Информационный бюллетень 2 июня 2008 года

Эффективно вопросы подобного рода можно решать только на многосторонней основе, только на основе международного права. Кулачное право не может быть эффективным, потому что, если действовать дальше таким образом, то количество конфликтов будет таким большим, что ресурсов ни одной державы не хватит, чтобы их погасить, а не только, чтобы их решить.

Что же касается наших отношений с Соединенными Штатами, то у нас положительных составляющих в наших делах гораздо больше, чем тех сфер, где у нас есть разногласия. Ну, во-первых, я могу сказать, что у нас растет товарооборот. Постоянно, ежегодно. Экономика развивается позитивно. Это первое. В мировых делах у нас очень много совпадающих интересов, и, прежде всего, по поводу главной глобальной угрозы - нераспространения. У нас здесь полное совпадение взглядов.

Борьба с терроризмом. Она часто носит скрытый характер, но она становится все более и более эффективной. Мы недавно встречались с Джорджем в Сочи, я имел возможность проинформировать его и даже поблагодарить за сотрудничество по линии специальных служб в деле борьбы с терроризмом. Она носит конкретный, осязаемый характер.

Вы сказали, что у нас есть противоречия по иранским делам. У нас особых противоречий нет. Мы в Совете Безопасности и в рамках "шестерки" действуем солидарно, и в Совете Безопасности голосуем за эти резолюции единогласно. Правда, я напомню, что в соответствии со статьей 41-й 7-й главы Устава Организации Объединенных Наций, все, что мы до сих пор применяли, не означает возможности применения силы. Мы слышим, конечно, разные точки зрения, которые в Вашингтоне формулируются. Но, слава Богу, пока до силовых акций тоже не дошло. Надеемся, что этого и не будет. А в целом у нас есть понимание того, что мы должны эту проблему решать, и решать вместе. Поэтому да, расхождения есть, но все-таки общая атмосфера взаимодействия, даже, я бы сказал, элементы доверия таковы, что они все-таки настраивают нас на позитивный лад будущего взаимодействия.

Кстати сказать, именно это позволило нам подписать декларацию о сотрудничестве на достаточно длительные перспективы во время последнего визита американского президента в нашу страну в городе Сочи.

Вопрос: Вопрос об Абхазии и Южной Осетии. Россия не признает независимости этих двух сепаратистских регионов, но Россия усиливает свой контроль над ними. А статус-кво в конечном итоге? Не устраивает ли вас то, что есть? Может, это наилучшее решение проблемы?

В.В.Путин: Вы сказали "сепаратистских"? Почему Вы то же самое не употребляете в отношение Косово? Вы не хотите отвечать? У вас нет ответа. И быть не может.

Реплика: Но в Абхазии было много грузинских беженцев. Там совсем обратная ситуация.

В.В.Путин: Нет, не обратная. Тысячи сербов не могут вернуться в Косово. Сотни тысяч. То же самое. Где вы видели возвращение беженцев в Косово?

Выгоняют последних сербов оттуда. Ничего подобного не происходит. Не надо. Я знаю там реальную ситуацию. Там нет возврата беженцев. И вы не можете им гарантировать безопасность и цивилизованное проживание на этой территории. Нет этого. Неправда. Значит, это абсолютно то же самое.

Что касается того, что был исход грузинского населения, да, это верно. Но 55 тысяч грузин уже вернулись в Гальский район Абхазии. Этот процесс можно было бы продолжить, если бы не было силового давления со стороны Тбилиси. Вы знаете, что еще в 1919-м году, когда произошла социалистическая так называемая революция или, как сейчас говорят, переворот, Грузия образовалась как независимое государство. Та же Осетия объявила о том, что она не хочет быть в составе Грузии, а хочет остаться в составе РФ. И грузинские власти предприняли несколько карательных экспедиций, которые до сих пор осетины называют истреблением и чистками. Эти конфликты имеют давний и глубокий характер. И для того, чтобы решить эти проблемы, необходимо терпение и уважение к этим малым народам Кавказа, а не силовое давление. Вот сейчас говорят - очень много говорят о том, что с помощью российских систем было сбито несколько грузинских беспилотных летательных аппаратов над Абхазией. Но почему никто не говорит, что существующим соглашением запрещены полеты над этой конфликтной территорией? А что такое полеты этих летательных аппаратов? Это разведка. Разведка проводится для чего? Для обеспечения военных действий. Значит, что? Одна из сторон готовится к возобновлению кровопролития? Мы с вами разве этого хотим? Этого никто не хочет. И для того, чтобы жить в составе единого государства, особенно чтобы малые народы этого захотели, надо наладить с ними диалог. Вот к этому мы всегда призываем наших грузинских партнеров. А не к силовому давлению.

(В ответ на реплику) ...Значит, в Абхазии проживает значительное число, да и в Осетии... Осетины вообще оказались разделены на Южную Осетию и Северную Осетию через горы. Но это один и тот же народ. Часть оказалась на севере - в России, часть - в Грузии. Нужно наладить нормальный мирный диалог.

Вопрос: Президент Михаил Саакашвилипредложил мирный план для Абхазии, который включает беспрецедентную автономию - это цитата, а также пост вице-президента одному абхазу в грузинском государстве. И право консультации по всей законодательной реформе. Это подходит вам?

В.В.Путин: Это должно прежде всего подходить абхазам.

С чего начался этнический конфликт? После развала Советского Союза власти Тбилиси приняли решение и отменили автономный статус этих республик. Ну, кто их подталкивал к этому? Кто их к этому подталкивал? И сразу же начался этнический конфликт, война началась. Теперь они говорят: нет, мы готовы вернуться к этому. Мы предоставим вам автономный статус, который мы у вас отобрали несколько лет назад. Видимо, абхазы уже не очень этому доверяют. Они думают, что через несколько лет у них опять что-нибудь отнимут.

Нужно набраться терпения, нужно наладить диалог. Мы же способствовали возвращению вот этих 55 тысяч беженцев-грузин, о которых вы говорили, в Гальский район Абхазии. Это мы сделали на самом деле. Мы уговорили абхазов их туда пустить и обеспечить им там нормальные условия существования. Россия об этом просила абхазское руководство. Я вам говорю прямо, мне нечего стесняться. Я лично этим занимался. Я обращался с просьбой к абхазскому руководству, и они это сделали. И мы выработали целый план совместной работы, развития энергетики, приграничное сотрудничество, строительство инфраструктуры, железную дорогу решили восстановить. Потом это все встало, и начались силовые акции опять. Потому что выборы скоро, потому что надо показать, какие крутые, что скоро все решим. Такие вещи, которые тянутся столетиями, нельзя подстраивать под внутриполитический календарь. Ничего хорошего из этого не получится. Да, я очень рассчитываю на то, что план, который предложил Михаил Саакашвили, все-таки постепенно будет внедряться, потому что в целом это правильный план. Но нужно только чтобы обратная, другая сторона с этим согласилась. Диалог надо вести.

Вопрос: И последний вопрос общего характера: какой Вы бы хотели видеть Россию в будущем и есть ли у Вас какой-то план в целом?

В.В.Путин: Мы конкретный план предложили развития России до 2020 года. Мы рассчитывали на то, что у нас существенным образом изменится структура экономики и что гораздо большую роль, чем сейчас будут играть инновации. Инновационная сфера в России должна быть если не лидирующей с учетом огромного количества имеющихся у нас минеральных ресурсов, то играть гораздо более значительную роль. Мы рассчитываем на то, что сама властная инфраструктура, бизнес-инфраструктура будут соответствовать требованиям времени. Что это будет эффективная и жизнеспособная политическая система, которая будет реагировать на все, что происходит в стране и в мире. И что мы сможем создать такие внешнеполитические условия для нашей страны, которые обеспечили бы ей интенсивное и эффективное развитие, что она будет конкурентоспособной, и что люди в нашей стране будут чувствовать себя в безопасности, будут легко строить долгосрочные планы для своих семей.

Спасибо большое!

Сообщения Министерства иностранных дел России

Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

на совместной пресс-конференции после переговоров с Министром иностранных дел

Армении Э.А.Налбандяном, Москва, 30 мая 2008 года

788-31-05-2008

С.В.Лавров: Уважаемые коллеги,

Я очень рад личному знакомству с Министром иностранных дел Армении Эдуардом Агвановичем Налбандяном, который впервые в этом качестве посещает Москву. Встречи российских руководителей с недавно избранным президентом Армении в марте этого года однозначно закрепили преемственность наших отношений – отношений равноправных, взаимовыгодных, союзнических. Сегодняшние переговоры стали важным звеном развития этого сотрудничества.

Мы констатировали высокую степень совпадения наших позиций практически по всем вопросам, чего бы они не касались: будь-то наше сотрудничество в ООН, в Совете Европы, в ОБСЕ, ситуации в Закавказье или будь-то задачи по реализации установок президентов на двустороннем фронте. Убеждены, что так будет и впредь.

Мы, конечно же, уделили должное внимание нагорно-карабахского урегулирования. Мы подтвердили приверженность решению конфликта политико-дипломатическими средствами. Усилия мирового сообщества в лице сопредседателя Минской группы России Франции и Соединенных Штатов, которые направлены на содействие сторонам в поиске взаимоприемлемых развязок, военное решение исключает.

Мы рады, что наша двусторонняя торговля бурно растет. Скоро ее объем приблизится к 1 млрд. долларов. В такую же сумму примерно измеряются и российские инвестиции в армянскую экономику. Условились мы активизировать усилия по решению такой сложной для Армении проблемы как транспортная. Здесь есть конкретные поручения президентов, есть конкретные действия, которые предпринимаются. Рассчитываю, что скоро здесь мы увидим положительные дополнительные сдвиги.

В целом Россия остается для Армении ведущим внешнеэкономическим партнером. Хотим максимально эффективно это взаимодействие развивать. А в международном плане наши союзнические отношения отвечают коренным интересам наших народов, наших государств, мы их будем всячески укреплять.

Я очень доволен сегодняшними переговорами.

Вопрос: Хотелось бы услышать Ваш комментарий, г-н Министр, по поводу попыток Азербайджана протолкнуть в ООН резолюцию о положении на оккупированных территориях. А также обращение той же страны к ОБСЕ относительно Минской группы в том случае, когда Вы со своим азербайджанским коллегой встречаетесь именно в рамках Минской группы»?

(после ответа Э.А.Налбандяна)

С.В.Лавров: Я бы хотел добавить, что в принципе, конечно же, понятно стремление той или иной стороны в конфликте как можно быстрее достигнуть урегулирования, нормализовать ситуацию. Это всегда важно. Вместе с тем, есть уже не малый опят в самых различных кризисных ситуациях, который говорит о том, что если уже договорились работать в конкретном формате, то нужно действовать последовательно. И понятное в ряде случаев нетерпение не должно подвергать сомнению тот или иной переговорный механизм, тем более механизм, который на практике доказывает свою эффективность. Напомню, что некоторое время назад в прошлом году сопредседатели Минской группы на уровне министров передали сторонам свои предложения, которые не исчерпывают всех вопросов, необходимые для достижения полной договоренности, но фиксируют позитивные подвижки по подавляющему большинству аспектов будущего урегулирования. Это официальный документ, он находится на хранении в ОБСЕ. Этот документ является прочной основой для дальнейшего движения вперед. Я убежден, что встреча двух президентов, которая состоится в Санкт-Петербурге призвана заложить основу для дальнейшей работы двух министров при поддержке сопредседателей. Конечно, договоренность может быть найдена только в рамках прямых переговоров, но механизм сопредседателей обеими сторонами всегда на наших официальных встречах высоко оценивался. В этом же ключе, я думаю, необходимо оценивать ситуацию, когда то или иное предложение, посвященное урегулированию конфликтов за рамками созданных для этого механизмов, выносится на публичное голосование, это едва ли добавляет нашим общим усилиям, которые направлены на создание мировым сообществом максимального конструктивной внешней атмосферы для нормальной конкретной работы самих сторон.

Вопрос: Сергей Викторович, я хотела бы спросить, как Вы вообще оцениваете перспективы нагорно-карабахского урегулирования, поскольку, некоторые участники Минской группы считают, что это можно сделать достаточно быстро при наличии политической воли с обеих сторон?

С.В.Лавров: При наличии политической воли с обеих сторон можно сделать действительно все очень быстро, но есть вещи, в которых быстрота не всегда является союзником. Идут конкретные переговоры по очень сложному вопросу. Есть подтвержденное намерение сторон продолжать согласовывать остающиеся пока еще аспекты проблемы. И есть, что, очень важно, твердая решимость сопредседателей Минской группы - России, Соединенных Штатов и Франции, всячески в этом содействовать сторонам. Мы принимаем в расчет и такой фактор как внутриполитический календарь в Армении и Азербайджане. Мы принимаем в расчет и необходимость для всех тех, кто хочет этому процессу помогать из числа внешних игроков избегать неосторожных действий, не пытаться, может быть даже из лучших побуждений, предлагать какие-то новые идеи. В такого ряда случаев последовательность и приверженность изначально достигнутым договоренностям, тем более договоренностям, которые дают результат, и в итоге, я убежден, позволят окончательно достичь урегулирования, являются крайне важным элементом общей задачи.

Вопрос: Очень много говориться о том, что вопрос нагорно-карабахского урегулирования должен решаться исключительно мирным путем. Как в связи с этим вы рассматриваете ту военную риторику, которая имеет место в Азербайджане, увеличение военного бюджета Азербайджана, а также такого совершенно нового явления развитие новых направлений ВПК Азербайджана? Как это все может повлиять на мирный процесс?

С.В.Лавров: Я думаю, что я во многом уже ответил на вопрос о том, как нужно двигаться к урегулированию. Оно возможно исключительно путем прямых переговоров сторон при поддержке принятых обеими сторонами посредников в лице сопредседателей Минской группы. Что касается проблемы вооружений в этом регионе, то параметры вооружений и вооруженной техники регулируются международными договорами. За этими договорами существует целый ряд верификационных механизмов. Мы из этого исходим. Я твердо уверен, и эта позиция всей Минской группы, что военного решения у этой проблемы не существует. На этом основании работают три сопредседателя, и на этом основании встречаются руководители и министры иностранных дел сторон.

Вопрос: Примет ли Россия участие в обсуждение Советом Безопасности ООН вопроса о сбитом грузинском беспилотнике? Как, по Вашему мнению, необходимо ли участие в этом обсуждении представителя Абхазии?

С.В.Лавров: Здесь надо различать два аспекта всей этой ситуации. Что касается конкретно сбитого 20 апреля беспилотника, без Абхазии разбираться в этом инциденте бессмысленно. Эксперты, которые изучали эту ситуацию, имели в своем распоряжении исключительно те материалы, которые были переданы грузинской стороной. Насчет умения грузинской стороны, как бы поделикатнее это сказать, должным образом готовить материалы для рассмотрения мировым сообществом, нам всем хорошо известно. Не забудем эпизод августа прошлого года, когда было заявлено, что на Грузию упала российская ракета. Потом эту ракету распилили, часть, которая была с номерами, уничтожена, российским экспертам только через две недели показали остатки той ракеты, по которым было невозможно ничего определить. Так что нужно показать все материалы абхазской стороне. В этом случае мы будем готовы вместе с миротворцами и наблюдателями ООН объективно рассмотреть в присутствии всех заинтересованных сторон эти материалы. Пока такого не сделано. В частности пленка, которую демонстрировали по грузинскому телевидению, вызвала огромное количество вопросов, мы об этом официально всем сообщили, когда наше мнение спросили, а оригинал этой пленки до сих пор никому не представлен. Но это, как говорится, симптом, проявление одной конкретной ситуации, а вся проблема заключается в том, почему этот беспилотник появился там, где летать вообще не положено, поскольку Московским соглашением 1994 года, которое было не раз поддержано Советом Безопасности ООН, прямо запрещается любая несанкционированная военная деятельность в зоне конфликта. Это беспилотник был сбит над зоной конфликта, и не понятно, что он там делал. Поначалу грузинская сторона вообще отрицала, что этот беспилотник принадлежит ей. Но не забудем, что беспилотники летают там в большом количестве, сбито было всего семь, а сколько не сбито, я даже не знаю. Фрагменты сбитых «дронов» абхазская сторона предъявляла средствам массовой информации и наблюдателям ООН, а грузинская сторона продолжала заявлять, что они летали, летают и будут летать в грубейшее нарушение решений Совета Безопасности ООН. Именно этот вопрос является ключевым, чтобы прекратить обострение ситуации в зоне конфликта. Именно этот вопрос мы будем сегодня ставить в Совете Безопасности ООН.

  1. Информационный бюллетень №6 июль 2008 года

    Информационный бюллетень
    В соответствии с повесткой дня акционерами утверждены годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках (счета прибылей и убытков) Общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата дивидендов)
  2. Информационный бюллетень №6 май 2008 года

    Информационный бюллетень
    1 Мая – этот день мы всегда связываем с приходом весны, обновлением и надеждами на будущее, день - объединяющий всех работающих независимо от профессии и должности.
  3. Информационный бюллетень 28 июня 2002 года

    Информационный бюллетень
    Указ Президента России «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. № 310 «О денежном содержании федеральных государственных служащих»
  4. Информационный бюллетень 7 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.А.Медведев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов приняли участие в открытии учебно-сервисного центра «КамАЗ», 5 июля 2008 года
  5. Информационный бюллетень 24 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России В.В.Путин подписал распоряжение (N 1052-р от 21 июля 2008 г.) о присоединении Российской Федерации к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, принятому Дипломатической
  6. Информационный бюллетень 3 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    О встрече Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Координационной комиссии Международного Олимпийского комитета по подготовке зимних Олимпийских игр в 2014 году Ж.
  7. Информационный бюллетень 18 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
  8. Информационный бюллетень 8 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года
  9. Информационный бюллетень 21 июня 2012 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России Д.А.Медведев прибыл с рабочим визитом в Федеративную Республику Бразилия, где примет участие в третьей сессии Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО + 20»

Другие похожие документы..