Интернет-образование: определение, концепция, оценка уровня грамотности // А. А. Морозова, А. А. Селютин. Инновации в системе высшего образования: Материалы II

Морозова А.А.Интернет-образование: определение, концепция, оценка уровня грамотности // А. А. Морозова, А. А. Селютин. Инновации в системе высшего образования: Материалы II Всероссийской научно-методической конференции. НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина», Челябинск. – 2011. C.136 – 144.

Селютин А. А., кандидат филологических наук, ЧИПС УрГУПС

Морозова А. А, аспирант, Челябинский госуниверситет

ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КОНЦЕПЦИЯ, ОЦЕНКА УРОВНЯ ГРАМОТНОСТИ

В современной системе знаний медиаобразование приобретает все большее значение, так как информационное общество, в котором существует и функционирует человек, предъявляет новые требования к владению, обработке и использованию информации обществом. Особенно актуальна данная проблема для студентов вузов, поскольку они – будущие специалисты различных направлений. Однако до сих пор рядовой обыватель не до конца понимает всю полноту значения данного слова. В особенности подобная ситуация характерна для Интернет-образования, под которым, в основном, понимается совокупность образовательных сайтов.

В нашей статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы: что такое Интернет-образование как подраздел медиаобразования, какова его научно-методологическая концепция и каким образом мы можем определить уровень Интернет-грамотности отдельного человека?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к термину «медиаобразование». Существуют два определения данного термина - широкое и узкое. Узкое определение термина ограничивает его применение сферой педагогики и методики преподавания, понимая медиаобразование как обучение посредством медиа. В основном цель медиаобразования в его узком понимании сводится к разработке методик и приемов использования различных медиа (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы) для изучения нового материала. Подобную трактовку мы находим как у западных исследователей, так и у отечественных. В частности А.Л. Сакович в своей статье «Медиаобразование на уроках физики» заявляет со ссылкой на А.В. Федорова, что «медиаобразование определяется следующим образом: система использования средств массовой коммуникации и информации (печатные издания, фотографии, радио, телевидения, видео, компьютерной техники) в развитии индивидуальности школьника» [8]. В основном тексте статьи мы видим, что под медиаобразованием автор понимает разработку различных технологий мультимедийного характера для повышения эффективности изучения физики. Подобной точки зрения придерживаются Рене Хоббс и Эмми Йенсен, которые в своей статье «Прошлое, настоящее и будущее медиаобразования» описывают историю применения технических средств обучения на уроках. Они отмечают, что «…подобные ключевые концепции и принципы являются важными инструментами для учителей, которые осознают огромный потенциал медиаобразования как педагогической дисциплины, которая способна преобразить преподавание и научение» [16:7]. Таким образом, узкое толкование термина «медиаобразование» можно обозначить следующим предложением: медиаобразование – это педагогический процесс с использованием средств массовой коммуникации как способа повышения эффективности преподавательской деятельности.

Широкое понимание медиаобразования не противоречит только что представленному, но оно фокусируется не на педагогической составляющей, хотя и это считается немаловажным фактором наряду с прочими; медиаобразование в широком смысле слова затрагивает медиа скорее не как средство научения, а как предмет изучения. Подобная концепция берет начало в инициативах ЮНЕСКО. В 1978 году под эгидой ЮНЕСКО появляется программа массового медиаобразования - General Curricular Model for Mass Media Education. ЮНЕСКО систематически проводит международные конференции по проблемам медиаобразования: в Грюнвальде (1982), Тулузе (1990), Париже (1997), Вене (1999), Севилье (2002) и других городах.

В материалах конференции ЮНЕСКО «Education for the Media and the Digital Age» (Вена, 1999 год) было отмечено, что «медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:

1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории;

5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции.

Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии… Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования».

Наиболее подробно широкое толкование термина «медиаобразование» рассматривается в работах А.В. Федорова, который под медиаобразованием понимает «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры» [11:7]. Такой же трактовки придерживаются и другие исследователи (Жилавская И.В., Жилинская Т.С., Зазнобина Л.С., Фатеева И.А. и проч.).

Итак, основное различие в узком и широком понимании термина «медиаобразование» заключается в той роли, которая отводится СМИ. Если в узком толковании СМИ понимаются лишь как способ подачи нового материала или же закрепления старого, то в более широком понимании СМИ предстают не просто как средство, а как объект внимания и конечный результат медиаобразования. Узкое определение мы можем охарактеризовать как строго педагогическое, тогда как широкое определение помимо педагогической направленности обладает еще и социально-культурным потенциалом. Таким образом, медиаобразование может включать в себя обучение при помощи медиа, но далеко не ограничивается этим.

В монографии И.А. Фатеевой «Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации» приведена классификация медиаобразования по следующим основаниям: цели, степень организованности, виды и уровни реализующих его образовательных учреждений, наличие видовой интеграции, предметно-содержательная локализованность и формы реализации [9:34-38]. На наш взгляд, необходимо предложить еще одно основание, заключающееся в выделении типов каналов осуществления коммуникации. Традиционно выделяется четыре типа подобных каналов: печать, радио, телевидение и Интернет. Таким образом, мы можем заявить о существовании четырех видов медиаобразования: печатное медиаобразование, радиообразование, ТВ-образование и Интернет-образование.

Под радиообразованием понимается процесс коммуникации на материале радио, целью которого является развитие навыков и способностей, направленных на критический анализ потребляемого контента, а также на его производство (по А.А. Морозовой [6:199]).

ТВ-образование представляет собой процесс коммуникации на материале телевидения, целью которого является развитие навыков и способностей, направленных на критический анализ потребляемого контента: оценки видеоряда, закадрового текста, концепции ТВ-програмы и так далее, а также обучения различным формам самовыражения при помощи телетехники для производства ТВ-программ.

Мы понимаем печатное медиаобразование как процесс коммуникации на материале печати, связанный одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания и с практической работой по их созданию.

Исходя из данных определений видов медиаобразования, мы можем сделать следующие выводы:

1. образование в сфере медиа всегда является процессом коммуникации, так как присутствует постоянный обмен информацией между производителем и потребителем контента;

2. любой из данных видов медиаобразования содержит в себе следующие компоненты:

а) анализ, познание, интерпретация медиатекста;

б) способ распространения, передачи, доступа получателя (зрителя, слушателя, читателя) к медиапродукту;

в) обучение теории создания медиапродукта;

г) обучение практике создания медиапродукта.

Итак, под всеми видами медиаобразования мы понимаем не только обучение потребителя при помощи СМИ, но и включаем потребителя в процесс создания медиапродукта, в результате чего он обретает статус участника. Следовательно, все представленные нами виды отражают широкое понимание термина «медиаобразование».

Необходимость унификации термина Интернет-образованиеобусловлена некоторыми расхождениями в понимании того, что является предметом Интернет-образования. Определение «Интернет-образование» обладает, на наш взгляд, довольно ограниченным толкованием и понимается как совокупность образовательных ресурсов Интернета и приемов овладения ими. Например, целью Федерации Интернет Образования, созданной в 2000 году, является содействие развитию Интернет-образования в России, однако под этим термином понимается образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. В энциклопедии «Википедия» мы также находим следующее определение: «Интернет-образование — образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет» [4]. Таким образом, данное определение обладает узкой педагогической направленностью, в рамках которой Интернет понимается лишь как способ организации образовательной деятельности, т.е. служит методом, но не объектом обучения. На важность переоценки данного термина указывает исследователь медиаобразования И.А. Фатеева, которая в интервью для газеты «Университетская набережная» (г. Челябинск) заявляет, что «медиаобразование возможно с помощью интернета, но это не образование конкретно в нем» [7]. Термин «Интернет-образование» также широко понимается и такими учеными в области медиаобразования как Е.Н. Ястребцева и Е.В. Якушина, последняя из которых считает, что «… Интернет-образование - это не только ликвидация компьютерной неграмотности, хотя зачастую к этому все и сводится, […] самое главное - научить людей использовать Сеть и информацию […] в образовательных целях, а также научить отсекать ненужную и негативную...» [15]. Итак, на данный момент в российской науке понимание Интернет-образования, в основном, сводится к его узкому значению, поэтому мы считаем актуальным поставить вопрос о переосмыслении данного определения и о его использовании в более широком понимании медиаобразования, уже сформировавшемся как на Западе, так и в России.

Опираясь на концепцию А.В. Федорова, под Интернет-образованием мы понимаем совокупность всех действий, направленных на формирование у человека культуры общения в Интернете и с Интернет-источниками, а также на развитие навыков, необходимых для грамотного восприятия, анализа и интерпретации Интернет-сообщений. Конечным результатом Интернет-образования должна являться индивидуальная компетенция, выражающаяся в наличии определенного уровня грамотности при выборе и критическом восприятии информации из Интернет-источников, которую можно назвать Интернет-грамотностью.

К навыкам, обязательным к формированию у обучающегося в процессе медиаобразовательной деятельности, необходимо отнести следующие:

  1. ориентированность в Интернет-источниках;

  2. знание структурных элементов Интернета;

  3. знание истории и особенностей развития Интернета;

  4. пониманиеонлайн-журналистики как нового способа существования СМИ;

  5. владение принципами работы с Интернет-источниками;

  6. владение техническими навыками работы с Интернетом;

  7. умение работать в поисковых системах;

  8. умение подвергать Интернет-контент критическому анализу;

  9. умение систематизировать полученную из Интернет-источников информацию;

  10. понимание важности Интернета для самообразования и саморазвития.

Под ориентированностью в Интернет-источниках мы понимаем знание пользователем авторитетных источников, а также его умение распознавать качественные сайты. Этот навык помогает осознать различие между жанрами Интернета. Например, отличие блога от форума, владение определениями данных жанров, знание различий между сайтами социальных сетей и так далее. Не менее важно умение грамотно пользоваться поисковыми системами (выбор нужной для данного запроса поисковой системы, формулировка запроса) для правильного и более точного поиска информации, чтобы экономить время и находить сведения, актуальные исключительно для данного запроса. Поиск нужной информации влечет за собой умение её систематизировать. Оно состоит из двух способов. Первый – это логическая обработка информации, то есть систематическое и последовательное преобразование информации. Второй способ – восприятие, поскольку человек обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. Если результат второго способа зависит в основном от индивидуальных и субъективных особенностей каждого человека, то логическое мышление можно сформировать. Как правильно систематизированная информация, так и в целом Интернет-контент нуждается в критическом анализе. Поскольку Интернет, в отличие от других СМИ (печать, ТВ, радиовещание), практически не подвергается отбору информации при её добавлении на сайты, пользователь должен знать не только авторитетность источника, но и сам уметь оценить ту информацию, которой он пользуется в Интернете. Для того чтобы эффективно пользоваться Интернетом, нужно владеть не только логическими навыками и способностью анализировать информацию, но и навыками технического характера. Они предполагают уверенное пользование компьютером, основными Интернет-браузерами, Интернет-безопасность пользователя (знание и использование антивирусных программ и файерволов), программ по закачке контента (например, FlashGet) и по отслеживанию Интернет-трафика. Также необходимо знание структурных элементов Интернета, котороезаключается в понимании пользователем структуры сайта. Все они, как правило, построены по одному принципу: сайт состоит из нескольких страниц – главной и второстепенных, переход между которыми осуществляется посредством гиперссылок. Каждая страница или каждый раздел имеют «шапку» – свой заголовок и логотип, основной текст, сбоку – меню и рекламные баннеры, в «подвале» сайта находится копирайт. Знание структуры сайта помогает быстрее получить доступ к нужной информации. Кроме того, зачастую современный пользователь прибегает к созданию собственных сайтов. Владение принципами работы с Интернет-источниками является также необходимым, посколькумногие сайты требуют регистрации пользователя. Поэтому он должен хорошо разбираться в том, что такое логин и пароль, как произвести процедуру регистрации, где узнать свой регистрационный номер, как создать электронную почту, основные правила пользования ей, изменение профиля и работа в личном кабинете на сайтах.

Интернет, как любое явление, имеет свою историюи особенностиразвития. Их должен себе представлять любой медиаграмотный человек, поскольку многие этапы существования Интернета повлияли на общество, его культуру и жизнь. Например, появление электронной почты практически заменило обычные письма, появление социальных сетей упростило общение между миллионами пользователей и так далее.

Говоря об Интернет-образовании какоб одном из четырех видов медиаобразования, стоит рассмотреть Интернет не только как средство массовой коммуникации, но и отдельно как средство массовой информации. Главной формой его существования является онлайн-журналистика. Этодостаточно новое явление, которое получило развитие за последние несколько лет. В итоге мы столкнулись с некоторыми тенденциями трансформации СМИ:

  1. Переход части уже существующих СМИ в Интернет (смена выхода их в свет).

  2. Появление в Интернете электронных копий печатных изданий, ТВ и радиопрограмм.

  3. Возникновение в Интернете самостоятельных СМИ (онлайн-телевидение, онлайн-радиостанции, информационные ленты и порталы).

Мы видим, что все традиционные виды журналистики с развитием Интернета отчасти или полностью претерпели изменения. ТВ, радио, печать – вся журналистика стала существовать по законам Интернета, используя его основные средства – гиперссылки, меню, аккаунты и так далее. Кроме того, все тенденции развития общества и техники ведут к проникновению Интернета во все сферы жизни общества. Каждый человек должен понимать, что Интернет – это одно из важнейших явлений современности. Он является одним из главных и доступных способов существования информации, а также способом самообразования и саморазвития человека, своеобразной энциклопедией, в которой можно найти практически всё. Наряду с этим каждый человек должен осознавать важность владения навыками пользования Интернетом. Эти две взаимодополняющие друг друга особенности являются ключевыми факторами медиаобразовательной деятельности, связанной с Интернетом.

Культура общения в Интернете и с Интернет-источниками является немаловажной компетенцией, которую человек может приобрести в процессе медиаобразовательной деятельности. Можно выделить два вида культуры общения – поведенческую и речевую. Под поведенческой культурой мы понимаем поступки и действия, которые человек совершает в процессе общения, включая его интенции и реакции. Под речевой культурой можно рассматривать процесс отображения поведенческих реакций человека на речевом уровне. На данный момент культура общения в Интернет-среде регламентируется не общеустановленными этическими и эстетическими нормами, а существованием своеобразного неформального свода правил поведения в сети Интернет – Сетикета. Таким образом, формирование культуры общения в Интернет-среде может осуществляться по двум направлениям: либо изучение Сетикета и вырабатывание привычки следовать правилам, содержащимся в нем, либо изучение общепринятых этических и эстетических норм и правил и попытка применения их в коммуникативном процессе Интернет-среды. Возможно своеобразное смешение следования нормам Сетикета с одновременной попыткой применения общепринятого свода правил. Именно развитая культура общения обеспечивает грамотный выбор коммуникативных тактик для работы в Интернете. Культура общения является одной из актуальных проблем Интернет-образования на данный момент, так как именно данная составляющая общения находится в состоянии упадка в процессе Интернет-коммуникации.

Культура общения с Интернет-источниками также подразумевает следование законам и социальным правилам, существующим в обществе (например, соблюдение закона об авторских правах, борьба с «пиратскими» программами, бойкот плагиата, избегание спама и т.д).

Как мы уже говорили, формирование вышеописанных навыков и культуры общения должно привести к появлению индивидуальной компетенции, названной нами Интернет-грамотностью. Интернет-грамотность является одновременно и целью медиаобразовательного процесса, и его конечным результатом. Степень развитости подобной компетенции можно охарактеризовать словами «знать» и «уметь». Итак, Интернет-грамотный человек должен:

- знать жанры Интернета, их определения и различия между ними;

- знать признаки авторитетности Интернет-источников;

- уметь определять качество Интернет-контента;

- уметь пользоваться поисковыми системами;

- знать принципы работы поисковых машин и различия между ними;

- знать принципы и алгоритм систематизации информации;

- знать принципы и алгоритм критического анализа;

- уметь критически оценивать получаемую из Интернета информацию;

- уметь применять принципы отбора и выборки информации;

- уметь пользоваться различными программами для работы в Интернете;

- знать структурные компоненты Интернет-сайта или Интернет-страницы;

- уметь эффективно пользоваться гиперссылками;

- уметь создавать собственные сайты по шаблонам;

- уметь создавать личный Интернет-профиль (аккаунт);

- уметь пользоваться личным кабинетом на Интернет-сайтах;

- уметь пользоваться программами для общения в Интернете (электронная почта, ICQ, Skype), электронным кошельком;

- знать принципы передачи информации в Интернете;

- знать историю и особенности развития Интернета;

- знать, что такое онлайн-журналистика;

- уметь создавать собственные продукты онлайн-журналистики;

- знать юридические законы и этические нормы и правила работы в Интернете;

- уметь применять существующие правила и нормы к Интернет-деятельности;

- уметь использовать Интернет для самообразования и саморазвития.

Интернет-грамотность является величиной, подлежащей измерению посредством анкетирования, опроса или теста, на основании которых можно выделить некие статистические данные. Нами было разработано и проведено тестирование уровня Интернет-грамотности среди студентов высших учебных заведений города Челябинска очного и заочного отделения 1-5 курсов (Челябинский государственный университет (классический вуз), Челябинский государственный педагогический университет (педагогический вуз) и Челябинский институт путей сообщения (технический вуз). Все участники тестирования в количестве 166 человек (47 участников из ЧГПУ, 53 из ЧИПС и 66 из ЧелГУ) пользуются Интернетом.

Тестирование уровня Интернет-грамотности

1. Блог - это:

а) приватное сообщение в) сетевой журнал или дневник событий

б) рассказ в Интернете г) полилог пользователей Интернета

2. Какой Интернет-источник является авторитетным?

а) социальная сеть в) блог

б) официальный сайт г) форум

3. Какой пунктуационный знак необходимо поставить в запросе поисковой системы для поиска словосочетания целиком?

а) кавычки в) многоточие

б) двоеточие г) знак не нужен

4. Как называется известная англоязычная поисковая система?

а) Yeho! в) Eyhoo!

б) Rambler г) Yahoo!

5. Для того чтобы запомнить адрес нужного сайта, его необходимо:

а) сохранить в виде документа Word в) не удалять из журнала браузера

б) добавить в закладки/ избранное г) записать на листе бумаги

6. Какое сообщение в Интернете является наиболее достоверным?

а) объявление в социальной сети в) сообщение из официальной новостной ленты

б) переписка в чате г) электронное письмо друга

7. Каково минимальное количество дополнительных источников, необходимых для проверки достоверности информации, полученной в Интернете?

а) 1 в) 3

б) 2 г) 5

8. Что из перечисленного НЕ является антивирусной программой?

а) Avira в) Agnitum Outpost

б) Avast г) Dr. Web

9. Что находится в «подвале» сайта?

а) реклама в) меню

б) заголовок г) копирайт

10. Что такое гиперссылка?

а) часть гипертекстового документа, ссылающаяся на другой элемент

б) ссылка исключительно к главной странице

в) переход в конец документа

г) ссылка на похожий сайт

11. Как называется компьютерный язык для создания Интернет-страниц?

а) H3O в) Интернетиш

б) HTML г) LSD

12. Какой пароль в Интернете считается надежным?

а) состоящий только из букв в) состоящий из букв и цифр

б) состоящий только из цифр г) состоящий из графических символов

13. Как называется процедура входа в личный кабинет на Интернет-сайте?

а) логин в) логаут

б) плагин г) плагаут

14. Какая из перечисленных ниже программ обладает функцией аудиосообщения?

а) электронная почта в) Skype

б) FlashGet г) IRC

15. Какой протокол используется для передачи данных по электронной почте?

а) UNO в) AC/DC

б) SMTP г) P2P

16. В какой году появился первый сайт в домене *.ru?

а) 1987 в) 1994

б) 1991 г) 1996

17. Онлайн-журналистика – это:

а) опросы пользователей Интернета

б) обучение журналистов через Интернет

в) взаимодействие с печатными СМИ через Интернет

г) распространение информации, мнений и суждений через Интернет

18. Какой свод этических правил регламентирует поведение пользователей в Интернете?

а) совокупность мнений всех участников в) Этикетный кодекс юзера

б) Сетикет г) указ НАТО от 2001 года

19. В каком законе спам признается преступлением?

а) Закон о рекламе в) Закон о таможенной пошлине

б) Закон о торговле г) Закон о производственной деятельности

20. Как называется образование, полученное посредством Интернета?

а) удаленное в) асинхронное

б) электронное г) дистанционное

Ключи: 1.в, 2.б, 3.а, 4.г, 5.б, 6.в, 7.б, 8.в, 9.г, 10.а, 11.б, 12.в, 13.а, 14.в, 15.б, 16.в, 17.г, 18.б, 19.а, 20.г.

Результатом тестирования являлся определенный балл, выставленный по 20-балльной шкале. Распределение баллов внутри отдельных вузов и средний балл по вузам мы можем видеть на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1. Уровень Интернет-грамотности студентов отдельных вузов

Диаграмма 2. Средний уровень Интернет-грамотности по вузам и общий средний уровень


После анализа всех данных мы можем сделать следующие выводы:

  1. Самыми сложными вопросами для большинства оказались вопросы №№ 3, 11, 15, 16, 18.

  2. В тесте присутствуют вопросы, ответы на которые необязательно знать, чтобы грамотно пользоваться Интернетом (№№11, 15, 16). Таким образом, они не обладают прагматической направленностью, однако проверяют уровень теоретической подготовленности.

  3. Общий средний уровень Интернет-грамотности является относительно невысоким (13,7 баллов по 20-балльной шкале). Таким образом, мы считаем актуальным и необходимым введение факультативного курса по Интернет-образованию в учебную программу вузов.

По результатам апробации тестирование можно считать успешным для определения Интернет-грамотности с незначительными рекомендациями:

- можно ввести в тестирование части В и С с «открытыми» вопросами, требующими самостоятельного рассуждения;

- данное тестирование необходимо адаптировать в зависимости от возраста участников опроса.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что существует неоднозначное понимание термина «медиаобразование», подразделом которого является Интернет-образование. Мы можем дать следующее определение Интернет-образованию: это совокупность всех действий, направленных на формирование у человека культуры общения в Интернете и с Интернет-источниками, а также на развитие навыков, необходимых для грамотного восприятия, анализа и интерпретации Интернет-сообщений. Таким образом, можно говорить о необходимости тщательной разработки научно-методической концепции Интернет-образования, основные положения которой были описаны нами в данной статье. Результатом Интернет-образования является определенный уровень Интернет-грамотности, который можно проверить предложенным тестированием.

В настоящее время Интернет-грамотность является одной из ключевых компетенций, которой должен обладать современный человек. На наш взгляд, стоит задуматься об актуальности введения Интернет-образования в качестве факультативного курса в учебные программы образовательных учреждений, а также в качестве курсов дополнительного образования для тех слоев населения, которые уже закончили школу или другое учебное заведение. Таким образом, общество может перейти от хаотичного постижения основ Интернета к целенаправленному и планируемому процессу освоения ключевого инструмента общения современности.

Список литературы:

  1. Жилавская, И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. URL : /node/229

  2. Жилинская, Т.С. Медиаобразование научных кадров высшей квалификации: теоретические концепции и методические подходы. URL : .by/ru/print/?brief=kadr08_71

  3. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ // Человек. 1999. №1.

  4. Медиаобразование. URL : /wiki/Медиаобразование

  5. Медиаобразование. URL : /a0/ru/pm1/c-1033124-0.html

  6. Морозова А.А. Радиопроекты в медиаобразовательном пространстве ЧелГУ // Инновации в системе высшего образования: материалы первой всероссийской научно-методологической конференции. Челябинск, НОУ ВПО «ЧИЭП», 2010. – С. 199-201.

  7. Новости медиаобразования // Университетская набережная. №812. 2007.

  8. Сакович, А.Л. Медиаобразование на уроках физики. URL : /content/view/20/

  9. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации / И.А. Фатеева. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 2007. – 270 с.

  10. Федоров, А.В., Челышева, И.В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А.В. Федоров, И.В. Челышева. Таганрог: Познание, 2002. - 266 c.

  11. Федоров, А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.

  12. Федоров, А.В. Основные исторические этапы развития медиаобразования в зарубежных странах. URL : /index.php?option=com_deeppockets&task=catContShow&cat=22&id=112&Itemid=60

  13. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А.В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. —  418 c.

  14. Что такое Медиаобразование? URL : http://edunet.zn.uz/17

  15. Якушина, Е. Дискуссия по проблемам Интернет-образования и медиаобразования // Вопросы Интернет-образования. 2001. №1. URL : /vio/01/Article_2_6.htm

  16. Hobbs, R., Jensen, A. The Past, Present, and Future of Media Literacy Education / Journal of Media Literacy Education. 2009. №1. PP.1-9.

  17. Media Education. URL : http://www.mediaeducationweek.ca/downloads/Media_Education.pdf

  18. Media Literacy Defined. URL : /publications/media-literacy-definitions

  1. Программа «Книжная культура» 20 > 1 Программа «сми» 32 > 1 Программа «Образование как социальный институт» 38 > Програмный блок «Спорт и здоровье» 53 Програмный блок «Современное искусство» 59

    Программа
    Фонд Михаила Прохорова — благотворительный частный фонд, учрежденный в 2004 году по инициативе бизнесмена Михаила Прохорова. Главная цель Фонда – системная поддержка культуры российских регионов, их интеграция в общемировое культурное
  2. Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10. 02. 02

    Диссертация
    Абакарова Надежда Магомедгаджиевна Средства выражения побудительной модальности в лакском языке : : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.
  3. Программа 23 марта 7 апреля

    Программа
    к.ф.н., проф. Назарова Г.Ф. 3. Экзистенциальные переживания, отчаяния и надежды религиозным сознанием. к.ф.н., доц. Кононова Е.С. 4. Монистическая концепция единства мироздания как философское основание естественнонаучных идей А.Л.
  4. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы 58-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 000 с. Isbn 5-8021-0509-7

    Научно-исследовательская работа
    В сборнике представлены результаты научно-исследовательской работы студентов Петрозаводского государственного университета по различным направлениям науки.
  5. Научно-исследовательская работа студентов: Материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. 325 с. Isbn 978-5-8021-0880-2

    Научно-исследовательская работа
    Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  6. Программа 6 1 й научной студенческой конференции (20-24 апреля) Петрозаводск

    Программа
    Ректорат, Совет по НИРС, общественные организации Петрозаводского государственного университета приглашают Вас принять участие в работе 61-й студенческой научной конференции, которая состоится 20—24 апреля 2009 года.
  7. Секция 4 Методики контроля знаний обучаемых

    Документ
    In report are considered possibility of the use the computer testing in process of the education physicist. Alongside with traditional use the computer testing for checking the knowledges trained, exists the possibility of its using
  8. Педагогічна бібліографія (6)

    Документ
    Про затвердження Порядку надання молодим громадянам пільгових довгострокових кредитів для здобуття освіти у вищих навчальних закладах за різними формами навчання незалежно від форм власності: останова від 27 травня 2 р.
  9. Педагогічна бібліографія (8)

    Документ
    Про збільшення розміру державних стипендій для підтримки діячів літератури і мистецтва, особливо обдарованих учнів і студентів спеціалізованих навчальних закладів у залузі культури : постанова від 7 лют.

Другие похожие документы..