Кафедра телевидения и управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)

Кафедра телевидения и управления

(ТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ТУ, профессор

_________________И.Н. Пустынский

«______»___________________2012 г.

Введение в специальности: «Аудиовизуальная техника», «Бытовая радиоэлектронная аппаратура»

Учебное пособие

РАЗРАБОТАЛ

__________ А.Н. Дементьев

___________ В.А. Кормилин

_________ И.Н. Пустынский

____________ М.С. Ройтман

_________ В.А. Шалимов

«______»_________2012 г.

2012

Пустынский И.Н., Кормилин В.А., Ройтман М.С., Дементьев А.Н., Шалимов В.А. Введение в специальности: «Аудиовизуальная техника», «Бытовая радиоэлектронная аппаратура»: Учебное пособие.  Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2012. – 87 с.

Пособие предназначено для студентов радиотехнических специальностей «Аудиовизуальная техника» и «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», обучающихся на всех формах обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

© Пустынский И.Н., Кормилин В.А., Ройтман М.С., Дементьев А.Н., Шалимов В.А., 2012

© Кафедра Телевидения и управления, ТУСУР, 2012

Содержание

Введение 4

1 Краткая история Томска и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники 5

1.1 Город на Томи 5

1.2 Развитие в Томске радиовещания и телевидения 7

1.3 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 9

1.4 Радиотехнический факультет 11

1.5 Вопросы для самопроверки 14

2 Бытовая радиоэлектронная аппаратура 14

2.1 Краткая история развития радиоэлектроники 14

2.2 Развитие БРЭА и средств передачи информации 16

2.3 Международные организации, соглашения, диапазоны частот и длин волн 20

2.4 Бытовая радиоэлектронная аппаратура в информационных системах 23

2.5 Виды бытовой радиоэлектронной аппаратуры 24

2.6 Вопросы для самопроверки 27

3 Аудиовизуальная техника 27

3.1 Краткая история развития аудиовизуальной техники 27

3.2 Микрофоны и громкоговорители 30

3.3 Магнитная запись звука и изображения 31

3.4 Разновидности носителей записи 33

3.5 Устройства отображения (воспроизведения) видеоинформации 34

3.6 Вопросы для самопроверки 37

4 Микропроцессоры в бытовой РЭА и аудиовизуальной технике 37

4.1 Краткая история 37

4.2 МП в системах управления 38

4.3 МП в системах обработки сигналов 40

4.4 Вопросы для самопроверки 41

5 Управление персоналом 41

5.1 Инженер – будущий руководитель 41

5.2 Подготовка кадров 43

5.3 Вопросы для самопроверки 45

6 Обеспечение безопасности предприятия 45

6.1 Наша действительность 45

6.2 Защита информации 46

6.3 Вопросы для самопроверки 47

7 Перспективы развития радиоэлектроники 48

7.1 Современная электроника 48

7.2 Квантовая электроника (КЭ) 50

7.3 Сверхпроводимость 54

7.4 Функциональная электроника 56

7.5 Вопросы для самопроверки 61

8 Литература 62

Приложение А 63

Введение

Специальности 210303 – Бытовая радиоэлектронная аппаратура (БРЭА) и 210312 – Аудиовизуальная техника (АВТ) относятся к направлению 210300 – Радиотехника. До 01.01.2004 эти специальности и направление имели, соответственно, «номера» (код) 201500, 201400 и 654200. Государственный образовательный стандарт по этим специальностям и направлению «Радиотехника» утвержден заместителем министра образования РФ В.Д. Шадриковым 17.03.2000 (№151-тех/дс). Он приведен в приложении А. Выпускникам данных специальностей присваивается квалификация – инженер.

Будущим инженерам, готовящимся разрабатывать и обслуживать устройства аудиовизуальной техники и бытовой радиоэлектронной аппаратуры, необходимо изучать особенности конструкций и технические характеристики основных видов БРЭА и АВТ:

  • электроакустических приборов и систем (микрофонов, громкоговорителей);

  • усилителей звуковой частоты;

  • электрофонов и электропроигрывателей (включая лазерные);

  • магнитофонов (аналоговых и цифровых);

  • электромузыкальных инструментов;

  • радиовещательных и телевизионных устройств и приёмных антенн;

  • чёрно-белых и цветных телевизоров (аналоговых, аналого-цифровых, спутниковых, проекционных, стереоскопических, повышенного качества и высокой чёткости);

  • видеомагнитофонов, видеокамер и видеопроигрывателей;

  • стационарных, переносных и автомобильных радиоприёмников (в том числе стереофонических, цифровых и т.д.);

  • источников питания;

  • сотовых и радиотелефонов;

  • персональных ЭВМ и т.д.

Выпускники специальности БРЭА получают знания и навыки в области разработки, производства и эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры бытового назначения: цифровых и аналоговых телевизоров и радиоприемников, видеомагнитофонов и магнитофонов, видеокамер и радиотелефонов, персональных компьютеров и цифровых фотоаппаратов, средств аудиотехники и видеонаблюдения, электронных устройств безопасности и т.д.

Выпускники специальности АВТ получают знания и навыки в области разработки и эксплуатации аналоговых и цифровых телевизионных центров и их звуковых студий, аудио и видеооборудования для концертных залов и гостиниц, магазинов и ресторанов, видеоконференций и презентаций, электронных кинотеатров и демонстраций различных шоу-программ со специальными звуковыми и видеоэффектами.

Цель преподавания дисциплины «Введение в специальность» для студентов специальностей БРЭА и АВТ – ознакомить первокурсников с историей города и вуза, где они учатся, т.е. города Томска и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУРа), со сферами и видами будущей профессиональной деятельности, с общими требованиями к образовательной программе подготовки выпускников и с перечнем дисциплин, которые необходимо освоить студенту в процессе обучения.

Кроме того, студенты ознакомятся с основами управления персонала, поскольку почти каждый из них после окончания вуза будет руководить группой работников, а затем и подразделением, целым предприятием, фирмой, объединением и т.д., а также с основами обеспечения безопасности предприятия и некоторыми элементами БРЭА и АВТ.

Кроме дисциплин, указанных в ГОСе, студенты будут изучать общепрофессиональные дисциплины: «Электромагнитная совместимость и безопасность радиоэлектронной аппаратуры», «Информационные технологии, оргтехника» или (по выбору) «Офисная техника», «Телевизионные устройства» или «Датчики охранной сигнализации»; дисциплины специализации: «Защита аудиовизуальной и компьютерной информации», «Электронные системы безопасности личности и имущества», «Учебно-исследовательская работа» и некоторые другие.

Есть все основания полагать, что в 21-м веке экономика будет «электронной», поскольку наибольший объем при производстве товаров и услуг будут занимать информационные технологии на основе радиоэлектронных средств. Это налагает особую ответственность на выпускников специальностей БРЭА и АВТ, поскольку именно с помощью этих технических средств человек получает большую часть информации об окружающем его мире.

В конце изучения дисциплины студент получает зачет по результатам выполнения электронной контрольной работы.

Авторами разделов являются: Пустынский И.Н. (введение, разделы 1, 5, 6), Кормилин В.А. (введение, разделы 2, 3.5, 4), Ройтман М.С. (разделы 2.1, 7), Дементьев А.Н. (подразделы 3.13.4), Шалимов В.А. (подраздел 2.5).

1 Краткая история Томска и Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

1.1 Город на Томи

Город Томск расположен на правом берегу реки Томи, в 60 км от впадения ее в реку Обь. Он основан в 1604 г. по личному повелению царя Бориса Годунова, который принял просьбу князя Тояна, главу небольшого племени томских татар, и послал наказ сургутским воеводам построить русскую крепость в землях Тояна [1]. Отряд казаков во главе с Г.И. Писемским и В.Ф. Тырковым в июне 1604 г. высадился на берег Томи в устье реки Ушайки и начал строить крепость, которая была завершена 27 сентября (7 октября по н.с.) 1604 г. В течение всего XVII в. Томск был военной крепостью. Отсюда уходили отряды казаков на захват и присоединение к Русскому государству новых земель. Томские казаки основали Кузнецкую крепость, Ачинск, Красноярск, Енисейск. В середине XVII века отряд под предводительством Д.Е. Копылова ушел далеко на восток, в Якутию, основал там Бутальское зимовье. И.Ю. Москвитин с казаками первым среди русских вышел на берег Тихого океана. Из Томска уходили дипломатические миссии в Китай и Монголию. Занятие хозяйством – хлебопашество, ремесла – долгое время оставалось уделом в основном крестьян, часто ссыльных. Обустройство жизни в городе практически отсутствовало.

Вплоть до начала XVIII в. Томск представлял собой скученные, бессистемные постройки. Город часто подвергался нападениям кочевников, страдал от пожаров. Томская крепость не раз горела и вновь восстанавливалась. Военно-политическое обслуживание интересов центральной власти формировало в томских служилых людях мужество, а также лихость и молодечество. И первым проявлением городского общества было объединение ради бунта против воевод. Только бунтом можно было добиться царева жалования, как это происходило во время волнения в 1637 г. и городского восстания в 1648 г. В XVIII в. русские границы отодвинулись далеко на юг и восток и Томская крепость утратила свое военное значение. Стержнем городской жизни стал Сибирский торговый тракт, связавший центр страны с сибирской окраиной. Томск превратился в место транзитной торговли. Развивалось ремесленное производство, хотя часть горожан продолжала еще заниматься земледелием и скотоводством. Город стал привлекателен для проживания и довольно быстро рос, став к концу XVIII в. одним из самых крупных в Сибири. Доминирующую роль в томском обществе приобрели купцы. Другую значительную группу населения составляли мещане (лица податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников) и цеховые (узкие профессионалы). В XVIII в. в Томске, как и других крупных российских городах, появились зачатки городского самоуправления, хотя полномочия царских чиновников по-прежнему охватывали все сферы городской жизни. Утратив лихость и бунтарство предшествовавших времен, горожане сосредоточились исключительно на «материальных интересах» жизни, нередко пренебрегая интересами духовно-нравственными, которые в те времена олицетворяла Церковь. Тем не менее, с ее деятельностью связаны первые ростки культуры в городе: первая библиотека появилась в XVIII веке в Алексеевском мужском монастыре на Юрточной горе. Там же открылась в 1746 г. первая школа.

В 1804 г. Томск стал центром обширной Томской губернии, в сферу административного и управленческого влияния которой входила по отдельным направлениям вся Западная Сибирь, а в ряде случаев и Казахстан. В XIX – начале XX в. наблюдался стремительный рост населения города. В 1897 г. Томск стал самым многонаселенным в Сибири, к 1914 г. он входил в число 20 самых крупных городов страны. Торговля по-прежнему играла ведущую роль в экономике Томска, в ряду других городов Сибири Томск занимал первое место по размеру торговых оборотов. В торговле формировались крупные капиталы томских купцов. Во второй половине XIX в. усилился приток капиталов в промышленность, в городе сложился комплекс промышленных предприятий ориентированных в основном на переработку сельскохозяйственного сырья. Томск развивался как транспортный узел региона, появились новые средства связи – телеграф (1863 г.) и телефон (1892 г.), формировалось банковское дело, в 1901 г. открылась первая в Сибири товарная биржа. В начале XX в. Томск выступал как один из самых крупных торгово-промышленных центров Сибири. Изменился и его внешний облик, получивший истинно городские черты.

Экономическое становление Томска сопровождалось, а в ряде случаев и подталкивалось, превращением его в культурно-образовательный центр всей Сибири в связи с открытием здесь первых в азиатской части страны высших и ряда профессиональных учебных заведений. В 1888 г. был открыт Томский государственный университет (ТГУ) как Императорский Сибирский университет, в 1900 г. – Томский политехнический университет (ТПУ) как Томский технологический институт, а в 1902 г. – Томский учительский институт, который в последствии (в 1933 г.) стал государственным педагогическим институтом, а в 1995 – педагогическим университетом.

Город притягивал к себе учащуюся молодежь, творческую интеллигенцию, в Томске жили и работали многие замечательные деятели науки, культуры, искусства. На рубеже XIX и XX вв. в Томске формировалась прослойка интеллектуальной элиты, настроенной оппозиционно по отношению к царскому правительству. В начале XX в. он стал одним из центров либерализма и Сибирского областничества. Вместе с тем в общественных настроениях горожан нарастала полярность, классовая нетерпимость, появилось стремление к отстаиванию своих прав и интересов в борьбе. Рабочее движение, демонстрации студентов, подпольные кружки, затем политические партии – все это определяло бурную общественно-политическую жизнь Томска.

События революции 1917 г. внесли серьезные перемены в жизнь города: вышли из подполья политические партии, началось создание профсоюзов, возникли и действовали новые органы управления – Комитет общественного порядка и безопасности, губернское народное собрание, затем – Совет рабочих и солдатских депутатов. Томск стал центром общественно-политического развития обширного региона, здесь собирались и работали съезды, конференции, совещания многих только что созданных политических, общественных, культурно-просвети-тельных объединений. Стремительное ухудшение жизни горожан, продовольственный кризис, начавшийся осенью 1917 г., способствовали перемене в политических симпатиях томичей – на выборах в городскую думу они предпочли кадетам представителей социалистических партий. Однако власть большевиков была установлена в Томске только в декабре 1917 г. Томск стал центром собирания антисоветских сил Сибири, а в июне 1918 г. – резиденцией Западно-Сибирского комиссариата Временного Сибирского правительства. До конца 1919 г. Томск служил местом формирования и обучения частей Белой армии, местом дислокации военных госпиталей. Томская интеллигенция и буржуазные слои населения поддерживали белое движение, однако летом 1919 г. произошел перелом в настроениях: антидемократическая репрессивная политика правительства Колчака оттолкнула многих от сотрудничества с ним.

  1. Кафедра телевидения и управления (2)

    Учебное пособие
    Пустынский И.Н. Введение в специальность 351 – Антикризисное управление: Учебное пособие.  2-е изд., перераб. и доп.  Томск кафедра ТУ, ТУСУР, 2012.
  2. Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Учебно-исследовательская работа» для специальности кафедры ту

    Учебно-методический комплекс
    Виды интеллектуальной собственности. Роль и значение технического творчества, и коммерческой деятельности в области интеллектуальной промышленной собственности.
  3. Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Цифровая и аналоговая обработка сигналов» для специальности кафедры ту

    Учебно-методический комплекс
    Курячий М.И. Цифровая обработка сигналов: Учебное пособие для вузов с грифом УМО. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2006. – 175 с.
  4. Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Оценка интеллектуальной собственности» для специальности кафедры ту

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Оценка интеллектуальной собственности» изучается студентами по специальности 351 – антикризисное управление и является неотъемлемой частью подготовки экономистов-менеджеров.
  5. Циолковского Кафедра «Документационное обеспечение управления и прикладная лингвистика»

    Документ
    1. Основные качества речи. Правильность как основное качество речи. Основные типы норм русского литературного языка. Основные типы словарей русского языка.
  6. Учебное пособие Санкт-Петербург 2004 удк рецензент: доцент кафедры экономики и управления предприятий сервиса Санкт-Петербургского института сервиса, к э. н. М. К. Авьерино

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные требования к оформлению документов и организации документооборота, классификация систем документации, нормативно-методическая база делопроизводства, даётся обзор истории развития государственного
  7. Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Экономический анализ» для специальности 351000 (080503) Антикризисное управление

    Учебно-методический комплекс
    Роль комплексного анализа в управлении предприятием. Содержание финансового и управленческого анализа и последовательность его проведения. Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей.
  8. Учебное методическое пособие томск  2004 Министерство образования и науки Российской Федерации томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (тусур)

    Информационно-методическое пособие
    Г.В. Дементьева. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебно-методическое пособие.  Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2004.
  9. Рабочая программа По дисциплине “Информатика” Для специальности 351000 “Антикризисное управление”

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (ГОС ЕН.Ф.02) профессионального высшего образования для специальности 351 (080503) “Антикризисное управление”, рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ТУ 2007 г.

Другие похожие документы..