Доклад по языковым правам национальных меньшинств в регионе обсе (Гаага, 10 марта 1999 года)

Д. Осуществление права учреждать частные школы

Вопрос 7. Каким образом ваша страна осуществляла право образования частно управляемых, учебных заведений для лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам? Имеют ли такие заведения право на получение общественного финансирования?

1. Международные стандарты

Способность лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, учреждать частные школы является еще одним важным составляющим элементом реализации языковых и других прав национальных меньшинств. Такие школы либо представляют собой замену общественных школ, либо служат в качестве важного дополнения к общественным школам для дополнительного обучения языкам и культуре меньшинств. Способность лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, создавать частные школы означает не отмену правомочности общественной школьной системы, а создание дополнительных возможностей изучать свою культуру и язык, при этом отвечая основным требованиям государства к образованию.

Международные стандарты в этом смысле отражают баланс между потребностями меньшинств и законными действиями государства относительно стандартов образования и использования общественного финансирования. Так, параграф 32.3 Копенгагенского Документа гласит, что меньшинства имеют право "учреждать и поддерживать свои собственные образовательные, культурные и религиозные институты, организации и ассоциации, которые могут использовать добровольные финансовые и другие вложения а также общественную помощь в соответствии с национальным законодательством." Статья 13(3) Международного пакта по экономическим, социальным и культурным правам предусматривает следующее:

Страны-участницы настоящего пакта обязуются уважать свободу родителей или законных опекунов выбирать своим детям школы, отличные от тех, которые учреждены общественными органами власти, которые соответствуют тем минимальным стандартам образования, которые могут быть установлены или одобрены государством и которые могут обеспечить религиозное и духовное образование для их детей в соответствии с их собственными убеждениями.

Статья 13(1) Рамочной Конвенции гласит: "В рамках своих систем образования Стороны должны признавать, что лица, принадлежащие к национальному меньшинству, имеют право учреждать свои собственные частные учебные заведения и управлять ими". К тому же, определенные двусторонние договора также предусматривают такие права(59).

Таким образом, международные стандарты обеспечивают меньшинствам право образовывать частные школы, но не право отходить от национальных стандартов образования и не право на общественное финансирование. Тем не менее, как указано в Гаагских рекомендациях, государство не может, во имя стандартов образования, устанавливать чрезмерно обременительные правовые и административные требования к частным школам меньшинств (Пункт 9), а также не может вмешиваться в возможности таких школ получать финансирование от частных источников как внутри страны, так и за рубежом (параграф 10).

2. Результаты опроса

Каждое государство, ответившее на этот вопрос, указало, что национальные меньшинства имеют право учреждать частные школы.(60) Семь стран отметили, что это право записано или вытекает из их Конституции (Андорра, Армения, Австрия, Германия, Нидерланды, Швейцария и США), а шесть отметили, что это право специально гарантировано законом (Андорра, Хорватия, Эстония, Латвия, бывшая югославская республика Македония и Великобритания). Армения, Австрия и Турция отметили, что такие школы гарантированы согласно специальным договорам, в которых эти страны являются сторонами - соответственно Конвенция СНГ, гарантирующая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, Сен-Жерменский и Лозаннский Договора. Тем не менее, некоторые государства ответили, что они не имеют частных школ специально для меньшинств (Армения, Венгрия, Мальта, Норвегия, Польша и Туркменистан), а другие ответили, что такие школы довольно необычное дело, часто вследствие широко-распространенного посещения общественных школ (Беларусь, Финляндия, Молдова и бывшая югославская республика Македония). Некоторые также заявили, что школы для меньшинств существуют только на определенных уровнях: Азербайджан (университетский уровень), Дания (начальный уровень), Молдова (средняя школа и колледж), Таджикистан (начальный уровень), бывшая югославская республика Македония (средняя школа) и Узбекистан (начальный уровень).

Многие страны, ответившие на этот вопрос, указали, что школы для меньшинства должны отвечать определенным стандартам, установленным государством и поэтому должны получить лицензию или другую форму аккредитации. Некоторые отметили определенные требования для получения такой лицензии, например, обучение на уровне равном или эквивалентном уровню государственных школ (Дания, Швеция). Швейцария заявила, что к таким школам может предъявляться требование использовать официальный язык. Однако, неясно, применяются ли эти стандарты ко всем частным школам, учреждаемым меньшинствами или только к тем, которые предназначены в качестве замены, а не дополнения, к общественным школам.

Что касается финансирования, ответы были менее однообразны. Следующие государства ответили, что такие школы имеют право на общественное финансирование: Австрия, Канада, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Грузия, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Швеция, Швейцария (кроме начальных школ), Турция и Великобритания. Монако и Испания заявили, что частные школы не получают общественное финансирование, а США ответили, что их конституционное разделение церкви и государства устанавливает строгие ограничения на такое финансирование. Из тех стран, которые не обеспечивают финансирование, некоторые заявили, что финансирование зависит от минимальной посещаемости (Дания, Ирландия и Словакия), другие заявили, что это зависит от соответствия определенным стандартам образования (Чешская Республика, Литва, Нидерланды, Норвегия, Румыния и Российская Федерация). Латвия сообщила, что она обеспечивает общественное финансирование, только если школьные курсы будут на латышском с исключениями, возможными для двуязычных дошкольных учреждений и начальных школ. (Другие государства, возможно, также имеют подобные требования в своих стандартах, однако могли не упомянуть их в ответе на вопрос), и, наконец, ряд стран указал определенные лимиты на общественное финансирование частных школ: Дания (75 процентов расходов), Латвия (80 процентов от зарплаты и премий работников), Польша (50 % расходов), тогда как другие указали, что финансирование неограниченно (Литва, Словакия).

3. Анализ результатов

Из этого следует, что каждая ответившая на вопрос страна-участница ОБСЕ признает право меньшинств учреждать частные школы, и в большинстве стран такие школы существуют, хотя результаты опроса не прояснили, являются ли это школы обычными школами полного дня или дополнительными школами. Хотя только меньшая часть стран ответила, что такое право содержится в их Конституции или законе, можно вполне предположить, что число таких стран значительно больше. В любом случае, для государств, которые еще не имеют юридических положений, гарантирующих права меньшинств (и других) создавать частные школы это было бы положительным шагом, чтобы как можно скорее кодифицировать это право.

Что касается аккредитации, ни один из ответов государств не предполагал требований, которые были бы неоправданно тяжелыми или дискриминационными для меньшинств, хотя большинство государств не дали подробного описания своих стандартов для аккредитации. Повторим, что такие стандарты не должны носить дискриминационный характер по отношению к школам меньшинств или представлять собой фактические барьеры для их работы. В этом контексте, возможные стандарты, предназначенные для школ, дополняющих обычные школы (например, после основных уроков и в выходные дни) не должны быть так же высоки, как стандарты для частных школ, которые могут быть основным учебным заведением для учащегося.

В отношении финансирования, необходимо поприветствовать тот факт, что многие страны действительно обеспечивают некоторое финансирование таких школ. Подобное финансирование может помочь школам для меньшинств соответствовать стандартам, предъявляемым государствами к качеству образования и в результате, поможет обеспечить работу школ. Предъявляя в качестве условия для финансирования школ для меньшинств требование предварительно фактически достигнуть стандартов государственных школ, может, в сущности, привести к отказу от финансирования. Финансирование, изначально обусловленное посещаемостью, может оказаться лучше для того, чтобы связать его с интересами меньшинств; дальнейшее же финансирование уже может быть обусловлено качеством, соответствующим стандартам образования.

Е. Доступ к средствам массовой информации

Вопрос 8: В какой степени имеют доступ к средствам массовой информации на своем языке национальные меньшинства? Например, имеют ли они доступ и эфирное время на общественных электронных средствах связи (телевидение и радио) для того, чтобы производить и передавать программы на своем языке?

1. Международные стандарты

Право лиц, принадлежащих к меньшинствам, получать и передавать информацию друг другу зависит большей частью от доступа к средствам массовой информации. Это право берет начало от основных прав человека находить, получать и выдавать информацию, как записано в Статье 19 Международного пакта по гражданским и политическим правам и статье 10 Европейской конвенции прав человека. Согласно этим конвенциям, выбор языка не может сам по себе быть законной базой для какого-либо ограничения в общении со стороны государства. Газеты, радио и телевидение на языке меньшинств, а также растущее использование электронных форумов (например, интернета и вебсайтов) дают широкое поле для средств общения. Такие средства информации особенно важны, когда меньшинства разбросаны по большой территории. Международные стандарты, конкретно касающиеся доступа к средствам информации для меньшинств, в какой-то степени ограничены. Единственным многосторонним четко отражающим данный вопрос механизмом является Рамочная Конвенция, Статье 9(3) которой гласит:

Стороны не должны препятствовать созданию и использованию печатных средств информации лицами, относящимися к национальным меньшинствам. Правовая система радио и телепередач, насколько возможно, должна, принимая во внимание положения пар. 1 [касательно права получать и выдавать информацию без дискриминации], гарантировать лицам, относящимся к национальным меньшинствам, наличие возможности создавать и использовать свои средства информации.

Кроме этого положения, подобные требования содержат и двусторонние договора.(61)

Надо отметить некоторые аспекты этого положения. Во-первых, Рамочная Конвенция запрещает государствам препятствовать созданию и использованию средств информации. Во-вторых, она требует от государств предоставлять меньшинствам возможность пользоваться своими средствами информации, хотя и с двумя ограничениями - (а) государства могут предусматривать, чтобы такое пользование происходило в рамках их законодательства о вещании, и (б) государства обеспечивают такую возможность "насколько это возможно". Вторая оговорка признает, что имеются технические факторы, которые влияют на возможность государства предоставить членам групп меньшинств возможность создавать и использовать определенные средства информации, а именно радио и телевидение, количество частот которых могут быть ограничены.(62)

В-третьих, ссылка на параграф 1 статьи 9 и его стандарты недискриминации предполагают, что кроме позитивного обязательства обеспечить доступ, любой доступ не должен дискриминировать никакой язык и, таким образом, не должен ограничивать осуществление прав меньшинств.(63) Это означает, что любое отличие между программами для различных языков должно быть основано на объективных факторах, таких как спрос и технические ограничения, и не предрассудками в отношение какой-либо языковой группы. Это также должно подразумевать, что государства не должны ограничивать или подвергать цензуре содержание программ, предназначенных для меньшинств, кроме тех ограничений, которое присущи ко всем средствам информации в целом (например, подстрекательство к расовой ненависти, непристойности и т.п.).(64)

Рамочная Конвенция не указывает на необходимость общественного финансирования средств информации ни через доступ к государственному радио или телевидению, ни через государственные субсидии средствам информации, предназначенных для меньшинств. Ословские рекомендации предлагают, чтобы меньшинства имели доступ ко времени вещания на общественно финансируемых средствах информации, а не только право образовывать частные станции. В то же время Рекомендации признают, что доступ должен соответствовать величине и концентрации группы.(65)

Рамочная Конвенция также прямо не указывает на обязательный доступ групп меньшинств к вещанию из других государств на языке меньшинства. Параграф 32.4 Копенгагенского Документа и Статья 17(1) Рамочной Конвенции требует от государств уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, образовывать и поддерживать свободные и мирные контакты через границы. Для таких групп получение доступа к более полным и разработанным программам из государства их происхождения может быть особенно важно для поддержания и развития самоопределения. В любом случае, в соответствии с принципом недискриминации, в таком доступе не должно быть отказано только на основании языка общения, принцип, также нашедший свое отражение в Ословских рекомендациях.(66)

2. Результаты опроса

Большинство ответивших на вопрос стран, упомянули как печатные средства информации, так и электронные, хотя некоторые выделили исключительно последние.(67) Десять государств, при обсуждении своих газет, отметили, что большое количество национальных меньшинств имеют свои собственные газеты или периодические издания, в большинстве случаев на своем собственном языке(68) Армения (на русском, украинском, курдском и еврейском); Азербайджан (на курдском, лезгинском, талышском, русском и грузинском); Беларусь (на татарском, еврейском, украинском и польском), Болгария (на турецком, русском, армянском, валлахском и еврейском), Хорватия (на итальянском, чешском, словацком, венгерском, рутенском, украинском, сербском, немецком, австрийском, еврейском, албанском, цыганском, черногорском и македонском), Казахстан (на русском, немецком, уйгурском, корейском, украинском, курдском и узбекском), Латвия (на русском, белорусском, литовском, ливском, еврейском и эстонском), Литва (на русском, польском, белорусском, украинском, немецком, идиш, английском и французском), Украина (на русском, армянском, румынском, еврейском, болгарском, польском и татарском), и Узбекистан (на русском, таджикском, казахском, татарском, киргизском и туркменском). Некоторые государства отметили наличие многих газет или журналов на небольшом количестве языков: Азербайджан (20 на русском), Эстония (12 на русском), Греция (10 на турецком) и Турция (8 на армянском). Девять стран добавили, что они предоставляют государственные субсидии газетам и журналам: Германия, Венгрия, Норвегия, Польша, Румыния, Швеция, бывшая югославская республика Македония, Украина и Великобритания.

Что касается средств вещания, все ответившие страны отметили, что они обеспечивают доступ к таким средствам информации для меньшинств, за исключением Андорры, которая заявила, что единственной программой общественной информации является национальная служба новостей. Число языков вещания было, что неудивительно, несколько меньше, чем число языков для средств печати, однако 16 государств, тем не менее, сообщили, что предлагают радио и телевещание, по меньшей мере, на нескольких языках меньшинств: Азербайджан, Хорватия, Чешская Республика, Франция, Германия, Италия, Казахстан, Киргизстан, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Швеция, бывшая югославская республика Македония и Узбекистан. Более того, многие страны отметили, что они разрешают свободное вещание из соседних стран, где такой язык является языком большинства (например, страны Прибалтики из Российской Федерации, Швеция из Финляндии, Греция из Турции).

  1. Национальный план действий в области прав человека в республике казахстан (1)

    Реферат
    Как известно, идея разработки национальных планов действий в области прав человека была сформулирована в ходе работы Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 году.
  2. Национальный план действий в области прав человека в республике казахстан (2)

    Реферат
    места жительства 19 Право на объединение 28 Право на свободу мысли, совести и религии ………. 41 Право на свободу мирных собраний и митингов . 51 Право на свободу слова и получение информации 59 Право на участие в управлении
  3. Актуальные проблемы национальных меньшинств северного кавказа: социальное положение, трансформация (1)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре история России Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дагестанский государственный университет».
  4. Актуальные проблемы национальных меньшинств северного кавказа: социальное положение, трансформация (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «20» октября 2010 г. в 10 ч.30 мин. на заседании диссертационного cовета ДМ 002.053.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте истории,
  5. Серия (1)

    Документ
    Байзакова К.И.(научный редактор), Айдарбаев С.Ж. (зам. председателя), Балаубаева Б.М. (ответ. секретарь), Ибрашев Ж.У., Кукеева Ф.Т., Мукаметхан Н., Кенжалиев З.
  6. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (1)

    Содержательный отчет
    Сведения и материалы, изложенные в данной публикации, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО. За представленную информацию несут ответственность авторы.
  7. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  8. Ситуация вокруг абхазии и южной осетии 10

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: В Международном суде в Гааге, между тем, сегодня продолжатся общественные слушания по иску Грузии к России в связи с событиями в Южной Осетии.
  9. Институт государства и права ран академический правовой университет а. Х. Саидов сравнительное правоведение основные правовые системы современности

    Список учебников
    Автор учебника – доктор юридических наук, профессор сравнительного и международного права. В книге дается понятие сравнительного правоведения как метода, науки и учебной дисциплины, рассматриваются история развития и.

Другие похожие документы..