Конфликты в информационной сфере. Правовые проблемы

КОНФЛИКТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Семинар сектора информационного права ИГП РАН

Бачило И.Л., Арешев А.Г.

8 февраля 2008 года в институте государства и права РАН состоялся очередной теоретический семинар Сектора информационного права ИГП РАН. Основной темой семинара на этот раз были избраны проблемы конфликтов в информационной сфере. Рассмотрение этой проблемы явилось как бы органическим продолжением предыдущих тем семинара, где рассматривались вопросы связи и взаимодействия процессов формирования информационного и гражданского общества. В программу обсуждения были поставлены вопросы конфликтов как в самой системе ИКТ, так и во всех направлениях жизни общества в связи с осуществлением инноваций на основе применения информационных технологий. Это позволило выделить такие зоны конфликтов, как: конфликты в области развития законодательства; конфликты в области правоприменения в управленческой сфере – в области деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления; конфликты в области информационных отношений в правоприменительной деятельности; конфликты, связанные с деятельностью СМИ, использованием Интернета и др. Основным центром внимания при рассмотрении этих вопросов являлись отношения названных органов и их деятельности с гражданами, а также отношения этих органов между собой и с другими структурами российского общества. В работе семинара приняли участие более 70 практикующих юристов, других специалистов, научных работников, представителей органов государственной власти, преподавателей вузов, аспиранты - специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Тюмени и других городов Российской Федерации. На семинаре присутствовали представители Белорусской Республики. Все участники семинара получили сборник докладов и материалов предыдущего заседания семинара, который состоялся ровно год назад, также совпал с проведением дня науки в России.

Вела семинар заведующая Сектором информационного права ИГП РАН, профессор, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иллария Лаврентьевна Бачило. Комментируя тему семинара, она подчеркнула, что внимание специалистов в области информационного права все больше привлекает конфликтность. Это логически вытекает из опыта развития информационных отношений в процессе формирования основ информационного общества. Конфликт является скорее термином социального характера, отражающий целый комплекс проблем, для решения которых необходимо уделить особое внимание правовым методам. Тематика, связанная с конфликтами, приобретает сегодня общегосударственное значение. Владимир Путин подчеркивает, что будущее России немыслимо без технологического лидерства, а для его достижения необходимо уменьшать риски в различных областях. В частности, роль электронного государства невозможно идентифицировать вне соответствующих процедур администрирования, и далеко еще не все вопросы в этой части получают свое нормативно-правовое разрешение.

Переход к новым формам отношений, в том числе и в информационной сфере, весьма тернист. Уместно будет процитировать тезис Монро Прайса о том, что часто вместо культуры разумного обсуждения мы подпадаем под влияние культуры рынка, уделяем этой стороне наибольшее внимание. Профессиональные стороны обеспечения законности, реализации прав человека, юридических лиц, информационной безопасности еще не получают полной отдачи и разрешения назревших вопросов.

И.Л. Бачило обратила внимание на то, что категория «конфликта» не является чисто правовой. Она больше социологическая, связана с социальной психологией. Конфликт – явление сложное и выполняет роль неоднозначную в развитии общественных отношений. Продвижение общества по парадигме развития всегда сопровождается борением отживающего и нового и тут конфликт выполняет функцию выявления препятствий для движения к новому, толчка к поискам адекватных решений. Вместе с тем существуют конфликты, негативно воздействующие не только на движение к прогрессу, но и такие, которые тормозят реализацию уже понятых и принятых к исполнению задач, порождают риски, угрозы, являются причиной правонарушений, включая и преступления. Обсуждение темы конфликтов в информационной сфере послужит стимулом к совершенствованию нормотворческой работы, к более внимательному отношению к вопросам нормативного регулирования ответственности в области информатизации общества.

Первым в дискуссии выступил профессор А.А. Стрельцов. Он подошел к раскрытию темы конфликтов с учетом и обратил внимание на утверждение Президентом РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации». Работа над реализацией этой стратегии начнется в ближайшее время. В ее рамках предусмотрено взаимодействие государства, структур гражданского общества и бизнеса. Ежегодно будет представляться доклад о состоянии информационного общества в России, а одним из направлений работ станет информационная безопасность. Докладчик обратил внимание участников семинара на такие проблемные вопросы, как международная информационная безопасность (ей до сих пор у нас уделяется недопустимо мало внимания) и на вопрос обеспечения региональной информационной безопасности в рамках таких международных организаций, как ШОС и ОДКБ. Постоянное совершенствование технологических средств позволяет оказывать возрастающее давление на противостоящую сторону, а юридические средства, которые регулировали бы подобные ситуации в рамках норм международного права, явно отстают. Третьей проблемой является сохранение нравственных и культурных ценностей народов РФ. Юридически этот вопрос зачастую трактуется довольно однобоко, а информационная политика телевизионных каналов вызывает озабоченность.

И.Бачило в этой связи обратила внимание на состояние подготовки кадров по информационному праву, и в том числе информационной безопасности. В государственных образовательных стандартах отсутствует учебная дисциплина «Информационное право». Это не согласуется с тем, что информационные ресурсы и технологии обеспечивают решение важнейших экономических и социальных проблем России. Директор ИГП РАН в конце 2007 года направил на имя министра образования и науки РФ письмо, в котором обращает внимание не сложившуюся ситуацию и предлагает шаги по ее исправлению.

Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РФ В.Б.Исаков в своем выступлении обратил внимание на соотношение понятия «конфликт в информационной сфере» с традиционными юридическими терминами

Когда на юридическую практику смотрят с точки зрения конфликтологии, которая является социальной наукой, - это порождает некоторые неясности. Важно уяснить, что мы понимаем под конфликтом в информационной сфере. В большинстве случаев конфликт имеет определенное информационное представление, а разрешение конфликта можно свести и к преобразованию информации.

Необходимо как можно более четко идентифицировать участников информационных отношений. Ведь они существуют не только в информационном «измерении». В этой связи выступающий предложил локализовать информационные конфликты как те, то есть выделить те, которые локализуются только по поводу непосредственно информации.

В.Исаков видит в качестве самых болезненных конфликтов те, которые возникают между технологическими возможностями и организационно-правовыми средствами использования этих возможностей.

И.Л. Бачило согласилась с тезисом, что в любом конфликте существует информационная составляющая. Самый главный конфликт действительно порождается очень большим технологическим взрывом в последние годы. Готов ли человек в целом к этому? Отнюдь не всегда – например, в сфере государственного управления новые технологические средства воспринимаются неоднозначно, что порождает немало конфликтов.

Т.А. Полякова (Минюст России) в своем докладе представила деятельность правительства РФ в решении проблем информационной сферы, обратила внимание на совершенствование работы органов государственной власти. Общество все настойчивее требует доступа к информации об их деятельности. Но правовые механизмы такого доступа до сих пор не урегулированы законом. Встает вопрос, и все острее, о правовом регулировании отношений, возникающих в среде Интернет, в частности – о противодействии распространению вредной информации. Долго обсуждается проект модельного закона об Интернете. Но по многим направлениям вопросов пока больше, чем ответов.

В центре внимания выступления профессора А. Морозова (Заведующий кафедрой информационного права Российской правовой академии Минюста РФ) были проблемы подготовки кадров в сфере информационного права, информационной безопасности.

С.В.Силков (Минск) поделился опытом создания инфраструктур электронного правительства в Республике Беларусь, о законодательном регулировании этого процесса. Он отметил, что в республике активно обновляется информационное законодательство. Закон РБ от 10.01.2000 N 357-3 «Об электронном документе» устанавливает правовые основы применения электронных документов (ЭД), определяет основные требования, предъявляемые к ним, права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере электронного документооборота (ЭДО), и, тем самым, оказывает существенное влияние на формирование государственной политики в области информатизации и на развитие систем ЭДО. Если в преамбуле к Закону РБ Об ЭД отражена его нацеленность на правовые основы применения ЭД, то положения Концепции нового Закона РБ «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (завизированной в конце января 2007 г. Президентом Республики Беларусь) направлены на расширение сферы применения действующего Закона РБ Об ЭД в части устранения неполноты регулирования общественных отношений в сфере ЭД и ЭЦП и правовых условий использования ЭЦП в ЭД на территории РБ.

В декабре 2007 г. был принят в 1-м чтении проект Закона РБ «Об информации, информатизации и защите информации», который предназначен регулировать общественные отношения, возникающие при: 1) реализации права на осуществление поиска, передачу, получение, хранение, обработку, использование, распространение и (или) предоставление информации, в том числе информационных ресурсов (ИР); 2) создании и использовании информационных технологий (ИТ), информационных систем и информационных сетей; 3) оказании информационных услуг; 4) организации и обеспечении защиты информации.

Согласно проекту Закона РБ «Об информации...», ИР («отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах»), используются в целях удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц, а также информационного обеспечения госорганов. К базовым ИР, в том числе, отнесены: Регистр населения РБ; Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; Национальный реестр правовых актов РБ. Базовые ИР, обеспечивающие суверенитет РБ, определяющие ее экономическое, социальное, культурное и оборонное развитие, по решению Президента Республики Беларусь могут быть отнесены к ИР, имеющим национальное значение.

Проект Закона РБ «Об информации...» определяет официальный web-сайт государственного органа (организации) как «сайт, содержащий информацию о государственном органе (организации) и созданный по его (ее) решению». Официальные сайты госорганов, составляя один из важнейших компонентов э-правительства в РБ, призваны обеспечивать: 1) реализацию законных прав гражданина на доступ к информации о деятельности любого госоргана; 2) оперативное доведение до населения достоверной информации о деятельности и решениях госорганов, а также иной информации, которой они обладают; 3) постепенную интеграцию ИР госорганов в целях укрепления единства и безопасности общенационального информационного пространства.

Создание комплексного интернет-портала унитарного проекта для госорганов, и тем самым, реализация эффективного межведомственного ЭДО, осложняется также и острыми конфликтами в информационной сфере, а именно: 1) вследствие монопольной государственной политики в сфере информатизации и телекоммуникаций большинство населения РБ пока не имеет доступа от Интернет (сохраняется «цифровое неравенство»). 2) ИТ до сих пор воспринимаются сознанием масс только как средство обработки данных, способствующее понижению доли ручного труда, в связи с чем большинство госслужащих среднего и высшего звена, которые недостаточно подготовлены к высокоэффективной госслужбе в рыночных условиях, не рассматривают ИР в качестве ценности, которую возможно подвергать определенным финансово-экономическим оценкам и рационально использовать.

Аналогичные проблемы во многом характерны и для Российской Федерации. В.А.Голобоков (Федеральное агентство по информационным технологиям) рассказал как о существующих проблемах, так о практических решениях, с той или иной степенью эффективности внедряемых в различных регионах. В частности, большой интерес вызвал рассказ об одном из проектов программы «Электронное правосудие», в ходе осуществления которого было опробовано ведение заседания суда в режиме видеоконференц-связи. Главной составляющей докладчик считает электронное взаимодействие различных субъектов, по поводу которого нет пока специального закона. По его мнению, именно вопросы электронного взаимодействия должны регулироваться на законодательном уровне, в то время как вопросы документооборота остаются нерешенными. Многие считают, что эта проблема вполне может регулироваться на уровне ведомственных инструкций и т.п. До сих пор нет единого пространства инфокоммуникационного взаимодействия, и усилия различных ведомств остаются разрозненными. Проблемой является также идентификация участников такого взаимодействия. Есть и проблема множества применяемых технологий – по одному только документообороту их более сотни, из которых всего 10-15 выполнены и сертифицированы соответствующим образом. В настоящее время необходим переход на новый, более высокий уровень информационного взаимодействия, при этом ориентироваться надо на европейский, более соответствующий отечественным реалиями, а не на американский опыт.

А.К.Жарова (ИГП РАН, сектор информационного права) затронула острую тему о роли и месте права в информационном противоборстве, остановилась на деятельности сетевых структур, которые на сегодняшний день с трудом поддаются какому бы то ни было правовому регулированию. Средства вычислительной техники вполне позволяют в режиме реального времени создать виртуальную модель объекта и его связей, а затем проецировать ее на окружающий мир. Информацию стали использовать в качестве средства воздействия на системы – государство, бизнес, человек, технико-технологические системы. Информационное противоборство предопределяет, что сторона должна занять определенное отношение к ситуации, определяемой категориями морального права (справедливости - несправедливости) или нравственной истины (правды - лжи), нормативными актами и правовыми обычаями, наследственно-биологическими факторами, техническими нормами.

Выбор определен тем, что сторона находится в локальном пространстве и обстоятельства сохраняются на протяжении отрезка времени. Особенностью права является то, что оно находит применение во всех видах информационных противоборств, наше внимание будет уделено рассмотрению структуры конфликтов, роли и места права в информационных противоборствах.

Такое противоборство порождает информационный конфликт и информационную войну. Информационный конфликт и информационная война, определяется как ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

  1. Рассматривавшаяся участниками мероприятия в игп ран, постоянно находится в фокусе внимания руководства России, органов государственной власти, научного и экспертного сообщества, общественности – достаточно вспомнить состоявшийся 30-31 января Инфофорум. Внимание к этой проблеме было подтверждено и в

    Документ
    6 февраля 2009 года в Институте государства и права РАН состоялся очередной теоретический семинар по проблемам информатизации и информационного права.
  2. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  3. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  4. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (3)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  5. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  6. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,
  7. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс объясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», приведены программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематика и рекомендации по написанию магистерских диссертаций,
  8. Усиление экологической ответственности в системе Договора об Антарктике (На пути к Международному полярному году (2007-2008 гг.)) 10 59-66 (1)

    Документ
    Абашидзе А.Х Солнцев A.M. Усиление экологической ответственности в системе Договора об Антарктике (На пути к Международному полярному году (2007-2008 гг.
  9. Усиление экологической ответственности в системе Договора об Антарктике (На пути к Международному полярному году (2007-2008 гг.)) 10 59-66 (2)

    Документ
    Азаров В.А Арбузов СВ., Бесштанъко А.В Иванов РЛ., Казанник А.И., Клейменов МЛ., Костюков А.Н., Симонов В А., Федорова М.Ю. Доверие и недоверие в праве - тема читательской конференции, состоявшейся в Омском государственном университете им.

Другие похожие документы..