Московский государственный областной университет

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению дипломного проекта для студентов

специальности «Управление персоналом» - 080505.65

Москва - 2012

Печатается по решению кафедры менеджмента Московского государственного областного университета.

УДК 658.7.012 (073)

Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов специальности «Управление персоналом» - 080505.65. - М.: Издательство МГОУ, 2012 – 60 с.

Составители:

д.э.н., проф. Желтенков А.В.,

к.э.н., доц. Козлова Е.Г.,

к.э.н., ст. преп. Афанасьева А.Ю.

Научный редактор:

д.э.н., проф. Желтенков А.В.

Рецензенты: к.э.н., доц. Брага И.В.

к.э.н., доц. Коренькова Т.В.

© Московский государственный областной университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..………….4

1.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ…………...……………………………………………………………4

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА……….6

2.1. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ…………………………………………..………..6

2.2. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ……………………………………………...7

2.3. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ………………………………..8

2.4. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ……………………………………………………………………….11

2.5. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА….………………………………14

3. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРОМЛЕНИЮ………………………………………………………………………….16

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ………………………………………....21

4.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА………..21

4.2. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ЧАСТЕЙ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА………………....22

4.2.1. Введение………………………………………………………………………………22

4.2.2. Аналитическая часть…………………………………………………………………22

4.2.3. Научно-методическая (теоретическая) часть …………………..….…………….…24

4.2.4.Проектная часть……………………………...………………………………………..25

4.2.5. Заключение…………………………………………………………………………....26

4.2.6. Список литературы…………………………………………………………………...27

4.2.7. Приложения…………………………………………………………………………...27

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ РАЗРАБОТОК…..28

6. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ………………….29

6.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАСЧЕТУ………………………………………………29

6.2. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ……..31

6.3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ…………………………………………………………46

7. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...…52

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….54

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Управление персоналом» - 080505-65.

Выполнение дипломного проектирования является завершающим и наиболее сложным этапом процесса обучения. В данной работе дипломник должен проявить способности к творческому поиску, научным разработкам, анализу, а также навыки подготовки и принятия экономических, организационных и управленческих решений в области управления персоналом. При этом он должен использоваться полный набор знаний, полученных в процессе изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом.

В методических указаниях рассмотрены цель и задачи дипломного проектирования, его тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите дипломного проекта.

Методические указания позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к содержанию, качеству и оформлению дипломных проектов.

Выполнение дипломного проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики и содержания дипломного проекта.

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Целью дипломного проектирования является закрепление, углубление и специализация знаний и навыков студента в области управления персоналом путем самостоятельного решения им реальных производственно-хозяйственных и управленческих проблем.

Кроме того, в результате выполнения дипломного проекта реализуются следующие цели:

    • систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам: управление персоналом, менеджмент, организационное поведение, конфликтология, маркетинг, управление трудовыми ресурсами, организация труда персонала, мотивация трудовой деятельности и др.;

    • совершенствование студентом навыков научно-исследовательской работы и решения вопросов методического и прикладного характера;

    • овладение методикой исследования имеющихся в теории и практике наработок по решению рассматриваемых в дипломном проекте проблем;

    • закрепление навыков работы с различной справочной и специальной литературой, анализа и использования мировых достижений науки и практики;

    • расширение, углубление и закрепление приобретенных в процессе обучения навыков применения современных экономико-математических методов решения задач управления, статистических методов обработки данных, используемых в управлении персоналом, средств вычислительной техники и оргтехники.

Разработка дипломного проекта основывается на анализе экономических показателей конкретного объекта исследования (организации, холдинга и т.д.), его структурных подразделений.

Качество выполнения дипломного проекта, а также профессиональная подготовленность специалиста по управлению персоналом определяется тем, насколько студент овладел навыками сбора необходимых исходных сведений, сопоставления их, специальным образом обработки, анализа и способности сделать на этой основе обоснованные обобщения, выводы, сформулировать экономически выгодные рекомендации, проектные решения и мероприятия по их внедрению. Кроме того, студенту необходимо использовать средства вычислительной техники, как в процессе выполнения исследований, так и при принятии решений, квалифицированно оформлять графический материал, иллюстрирующий содержание дипломного проекта.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

2.1. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

Тематика дипломного проектирования определяется программой дисциплины «Управление персоналом» и программами ряда других дисциплин специальности.

Тематика дипломного проекта должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и перспективам развития экономики России. При выборе темы дипломного проекта учитываются следующие факторы:

  • соответствие темы профилю выпускающей кафедры,

  • актуальность темы дипломного проекта,

  • соответствие задачам дипломного проекта,

  • возможность сбора данных в организации - базе практики,

  • разнообразие тематики дипломного проектирования, выполняемого на кафедре.

Тема дипломного проекта может быть рекомендована кафедрой (Приложение 1) или организацией, в которой студент проходит практику или в дальнейшем будет работать. Студент может также предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема дипломного проекта может корректироваться в зависимости от базы преддипломной практики, но в рамках предлагаемой тематики.

Выпускающая кафедра производит закрепление дипломников за руководителями проектов. При этом учитываются: соответствие темы дипломного проекта научно-исследовательскому профилю и квалификации руководителя и другие факторы.

Руководителями дипломного проектирования могут быть профессора, доценты, старшие преподаватели выпускающей кафедры, а также научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты научно-исследовательской части Университета и других сторонних организаций и учреждений.

Закрепление за дипломником темы дипломного проекта и руководителя работы осуществляется по его письменному заявлению на имя заведующего выпускающей кафедры (Приложение 2).

Закрепление дипломников за организациями - местами преддипломной практики оформляется Приказом по Университету не позднее, чем за 1-2 недели до начала преддипломной практики (на основе своевременно сданных на кафедру заявлений - Приложение 2).

Также выпускающая кафедра готовит соответствующий Приказ по Университету о выполнении дипломного проектирования на текущий год, в котором уточняются темы дипломных проектов, руководители, а в случае необходимости и консультант по специальным вопросам.

Через 6-7 дней после окончания практики кафедра готовит соответствующий Приказ по Университету, в котором корректировка темы дипломного проекта должна быть своевременно (не позднее, чем через две недели после начала проектирования) отражена изменением Приказа.

2.2. ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Задание на дипломный проект составляется по установленной форме (Приложение 3) руководителем и выдается студентам, которые успешно завершили полный курс обучения.

Задание включает в себя следующие разделы: тема дипломного проекта, сроки сдачи дипломником законченной работы, перечень исходных данных к дипломному проектированию, содержание пояснительной записки, перечень графического материала, консультанты по дипломному проектированию, дата выдачи задания, календарный график работ.

В разделе «Тема дипломного проекта» указывается полное наименование темы в соответствии с Приказом ректора, дата и номер приказа. «Сроки сдачи студентом законченной работы» - число, месяц, год завершения работы и представления ее на кафедру для подписи. «Исходные данные к работе» - полное наименование организации, являющейся базой преддипломной практики; перечень материалов, которые требуется собрать на практике и наименования основных научных литературных источников. В разделе «Содержание пояснительной записки» необходимо привести краткий перечень вопросов по каждому из разделов дипломного проекта. Раздел «Перечень графических материалов» должен содержать перечень графических материалов (листов) по всем разделам проекта. «Консультанты по дипломной работе» - фамилия и инициалы, должности, ученые степени консультантов по отдельным разделам работы. «Дата выдачи задания» - число, месяц, год получения дипломником данного задания. «Календарный график работы» - сроки завершения каждого раздела дипломного проекта.


2.3. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Преддипломная практика студентов 5 курса дневного и заочного отделений специальности 080505.65 - «Управление персоналом» является логическим продолжением предыдущих практик и, одновременно, завершающим этапом процесса подготовки квалифицированных специалистов.

Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе использования теоретических знаний, полученных в период обучения, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики. Основными задачами практики являются:

  • закрепление у студентов практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

  • углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации – базы практики;

  • сбор материалов о производственно-хозяйственной деятельности организации - базы практики по теме дипломного проекта.

Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При выборе рабочего места для студента следует руководствоваться, прежде всего, темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. Поэтому рабочие места могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе социального развития и т.п.

При сборе материалов, необходимых для написания дипломного проекта, основными источниками сведений являются плановые и отчетные документы, нормативно-справочные материалы, должностные инструкции, положения о подразделениях организации, статистические данные о производственной, хозяйственной и финансовой деятельности исследуемой организации, планировка производственных подразделений, результаты опроса сотрудников организации, интервьюирование различных категорий работников, личные наблюдения дипломника, документы, используемые в системе управления организацией, и ряд другой документации.

Руководитель преддипломной практики выдает дипломнику индивидуальный план-график прохождения практики, в котором указывает последовательность сбора исходных данных для дипломного проекта; объем исследований, проводимых на базе практики; перечень и сроки выполняемых в период практики работ.

Ценность собранного материала определяется не столько объемом данных и широтой анализа, сколько качеством этих данных и глубиной их анализа, то есть соответствием проводимого анализа содержанию индивидуального задания (теме дипломного проекта), качеством обработки исходных данных и расчетно-обоснованными выводами.

  1. «Московский государственный областной университет»

    Автореферат диссертации
    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10-а.
  2. Концепция воспитательной работы Московского государственного областного университета

    Документ
    Правила внутреннего распорядка Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного областного университета
  3. Порядок приема граждан в Московский государственный областной университет на 2011/2012 учебный год.

    Документ
    Настоящий Порядок регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие, абитуриенты) в Московский государственный областной университет (далее МГОУ, университет, вуз) и его филиалы для обучения по
  4. Конференция, состоявшаяся накануне 75-летия Московского государственного областного университета, способствовала консолидации научного потенциала чуть больше года назад созданного факультета психологии мгоу, выработала пути развития научной мысли на кафедрах факультета.

    Документ
    Материалы международной научной конференции «Первые Левитовские чтения в Московском государственном областном университете. 24 апреля 2006 года». – М.
  5. Положение Об Управлении докторантуры и аспирантуры Московского государственного областного университета Москва, 2003 г

    Руководство
    Управление докторантуры и аспирантуры осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением о подготовке
  6. Правила пользования библиотекой московского государственного областного университета

    Правила пользования
    1.2. Правила пользования библиотекой МГОУ регламентируют общий порядок обслуживания читателей в библиотеке МГОУ, перечень услуг, порядок доступа к информационным ресурсам библиотеки и порядок предоставления их пользователям, права
  7. Курсы лекций и другие формы работы: Московский государственный областной университет (1)

    Документ
    1977-1982 гг. Томский государственный университет, исторический факультет. Диплом по специальности "История" с присвоением квалификации " Историк.
  8. Курсы лекций и другие формы работы: Московский государственный областной университет (2)

    Документ
    1. Прогрессивная партия на выборах 1948 г. в США (к вопросу историографии). Материалы ХХ Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс».
  9. Стратегическая программа развития факультета психологии московского государственного областного университета на 2007-2012 годы миссия факультета

    Программа
    способствовать социальным изменениям, формировать профессиональную ответственность специалистов социальной сферы, реализующих защиту и оказывающих поддержку,

Другие похожие документы..