связанных с повседневными отношениями военного профессионала в воинском коллективе и вне его, создание необходимых информационных потоков в процессе военно-профессиональной деятельности; нормативная, ориентированная на обеспечение решения военно-профессиональной задачи по производству, сохранению и развитию нормативно-одобряемого способа военно-профессиональной деятельности, ее индивидуальному обогащению; преобразовательная, характеризующая процессуальную сторону внешнего проявления профессионализма военнослужащих-контрактников в данной системе отношений, процесс преобразования субъекта воинского труда; результативная, характеризующая результативную сторону внешнего проявления профессионализма военно­служащих-контрактников в данной системе отношений.

В структуре профессионализма указанной категории военнослужащих выделяются следующие компоненты: деятельностный – владение собственно военно-профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; личностный – соответствие высокому призванию быть системообразующим приоритетом во взаимосвязях всех компонентов профессионализма военнослужащего-контрактника; коммуникативный – познание, обмен информацией и удовлетворение своих профессионально-жизненных потребностей, основанные на принятом в воинском социуме нормативном взаимодействии военнослужащего-контрактника с другими военнослужащими в процессе выполнения служебно-боевых задач военно-профессиональной деятельности и обеспечивающие ему взаимосвязи в воинском коллективе.

Система принципов формирования профессионализма военно­служащих контрактной службы в условиях воинского социума состоит из принципов обучения, воспитания и развития, направленных на реализацию соответствующих составляющих педагогического потенциала воинского социума. Ведущим среди них является принцип воспитания, так как именно он направлен на положительное изменение внутренних убеждений военно­служащего-контрактника, отношения к формированию профессионализма, морально-волевых качеств, позиций воина-профессионала, профессиональной деятельности, мотивации к овладению профессионализмом. Данный принцип в целом влияет на принципы обучения и развития. Действуя в единой структуре, они определяют стратегию и организационно-прикладную основу формирования профессионализма у военнослужащих-контрактников и воинского коллектива в целом.

3. Экспериментальная апробация педагогической концепции формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума состоит из успешной реализации модели формирования профессионализма военнослужащих указанной категории в условиях воинского социума на основе определенных критериев оценки ее эффективности.

Модель формирования профессионализма военнослужащих контракт­ной службы в условиях повседневной военно-профессиональной деятельности воинского социума описывает закономерное прохождение определенной последовательности взаимообусловленных этапов: эмоцио­нально-мотивационного (развитие мотивов, интересов, определяющих формирование профессионализма, продвижение к собственной вершине в воинском труде), когнитивного (накопление положительного опыта военно-профессиональной деятельности по боевому слаживанию воинских подразделений), действенно-практического (высокоэффективный и творческий воинский труд по предназначению в любых условиях и ситуациях, боевое слаживание воинских подразделений, приобретение прочных привычек поступать в соответствии с требованиями профессионализма, умения поддерживать свое доброе имя и преодоление недостатков воинской службы), акмеологического (стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования военнослужащих-контрактников в военно-профессиональной деятельности) в единстве их внутренней структуры: цели, задачи, основные средства их реализации.

Критерием оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума выступает уровень сформированности профессионализма: низкий (неразвитая мотивация к формированию профессионализма; фрагментарные знания, умения и навыки по своей военно-учетной специально­сти; низкая эффективность военно-профессиональной деятельности), допустимый (осознание значимости и необходимости формирования профессионализма; наличие знаний, умений и навыков по своей военно-учетной специальности при неактивном и безынициативном выполнении воинского обязанностей), стабильный (реализация воинского труда при недостаточном умении анализировать, организовывать и корректировать свою деятельность по самосовершенствованию), высокий (полная реализация в военной профессии, положительный опыт самосовершенствования в воинском труде). Каждый уровень отличается положительной динамикой профессионально-личностного роста в структуре личности военнослужащего указанной категории.

4. Основные направления по обеспечению эффективного формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума неразрывно связаны с деятельностью всего воинского социума по выполнению служебных и учебно-боевых задач. Управленческая поддержка при этом направлена на обеспечение ориентировки офицеров различных управленческих звеньев в современной структуре воин­ского социума, а также на:

 педагогизацию воинского социума воинской части, основанную на динамичном, целостном и управляемом процессе взаимодействия воинского социума с социальной военной средой с целью создания благоприятных условий для профессионально-личностного роста военнослужащих-контракт­ников;

 профессионализацию офицеров, понимаемую нами как процесс формирования у офицерского состава воинской части (корабля) со­циально-педагогической культуры в ее деятельностном аспекте, выражающую стремление офицера к непрерывному совершенствованию своей социально-педагогической деятельности, выступающую как норма поведения офицера и комплексная программа его дальнейшего социально-педагогического и духовно-нравственного развития;

 развитие мотивации военнослужащих контрактной службы к овладению профессионализмом, представляющей собой организованную поэтапную целенаправленную активизацию внутренних побуждений (мотивов) военнослужащего-контрактника для усиления профессионально-личностного роста в воинском труде, путем преднамеренного создания стимулов (внешних побуждений);

 технологизацию педагогического влияния воинского социума на формирование профессионализма военнослужащих контрактной службы, проявляющуюся в оптимальной детально спроектированной деятельности воинского социума воинской части (диагностирование и оценивание, прогнозирование и моделирование, проектирование и программирование, планирование, реализация, обратная связь, информационное обеспечение).

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

разработана педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского соци­ума через формирующее влияние военной среды, управляемой этим соци­умом, что обогащает педагогику среды и теорию гуманитаризации со­циально-педагогических процессов;

предложены теоретические положения об источниках, движущих силах, технологиях, механизмах и этапах формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума; модель педагогической деятельности командиров воинских подразделений, воинских частей по формированию профессионализма военнослужащих указанной категории в условиях воинского социума, а также критерии оценки ее эффективности;

выявлен механизм педагогического влияния воинского социума на процесс формирования профессионализма у военнослужащих контрактной службы;

экспериментально обоснованы тенденции и основные направления по обеспечению эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума;

уточнен общегуманитарный терминологический аппарат («военная среда», «воинский социум»), а также его педагогические и специфические характеристики;

конкретизирован термин «профессионализм военнослужащих контракт­ной службы»;

введен в научный оборот термин «педагогический потенциал воинского социума», а также публикации, посвященные анализу различных сторон функционирования элементов педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма военнослужащих контрактной службы.

Теоретическая значимостьрезультатов исследования заключена в следующем:

 определенный механизм педагогического влияния воинского социума на профессионализм военнослужащего контрактной службы, в осно­ве которого лежит педагогический потенциал воинского социума, через инте­грацию общих педагогических характеристик социума и специфических характеристик воинского социума способствует научному обоснованию основ теории развития педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма военнослужащих конт­рактной службы как части педагогической науки, а также части теории педагогизации соци­у­ма и социальной среды, касающихся ее разделов: социальной педагогики, военной педагогики, андрогогики, профессиональной педагогики;

 разработанная и теоретически обоснованная концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума, включающая цель, принципы, прогностическую модель, критерии оценки ее эффективности и технологии формирования профессио­нализма в условиях воинского социума, повышает научную обоснованность и социальную значимость других разделов педагогической науки, позволяет учесть и использовать потенциал самого военнослужащего, воинского коллектива, социальной инфраструктуры воинской части, Вооруженных Сил в целом;

  1. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Психологические аспекты деятельности организационного психолога в области профориентации и профессионально-психологического отбора

    Документ
    Роль педагогической диагностики межличностных отношений военнослужащих по контракту внутренних войск МВД России в военном профессиональном психолого-педагогическом отборе
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 11

    Книга
    В книгу включены основные действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по состоянию на 1 января 2006 года.
  5. Научно-образовательный материал (5)

    Документ
    Актуальность проекта: Исследовательские компетенции учёного – результат долгого кропотливого труда, база которого закладывается в школьные годы, а затем развивается в процессе обучения в учреждениях профессионального образования и
  6. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  7. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000-2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. М., 2002. 303 с. Редакционная коллегия

    Реферат
    Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2 -2001 годы / Министерство образования Российской Федерации.
  8. 1. организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Реферат
    4.4.2 Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов
  9. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.

Другие похожие документы..