Программа итогового государственного экзамена по специальности «социальная антропология».

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

Владивосток

2005

Министерство образования и науки Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности

04010265 Социальная антропология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2005

ББК 8163

Программа итогового междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России. Предназначена для студентов специальностей 04010265 «Социальная антропология».

Составители:

Золотухин И. Н.., к.п.н., доцент кафедры Всеобщей истории, политологии и социологии.

Ставров И.В., ст. преподаватель кафедры Всеобщей истории, политологии и социологии

Утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории, политологии и социологии 27.11.05г., протокол №3

Рекомендована к изданию методическим советом Института международных отношений и социальных технологий ВГУЭС 30.11.05г., протокол №5.

Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,

2005

Введение

У студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче итогового экзамена, возникают вопросы, связанные с методикой подготовки к нему, вопросы по содержанию тем, входящих в экзамен, о примерном перечне экзаменационных вопросов, о критериях выставления оценок на экзамене.

Цель настоящего учебно-методического пособия (программы экзамена) - помочь студентам, при подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 04010265 «Социальная антропология».

В настоящей программе излагаются организационно-методические указания и рекомендации по подготовке к экзамену, содержание итогового экзамена, контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества подготовки к экзамену, список рекомендуемой литературы.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста - социального антрополога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом по специальности 04010265 «Социальная антропология», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 г.

В соответствии с требованиями ГОС по специальности 04010265 - «Социальная антропология», выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. В соответствии с квалификационными требованиями специалист - социальный работник должен знать:

- теоретические основы социальной антропологии как науки;

- понятия и категории, принципы и закономерности социальной антропологии;

- методологию и методы социоантропологического исследования;

- историю накопления и формирования социоантропологического знания; столкновение различных точек зрения и гипотез;

- основы этнографии, культурную специфику народов мира, особенности их социально-политического и экономического развития;

- навыки самостоятельных научно-профессиональных суждений о характере этнокультурных процессов в различных регионах мира;

- закономерности взаимосвязей человека, культуры и общества в процессе этноисторического развития человечества.

Специалист - социальный работник должен быть подготовлен:

- к работе на преподавательских должностях в средних и высших учебных заведениях;

- к профессиональной работе в органах управления;

- получения и обработки информации о системе социальной ра­боты;

- к деятельности в общественных и политических организациях;

- к работе в коммерческих структурах в целях научно-информационного обеспечения их деятельности;

- к деятельности по социокультурному просвещению общества;

- к работе с кадрами, в ходе деловых контактов представителей различных культур, при решении вопросов национальной и культурной политики государства, а также в сфере социальной поддержки человека, в социальной работе;

- к работе в научных институтах и консультантом-экспертом в социологических службах.

Итоговый экзамен для выпускников специальности «Социальная антропология» включает оценку знаний студентов по основным дисциплинам специализации, определенным Государственным образовательным стандартом по специальности 04010265 - «Социальная антропология».

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 04010265 «Социальная антропология».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цели и задачи практики

Государственный междисциплинарный экзамен - обязательная составляющая итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 04010265 - «Социальная антропология». Экзамен является одним из заключительных этапов подготовки специалиста, проводится согласно графику учебного процесса после преддипломной практики и имеет своей целью:

- оценку теоретических знаний, практических навыков и умений выпускника;

- проверку подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.

К итоговому экзамену по специальности допускаются лица, завершившие полный курс обучения основной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом на момент проведения экзамена.

Государственный междисциплинарный экзамен является итоговым междисциплинарным комплексным экзаменом по специальности 04010265 - «Социальная антропология». и включает в себя вопросы по всем дисциплинам, входящим как в цикл общепрофессиональных дисциплин, так и в цикл дисциплин специализации федерального компонента государственного образовательного стандарта («Антропогеография», «Этнография», «История социальной антропологии», «Социальная антропология», «История материальной культуры и хозяйства», «Этнополитология»).

Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования по специальности 04010265 - «Социальная антропология»., утвержденного 10.03.2000 г. Программа выдается студентам за 6 месяцев до начала экзамена.

За 1 месяц до начала государственного междисциплинарного экзамена выпускающей кафедрой проводятся обзорные лекции для студентов по подготовке к экзамену. Обзорные лекции проводятся заведующим кафедрой и ведущими преподавателями по основным тематическим единицам программы. В ходе обзорных лекций студенты имеют возможность получить разъяснения по содержанию вопросов, планам ответов и требованиям к устному выступлению на государствен­ном экзамене.

Расписание итогового междисциплинарного экзамена составляет­ся секретарем экзаменационной комиссии, согласовывается с дирекцией института, учебным отделом, председателем ГАК, утверждается проректором по учебной работе и доводится до сведения студентов за 1 месяц до начала экзамена. Государственный экзамен проводится в устной форме по билетам, каждый из которых включает 3 вопроса.

Приказ о допуске студента к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Социальная антропология» готовится директором института не позднее, чем за неделю до начала экзамена.

График сдачи государственного междисциплинарного экзамена утверждается директором института за пять дней до начала экзамена.

Приказ о допуске студента к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности предоставляется в ГЭК до начала экзамена. Зачетную книжку студент предъявляет на экзамене лично.

2. СОДЕРЖАНИЕ 2.1. Перечень экзаменационных тем

Тема 1. Этнография. Этнография как наука. История развития этнографии.Объект, предмет и основные методы этнографии. Понятия «этнос» и «этническая общность».Основные теории этноса (пассионарная теория Л.Н. Гумилева, информационная теория Н.Н. Чебоксарова и С.А. Арутюнова, дуалистическая теория Ю.В. Бромлея).Особенности примордиалистского (объективистского), конструктивистского и инструменталистского подходов в исследовании этноса. Виды этнических общностей, их иерархия: субэтносы, этнографические группы, метаэтнические общности, суперэтносы. Этническая эволюция и этническая трансформация. Процессы этнического разделения: парциация и сепарация.Процессы этнического объединения: ассимиляция и ее виды, консолидация (межэтническая и внутриэтническая), интеграция, этногенетическая миксация.Проблема исторической типологии этносов: племя, народность – народ, нация.Лингвистическая классификация, ее генеалогический принцип. Ностратическая теория. Теория первобытной языковой непрерывности. Основные языковые семьи и группы, изолированные языки.Принципы антропологической классификации народов: морфологический и генетический. Большие, малые, переходные и смешанные расы.Представление об основных хозяйственно-культурных типах – ХКТ: охотники, собиратели, рыболовы; ручные земледельцы; кочевые скотоводы; пашенные (плужные) земледельцы – и многообразие их локальных вариантов. Понятие «историко-культурная область» - ИКО.Этногенез и этническая история китайцев. Этногенез и этническая история корейцев. Этногенез и этническая история японцев. Этногенез и этническая история восточнославянских народов: хронологические рубежи и основные этапы, проблемы и гипотезы.

Тема 2. История социальной антропологии. Предмет, структура и функции истории социальной антропологии.Культурно-антропологические идеи в античной философской мысли.Культурно-антропологические идеи в европейской мысли Средневековья и эпохи Возрождения. Развитие концепций о человеке в истории европейской мысли.Культурно-антропологические идеи в европейской мысли Нового времени.Культурно-антропологические идеи немецкой классической философии.Общая характеристика основных этапов развития социально-антропологического знания.Предпосылки эволюционизма. Общая характеристика эволюционизма как способа изучения культур.Немецкие эволюционисты: А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт.Теория анимизма Э. Тайлора. Метод пережитков. Определение души.Соотношение магии, религии и науки по Дж. Фрэзеру.«Древнее общество» Л.Г. Моргана. Общая характеристика и методологические основы диффузионизма.Ф. Ратцель – основатель диффузионизма.Диффузионистские концепции Л. Фробениуса и Ф. Гребнера.Развитие диффузионизма в Великобритании и США.Путешествия Тура Хейердала и его вклад в развитие диффузионизма.Особенности расово-антропологического направления в изучении культур.Идеи Ж.А. Гобино и исследования О. Амона и Ж. Лапужа.Психоанализ З. Фрейда в изучении человека и культуры.Аналитическая психология К.Г. Юнга как оригинальная теория культуры. Этнопсихологическая школа в США: Р. Бенедикт и М. Мид.Социологический подход к изучению культуры Э. Дюркгейма.Концепция первобытного мышления Л. Леви-Брюля.Функционалистская концепция культур Б. Малиновского.Структурно-функциональная социология Т. Парсонса и ее роль в развитии антропологического знания.Структурализм К. Леви-Строса. Постмодернистская концепция культур Ж. Делеза и Ф. Гваттари.Постструктурализм Ж. Деррида.

Тема 3. Социальная антропология. Наблюдение как метод социоантропологического исследования. Виды наблюдения.Анкетирование и опрос.Качественные методы – фокус-группа, социометрия.Дискурс-анализ как форма научного познания.Предмет и место социальной антропологии в современном человековедении.Новые отрасли антропологии: этнозоология, киберантропология, визуальная антропология.Педагогическая и религиозная антропология.Психологическая антропология.Экономическая антропология.Историческая и юридическая антропология.Прикладная антропология.Философия и социальная антропология о природе и культурной эволюции человека. Основные концепции развития цивилизации.Антропогенез и социогенез. Теории и гипотезы антропогенеза.Основные этапы антропогенеза.Семиотика.Культура повседневности. Социализация и инкультурация индивида. Девиантное поведение. «Философия коммуникации» К. Ясперса.Диалогический персонализм М. Бубера.«Диалоговедение» М. Бахтина.Концепция «Мы» С. Франка. Концепция интерсубъективности в феноменологической социологии (А. Шюц). Игра и народное творчество в концепции М. М. Бахтина.Игровые концепции Г-Х. Гадамера и Й. Хейзинги.Классификация игр.Философский и научный подход к изучению феномена смерти.Феномен любви в философской антропологии.Проблемы насилия в обществе. В. Франкл о классификации ценностей как путей поиска смысла жизни.

Тема 4. Этнополитология. Основные подходы к определению феномена этничности. Понятие и типы этнократии. Средства и методы этнократического управления. Этнический сепаратизм в современном мире. Природа и типы этнических общностей. Национализм: основные подходы к определению феномена. Принцип самоопределения и защита прав национальных меньшинств. Национальные движения в России: основные этапы и краткая характеристика. Государственная политика СССР – России в национально-языковом вопросе. Структура и типология этнополитического конфликта.

Тема 5. Этносоциология. Понятие «классическая» и «современная» диаспора. Этнический терроризм: причины и механизмы воздействия. Этносоциальная стратификация общества: теоретические подходы. Этнический аспект трудовой занятости населения России. Межэтнические отношения в республиках Российской Федерации на рубеже ХХ – ХХ1 вв. Особенности демографического развития народов России. Этномиграционные процессы на Дальнем Востоке России. Социально-значимые проблемы этнокультурных различий народов. Проблемы межэтнической толерантности в России. Этносоциальное развитие коренных малочисленных народов Дальнего Востока России (на примере удэгейцев).

Тема 6. История материальной культуры и хозяйства. Материальная культура человечества в эпоху палеолита. Материальная культура Европы в эпохи мезолита и неолита. Предгосударственная стадия развития хозяйства и быта в Восточном Средиземноморье. Медно-бронзовый век Европы. Особенности экономического развития древних обществ. «Неолитическая революция». Кочевые народы Евразийских степей: особенности материальной культуры и хозяйства. Средневековые культуры Сибири и Дальнего Востока. Феодальное хозяйство средневековой Европы. Культура и экономика Древней Руси. Генезис капиталистического хозяйства.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

3.1. Порядок проведения экзамена

Государственный междисциплинарный экзамен принимается экзаменационной комиссией, входящей в состав Государственной аттестационной комиссии. Экзаменационная комиссия формируется, в основном, из ведущих преподавателей выпускающей кафедры, а также других кафедр, преподающих учебные дисциплины, включенные в состав государственного экзамена.

  1. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 Социальная работа

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта России.
  2. Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности 032301 Регионоведение

    Программа
    Программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта ТПУ по специальности 032301 – Регионоведение, № 686, утвержденного 02.03.
  3. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    Программа по итоговому междисциплинарному экзамену рассмотрена и утверждена на заседании кафедры Туризма, гостеприимства и курортного дела 31 августа 2009г.
  4. Программа итогового государственного экзамена; Экзаменационные контрольные вопросы

    Программа
    Итоговая государственная аттестация по специальности – педагогика и методика начального образования проводится в соответствии с требованиями ГОС ВПО после нормативного периода освоения основной образовательной программы подготовки
  5. Программа итогового государственного экзамена по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку

    Программа
    Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 050303 «Иностранный язык» включает в себя выпускную квалификационную работу и два государственных экзамена.
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (15)

    Программа-минимум
    На экзамене кандидатского минимума по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством аспирант (соискатель) должен продемонстрировать владение категориальным аппаратом экономической науки, теории управления экономическими
  7. Программа итогового междисциплинарного экзамена по биологии для специальности 032400 «Биология» (1)

    Программа
    Клетка – элементарная единица живого. Клеточная теория М. Шлейдена и Т.Шванна (1839). Современная клеточная теория и ее значение. Строение клеток про- и эукариот.
  8. Программа государственного экзамена для специальности 031401. 65 «Культурология»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  9. Программа междисциплинарного государственного экзамена специальность №020700 История

    Программа
    Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности № 020700 – История, специализация № 020712 – Историческая информатика предназначена для студентов пятого курса факультета технотронных архивов и документов, обучающихся

Другие похожие документы..