Сборник научных докладов

Веб-квест в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку

Высшее образование играет ключевую роль в жизни любого государства, формируя слой высококвалифицированных специалистов, способствующих развитию и прогрессу всех сфер жизнедеятельности государственных организмов. Вместе с тем, жизненные стандарты всех индустриально-развитых стран стремительно трансформируются, фундируя изменения и в сфере образования: образовательные стандарты, воспринимаемые в качестве безусловно приоритетных ещё 10-15 лет назад, сегодня представляются недостаточными. В условиях стремительно глобализующейся действительности совершенно очевидна необходимость синхронизации требований современности с реформированием образовательного пространства, что предполагает, в том числе, и изменение стилей преподавания и методологической базы как в школе, так и в ВУЗе.

Одной из приоритетных задач образования сегодня является создание условий для раскрытия творческого потенциала личности и развития форм ее социализации в новой системе общественных отношений, что предполагает формирование специалиста, обладающего высоким уровнем образованности и общей культуры, самостоятельностью мышления, коммуникативной гибкость, умением адаптироваться к изменяющимся условиям, критически воспринимать и анализировать большие информационные потоки. Система образования, базирующаяся на репродуктивных формах обучения и авторитарных подходах, взрастить подобную личность неспособна [3, С. 62]. Монологический способ передачи информации потерял свою актуальность, равно как и авторитет единственной точки зрения. Человек сегодня находится в поле постоянного информационного выбора, формирует внутренние механизмы принятия-отрицания информационных раздражителей; важна уже не сумма знаний, а методы их приобретения, умение отобрать из различных (зачастую противоречивых) источников знание, исходя из своей информационной компетентности [6, С. 65].

Непрекращающееся уплотнение информационного пространства требует от современного общества освоения специальных приемов работы с информацией. Безусловным лидером информационного пространства является Интернет, предоставляющий неисчерпаемые информационные ресурсы, в том числе и для их инкорпорации в образовательный процесс. Необходимость использования ресурсов и технологий Интернет в образовании сегодня не нуждается в специальных доказательствах, более того, уже аксиоматичной стала необходимость формирования и развития образовательной электронной среды (среды, где средством получения, обработки, хранения и обмена информацией является компьютер и компьютерные сети). Вместе с тем, Интернет пока не стал постоянным профессиональным пространством: преобладает использование Сети в качестве большой электронной библиотеки материалов, тогда как веб-сервисы, обладающими уникальным образовательным потенциалом, остаются невостребованными. Более того, многие преподаватели испытывают некое иррациональное недоверие к сетевым ресурсам, которое, впрочем, в большей степени зиждется на тех сложностях, которые они испытывают вследствие слабого владения навыками работы с компьютером и ориентации в интернет пространстве. Трудности в овладении компьютерной грамотностью, кроются в боязни контакта с новой техникой, в отсутствии у большинства педагогов положительного опыта использования ПК при проведении занятий по своему предмету. Новизна явления, к которому относится информатизация учебного процесса, дополнительные нагрузки на преподавателя, связанные с приобретением новых, необычных знаний, умений и методических навыков, изменение места и роли преподавателя в образовательном процессе, возрастание временных затрат на подготовку к занятиям, невольно формируют у отдельных преподавателей определенные предубеждения, своеобразный психологический барьер в сознании, сдерживающий положительную мотивацию к овладению ресурсами и технологиями Всемирной паутины [4].

Совершенно иную картину мы наблюдаем в среде современной молодёжи: вследствие массового увлечения Интернетом, студенты и школьники не просто не испытывают каких либо сложностей, работая с ресурсами Сети и пользуясь её технологиями, но чувствуют себя максимально комфортно, уверенно, раскрепощённо, что значительным образом повышает эффективность образовательного процесса. Вырастает поколение людей, которые используют Интернет на новом уровне - как пространство обитания [6, С. 64]. Родившись в эпоху активного развития интернета, они воспринимают его в качестве естественного качества жизни, как дополнение и отражение реальности, а не как виртуальное пространство. Более того, всё активнее развиваются социальные сервисы, основанные на активном участии пользователей в формировании контента, составившие основу современной концепции развития сети Интернет, получившая название Web 2.0.

Полифонизм интернет технологий является закономерным ответом на вызовы информационной эпохи, а неоспоримый образовательный потенциал электронной образовательной среды в целом, и Интернета, в частности, актуализировал необходимость повышения уровня компьютерной грамотности и формирования навыков работы с информационными ресурсами Сети. Вместе с тем, адаптация инструментальных возможностей компьютера и Интернета требует времени и опыта, поэтому идёт постоянный поиск путей облечения учебного содержания в новые формы.

Одной из таких относительно молодых форм стала технология веб-квест (webquest). Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge (профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) и Tom March (веб редактор и разработчик образовательных интернет приложений). Основой веб-квестов является проектная методика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США.

Quest переводится как поиск, искомый предмет, продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Bernie Dodge дал следующее определение своему творению: «Веб-квест определяется как ориентированная на решение проблемы деятельность. Причем, большая часть или вся информация взята из Интернета. Веб-квест создан так, что время на поиск информации используется очень эффективно и учащийся сосредотачивается именно на самой информации, а не на её поиске. Таким образом, вебквестинг поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки» [7]. Веб-квест не представляет чего то принципиально нового, но он предоставляет возможность интеграции хорошо известных обучающий технологий и подходов с эффективным многоплановым использованием интернета.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, список которых участники квеста получают от преподавателя в зависимости от уровня своих знаний и темы квеста. Благодаря действующим гиперссылкам, учащиеся не ощущают разрозненность получаемой информации, а работают в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Студенту дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной проблеме для прогнозирования путей её разрешения. По завершении квеста студенты создают либо собственные веб-страницы по исследуемой проблематике, либо другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме [1].

Веб-квест всегда предполагает решение какой-то проблемы, что переключает внимание студентов с изучаемой темы на её содержание, на поиск рациональных путей её решения, убедительной аргументации, доказывающей правильность выбранного пути. Вебквестинг позволяет обучающимся совершать открытия, а не просто усваивать информацию, превращая полученные знания, умения и навыки в личностно-значимые, повышая, тем самым, эффективность их усвоения.

Bernie Dodge выделяет три принципа классификации веб-квестов:

  1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, обучающийся должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

  2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

  3. По типу заданий, выполняемых учащимися: пересказ (retelling tasks), компиляционные (compilation tasks), загадки (mystery tasks), журналистские (journalistic tasks), конструкторские (design tasks), творческие (creative product tasks), решение спорных проблем (consensus building tasks), убеждающие (persuasion tasks), самопознание (self-knowledge tasks), аналитические (analytical tasks), оценочные (judgment tasks), научные (scientific tasks) [7].

Каждыйвеб-квест имеет чёткую структуру с ключевыми элементами: 1. введение (цель этого раздела и подготовить и «зацепить» обучающегося, содержит вопрос, над которым и будут размышлять участники проекта); 2. задание (определяет конкретное направление деятельности в рамках проекта; 3. процесс (оговаривается порядок выполнения и сортировки информации); 4. pесурсы (перечень веб ресурсов для получения информации); 5. критерии оценки (критерии оценки соответствия выполненного задания заданным стандартам); 6. заключение (подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме) [7].

Формы web-квеста также могут быть различными: создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят обучающийся; написание интерактивной истории (обучающиеся могут выбирать варианты продолжения работы, для этого каждый раз указываются два-три возможных направления); создание документа, анализирующего ту или иную проблему; интервью on-line с виртуальным персонажем (ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими данную личность)...[2; 5].

Необходимо отличать веб-квест от проекта, выполнение которого связано с использованием интернета, но не предполагает поиск собственного решения, трансформации материала с иных позиций. Конечным продуктом любого веб квеста является «преобразующее изучение», личная трансформация информации, извлечение из информации знаний, «активное» понимание проблемы, построение собственной модели разрешения той или иной ситуации. По словам Tom March, веб-квест пробуждает в обучающемся неосязаемые озарения («aha» reactions), лежащие в основе аутентичного обучения (т.е. обучения, соответствующего современным реалиям, жизненной ситуации студентов). Квест является строительными учебными лесами, связывающими ресурсы Интернет и аутентичные задания, которые своей актуальностью реальности побуждают обучающихся исследовать вопросы, не имеющие однозначного ответа (open-ended questions), развивая, тем самым, собственные компетенции и превращаясь в отличного командного «игрока» [9, С. 43].

Рассмотрим реализацию веб-квестов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. Отправной точкой вебквестинга являются scaffolded learning structures, исходящих из того, что для приобретения конкретной компетенции необходимо обладать инструментарием для её формирования, что предполагает изучения действий специалистов в той, или иной области, а затем использование их действий в качестве ориентира. Как, например, в процессе обучения правописанию, где невозможно сразу научиться писать, но необходима работа с рисунками, прописями, буквами... Достигнув же определённого уровня знаний и умений через непосредственную практику, обучающийся может перешагнуть scaffolded learning и приступить к более творческому осмыслению поставленной проблемы.

Настоящий веб-квест должен захватить и удержать внимание студента, школьника, что невозможно вне его аутентичности (подчеркнём, что аутентичность в данном контексте означает созвучность реальным требованиям времени, интересам, потребностям и мотивам обучающихся); ненавязчивой помощи преподавателя в критических или тупиковых ситуациях, призванную вселить в студентов уверенность в собственных силах; дифференциации заданий и подбора источников, гарантирующих наличие ответной реакции со стороны общества на идеи, высказываемые в аудиториях. Так, например, веб-квест «Школа без насилия и этноконфессиональной вражды» для студентов-социологов и политологов, предполагает осознание сущности и видов насилия, этничности, конфессионального самосознания, причин этноконфессиональной некоммуникабельности и выстраивание моделей поведения для родителей, студентов, учителей..., способствующих преодолению всё чётче очерчиваемого этноконфессионального разлома; поиску путей разрешения сложившейся проблемы. Даже студенты с уровнем знания языка elementary под влиянием крайней актуальности и аутентичности задания активно вовлекаются в работу над данным квестом, забывая о своей языковой неуверенности.

Загадка, противоречие и неизвестность являются безусловными двигателями процесса обучения, исследования, оставляя возможность обнаружить решение проблемы, подвергающее сомнению существующие концепции. Реализация этого подхода в рамках квестов возможна через постановку ответов не имеющих однозначного решения (open-ended questions). Работа с подобными вопросами требует от студентов активации уже имеющейся у них суммы знаний, будит их любознательность, побуждает к исследованию, ведущему, в свою очередь, к более ясному пониманию изучаемого материала.

Получив исходное задание, обучаемый начинает аккумуляцию материала. На первом этапе работы студенты получают общие знания, которые им затем предстоит конкретизировать в той области изучаемого поля, которая их интересует. Этот этап является необходимым, поскольку без него студентам пришлось бы исходить в большей степени из предрассудков и стереотипов, нежели из критического анализа различных источников информации. К тому же, именно на этом этапе происходит дифференциация учебного задания: каждый студент получает роль, которая поможет всей учебной группе изучить, понять тот или иной материал с различных точек зрения. Эти ролевые персонификации определённых точек зрения (например, осмысление одной и той же проблемы с позиций учёного, бизнесмена, защитника окружающей среды...) создают базу для комплексного решения поставленной перед группой open-ended задачи. Поскольку студенты работают с заданием, не имеющим единственного общепринятого решения, они не могут придти к идентичному результату и предложить идентичные решения. Индивидуальные вариации, таким образом, являются гарантом того, что каждый из обучающихся внёс собственный вклад в первоначальное знание, сформировал в себе принципиально новые компетенции, приобрёл новую сумму знаний, поскольку разрешение проблемных ситуаций и формирование новой концепции невозможно без осознанного критического мышления.

Для преобразования квестовых заданий необходимо:

  1. при изучении глобальных проблем делать их «локальную» привязку, или акцентировать те аспекты проблемы, которые не приобрели широкого общественного звучания. Например, студентам экологам в рамках изучения проблемы исчезновения тропических лесов можно предложить подготовить проект спасения экологической ситуации, лесов в регионе их проживания на изучаемом языке с позиций будущих поколений, экологов, политиков....;

  2. при рассмотрении событий, происходящих на современном этапе развития общества (парламентские выборы, волнение на Ближнем Востоке), предложить студентам-политологам в рамках веб-квеста предсказать на изучаемом языке их последствия, исходя их различных ролевых ситуаций;

  1. Сборник научных докладов (2)

    Доклад
    Сборник научных докладов Третьего межвузовского круглого стола на тему: «Лингвистика и лингводидактика делового общения в свете компетентностного подхода».
  2. Методические основы преподавания охотоведения Экологический мониторинг Экологический и охотничий туризм По итогам конференции будет опубликован Сборник научных докладов. Требования к оформлению докладов для публикации

    Доклад
    По решению оргкомитета к публикации принимаются все доклады, доложенные на конференции, как прошедшие апробацию, и выборочно, присланные по электронной почте.
  3. Научно-исследовательская работа студентов; подготовка и публикация монографий, статей, сборников научных трудов

    Научно-исследовательская работа
    Современная образовательная политика Российской Федерации, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.
  4. Сборник научных работ студентов имэс актуальные проблемы развития рыночной

    Сборник научных работ
    Главенствующее положение на мировом рынке нефти занимает всем из­вестная организация стран-экспортеров нефти ОПЕК. Орга­низация ОПЕК была создана в 1960 г.
  5. Сборник региональных докладов (1)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».
  6. Сборник региональных докладов (2)

    Доклад
    Краткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.
  7. Сборник научных работ (института им. Г. И. Турнера) Л. 1975. С. 123-125

    Сборник научных работ
    Рухман И.С. (с соавт.) Об изменениях в большеберцовой кости у детей и подростков после взятия трансплантанта Ортопедия, травматология и протезирование.
  8. Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (1)

    Сборник статей
    Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии Юга России. Вып.III. Сборник статей. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2011.
  9. Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (2)

    Сборник статей
    Сборник составили материалыVII международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории» темой конференции стал «Погребальный обряд ранних кочевников Евразии».

Другие похожие документы..