Урок практикум Создание однотабличной базы данных «Европа»

Урок – практикум Создание однотабличной базы данных «Европа»,

11 класс

Данный урок является первым практическим уроком после изучения теоретического материала. Вид урока – сдвоенный урок, продолжительность 80 минут.

Цели урока:

  1. Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.

  2. Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме (Базы данных) и предмету «Информатика» в целом.

  3. Воспитание информационной культуры, самостоятельности, ответственности.

  4. Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.

Задачи урока:

  • образовательная:

    • обучить основным технологическим приемам создания и редактирования однотабличных баз данных;

    • показать практическое применение теоретического материала.

  • развивающая:

    • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память

  • воспитательная:

    • воспитывать устойчивый интерес к предмету Информатика через показ практического применения темы;

    • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование, ПО и медиаматериалы:

  • компьютеры с ОС Windows XP и установленным пакетом Microsoft Office (СУБД Access);

  • презентации, составленные в программе MS Power Point <Приложение 1 >, <Приложение 2>;

  • дидактический материал с алгоритмом выполнения практической работы, <Приложение 4>

  • тест, составленный в программе Exsel <Приложение 3>

  • мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка проблемы, целей – 2 мин;

  2. Повторение материала предыдущих уроков (фронтальный опрос) – 8 мин;

  3. Выполнение практической работы на первом уроке - 25 мин;

  4. Физкультурная пауза (зарядка для глаз) – 5 мин;

  5. Продолжение практической работы на втором уроке – 15мин;

  6. Физкультурная пауза (зарядка для глаз) – 5 мин;

  7. Промежуточный контроль (тест) – 12 мин;

  8. Заключительный этап – 8 мин.

Проверка работ учащихся, подведение итогов работы, выставление оценок в журнал.

ХОД УРОКА

Рекомендации по проведению урока:Для продуктивной работы на уроке следует сопровождать теоретическую часть занятия демонстрацией слайдов компьютерной презентации «БД Европа» <Приложение 1>. В качестве справочного материала, учащиеся могут воспользоваться презентацией «Сортировка БД» <Приложение 2>. Алгоритм выполнения практической работы представлен в виде раздаточного материала <Приложение 4> – это экономит время занятия, материал лучше воспринимается учащимися, что позволяет каждому учащемуся работать в своем темпе, достигать своих результатов в соответствии с имеющимися возможностями.

  1. Организационный момент

  • приветствие;

  • объявление темы урока (Слайд1 <Приложение 1>);

  • формирование положительной мотивации;

  • рассказ о ходе занятия;

  1. Актуализация опорных знаний:

Повторение основных понятий прошлых уроков (фронтальный опрос)

Вопрос

Ответ

1. Окно базы данных – один из главных элементов интерфейса Access. В нем систематизированы все объекты БД. Назовите и дайте краткую характеристику этим объектам.

Объекты MS Access:

  • Таблицы – это основной объект БД, в котором хранятся все данные, имеющиеся в базе, а также структура базы (поля, их типы, свойства).

  • Формы – служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, редактировать или удалять существующие.

  • Запросы позволяют выбирать данные из таблиц.

  • Отчеты предназначены для формирования выходных данных и вывода их на печать.

  • Макросы предназначены для автоматизации повторяющихся операций при работе с СУБД.

2. Какие режимы работы с основными объектами становятся доступны после раскрытия на экране окна базы данных?

  • режим Конструктора (дает возможность изменения типа данных, структуры объекта);

  • режим Таблицы (возможность просматривать, вводить и редактировать данные)

  • режим Мастера (дает возможность создать таблицы, предоставив поля на выбор)

3. Что понимается под фильтром?

Это просто логическое выражение, которое позволяет отобрать те строки таблицы, для которых соответствующее выражение истинно.

4. Чем фильтр отличается от запроса?

Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице.

5. Что такое сортировка. Какие виды сортировок вы знаете?

Сортировка это упорядочивание данных. Существует сортировка простая и вложенная, по возрастанию и по убыванию.

  1. Практическая работа учащихся

На этом этапе учитель выполняет роль консультанта, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Задание 1.

Создать структуру однотабличной базы данных, содержащую сведения о странах Европы. В таблицу включить следующие сведения: страна, столица, население, площадь, язык. Базу данных необходимо оформить рисунками географических карт, соответствующих стран. Заполнить полученную таблицу только для Франции.

Выполнение задания 1:

1).Запустить Microsoft Access. Создать файл - Новая база данных. В окне Файл новой базы данных в поле Имя файла вместо db1 набираем Европа. А в поле Папка выбираем свою рабочую папку. Теперь нажать кнопку Создать, после чего на экране появляется окно (Европа: база данных), в котором создается новая база данных Европа.

2). Создание таблицы «Страны»

Все данные о странах Европы будут храниться в таблице, поэтому начнем с создания исходной таблицы, которую будем создавать в окне Европа: база данных. Выберем режим создания базы данных – в режиме Конструктора. Для этого выделим объект Таблицы и нажмем кнопку Создать.

В появившемся окне Новая таблица выбираем Конструктор, и таким образом переходим к окну Таблица1: таблица, в котором и начинаем создавать структуру базы данных Европа.

В столбике Имя поля будем записывать имена полей (страна; столица; население; площадь; язык; карта. (Слайд 2 <Приложение 1>))

Типы полей БД Европа:

  • Поля Страна, Столица и Язык - текстовый тип;

  • Поля Население и Площадь - числовой тип. В поле Описание указать для поля Население – тыс. чел., а для поля Площадь – тыс. км. кв. Для обоих полей в Свойствах поля в строке Размер поля указать – Одинарное с плавающей точкой и в строке Число десятичных знаков – для поля Площадь – 1 знак, для другого – 3.

  • Поле Карта содержит карту страны, т.е. рисунок и имеет тип – поле объекта OLE.

3). Внесем в таблицу имена полей и их тип и обязательно сохраним эту полученную структуру. При сохранении таблицы назовем ее - Страны.

На вопрос Задать ключевые поля?Ответим отказом, т.к. в нашей базе данных мы будем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову.

4). Теперь можно заполнять таблицу Страны. Двойным щелчком открыть таблицу Страны в окне Европа: база данных.

Заполнить только одну строку таблицы, т.е. занесите первую запись в таблицу (заполнить Францию). Остальные записи внести после того, как создадите форму, т.к. это является более удобным и наглядным способом заполнения базы данных.

5). Для вставки карты Франции и всех последующих карт выполнить следующий алгоритм: (Слайд 3 <Приложение 1>)

Алгоритм вставки рисунка в поле OLE

  1. Установить курсор в поле Карта.

  2. Выбрать в главном меню пункт Вставка – Объект – Создать из файла – Обзор – WORK(D:) – ClipArt.

  3. Выбрать из галереи рисунок карты Франции.

  4. В поле вы не увидите самой карты, будет только ссылка на нее. Нажав на слово Пакет, вы увидите в отдельном окне выбранную карту.

Страны Европы

Страна

Столица

Население
(тыс. чел.)

Площадь
(тыс. км2)

Язык

Франция

Париж

60900

552

французский

Австрия

Вена

7980

83,9

немецкий

Албания

Тирана

3410

28,7

албанский

Болгария

София

8240

110,9

болгарский

Венгрия

Будапешт

10115

93

венгерский

Германия

Берлин

81800

357

немецкий

Испания

Мадрид

39700

505

испанский

Монако

Монако

31,9

1,959

французский

Швейцария

Берн

7080

41,3

немецкий, французский

Люксембург

Люксембург

441

2,6

французский, немецкий

Задание 2.

Для заполнения всех остальных стран создать форму для ввода и работы с данными о странах Европы.

Выполнение задания 2:

1). Для создания формы в окне Европа: база данных выбрать объект Формы и нажать кнопку Создать.

В окне Новая форма выберем Мастер форм, а в качестве источника данных выбрать таблицу Страны.

Алгоритм создания форм (Слайды 4, 5 <Приложение 1>)
  1. В окне Создания форм нажать кнопку, тем самым перенесем все поля таблицы в форму.

  2. Нажать кнопку Далее.

  3. Выбрать внешний вид формы - В один столбец

  4. Нажать кнопку Далее.

  5. Выбрать, понравившейся стиль оформления.

  6. Нажать кнопку Далее.

  7. Оставим имя для формы – Страны.

  8. Нажать Готово.

2). Заполнение базы данных с помощью созданной формы.

При заполнении данных в форме для перехода к следующей записи переключатель записей устанавливаем на вторую запись и заполним остальные данные и т.д.

Задание 3.

Отредактировать БД Европа, добавляя новые поля и записи в таблицу.

1). Добавить в таблицу Страныдве новые записи:

Страна - Греция, столица - Афины, население – 8500 тыс. чел., 131 км2 - площадь, язык – греческий. Страна - Дания, столица - Копенгаген, население – 4580 тыс. чел., 43 км2 - площадь, язык – датский.

2). Добавить новое поле перед полем Карта, в которое озаглавить Денежная единица. Франки в ходу в Монако, Люксембурге, Швейцарии, Франции. В Австрии – шиллинг, в Албании – лек, в Болгарии – лев, в Венгрии – форинт, в Германии – марка, в Испании – песета, в Греции – драхма, в Дании – крона.

Выполнение задания 3:

Используя любой из способов (Слайды 6, 7 <Приложение 1>) добавить записи и поля в таблицу Страны.

Задание 4.

Сортировка базы данных Европа:

  1. отсортировать страны по алфавиту;

  2. отсортировать страны по площади от самой маленькой до самой большой.

(Если необходимо, можно воспользоваться справочным материалом - презентацией «Сортировка БД») <Приложение 2>.

Задание 5.

Поиск в базе данных сведений по заданным условиям.

1). Найти сколько раз в базе данных встречается сочетание букв ве (без учета регистра).

2). Найти и заменить в базе данных слово немецкий на нем.

Выполнение задания 5:

Для того, чтобы найти данные по какому-то условию, надо нажать кнопку Найти (бинокль) и дальше выполнить алгоритм поиска данных).

Алгоритм поиска данных (Слайд 8 <Приложение 1>):

  1. Нажать кнопку Найти и перейти к окну Поиск и Замена.

  2. В поле Образец указать искомое слово или часть слова.

  3. В поле Поиск в указать где искать.

  4. В поле Совпадения указать Все или С любой частью поля

  5. В поле Просмотр указать Все или Вверх или Вниз.

  6. Если необходимо, указать с учетом регистра.

  7. Для нахождения следующей записи, нажать кнопку Найти далее.

  8. Можно не только находить, но и производить замену (действия аналогичные).

Задание 6.

Отбор данных с помощью фильтра.

  1. Найти страны, в которых денежная единица франк (должны найти 4 страны).

  2. Найти страны, площадь которых больше 100 тыс. км2 (должны найти 5 стран).

  3. Найти страны, начинающиеся на букву А и с населением >3000 тыс. чел (должны найти 2 страны).

  4. В какой стране денежная единица – крона? (должны найти – Данию)

Выполнение задания 6:

В базе данных можно отбирать данные по условию (фильтру).

Алгоритм фильтрации данных (Слайд 9 <Приложение 1>):

  1. Нажать кнопку Изменить фильтр

  2. В появившемся окне указать в выбранных полях условия отбора, для этого выбрать их из списка или написать самостоятельно.

  3. Нажать кнопку Применение фильтра.

  4. После этого на экране увидим только те записи, которые удовлетворяют условию отбора. Условия отбора может вводиться как для одного, так и для нескольких полей. Значения, выбранные с помощью фильтров, не сохраняются при изменении фильтра.

Чтобы написать любой фильтр надо знать операторы задания шаблонов:
(Слайд 10<Приложение 1>):

Использование символов

Образец

Поиск в базе данных

Вопросительный знак ( ? )

в качестве шаблона для одного любого символа

За?он

Загон или Затон или Закон или Задон

Звездочка ( * )

В качестве шаблона для любой группы символов

Д*нь

День или Добрыйдень или Длиннаятень

*буква

В качестве шаблона для любой группы начальных символов

128й или Последний или Андрей

буква*

В качестве шаблона для любой группы конечных символов

Ф*

Флаг или Ф123 или Фанагория

  1. Промежуточный контроль (выполнение тестового задания) <Приложение 3>

  2. Проверка работ учащихся учителем. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине базы данных (название)

    Учебно-методический комплекс
    Общей функцией всех информационных систем является сбор, накопление и хранение информации, ее обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме.
  2. А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь ная область «Информатика»

    Документ
    Сборник состоит из семи брошюр. В первой представлены норма­тивные документы Министерства образования РФ, определяющие орга­низацию и содержание элективных курсов в составе профильного обуче­ния, а также рекомендации педагогам и руководителям
  3. Серия «Элективные курсы в профильном обучении» Образовательная область «Информатика».

    Документ
    ЭОО Элективные курсы в профильном обучении: Образователь­ная область «Информатика»/Министерство образования РФ — Национальный фонд подготовки кадров. — М.
  4. Курсы по выбору одна из форм организации учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности гимназистов

    Документ
    Настоящий сборник представляет собой пятый выпуск, подготовленный коллективом Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505 при поддержке…….
  5. Лабораторная работа №1. Освоение приемов работы с электронными таблицами. 5

    Лабораторная работа
    Стиль ссылок – снять переключатель R1C1 в поле Параметры. В этом случае по умолчанию устанавливается стиль рассылок A1, при котором столбцы обозначаются буквами от A до ZZ.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине. (1)

    Учебно-методический комплекс
    Идея информационных систем и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ. Библиотеки, архивы, адресное бюро, телефонные справочники, словари – все это информационные системы.
  7. Автоматизированный тестовый контроль знаний. Обучающие программы. Компьютерный учебник

    Список учебников
    Перспективные направления разработки и использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Перспективные разработки с сфере использования ИКТ в образовании.
  8. Примерные ответы на профильные билеты Е. А. Еремин, А. П. Шестаков

    Документ
    Уважаемые читатели! Предлагаемые вашему вниманию материалы предназначены прежде всего в помощь учителю при подготовке, организации и проведении “экзамена по выбору выпускникам XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ”1 .

Другие похожие документы..