Н. В. Медведев кандидат философских наук, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

ТАМБОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА

ЭТИКА И ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Материалы

Международной научной конференции,

посвященной 60-летию кафедры философии

Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина

20 ноября 2010 года

Тамбов 2011

Ответственные редакторы:

доктор философских наук, профессор Н.В. Медведев

кандидат философских наук, профессор Н.М. Аверин

В сборнике материалов Международной научной конференции «Этика и история философии», посвященной 60-летию кафедры философии Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина, исследуются актуальные проблемы методологических оснований историко-философской науки, философские традиции отдельных стран и народов, рассматриваются закономерности историко-философского процесса, теоретические и этические воззрения выдающихся мыслителей прошлого, обсуждаются нравственные аспекты бытия человека.

Книга адресована специалистам в области истории философии, этики, религиоведения.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1

Философские традиции и современность: социокультурные и гуманитарные функции, методологические перспективы и стимулы

Медведев Н.В. О проблемах историко-философской науки

Дмитриева Н.А. Человек и история: к вопросу об «антропологическом повороте» в русском неокантианстве

Голдобина Л.А. Философское произведение как история бытия

Ершова М.А. Поиск новых методологических оснований в европейской и русской духовно-академической философии

Ваньков Д.С., Забавников А.Е. К вопросу идентификации «исконного» в истории русской цивилизации

Загорская Н.С. Динамика идеалов в контексте смены парадигм социально-философского знания

Загородников В.А. Национальная община в апологии соборности А.С. Хомякова

Зенец Н.Г., Мироненко Т.В. Философское произведение как способ укоренения человека в мире

Каримов В.А. Д.И. Писарев о научном познании

Клюйков Р.С., Клюйков С.Ф. Взаимосвязь научно-технического прогресса

с развитием математического моделирования

Клюйков Р.С., Клюйков С.Ф. Роль математического априоризма

в разработке философии истории человечества

Коротких В.И. Иоганн Мартин Хладениус: на пути от метафизики к философской герменевтике

Костяев С.Н. Онтология этического акта в философии А.Ф. Лосева

Лобанов С.А. Западничество как особое направление русской философской мысли

Лобанова Я.С. Герменевтический проект в философии Поля Рикера

Мухина А.И. Феномен русской иконы в контексте философского наследия

Новиков Д. М. О диалектике в статьях К. Поппера и А. И. Бродского

Омельченко Н.В. Отражение особенностей мышления представителей китайской нации в иероглифическом письме

Панков В.Д. Сакральное пространство в лубочном искусстве

Пилипчук Д.С., Панков В.Д. Современная интерпретация философского наследия И.А. Ильина как выражение русского религиозно-философского ренессанса начала XXI века

Подлевских Л.Г. История философии в развитии исторической эпистемологии: к постановке проблемы

Поручевская А.Ф. Риторика в философии Платона

Пронина Т.С. «Вселенский христианин»: основная идея философского творчества В.С. Соловьева

Саяпин В.О. Проблема будущего в культурно-исторических концепциях

Суворов Д.В. О мифологии военных угроз: опыт философско-исторического осмысления

Туркулец А.В. Историко-философский процесс: поиск оснований

Тырбах Ю.В. Философская традиция Всеединства: проблемы и узловые точки эволюции, сравнительный анализ ренессансных и русских систем

Федотова Л.Г. Теоретические основания персонализма в России (через призму концепции Г. Тейхмюллера)

Чалаби Б.Ф. Историко-философская компаративистика о роли восточных влияний в формировании греческой мысли: три позиции

РАЗДЕЛ 2

Этика как поиск путей гармонизации бытия человека в социуме

Авдеева И.А. Этическая пропедевтика и практическая философия: специфика и пути реализации

Аверин Н.М. Проблемы будущего цивилизации в творчестве В.С. Соловьева

Беляева Е.В. Ценности традиционной нравственности в период социальных трансформаций: пример Беларуси и России

Глотова С.Н. Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения, молодежи: педагогический опыт, актуальные проблемы, поиск организационных форм

Гридина В.В. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе обучения религиоведению

Гришаева Е.И. Понятие человеческой личности у Владимира Лосского и христологические споры V – VIII веков

Денисов В.Н. Этические аспекты экологической проблемы

Дудышкин В.А. Этические идеи А.И. Введенского

Евтеева Т.В. Свобода в понимании А.И. Герцена

Забавников А.Е. О технической этике

Задворнов А.Н. Этические воззрения татарских и русских философов и их влияние на духовность народа

Ивентьев С.И. Ценности этики и юриспруденции

Исаев А.А. Роль гуманитарных учебных дисциплин в духовно-нравственном воспитании сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Калясина Н.А. Моральное состояние российского общества: субъективное мироощущение

Каримов А.В. К вопросу о путях постижения свободы

Каримов А.В.Свобода и культура: проблемы детерминации

Карпицкий Н.Н. Ценности исторических культур и общечеловеческие ценности

Лобова Т.Г. Русская душа как проблема онтологического основания «русского космоса»

Марков С.М. Этические правила медиации (альтернативных методов разрешения конфликтов)

Марченко А.Н. Cвобода в контексте ограничивающих ее возможных видов зависимости

Махрачев С.Ф. Н.Ф. Федоров – теоретик музейного дела

Миронов Д.А. М.Я. Мудров – основоположник традиции медицинской этики в России в первой половине XIX века

Михайлова А.А. Поведение персонажей в келье старца Зосимы как показатель их нравственного облика в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Мосин Е.Ф. Правовая позиция конституционного суда РФ в вопросе о налоговом ограничении права собственности в свете гегелевской философии права

Мухамедова З.М., Расулов Д.Р. Духовно-нравственное просвещение и воспитание студенческой молодежи в Узбекистане

Одинцов Е.В., Пронина Т.С. Проблемы этики в «трансгуманизм-технологиях» на примере нанотехнологий XXI века

Пальшин А.А. Феномен сублимации в духовной культуре во второй половине XX века

Рахова Е. Э. Об этической традиции в отечественной культуре

Репина М.В., Сизов П.Г. От этических универсалий к практике и обратно: этика выявления обмана

Саетгалиева Ф.Ф. Современные аспекты трудовой этики россиян

Сугатова Н.Ю. Ли как одна из центральных категорий конфуцианства

Сусаков К.В. Мораль в свете разума

Фролова С.М. Моральные аспекты повседневности российского общества

Хафизов Э.Д. Нравственно-этическая проблематика в публицистике Г. Д. Гурвича периода русского зарубежья

Чупахина Т.И. Философско-этические идеи П.И. Чайковского

Швачкина Л.А. Трансформация этических ценностей в условиях модернизации России ХХI века

Шлюндт С.А.Экологические ценности в современном социуме

Юдин А.И. Теория борьбы за индивидуальность Н.К.Михайловского

РАЗДЕЛ 1

Философские традиции и современность: социокультурные и гуманитарные функции, методологические перспективы И стимулы

Н.В. Медведев

О ПРОБЛЕМАХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

В своем выступлении я хочу обозначить и рассмотреть те проблемы историко-философской науки, которые вызывают у нас повышенный интерес и имеют особое значение для разработки ее предметной сферы. Прагматический аспект заданной темы связан с обсуждением оптимальных условий и перспектив развития истории философии наряду с задачами, которые предстоит решать отечественной историко-философской науке в ближайшее время.

В современной литературе термин «история философии» употребляется в трех значениях. Во-первых, это процесс развития философского знания, фиксируемый в философских текстах. Во-вторых, историей философии называют историографию философии. В работах по истории философии воспроизводятся отдельные периоды историко-философского процесса в различных странах или регионах, вплоть до конкретного мыслителя или даже отдельных его взглядов. В-третьих, историей философии называют рефлексию относительно самого процесса историографирования: для чего нужно это историографирование, каковы свойства и особенности историко-философского процесса, каковы методы его воспроизведения и т. п.? Именно третья история философии воспроизводится как наука [1]. Здесь понятие «история философии» будет употребляться в третьем значении как теория историографии философии.

Следует сказать, что сегодня история философии для многих людей по-прежнему обладает колоссальным обаянием. Сердцевину интереса в истории философии следует искать в глубинной связи между прошлой и современной ступенью, достигнутой философией. Эта связь выражает ее внутреннюю природу [2, 69].

Проблема №1: Генезис историко-философской науки

Проблема, связанная с генезисом истории философии как дисциплины, заключается в том, что она возникла и развивалась под влиянием вполне определенных социальных и культурных факторов, являясь во многом продуктом своего времени и тех задач, которые решали ее создатели. Зародившаяся в конце XVIII - начале XIX вв. наука истории философии интенсивно развивалась в течение двух столетий. В XIX веке была осуществлена первичная концептуализация историко-философской науки, определены ключевые фигуры в истории философии и зафиксированы основные интерпретативные подходы к обсуждению их теоретического наследия. До эпохи романтизма в сущностном для нас смысле не было никакой истории философии. То, что имело место до этого, было всего лишь регистрирующей ученостью, которая хоть и была определена жесткими догматическими предпосылками, тем не менее сама не брала на себя функцию философского обоснования [3, 176].

Гегель называл историю философии не иначе как сутью мировой истории. Он свел задачу истории философии к изображению истории мира мыслей, «как он возник и как он породил себя» [2, 72]. Но конструктивное притязание гегелевской истории философии - постичь необходимость в последовательности форм философской мысли и таким образом доказать присутствие разума в истории мышления - не долго продержалось под натиском критики исторической школы.

Вильгельм Дильтей, устранивший гегелевскую телеологию из анализа истории идей, следовал чисто историческому способу рассмотрения. Отсюда единственным философским способом исследования истории философии стала разработанная в неокантианстве так называемая история проблем. Так был построен, например, самый популярный учебник по истории философии Вильгельма Виндельбанда. Он не был лишен исторического измерения, но в конечном счете за основу здесь брался неизменный комплекс проблем, на которые философия каждый раз давала разные ответы в зависимости от того или иного исторического контекста. В Марбургском неокантианстве история философии тоже изучалась как история проблем [3, 177].

Именно неокантианцы создали канон историко-философских исследований в виде устоявшегося набора персоналий от Фалеса до Ницше. Попутно следует сказать, что в силу определенных исторических обстоятельств отечественная история философии, складывающаяся как самостоятельна дисциплина, оказалась под значительным влиянием немецкой традиции.

Одна из основных проблем истории философии - специфический разрыв между реальной исторической картиной функционирования философии в определенный исторический период и той «канонической» историей философских «героев», которую нам излагают работы по истории философии [4, 26]. Современной историко-философской науке предстоит осуществить переход от сложившегося «канона» изложения исторических философов к изучению реальной истории философии и социального контекста ее функционирования.

Проблема №2: Условия возможности историко-философской науки

История философия занимает особое положение среди философских дисциплин. «Привилегированный» статус этой науки оправдывается тем, что «изучение истории философии есть, - по словам Гегеля, - изучение самой философии» [2, 93]. История философии является испытанным, типовым решением институционализации философии, когда под сомнением оказывается научный статус философии. Подобную ситуацию сегодня переживает философия в России как специализированная область производства знаний. Философия, трансформирующаяся в историю философии, в значительной степени отвечает общим требованиям дисциплинарного характера. У истории философии есть несомненный предмет исследования - это, как правило, письменные источники, выступающие в качестве эмпирического базиса этой науки. Проблема здесь заключается в том, чтобы выявить всеобщие условия возможности историко-философского исследования.

  1. В. О. Бернацкий доктор философских наук, профессор; > А. А. Головин доктор медицинских наук, профессор; > В. А. Евдокимов доктор политических наук, профессор; > Г. В. Косяков доктор филологических наук, професс

    Документ
    КОРОЛЕВА Л. А., КОРОЛЕВ А. А., ГАРЬКИН И. Н. Государственно-конфессиональ­ная политика в отношении ислама в СССР. 1940–1980 гг. (по материалам Среднего Поволжья) .
  2. М. Ж. Буркеев, доктор хим наук, профессор

    Интернет справочник
    Н 34 Научные исследования в Карагандинском государственном университете имени академика Е.А.Букетова: Справочник / под ред.Е.К.Кубеева; сост.: М.Ж.Буркеев, Р.
  3. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (1)

    Книга
    Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии психологических наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им.
  4. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (3)

    Книга
    Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том II. Российский трансперсональный проект. – М., 2007.
  5. В. О. Бернацкий доктор философских наук, профессор (1)

    Документ
    Алибекова А.З., Нещадим О.В. Функциональный подход к проблеме обучения английскому языку и формированию навыков иноязычной коммуникативной компетенции
  6. А. Ю. Мельвиль доктор философских наук, профессор (4)

    Список учебников
    С незапамятных времен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом.
  7. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (2)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.
  8. Т. Г. Боголепова, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур двгу (1)

    Тезисы
    Запад и Восток: экзистенциальные проблемы в зарубежной литературе и искусстве. Тезисы международной научной конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост.
  9. Т. Г. Боголепова, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории зарубежных литератур двгу (2)

    Тезисы
    В материалах сборника освещаются экзистенциальные проблемы зарубежной литературы и искусства: аксиологические аспекты самосознания в зарубежной прозе, экзистенциальные проблемы лирики Запада и Востока, экзистенция человека как самопознание,

Другие похожие документы..