Информационный бюллетень 2 июня 2008 года

О встрече статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина

с Послом ФРГ в Москве В.Ю.Шмидом

785-30-05-2008

30 мая статс-секретарь – заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасин принял Посла ФРГ в Москве В.Ю.Шмида по его просьбе.

В ходе беседы обсуждалась текущая ситуация в процессе грузино-абхазского урегулирования, включая меры по снижению напряженности в зоне конфликта. Была подчеркнута необходимость продолжения активной и скоординированной работы Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии.

О консультациях заместителя Министра иностранных дел России А.Н.Бородавкина

с заместителем Государственного секретаря США К.Хиллом

787-30-05-2008

30 мая состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Н.Бородавкина с заместителем Государственного секретаря США К.Хиллом.

В ходе встречи стороны обсудили вопросы, связанные с перспективами шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Была отмечена необходимость продолжения диалога в этом формате в интересах денуклеаризации Кореи и подчеркнуто твердое намерение России и США прилагать активные усилия в интересах решения этой приоритетной задачи. Выражено обоюдное удовлетворение развитием конструктивного российско-американского взаимодействия в рамках указанных переговоров.

О встрече заместителя Министра иностранных дел России В.Г.Титова

с Государственным секретарем МИД Финляндии П.Торстилой

784-30-05-2008

30 мая в Москве состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации В.Г.Титова и Государственного секретаря МИД Финляндии П.Торстилы.

Стороны отметили интенсивный характер российско-финляндского политического диалога, поступательное развитие торгово-экономических связей, прямых контактов между регионами России и Финляндии.

В.Г.Титов и П.Торстила в качестве сопредседателей межправительственной Группы развития сотрудничества сопредельных регионов России и Финляндии обсудили перспективы дальнейшего укрепления приграничного сотрудничества, его координации с программами деятельности СБЕР, СГБМ и других международных институтов. Достигнута договоренность о проведении осенью 2008 года в Хельсинки очередной, XII сессии Группы.

Были также рассмотрены актуальные международные темы, включая проблематику ОБСЕ с учетом председательства в ней в текущем году Финляндии, ситуацию в Ближневосточном урегулировании, Афганистане и Косово.

Интервью директора Департамента Северной Америки МИД России И.С.Неверова

по российско-американским отношениям, опубликованное в газете «НГ-Дипкурьер»

2 июня 2008 года

02-06-2008

Вопрос: Насколько термин «стратегическое партнерство» отражает нынешнее состояние отношений между Россией и США, отмеченных, как мы знаем, серьезными противоречиями?

И.С.Неверов: Отношения между Россией и США – это процесс в развитии. Соответственно применительно к ним и сам термин «стратегическое партнерство» не может быть застывшим понятием. Правомерно сказать, что продолжается процесс построения стратегического партнерства. То, что отношения между Россией и США носят стратегический характер, по-моему, бесспорно. Они не сводятся сугубо к двусторонним связям, а затрагивают практически все проблемы международных отношений и стратегической безопасности. Надо отметить, что за период «параллельных» президентств Владимира Путина и Джорджа Буша было сделано немало в деле построения отношений стратегического партнерства.

Я думаю, что к этому определению надо добавить термины, расшифровывающие его содержание. О стратегическом характере я уже сказал. Партнерство же видится нам как равноправное взаимодействие, основанное на определенных принципах отношений. Это прежде всего предсказуемость, транспарентность, недопущение сюрпризов и учет интересов друг друга. Именно при соблюдении этих принципов отношения приобретают подлинно партнерский характер.

Мы стараемся следовать этим принципам при налаживании взаимодействия с США практически во всех областях. Партнерство между Россией и США включает такие сферы, как борьба с новыми угрозами и вызовами, нераспространение, урегулирование конфликтов. Это все примеры реального партнерского взаимодействия. В то же время надо признать тот факт, что наши отношения отмечены не только сотрудничеством, но и противоречиями. Это комплексные, сложные отношения, вбирающие в себя многие мировые проблемы и трудные вопросы. Над ними приходится работать совместно, ведя поиск коллективных ответов на возникающие вызовы. Зато когда удается достичь консенсуса с Соединенными Штатами, это становится весомым вкладом в достижение многостороннего согласия.

Хочу сослаться на сочинскую «Декларацию о стратегических рамках российско-американских отношений», принятую на саммите 6 апреля. В преамбуле к ней говорится, что мы переводим российско-американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство и намерены сотрудничать в интересах укрепления безопасности и стабильности в мире. Эта декларация как бы подводит итог взаимодействия между Россией и США в период президентских сроков Владимира Путина и Джорджа Буша. Документ содержит честную и неприукрашенную оценку состояния наших отношений на данном этапе. Отражает области сотрудничества, но в то же время названы и те сферы, где наши подходы отмечены серьезными разногласиями.

Вопрос: Российско-американский саммит в Сочи принес надежду на достижение целого ряда договоренностей. В первую очередь это заключение нового договора по стратегическим вооружениям в продолжение завершающего свое действие Договора СНВ (СНВ-1). Есть ли возможность завершить работу над ним к концу 2009 года, когда завершается договор СНВ? Не помешает ли этому тот факт, что в американском Белом доме в это время уже будет новый хозяин?

И.С.Неверов: На саммите в Сочи рассматривались вопросы безопасности, в том числе связанные с Договором СНВ и американской противоракетной обороной. Вопросы безопасности вообще сейчас находятся в числе приоритетов повестки дня нашей работы с США. Это связано с самой логикой наших отношений, обусловлено объективными причинами. Для нас ключевая задача – не допустить нарушения стратегического баланса. Мы исходим из того, что на него влияют многие факторы. В их числе планы США по развертыванию глобальной противоракетной обороны и такое грядущее событие, как истечение срока действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Эти темы – предмет диалога с американцами. Существуют определенные механизмы для его ведения, но тема настолько серьезна, что обсуждается и на высшем уровне. Если говорить о Договоре СНВ, то вопрос его замены на новый был поднят в ходе встречи на высшем уровне, прошедшей в начале июля прошлого года в Кеннебанкпорте, и на последнем саммите в Сочи. Идут и консультации на экспертном уровне. Есть общее понимание, что из Договора СНВ надо взять то полезное, что там заключено. Теперь сторонам предстоит решить, что именно сохраняет свою полезность и должно продолжать действовать.

У нас есть совершенно определенная позиция в этом вопросе. Мы считаем, что многие элементы договора являются актуальными и полезными и останутся таковыми в будущем. В качестве примера сошлюсь на ограничения на носители стратегического оружия и на базирование СНВ за пределами национальных территорий, а также режим мер доверия, транспарентности, верификации. Короче говоря, на экспертном уровне предстоит определить, что надо сохранить из завершающего свое действие договора.

Что касается подхода Вашингтона, то я назвал бы его упрощенческим. Американские партнеры предлагают в основном сосредоточиться на мерах транспарентности и доверия. Они за то, чтобы новые договоренности основывались на подходах Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) – московского Договора 2002 года.

Говоря о Договоре СНП, надо только иметь в виду, что он будет действовать до 2012 года. При этом предусмотренные им сокращения стратегических ядерных боезарядов, весьма по масштабам радикальные, должны быть завершены только к этому конечному сроку. Поэтому здесь спешки нет. В то же время, когда заключался московский Договор 2002 года, он концептуально исходил из того, что действуют определенные ограничения Договора СНВ.

На данный момент позиции сторон разнятся, но мы придерживаемся такого принципа: не нужны договоренности сугубо ради договоренности, необходимы качественные договоренности, которые реально вносили бы вклад в дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Это особенно важно на фоне воздействия на стратегический баланс, которое будет оказывать развертывание Соединенными Штатами в Европе элементов глобальной противоракетной обороны.

Помешает ли достижению договоренности тот факт, что предстоит смена администрации США и в январе вступит в должность новый президент США? На мой взгляд, весьма вероятна некая пауза в переговорах. Как показывает опыт, практически всегда новая американская администрация, придя к власти, берет аналитическую паузу на проведение стратегического обзора. Поэтому мы готовы интенсивно и быстро работать над новым соглашением именно сейчас, но, повторю, главное – его значимый «контент».

В целом же, как мы считаем, консультации по проблематике Договора СНВ важны для обеих стран. Это понимают и наши партнеры. Мы надеемся, что независимо от каких-либо внутриполитических перемен в США нам удастся выйти на новые договоренности до истечения Договора СНВ, то есть до конца 2009 года.

Вопрос: Бывший посол США в Москве Уильям Бернс заявил нашей газете, что договоренность между Москвой и Вашингтоном по проблеме ПРО возможна. Каков ваш прогноз?

И.С.Неверов: Проблематика ПРО – это действительно сложный вопрос в наших отношениях. Или, как говорят, проблемный вопрос, требующий интенсивных консультаций. Они идут. Пока трудно предсказать, возможна ли договоренность между Россией и США по этому вопросу. Известны наши предложения о создании коллективной системы отпора возможным ракетным угрозам, коллективной системы мониторинга. Ее главная особенность: упор на то, что все должно делаться с самого начала совместно, начиная от анализа угроз и выработки каких-то ответов на них до совместного принятия решений. Это тот комплекс предложений, который сделан Владимиром Путиным на встречах с Джорджем Бушем в Хайлигендамме, а затем в Кеннебанкпорте. Эти предложения остаются в силе, и они представляют собой альтернативу американским планам развертывания элементов стратегической ПРО в Чешской Республике и Польше.

Наши американские партнеры склонны представлять итоги обсуждения этого вопроса в Сочи, отраженные в совместной декларации, как чуть ли не свидетельство согласия России с планами создания ПРО. Однако это неправильная и необъективная интерпретация. В действительности четко и точно в сочинской декларации зафиксировано российское несогласие с американскими планами размещения элементов ПРО в Чехии и Польше и сообщается, что у нас есть альтернативное предложение.

Американцы предложили определенные меры, которые, с их точки зрения, позволят нам убедиться в том, что создаваемая ими в Европе система ПРО не направлена против России. Подчеркну, это была инициатива США. Американцы сами назвали их, признав тем самым, что наши озабоченности по поводу третьего позиционного района ПРО обоснованны. Эти меры обсуждаются, однако пока даже нет ясности, что же нам предлагается – не в принципиальном, а в конкретном плане. Соответственно неясно, как на этой основе договариваться.

Мы считаем, что меры подобной направленности должны быть согласованы с нами и не сводиться лишь к тому, что мы видим сейчас на столе переговоров с американской стороны. Не исключено, что и у нас могут быть кое-какие идеи. Более того, некоторые элементы, о которых уже открыто говорилось в прессе, например, касающиеся возможности постоянного присутствия наших офицеров на американских объектах в Чехии и Польше, ныне уже в определенной степени отрабатываются назад. Американские переговорщики предлагали нам «присутствие», но теперь говорят о том, что мы должны об этом договариваться еще и с польской и чешской сторонами, у которых на этот счет своя точка зрения. С нашей стороны не раз подчеркивалось, что постоянное присутствие на этих объектах наших наблюдателей необходимо, поскольку действительно поможет нам удостовериться, что эти объекты не работают по России. Так или иначе, предложения США в том виде, как они сейчас звучат, являются неполными и недостаточными, то есть не отвечают критериям, которые мы ставим. Это проявилось и на последнем раунде консультаций, состоявшемся в Осло на позапрошлой неделе. На них российскую делегацию возглавлял замминистра иностранных дел РФ Сергей Кисляк, а американскую – заместитель госсекретаря Джон Руд. С нашей стороны по американским предложениям было поставлено много вопросов, на которые пока не удается получить каких-либо развернутых, значимых ответов.

Вопрос: Как минимум три последних президента США обещали отменить поправку Джексона–Вэника и предоставить России нормальный торговый режим, но так и не сделали этого. Просматривается ли возможность ее отмены в ближайшем будущем?

И.С.Неверов: Конечно, весьма важно добиться полной, окончательной и безусловной отмены этой поправки и предоставления России статуса нормального торгового партнера. Это послужило бы положительным сигналом бизнесу. Это вообще важный вопрос по своему существу. Ведь с нашим вступлением в ВТО, если поправка будет оставаться в силе, то американский бизнес не сможет в полной мере воспользоваться теми преимуществами, которые принесет этот наш шаг. Возникает законодательная и практическая коллизия.

Поправка Джексона–Вэника – откровенный пережиток прошлого. Это признают даже сами ее разработчики, которые все еще здравствуют в США. В то же время мы видим почти инстинктивное стремление держаться за эту поправку – не со стороны администрации, а со стороны определенных политических сил, в том числе на Капитолийском холме, как бы на всякий случай – для всяких увязок и разменов. С чем только не увязывали отмену поправки Джексона–Вэника, включая куриные окорочка, но только не с тем вопросом, который, собственно, и вызвал ее к жизни. Сейчас, когда с Израилем у нас скоро будет безвизовый въезд, сам текст поправки выглядит абсурдным.

Но мы действительно надеемся, что перспектива отмены поправки Джексона–Вэника есть, и администрация США поработает в этом направлении с Конгрессом еще до окончания срока ее полномочий. Рассчитываем при этом, что американский бизнес, заинтересованный в нормальных торговых отношениях с Россией, поддержит это требование.

Вопрос: Как вы оцениваете состояние российско-американского взаимодействия по таким проблемам, как Ближний Восток, Иран, Афганистан, Северная Корея?

И.С.Неверов: Здесь достаточно много позитива. В качестве примеров могу назвать коллегиальную работу в рамках имеющегося механизма по урегулированию ближневосточного конфликта, по Афганистану, по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова. Как бы ни были трудны эти проблемы, прогресс есть тогда, когда мы плотно сотрудничаем. Мы активно взаимодействуем и по вопросу об иранской ядерной программе. Здесь наши цели совпадают в том, что надо добиться урегулирования проблемы дипломатическим путем. Не всегда мы согласны по вопросам тактики действий, но важно, что вместе с США мы сотрудничаем в коллективном формате «шестерки».

Что касается России, то она стремится играть в механизме дипломатического урегулирования конструктивную роль и прилагает усилия к тому, чтобы выработать сбалансированные, выверенные решения, которые и позволили бы продвинуть дипломатическое урегулирование.

В Сочинской декларации позитивно оценено решение Москвы поставить ядерное топливо для АЭС в Бушере и обеспечить возврат, когда оно станет отработавшим. Это даст Ирану возможность обладать гражданским энергетическим атомным потенциалом без необходимости создавать собственные мощности по обогащению урана.

Я бы отметил также важность нашего взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом. Как вы знаете, уже многие годы действует российско-американская группа по борьбе с терроризмом, которая, правда, по различным причинам некоторое время не собиралась. Это уникальный механизм, объединяющий представителей всех ведомств с обеих сторон, задействованных в борьбе с террором. В следующем месяце в Москве состоится новое заседание этой группы.

И, конечно, яркий пример совместного лидерства России и США в решении острых проблем современности – это Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, которая была запущена президентами Путиным и Бушем в 2006 году и с тех пор разрослась до действительно глобальных масштабов. Под российским и американским фактическим сопредседательством уже объединились около 70 государств в реализации конкретной программы работы, направленной на укрепление индивидуальных и коллективных возможностей по предотвращению доступа террористов к ядерным материалам. Вот хорошая модель того, как надо выстраивать взаимодействие, когда есть согласие не только по целям и задачам, но и по практическим шагам.

О заседании СБ ООН по авиаинциденту над Абхазией 20 апреля

789-31-05-2008

30 мая по инициативе Грузии состоялось официальное заседание СБ ООН для обсуждения доклада Миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) по расследованию авиаинцидента над Абхазией 20 апреля.

Цель этой затеи Тбилиси состояла в том, чтобы возложить ответственность на Россию за сбитие грузинского беспилотного самолета-разведчика и тем самым бросить тень на миротворческую роль нашей страны в урегулировании грузино-абхазского конфликта.

Однако попытка грузин устроить в Совете Безопасности очередной «разбор полетов» с осуждением России опять успехом не увенчалась. На защиту грузинской позиции активнее других встали американцы. Остальные выступавшие были более сдержанны, сделав упор на важности укрепления мониторинговых возможностей МООННГ и скорейшем восстановлении грузино-абхазского диалога. Ряд членов Совета в дискуссии вообще не участвовал.

Представитель России четко и аргументированно изложил нашу позицию по авиаинциденту. Россия исходит из того, что многочисленные полеты грузинских «беспилотников» в небе над Абхазией являются грубыми нарушениями Московского соглашения 1994 г. о прекращении огня и разъединении сил, а также идут вразрез с положениями резолюции СБ ООН 1808. Характерно, что в докладе МООННГ в связи с произошедшим инцидентом говорится о том, что полеты грузинских самолетов-разведчиков являются военной деятельностью, противоречащей Московскому соглашению. Россия призывает грузин прекратить эти провокационные полеты, неукоснительно выполнять свои обязательства и следовать настоятельным призывам СБ ООН в этой связи.

На заседании Совета нами было также подчеркнуто, что произошедшее является исключительно предметом двусторонних отношений Грузии и Абхазии, и поэтому без участия абхазской стороны рассмотрение вопроса о сбитом «дроне» не может быть объективным и всесторонним.

Что же касается технических заключений, сделанных в докладе ооновцев, то целый ряд приведенных ими «фактов» причастности российских ВВС к авиаинциденту заставляет усомниться в их подлинности. Россия настаивает на том, чтобы Тбилиси и МООННГ предоставили ей все материалы по расследованию. Мы заявили о готовности провести с привлечением иностранных специалистов собственное серьезное, а не одностороннее и скоротечное расследование. Только в этом случае можно будет рассчитывать на то, что истина с инцидентом 20 апреля будет установлена.

Об итогах XI заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

790-31-05-2008

30 мая в Москве под председательством Министра иностранных дел С.В.Лаврова состоялось XI заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России (СГС), посвященное вопросам активизации работы субъектов Российской Федерации с соотечественниками за рубежом.

В работе Совета приняли участие мэр Москвы, Глава Республики Северная Осетия-Алания, представители администраций Республики Карелия, Республики Татарстан, Московской области и Санкт-Петербурга, руководящие работники Администрации Президента Российской Федерации, Министерства иностранных дел, Министерства регионального развития, Министерства культуры, Федерального агентства по туризму, Федеральной таможенной службы.

Заседание Совета было совмещено с международной конференцией «Соотечественники и российские регионы», в которой приняли участие руководители координационных советов соотечественников из более 60 стран, официальные представители практически всех субъектов Российской Федерации и полномочных представительств Президента по федеральным округам.

На пленарном заседании конференции с докладами выступили председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, мэр Москвы Ю.М.Лужков, государственный советник при Президенте Республики Татарстан по международным вопросам – директор Департамента внешних связей Т.Ю.Акулов, министр внешнеэкономических связей Московской области Т.А.Караханов и председатель Комитета по внешним связям правительства Санкт-Петербурга А.В.Прохоренко.

В ходе заседания СГС С.В.Лавров отметил, что проведенная по инициативе МИД России международная конференция с участием представителей субъектов Российской Федерации призвана придать импульс разработке региональных программ поддержки соотечественников, активизировать взаимодействие с российской зарубежной диаспорой в целом. Основная цель этой работы - обеспечить условия, при которых все, кто ассоциирует себя с российской культурой, могли бы сохранить свою этнокультурную самобытность, духовную связь с Россией и ее культурой, а при желании - вернуться жить на Родину.

Совет принял рекомендации, направленные на активизацию работы субъектов Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом.

Об одобрении Правительством Новой Зеландии заявки компании «Нутритек»

786-30-05-2008

На днях Правительство Новой Зеландии одобрило заявку российской компании «Группа Нутритек» на приобретение новозеландского молочного предприятия «Нью Зиланд Дэйрис Лимитед». В Москве приветствуют решение Правительства Новой Зеландии, которое будет способствовать развитию российско-новозеландского торгово-экономического сотрудничества.

О ситуации в Гвинейской Республике

794-02-06-2008

В последние дни в Гвинейской Республике осложнилась внутриполитическая ситуация. В столице и ряде военных гарнизонов произошли волнения, участники которых выдвинули требования социально-экономического характера.

Гвинейское руководство предпринимает активные меры для урегулирования возникших сложностей и нормализации положения в стране.

В Москве внимательно следят за происходящим в Гвинее, являющейся традиционным и важным партнером России.

Выражаем надежду, что нынешние трудности будут преодолены с учетом чаяний всего гвинейского народа, в интересах сохранения мира и стабильности в регионе.

В Посольстве России в Конакри и в коллективах российских экономических структур в Гвинее предприняты необходимые меры безопасности. Никто из наших сограждан в ходе произошедших событий не пострадал.

  1. Информационный бюллетень №6 июль 2008 года

    Информационный бюллетень
    В соответствии с повесткой дня акционерами утверждены годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках (счета прибылей и убытков) Общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата дивидендов)
  2. Информационный бюллетень №6 май 2008 года

    Информационный бюллетень
    1 Мая – этот день мы всегда связываем с приходом весны, обновлением и надеждами на будущее, день - объединяющий всех работающих независимо от профессии и должности.
  3. Информационный бюллетень 28 июня 2002 года

    Информационный бюллетень
    Указ Президента России «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих»
  4. Информационный бюллетень 7 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.А.Медведев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов приняли участие в открытии учебно-сервисного центра «КамАЗ», 5 июля 2008 года
  5. Информационный бюллетень 24 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России В.В.Путин подписал распоряжение (N 1052-р от 21 июля 2008 г.) о присоединении Российской Федерации к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, принятому Дипломатической
  6. Информационный бюллетень 3 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    О встрече Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Координационной комиссии Международного Олимпийского комитета по подготовке зимних Олимпийских игр в 2014 году Ж.
  7. Информационный бюллетень 18 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
  8. Информационный бюллетень 8 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года
  9. Информационный бюллетень 21 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России Д.А.Медведев прибыл с рабочим визитом в Федеративную Республику Бразилия, где примет участие в третьей сессии Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО + 20»

Другие похожие документы..