Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

(направления)

___________________________________________________________

дневная

(коды специальностей (направлений))

Формы обучения ________________________________________________

(дневная, заочная)

110


Объем дисциплины ______________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)



Распределение по семестрам

Номер

семестра

Учебные занятия

Контроль самостоятельной работы

Число

курсовых

проектов (работ),

расчетных

заданий

Форма

итоговой

аттестации

(зачет,

экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

Самостоятельная

работа

всего

из них

Лекции

Практич.

Лаборат.

7

110

54

36

18

54

2

-

зачет,

экзамен

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.04. "Теория и методика обучения информатике"

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

Разработчик канд. пед. наук, доцент И.В. Старовикова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры информатики

Пояснительная записка

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» является одной из педагогических дисциплин, её важнейшая задача – формирование творческой личности будущего учителя информатики, вооружение его знаниями теоретических и методологических основ науки, а также методическими умениями, обеспечивающими выполнение различных функций учителя информатики. В курсе рассматриваются становление и развитие информатики, ее структура в настоящее время, становление и развитие информатики как одной из школьных дисциплин, предмет методики преподавания информатики, цели и задачи изучения курса информатики в школе, структура курса информатики, формы и методы обучения основам информатики в средней общеобразовательной школе.

Дисциплина ориентирует будущих учителей информатики на учебно-воспитательную, научно-методическую и культурно-просветительную, профессиональную деятельность в системе образования. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности.

В области учебно-воспитательной:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения.

В области научно-методической:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

В области культурно-просветительной:

  • формирование общей культуры учащихся.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Структура курса предусматривает лекции, семинарские и лабораторные занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с теоретическими основами дисциплины, с ее основными понятиями, рассмотреть цели, структуру и содержание современного курса информатики в школе.

Задачи семинарских занятий: проверка понимания студентами содержания рекомендованной литературы; развитие практических навыков составления планов-конспектов уроков, отбора учебного материала к уроку, выбора методов преподавания, формирования пакетов заданий к учебным темам и урокам.

Задачи лабораторных занятий: познакомить с возможностями электронных педагогических средств обучения, используемых в учебном процессе по информатике в школе.

Базой для усвоения дисциплины «Теория и методика обучения информатики» являются курсы по педагогике, психологии, программированию, программному обеспечению и другим дисциплинам, составляющим основу профессиональной подготовки специалиста.

Содержание дисциплиныразбивается на разделы, по каждому из которых предусмотрена аудиторная и самостоятельная работа.

Работа над разделом включает обсуждение вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему. Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных заданий, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессионального багажа знаний учителя информатики, обеспечивая ему нужную широту кругозора. В процессе освоения дисциплины студенты изучают и конспектируют литературу по темам курса, готовят разработки уроков, выполняют различные задания, тесты.

Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов уроков по теме, составления словаря основных понятий по теме), промежуточный – по завершению изучения темы (тесты по теме); итоговый – по завершению курса (итоговые тесты).

В процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения информатике»студенты должны: получить знания, позволяющие осуществлять учебный процесс по информатике в школе; уметь планировать изучение курса информатики, отдельных тем и уроков; решать задачи учебно-воспитательного процесса по информатике в средней школе.

Итогом курса является экзамен. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса: один более широкий, другой – более узкий. Оба вопроса билета соответствуют различным разделам курса.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, выполнение различных заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы выводится оценка. При условии согласия студента с оценкой студент освобождается от экзамена, если же студент претендует на более высокую оценку – он сдает экзамен. Примечание: на экзамене студент может улучшить свою оценку лишь на один балл.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. Учебная программа

1.1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса – познакомить будущего учителя информатики с комплексом знаний и идей современной методики преподавания информатики; формирование у будущего учителя информатики познавательных интересов, организаторских способностей, способности к самообразованию, способности к самооценке педагогических результатов своей работы.

Задачи дисциплины:

  • развить и дополнить знания студентов об информатике как науке, о процессе ее становления и развития, о структуре современной информатики;

  • сформировать целостное представление об основных этапах становления современной методики преподавания информатики и ее структуре, основных понятиях и методах;

  • изучить предмет методики преподавания информатики, цели и задачи введения в школу предмета информатики;

  • рассмотреть содержание школьного образования в области информатики;

  • рассмотреть вопросы организации обучения информатике;

  • рассмотреть конкретные методики обучения информатике в школе.

Объект изучения – учебно-воспитательный процесс обучения подрастающего поколения основам информатики.

Предмет дисциплины «Теория и методика обучения информатике» - школьный курс информатики, его структура и содержание, а также процесс овладения учащимися содержанием образования в области информатики при взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

В рамках изучаемого курса необходимо знать:

  • цели школьной информатики, ее вклад в общее среднее образование;

  • содержание и структуру школьного курса информатики;

  • системы формируемых в школе знаний, умений и навыков по информатике;

  • формы и методы обучения информатике;

  • основные концепции обучения информатике, программы и учебники, разработанные на их основе;

  • значение и пути дифференцированного и профильного обучения основам информатики;

  • требования к кабинету вычислительной техники в школе и организации работы в нем;

  • содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики.

В рамках изучаемого курса необходимо уметь:

  • формулировать цели урока;

  • планировать учебный процесс исходя из поставленных целей темы или урока, прогнозировать познавательную деятельность учеников;

  • отбирать учебный материал и средства обучения к уроку в соответствии с его целями;

  • планировать изучение учебного материала в течение года, темы;

  • разрабатывать системы проверочных вопросов и заданий;

  • выбирать учебники и рационально использовать их в учебном процессе;

  • организовывать фронтальную, индивидуальную, групповую и коллективные формы учебной деятельности;

  • осуществлять межпредметные и внутрипредметные связи;

  • вести внеклассную работу по предмету.

Требования к зачету и экзамену

При проведении зачетов в 6 и 7 семестрах (соответственно учебных планов специальностей) учитываются результаты выполнения заданий к семинарским занятиям, выполнение лабораторных работ, результаты тестов промежуточного и итогового контроля. При проведении экзамена учитывается результат ответа на два вопроса билета. Содержание материала, выносимого на экзамен, охватывает весь курс, изучаемый в течение двух семестров.

Структура экзаменационного билета

  1. Теоретический вопрос, требующий сообщения сведений и фактов, согласно представленным модулям дисциплины.

  2. Проблемный теоретический вопрос.

1.1.2. Требования ГОС к содержанию курса

ОПД.Ф.04. "Теория и методика обучения информатике"

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..