Сборник научных докладов

при рассмотрении гипотетических вариантов развития тех или иных событий, предложить аргументировать, почему тот или иной прогноз в рамках данной конкретной ситуации будет успешен/неуспешен... Так, после изучения истории и социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР, студентам-историкам можно дать задание спрогнозировать изучаемом языке траектории развития каждого из этих государств, их внешнеполитические предпочтения. Анализ уже известной информации с новой точки зрения не только актуализирует всю имеющуюся у обучающихся сумму знаний, но и обеспечит их глубинное понимание, повысит уровень автономности каждого из обучающихся, в отдельности, и всей группы, в целом.

Таким образом, благодаря вебквестингу студенты:

  1. видят более широкие тематические и предметные связи, что позволяет им лучше понять ценность изучаемого предмета, строить логические междисциплинарные выводы и обобщения, переносить знания из одного контекста в другой;

  2. вносят действенный вклад в процесс обучения, занимая активную, осознанную позицию, а значит, генерируя идеи, проекты и интересные гипотезы. Следствием осознанной учебно-исследовательской деятельности является вовлечение студентов в работу над университетскими грантовыми программами, получение ими различных стипендий, приглашений от будущих работодателей, заинтересованных их достижениями в рамках образовательного процесса;

  3. Способствуют развитию собственных метакогнитивных процессов: отслеживая особенности своего мыслительного процесса студент способен к выбору наиболее эффективной обучающий стратегии для каждой конкретной учебной ситуации.

Литература

  1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99" [Электронный ресурс] / Быховский Я. С. – 1999. – Режим доступа: /1999. – Загл. с экрана.

  2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова – 2008. – Режим доступа: /articles/513088/. – Загл. с экрана.

  3. Стерликова Э.А. Образовательное пространство Web 2. 0. – Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть III. Инструменты сетевого взаимодействия. – СПб: РЦОКОиИТ, 2010. – C. 62 - 67.

  4. Черкасова Ж.П. Профессиональный уровень педагогических кадров в области использования ИТ: проблемно-перспективный аспект. – Интернет конференция Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством профессионального образования [Электронный ресурс] / Ж.П. Черкасова. – 2010. – Режим доступа: /konf2_6.php. – Загл. с экрана.

  5. Шевцова О.Г. Веб квест - один из наиболее эффективных способов применения интернета для внедрения ролевых игр в обучение. – III Всероссийская конференция по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование», 6 ноября 2008 г. [Электронный ресурс] / О.Г. Шевцова. – 2008. – Режим доступа: /2008/Moscow/III/2/III-2-7656.html. – Загл. с экрана.

  6. Ээльмаа Ю. В.Образовательные возможности Веб 2.0. Веб 2.0-сервисы Интернета – новые формы коллективного педагогического взаимодействия. – Использование Интернет-технологий в современном образовательном процессе. Часть II. Новые возможности в обучении. – СПб: РЦОКОиИТ, 2008. – С. 63-80.

  7. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests [Электронный ресурс] / B. Dodge. – 1997. – Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/ about_webquests.html. – Загл. с экрана.

  8. Dodge B. Creating a republik for a given tasks [Электронный ресурс] / B. Dodge. – 2001. – Режим доступа: http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html. – Загл. с экрана.

  9. March T. The Learning Power of WebQwest // Educational Leadership. 2003-2004. – № 4. Vol. 61. – P.42-47.

А.В. Федорова

МГИМО (У) МИД России

К вопросу об изучении понятия «оценка»

в английском деловом дискурсе

В современном мире место самого массового вида коммуникации в социуме по праву занимает деловое общение. Без него не обойтись в сфере экономических, правовых, дипломатических, коммерческих, административных отношений. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловую бумагу и многое другое стало сегодня неотъемлемой частью профессиональной культуры человека: менеджера, руководителя всех уровней, референта, служащего.

«Бизнес — это умение общаться с людьми», «единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность — это общение с ними», считают бизнесмены-новаторы.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед предпринимателями, а также национально-культурными традициями и общепринятыми нормами поведения.

Главным инструментом участников деловой коммуникации является английский язык как наиболее распространенное средство межнационального взаимодействия. Именно владение на высоком уровне английским языком в совокупности с умением свободно оперировать разнообразными инновационными механизмами и делает возможной реализацию тактики речевой модели, конечной целью которой является разъяснение задач и установление взаимопонимания между собеседниками.

Закономерным вопросом в связи с этим становится вопрос о непрерывном повышении уровня эффективности делового общения, что вплотную соотносится с разработкой все новых моделей оказания прагматического воздействия на участников коммуникации, а также ведет к вопросу о методах формирования требуемого языкового стилистического и психологического пространства делового дискурса, в том числе с использованием как вербальных, так и невербальных специальных средств.

Общеизвестно, что одним из обязательных условий достижения результата в бизнес-среде является необходимость взаимодействия с партнерами не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне. Залогом успешного, гармоничного и плодотворного делового дискурса служит корректное понимание и своевременное реагирование участниками коммуникативного процесса, которое и является своего рода оценкой, скрытой или явной, желательной или нежелательной, на те факты и явления, субъектами и объектами — или же просто свидетелями — которых они оказываются. Важно отметить, что адекватное реагирование включает в себя также способность изменить полученную от оппонента оценку, как бы «переломить ситуацию», что может гарантировать в конечном итоге получение еще больших преимуществ.

Различные аспекты оценки, а именно: одобрения, поощрения, похвалы — неоднократно становились объектом лингвистических исследований (см. подробнее [2, 7, 8, 9]). Однако изучение целостного понятия оценки как в положительном и нейтральном, так и отрицательном ракурсах на уровне дискурса в языке делового общения не проводилось. Также и многочисленные роли оценки как эффективного тактического приема, используемого для обеспечения достижения коммуникативных целей, остаются пока малоизученными. Требуется принципиально новый теоретико-методологический инструментарий, который позволил бы более детально рассмотреть функциональный потенциал оценки на базе современного англоязычного практического материала.

Для реализации поставленной задачи необходимо обратиться к активно развиваемой в последние годы функциональной лингвосинергетике — особому направлению в разделе функциональной лингвистики, в которой язык-дискурс рассматривается как незамкнутая («незастывшая») комплексная нелинейная самоорганизующаяся система, чутко реагирующая и перестраивающаяся в соответствии с происходящими в мире изменениями. Иными словами, функциональная лингвосинергетика развивает теорию непрерывной подвижной системности языка и речи в динамическом аспекте.

В своей монографии «Лингвосинергетика» И.А. Герман выдвигает концепцию, согласно которой «целостность системы речевой деятельности — это не парадигматика и синтагматика, а именно некоторое состояние системы».

И. А. Герман пишет: «На смену представлению о внутренних законах развития зыка приходит представление, согласно которому свойства речевой деятельности в меньшей степени присущи этому объекту как таковому и в большей степени произведены условиями существования этого объекта и обстоятельствами появления его свойств».

И далее: «Язык в синергетической концепции — система открытая, нелинейная, флуктуационная, диссипативная, т.е. способная не оставлять на себе следов внешних воздействий. Возникающий в этой связи своеобразный хаос обусловлен тем, что если у языка есть законы, они реализуются в спонтанном, нерегламентированном исполнении миллионов индивидов. Каждый из них стремится быть самим собой, но при этом еще и хочет, чтобы его единообразно понимали. Отсюда — целая система сложных противоречий, без учета которых невозможно рационально изучить речевую деятельность. Пространство исследования синергетического эффекта отличается от пространства изучения системы языка, известной нам из словарей и грамматик. В пространстве исследования синергетического эффекта речевая деятельность исследуется как открытая, нелинейная система.» [1, С. 4, 6].

Таким образом, функциональная лингвосинергетика с участием психолингвистики позволяет выявлять собственно вербальные механизмы комплексного воздействия на сознание и чувства человека в процессе речевой деятельности. Динамико-системный подход к изучению дискурса обеспечивает «объёмное» видение дискурса, оставляя в прошлом плоский одномерный текст.

С позиций функционально-синергетического анализа оценка представляет интерес как движитель коммуникативной стратегии, целью которой может быть как упрочнение, так и подрыв взаимопонимания и намеренное создание потенциальной конфликтной ситуации в деловом и профессиональном общении.

Предлагаемый синергетический подход к данной проблеме позволяет раскрыть всё многообразие и динамику «движения» элементов дискурса, служащих средствами для первичного формирования реакции и последующего ее внешнего проявления/выражения — оценки, вслед за которой может последовать ответная реакция — оценка на оценку.

Безусловно, далеко не всегда оценка является уместным атрибутом в системе английского делового дискурса, известного своей жесткой регламентированностью. В большинстве случаев, несмотря на то, что оценка, как правило, ожидается и предполагается, ее выражение несет в себе элемент риска, особенно, если оценка носит отрицательный, неодобрительный характер. В центре оценки стоит личное восприятие. Именно на основе личного восприятия человек как бы «генерирует» оценку, а адресат этой оценки, сопоставляя ее со своей собственной, рождает ответную оценку, которая может быть или не быть проявлена. Положительная оценка — искренняя или ложная — имеет целью демонстрацию симпатии и завоевание партнера, попытку усыпить его возможную скованность и настороженность, и, как правило, встречает ответную симпатию. Одной из бесчисленных целей высказывания отрицательной оценки может являться заявление об объективности взглядов, что, в свою очередь, также может привести к оптимизации сотрудничества и, в долгосрочной перспективе, способствовать упрочнению профессиональных отношений. Однако, на практике строгость суждений ведет к неприятию — отторжению — осуждению и, в конечном итоге, к дестабилизации ситуации.

Наиболее интересным для изучения является фактор отсутствия оценки как таковой. Нейтральная оценка, или намеренный — или невольный — уход от оценки, наиболее надежный и безопасный, а потому распространенный механизм продолжительного и небезуспешного существования в социуме.

Говоря о средствах подачи оценки крайне важно выделить уровни ее выражения: устный и письменный; вербальный и невербальный. Если на вербальном уровне с использованием особых коммуникационных средств придерживаться нейтральной точки зрения практически не составляет труда, то невербальные приемы — язык жестов — молчание — могут оказаться красноречивее, эффективнее вербальных. И не обнаружить себя движением бывает значительно труднее, нежели словом.

Таким образом, взаимодействие элементов оценочной риторики на дискурсивную систему приводит к повышению и усложнению подвижности общего смыслового пространства, что, в свою очередь, выводит коммуникационную систему на новый уровень организации и стабилизации смыслового развития и актуализирует глубинные функциональные механизмы английского делового дискурса.

Литература

  1. Герман И. А. Лингвосинергетика: Монография. Барнаул: Изд-во Алтайской академии экономики и права, 2000.

  2. Горяинова Н. Н. Стратегии и тактики речевого поведения с применением высказываний похвалы и одобрения: Дисс. … канд. филол. наук. — Ставрополь, 2010.

  3. Пономаренко Е.В. Функциональная системность дискурса (на материале английского языка). — М., 2004.

  4. Пономаренко Е.В. Английский дискурс в свете функциональной лингвосинергетики. — Филологические науки. 2006, №5. С. 100-110.

  5. Пономаренко Е.В. О принципах синергетического исследования речевой деятельности. — Вопросы филологии. 2007, №1. С. 14-23.

  6. Пономаренко Е.В. Системный подход как методологическая основа изучения речевой деятельности.

  7. Храмова Н. А. Глаголы одобрения и согласия в английском языке: семантический, синтагматический, морфологический аспекты: Дисс. … канд. филол. наук. — Санкт-Петербург, 2003.

  8. Шиманюк Е. Г. Коммуникативно-прагматическое описание дискурса с общим значением одобрения: Дисс. … канд. филол. наук. — Москва, 2001.

  9. Ярошевич Е. В. Конструкции одобрения и поощрения в стилистико-синтаксическом аспекте: на материале современного английского языка: Дисс. … канд. филол. наук. — Москва, 2003.

М. Г. Харченко

Финансовый университет при Правительстве РФ

  1. Сборник научных докладов (2)

    Доклад
    Сборник научных докладов Третьего межвузовского круглого стола на тему: «Лингвистика и лингводидактика делового общения в свете компетентностного подхода».
  2. Методические основы преподавания охотоведения Экологический мониторинг Экологический и охотничий туризм По итогам конференции будет опубликован Сборник научных докладов. Требования к оформлению докладов для публикации

    Доклад
    По решению оргкомитета к публикации принимаются все доклады, доложенные на конференции, как прошедшие апробацию, и выборочно, присланные по электронной почте.
  3. Научно-исследовательская работа студентов; подготовка и публикация монографий, статей, сборников научных трудов

    Научно-исследовательская работа
    Современная образовательная политика Российской Федерации, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
  4. Сборник научных работ студентов имэс актуальные проблемы развития рыночной

    Сборник научных работ
    Главенствующее положение на мировом рынке нефти занимает всем из­вестная организация стран-экспортеров нефти ОПЕК. Орга­низация ОПЕК была создана в 1960 г.
  5. Сборник региональных докладов (1)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».
  6. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  7. Сборник научных работ (института им. Г. И. Турнера) Л. 1975. С. 123-125

    Сборник научных работ
    Рухман И.С. (с соавт.) Об изменениях в большеберцовой кости у детей и подростков после взятия трансплантанта Ортопедия, травматология и протезирование.
  8. Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (1)

    Сборник статей
    Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии Юга России. Вып.III. Сборник статей. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2011.
  9. Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (2)

    Сборник статей
    Сборник составили материалыVII международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории» темой конференции стал «Погребальный обряд ранних кочевников Евразии».

Другие похожие документы..