Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Хоровая литература»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)

Специализация «Руководитель народного хора»

Содержание

Пояснительная записка 3

Цели и задачи 3

Учебно-тематический план 4

Содержание учебной дисциплины 5

Библиографический список 10

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

  • Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование» специализации «Руководитель народного хора»(повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный №03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года;

  • Примерной программы по учебной дисциплине «Хоровая литература» для специальности «Хоровое дирижирование» специализации «Руководитель народного хора» (повышенный уровень среднего профессионального образования) Федерального ГОУ «Государственный музыкальный колледж им. Гнесиных»

  • Рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»;

  • Собственного педагогического опыта составителя.

Назначение дисциплины «Хоровая литература» специализации «Руководитель народного хора»

Предмет «хоровая литература» призван выполнять особую задачу художественного познания мира и занять значительное место в системах музыкально-профессионального и общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Интересы развития хорового искусства требуют подготовки специалистов современного уровня владеющими разнообразным репертуаром, обширными знаниями в различных жанрах хоровой музыки.

В цикле специальных дисциплин предмет «Хоровая литература» для специализации «Руководитель народного хора» занимает важное место. На занятиях учащиеся систематизируют и закрепляют практические навыки в игре и целостном анализе хоровой литературы, лекционный курс охватывает весь комплекс тем по русской и отечественной хоровой музыке. Предмет тесно связан со специальными дисциплинами: дирижирование, чтение хоровых партитур, хоровой класс, хороведение, хоровая аранжировка и др.

Целью дисциплины «Хоровая литература» является формирование специалиста – профессионала для осуществления деятельности в качестве руководителя преподавателя хоровых дисциплин в ДМШ, ДШИ и др. учреждений дополнительного образования; подготовка к деятельности артиста хора и вокального ансамбля.

Основными задачами дисциплины «Хоровая литература» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:

  1. воспитательные:

  • художественное и эстетическое воспитание учащихся путем практического знакомства и творческого освоения лучших образцов хоровой музыки различных эпох, стилей, жанров;

  • воспитание студента как педагога, организатора и руководителя хорового коллектива;

  • воспитание студента как педагога, организатора и руководителя хорового коллектива;

  • воспитание личностных качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности – ответственности, коллективизма, патриотизма и т.д.;

  1. обучающие:

  • формирование у студентов специальных навыков в процессе освоения хоровой литературы (слуховых, вокальных, ансамблевых, исполнительских и др.)

  • осуществление практического исполнения фрагментов оперных сцен, кантат, ораторий, сюит, хоров а капелла;

  • умение целостно анализировать хоровые партитуры;

  1. развивающие:

  • расширение профессионального музыкального кругозора;

  • развитие профессиональных музыкальных способностей (остроты вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, исполнение музыки в ансамбле и т.д.);

  • применение знаний хорового репертуара в условиях реальной хормейстерской деятельности.

Роль дисциплины «Хоровая литература», как основы многостороннего процесса становления и формирования творческой личности хормейстера – профессионала, обусловлена самой спецификой данного предмета.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения предмета «Хоровая литература»: хоровой класс, вокальный ансамбль, хороведение, музыкальная литература, чтение хоровых партитур, хоровая аранжировка.

Выпускник должен уметь:

  • исполнять хоровую партитуру на рояле

  • ориентироваться в жанрах и стилях хоровой музыки

  • анализировать хоровые сочинения

  • адаптировать изученный материал к условиям работы в конкретной концертной организации.

Учебно-тематический план

п/п

Тематический план

Кол-во часов

Хоровая литература

1

Возникновение и развитие русской хоровой музыки до 17 века.

2

2

Жанры 17-18 веков: псалмы, кантаты, партесный концерт.

2

3

Жанр хоровой обработки русской народной песни в творчестве композиторов-классиков.

2

4

Оперно-хоровое творчество М. Глинки.

2

5

Оперно-хоровое творчество А. Даргомыжского.

2

6

Хоры а капелла Ц. Кюи

2

7

Хоры а капелла и с сопровождением для женских и смешанных составов П. Чеснокова.

2

8

Развитие кантатно-ораториального жанра 50-х 90-х годов 20 века

2

9

Фольклорное направление в творчестве современных русских композиторов. С. Слонимский, Г. Свиридов, В. Салманов, Р. Щедрин.

2

10

Семинарское занятие

1

Всего:

19


8 семестр – 19 часов

Самостоятельная работа студентов – 4 часа

Контрольный урок –8 семестр

Темы докладов для самостоятельной работы.

1.Обработка народных песен – как один из методов редактирования

2.Расшифровка народных песен - как один из методов редактирования.

3. Построение концертной программы.

4. Характеристика народных музыкальных инструментов и их роль в исполнительской деятельности.

Содержание учебной дисциплины «Хоровая литература»

1. Возникновение и развитие русской хоровой музыки до 17 века.

Православные основы богослужебного певческого искусства. Расцвет церковно-певческого искусства во второй половине 15 века. Создание хора Государевых певчих дьяков. Покаянный стих 16 века. Становление многоголосия. Музыка «переходной эпохи». Кардинальные перемены в духовном и культурном развитии Московской Руси. Гражданское противоборство Смутного времени. Церковный раскол. Мирское начало в гимнографии. Эпоха барокко.

2. Жанры 17 – 18 веков: псалмы, канты, партесный концерт.

Модернизация знаменного пения и храмовое партесное пение. Реформа патриарха Никона – духовный компромисс, скрещивание западно-европейской музыкальной системы с традициями певческого православия. Зарождение композиторской школы. Трактат музыканта-теоретика Н. Дилецкого «Мусикийская грамматика». Хоровое искусство в эпоху Просвещения. Избранные канты 18 века. Игра партитур, пение, анализ, слушание.

3. Жанр хоровой обработки русских народных песен.

Сборники русских народных песен. Собрание музыкального фольклора. В. Трутовский, Н. Львов, К. Данилов. Опера Арайи «Цефал и Прокрисс» - первый русский текст (либретто Сумарокова) 1755 год. Обработки для хора композиторов – классиков: Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова. 4 типа: гармонизация, полифонический, смешанный, свободная обработка. Установление подлинного национального стиля в жанре хоровой обработки: специфика русского мелоса и особенности многоголосия. Игра, анализ, слушание образцов.

4.Оперно-хоровое творчество М. Глинки. Доглинкинский период и значение творчества А. Верстовского.

Романтизм в оперном жанре. Эстетические принципы и формирование стиля. Два типа оперной драматургии: опера – драма, опера – сказка. Реализм и народность творчества. Монументальность хоровых сцен. Значение хора в операх. Стилизация как творческий метод работы с народной музыкой. Подробно анализируются хоровые интродукции 2-х опер, финалы и отдельные обрядовые хоры. Игра части хоровых партитур по клавиру, слушание и видеозаписи. Для самостоятельной работы предлагается хоровое творчество М. Глинки – патриотическая песня «Москва», песни с хоровым припевом, переложения романсов.

5. Оперно-хоровое творчество А. Даргомыжского.

Народно-реалистические основы творчества. «Великий учитель музыкальной правды». Утверждение метода критического реализма. «Гоголевский период» в литературе 19 века. Особенности драматургии оперы «Русалка». Значение хоров, круг жанров народной музыки, стилизация и цитирование музыкального материала. Разнообразие составов хора, свобода модулирования, богатство гармонических средств, подголосная полифония. Подробно изучаются хоры 1,2,4 действий. Для самостоятельной работы рекомендуется циклы для неполного смешанного хора «Петербургские серенады». Игра, анализ, прослушивание.

6. Хоры а капелла Ц. Кюи.

Новая русская музыкальная школа. Деятельность в качестве музыкального критика. 80-е годы – стиль изящной, салонно-чувствительной лирики. Хоровая миниатюра, романсы. Тесная связь с хоровыми коллективами, дирижерами, певцами. «Семь вокальных квартетов» (ор. 59). 1885 год – семь хоров для смешанного состава, шесть хоров ор. 53, ор. 63. 30 смешанных хоров, духовные хоры ор. 80, 93, 3 псалма.

Подробно изучаются детские хоры «Всюду снег», «Весеннее утро», смешанный хор «Воды», «Розы». Анализ, игра, транспозиция.

7. Хоры а капелла и с сопровождением для женских и смешанных составов П. Чеснокова.

Мастер хорового искусства в Московской консерватории. Педагог, ученый, хормейстер, композитор 20 женских хоров для воспитанниц женского пансиона. Влияние русского народного песнетворчества. Хоры «Зеленый шум», «Яблоня», «Русалка», «Несжатая полоса» - глубокое лирическое раздумье, поэтическая задушевность, созерцательность и драматические коллизии. Хор «Не цветочек» - драматически насыщенная партитура, стилизованная в народном духе. Мастерские вариации «АХ, ВЫ, СЕНИ». Жанр хоровой обработки р.н. песни (пример «Дубинушка»). Полнота хоровой звучности, частые дивизи, фактурные контрасты, сложные формы, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса.

Подробный анализ хора «Теплится зорька». Игра, пение голосов, совместное музицирование на двух роялях (аккомпанемент + хоровая партитура), прослушивание имеющихся записей.

8.Развитие кантатно-ораториального жанра 50-х 90-х годов 20 века.

Создание крупных вокально-симфонических произведений в контексте истории Отечества новаторство и смешение жанров, национально-героическая тема, духовная красота и гармония личности, судьба Отечества и родной земли – вот главные направления поисков. «Поэма памяти С. Есенина» Г. Свиридова (1955 год), «Патетическая оратория» (1959 год), оратория С. Прокофьева «На страже мира» (1952 год), оратория-поэма. В. Салманова «12» на стихи А. Блока (1957 год), кантата Г. Свиридова «Курские песни» (1964 год), Д. Кабалевский кантата «Песни утра, весны и мира»(1962 год), «Поэтория» Р.Щедрина (1967 год), кантата «Бюрократиада» (1969 год), симфония – действо «Перезвоны» В. Гаврилина (по прочтении В. Шукшина).

Проблема хорового исполнительства. Возникновение камерных хоров. Специфика репертуара, смелое экспериментаторство, зарождение хорового театра. Деятельность камерного хора под управлением

В. Минина (г. Москва), Б.Тевлина (Московская консерватория), Б. Певзнера (г. Новосибирск), В. Новика (г. Пермь). Прослушивание записей, игра и анализ хоровых партитур фрагментарно.

9. Фольклорное направление в творчестве современных русских композиторов.

С. Слонимский, Г. Свиридов, В. Салманов, . Щедрин – яркий пласт стилистического слоя – «новая фольклорная волна» 50-х 60-х годов 20 века. С. Слонимский, В. Салманов, Г. Свиридов – зачинатели этого направления. Различие способов воплощения фольклорной интонации, углубление лирики, поиски новых форм – главные стилистические особенности. Концерт С. Слонимского «Тихий Дон» на сл. Старинных казачьих песен по роману М. Шолохова (1977 год), 4 русские песни «Уж вы ветры», «Уродилась я», «Поедем!», «Доля моя». Хоровой концерт В. Салманова «Лебедушка» на русские народные тексты (1967 год). Новаторство в области «хоровой инструментовки», ритмодекламация и жанр плача, символизм особенности драматургического замысла, стилистическое значение надголосочности, свободное владение «педалями», «фонами» различной плотности и интенсивности высоки вокальный уровень хорового письма. Игра и анализ отдельных номеров. Слушание в записи. Г. Свиридов «Курские песни» - сл. Народные хоровая поэма о судьбе русской женщины. Коренной признак – «курский» тетрахорд – (лидийский мажор). Драматургия жанра, анализ средств музыкальной выразительности: состав хоров, жанровые истоки, курский фольклор (цитаты из сборника А. Рудневой «50 народных песен курской губернии), формообразование, роль оркестра. Слушание кантаты в записи.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ В РАЗДЕЛЕ «ХОРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА»:

Глинка М. –Хоровые сцены из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».

- Хоровые сочинения а капелла, песни с хоровым припевом, переложения романсов ( по выбору педагога).

Даргомыжский А. – Хоры и сцены из оперы «Русалка».

- Циклы «Петербургские серенады».

Кюи Ц. – хоры для смешанного, мужского и детского составов: «Воды», «Слезы», «Весеннее утро», «Всюду снег», «Охотник и зайка».

Хоровые обработки М. Мусоргского, А. Лядова, Н. Римского-Корсакова.

Чесноков П. – Хоры а капелла и с сопровождением: «Теплится зорька», «Не цветочек в поле вянет».

- «Русалка», «Зеленый шум», «Несжатая полоса».

Дубравин Я. – Хоры и песни для детей.

Дунаевский И. – Хоры и песни для детей.

Кабалевский Д. – Песни и хоры для детей.

- Кантата «Песни утра, весны и мира» (4 части).

Парцхаладзе М. – Хоры для смешанных и женских голосов.

Пахмутова А. – Хоры и песни для детей из сборников:

  • «Избранные песни»

  • «Чьи песни ты поешь»

  • «Вираж»

Прокофьев С. – Кантата «Александр Невский»

- Кантата «Здравица»

- Оратория «Иван Грозный»

Салманов В. – Хоровой концерт «Лебедушка»

- Хоровой цикл на стихи Н. Хикмета «Но бьется сердце»

- Хоры на стихи С. Есенина «Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц».

Свиридов Г. – Хоровой концерт «Пушкинский венок»

- Концерт «Памяти А. Юрлова»

- «Патетическая оратория»

- «Поэма памяти С. Есенина»

- 3 хора к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

- «Детский альбом»

- «3 миниатюры»

- Хоровая поэма «Ладога»

- «5 хоров» на стихи русских поэтов.

-«Курские песни», «Снег идет», «Весенняя кантата»

Слонимский С. – Кантата «Голос из хора» (ознакомление).

- Концерт «Тихий Дон» (ознакомление).

- Хоры а капелла и обработки р.н. песен (по выбору)

- Хоры из оперы «Виринея» (по выбору)

Фалик Ю. – Концерт «Поэзы на стихи И. Северянина»

- «Два сольфеджио», «Незнакомка», «Карельская акварель».

Шаинский В. – Хоры и песни для детей

- Музыка из мультфильмов.

Щедрин Р. – «Поэтория» (ознакомление)

- «Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь».

- «Концертино» (ознакомление)

- Циклы на стихи А. Твардовского, А. Вознесенского.

Чичков Ю. – Песни и хоры для детей.

По окончании курса «Хоровая литература» выпускник должен знать:

  • лучшие образцы русской и отечественной хоровой музыки

  • должен точно ориентироваться во времени создания произведений, соотнося конкретное сочинение с периодизацией творчества композитора и основными стилистическими особенностями

  • специфику исполнения хоровых партитур.

Формами текущего и промежуточного контроля являются:

  • лекции – доклады;

  • викторины;

  • семинарские занятия;

  • зачетные уроки;

  • исполнение фрагментов хоровых партитур на фортепиано, согласно тематическому плану дисциплины;

  • контрольный урок в 8 семестре;

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве [Текст] / Б. Асафьев. – Ленинград : Музыка, 1980. – 215 с.

  2. Дмитриевская, К. Русская советская хоровая музыка / К. Дмитриевская. – Москва : Советский композитор», 1974. – 95 с.

  3. Живов, В. Патетическая оратория / В. Живов. – Москва : Советский композитор, 1973. – 25 с.

  4. Кошмина, И. Русская духовная музыка. История, стили, жанры / И. Кошмина. – Москва : ГИЦ Владос, 2001. – 220 с.

  5. Мартынов, Н. Александр Давиденко / Н. Мартынов. – Москва : Советский композитор, 1977. – 120 с.

  6. Милка, А. С. Слонимский : монографический очерк / А. С. Милка. – Ленинград : Советский композитор, 1976. – 95 с.

  7. Паисов, Ю. Хор в творчестве Р. Щедрина / Ю. Паисов. – Москва : Советский композитор, 1988. – 260 с.

  8. Петрушанская, Р. Советские композиторы – лауреаты премии Ленинградского комсомола / Р. Петрушанская. – Москва : Советский композитор, 1989. – 310 с.

  9. Полякова, Л. Курские песни Г. Свиридова / Л. Полякова. – Москва : Советский композитор, 1973. – 28 с.

  10. Рогожина, Н. Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева / Н. Рогожина. – Лениград : Музыка, 1964. – 110 с.

  11. Рубцова, В. Вадим Николаевич Салманов / В. Рубцова. – Ленинград : Советский композитор, 1981. – 90 с.

  12. Рыцарева, М. М. С. Березовский / М. Рыцарева. – Ленинград : Музыка, 1983. – 85 с.

  13. Сохор, А. Г. Свиридов : монография / А. Г. Сохор. – Москва : Советский композитор, 1985. – 320 с.

  14. Шафер, Н. Дунаевский сегодня / Н. Шафер. – Москва : Советский композитор, 1989. – 205 с.

  15. Шварц, Н. Хоры Шебалина В. на стихи советских поэтов / Н. Шварц. – Москва : Музыка,1979. – 24с.

  16. Элик, М. Поэма памяти С. Есенина Г. Свиридова / М. Элик. – Москва : Советский композитор, 1971. – 21 с.

Перечень мультимедийных технических средств обучения.

  • использование видеозаписей, CD, DVD, грамзаписи

оперных спектаклей, концертных выступлений ведущих хоровых коллективов страны и региона: «Московский камерный хор», «Хоровая капелла В. Полянского», «Республиканская хоровая капелла им. А. Юрлова», Хор Московского театра «Новая опера», «Петербургская хоровая капелла им. М. Глинки», «Камерный хор Московской консерватории», «Магнитогорская хоровая капелла им. С. Эйдинова»,»Хоровая капелла Тюменской филармонии», «Пермская хоровая капелла мальчиков»; детские хоровые студии: «Пионерия», «Дубна», «Веснянка», « Ключ», «Жаворонок», «Сибирята», «Мечта», «Аврора».

  • Видеозаписи мастер-классов ведущих хоровых и оперных дирижеров страны и региона: А. Юрлов, В. Минин, Б. Тевлин, В. Чернушенко,

Е. Колобов, В. Полянский, Б. Певзнер, С. Эйдинов, В. Шереметьев, В. Завадский, А. Литвина.

Иллюстративные материалы:

  • Использование клавиров, партитур, авторских сборников русских и современных композиторов. Плакаты, альбомы, буклеты.

11

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (10)

    Учебно-методический комплекс
    В цикле специальных хоровых дисциплин учебного плана специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) курс «Дирижирование» наряду с курсом «Хоровой класс» занимает центральное положение.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (14)

    Учебно-методический комплекс
    В цикле специальных дисциплин учебного плана специальности 070106 (специализации 070106.01) «Хоровое дирижирование» колледжа искусств преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится с целью проверки профессиональной
  3. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (13)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет «Методика преподавания хоровых дисциплин» относится к циклу специальных дисциплин и предполагает изучение теоретических основ музыкального воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами и методами
  4. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Хороведение», «Хоровая литература», «Методика
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (12)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Хороведение», «Хоровая литература», «Методика
  6. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (9)

    Учебно-методический комплекс
    Требований Гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование»(повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основан на общих задачах курса учебной программы «Чтение хоровых партитур» и авторской разработки «К вопросу о курсе чтения хоровых партитур» для педагогов музыкальных училищ и консерватории (Екатеринбург, 1998).
  8. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (6)

    Учебно-методический комплекс
    - Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирования» (повышенный уровень профессионального образования)
  9. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (8)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса «Вокальный ансамбль» является обучение студентов базовым знаниям и навыкам по искусству хорового пения, а также руководству творческим исполнительским коллективом.

Другие похожие документы..