Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

«Основы психоконсультирования и психокоррекции»

Цель: сформировать систему важнейших теоретических знаний и практических умений, необходимых социальному педагогу в его профессиональной деятельности; усовершенствовать навыки психологического консультирования и коррекции; познакомить с различными подходами, методами и приемами психологического консультирования.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

  • закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

  • варианты развития при различных видах дизонтогенеза;

  • структурные и динамические характеристики малой группы.

уметь:

  • взаимодействовать с детьми и подростками;

  • использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

  • применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

владеть:

  • методами исследований в области педагогики и психологии;

  • современными технологиями педагогической деятельности;

  • конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук П.Л. Дрибинский.

«Экологическое воспитание»

Цель дисциплины: сформировать профессиональные навыки у студентов по экологическому воспитанию детей и подростков в социально-педагогической деятельности.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • содержание, методы и формы экологического воспитания детей и подростков;

  • исторический аспект проблемы экологического воспитания подрастающего поколения в отечественной и зарубежной литературе;

  • опыт по формированию экологической культуры детей в социально-реабилитационных учреждениях.

уметь:

  • разработать программу экологического воспитания с учетом специфики учреждения;

  • выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для решения задач экологии.

владеть:

  • навыками работы по экологическому воспитанию подрастающего поколения в процессе социально-педагогической деятельности.

Разработчик:

СмолГУ, ассистент кафедры естественно-математических дисциплин и методик их преподавания в начальных классах Т.В. Евфаненкова.

«Управление социальными системами»

Цель: сформировать представление об основных направлениях функционирования управления социальными системами в Российской федерации, о роли общественных организаций в управлении социальными системами; дать понятие об основных правовых нормативных актах в области социально-правовой защиты граждан, основных понятиях теории управления и принципах управления.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

  • структурные и динамические характеристики малой группы.

уметь:

  • взаимодействовать с детьми и подростками;

  • использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

  • применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

владеть:

  • методами исследований в области педагогики и психологии;

  • современными технологиями педагогической деятельности;

  • конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук П.Л.Дрибинский.

«Социально-педагогическая работа с детьми и

подростками с девиантным поведением»

Цель: сформировать представление о социально-педагогической работе, проводимой с детьми и подростками, чье поведение отклоняется от общепринятых норм с учетом компетентностного подхода.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

  • закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

  • варианты развития при различных видах дизонтогенеза;

  • структурные и динамические характеристики малой группы.

уметь:

  • взаимодействовать с детьми и подростками;

  • использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

  • применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

владеть:

  • методами исследований в области педагогики и психологии;

  • современными технологиями педагогической деятельности;

  • конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук П.Л. Дрибинский.

«Основы семейной педагогики»

Цель: сформировать целостное представление о социальной и воспитательной роли семьи, ее основных функциях и проблемах в жизни современного общества.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • особенности семейного воспитания детей по сравнению с воспитанием общественным;

  • знание социальных функций семьи в современном обществе и тенденции в их развитии;

  • знание факторов, определяющих воспитательный потенциал современной семьи;

  • знание основных законодательных актов, регулирующих взаимоотношения в семье;

  • знание педагогических основ воспитания детей разного возраста в семье;

уметь:

  • взаимодействовать с разными типами семей воспитанников и обучающихся и соблюдать нормы профессиональной этики;

  • использовать методы диагностики и изучения семьи;

  • использовать методы повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников;

  • рационально выбирать оптимальные формы и методы педагогического взаимодействия с детьми и их родителями;

владеть:

  • профессиональными навыками для осуществления социально-педагогической деятельности с семьями воспитанников;

  • навыками самообразования в области педагогической деятельности с разными типами семей.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук Л.П.Мозговая.

«Социально-педагогическая деятельность в детских домах и школах-интернатах»

Цель дисциплины: сформировать профессиональные знания и навыки социально-педагогической деятельности в учреждениях интернатного типа.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • нормативные акты разного уровня, регулирующие деятельность детских домов и школ-интернатов;

  • цели, задачи, принципы и содержание деятельности социального педагога в интернатных учреждениях;

  • типы социально-педагогических технологий и возможности их использования в работе социального педагога;

уметь:

  • диагностировать личностные особенности ребенка, подростка;

  • составлять социальный паспорт ребенка;

  • составлять план социально-педагогической работы с личностью, направленной на ее успешную социализацию;

  • взаимодействовать со специалистами и учреждениями разного вида по решению проблем ребенка-сироты;

владеть:

  • профессиональными навыками для осуществления социально-педагогической деятельности в детском доме, школе-интернате.

Разработчик:

СмолГУ, старший преподаватель кафедры педагогики и эстетического воспитания О.И. Никитина.

«Социальная психология»

Цель: сформировать систему важнейших теоретических знаний, направленных на овладение понятийным аппаратом социальной психологии, практических умений, необходимых социальному педагогу в процессе организации и реализации его профессиональной деятельности, навыков общения и взаимодействия, опыта принятия совместных решений; формирование позитивной направленности, эмпатийности, рефлексивных навыков.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК-9).

Требования к освоению дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;

- закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

- варианты развития при различных видах дизонтогенеза;

- структурные и динамические характеристики малой группы.

уметь:

- взаимодействовать с детьми и подростками;

- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

- применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

владеть:

- методами исследований в области педагогики и психологии;

- современными технологиями педагогической деятельности;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук П.Л. Дрибинский.

«Основы профориентации»

Цель дисциплины: формирование у будущих социальных педагогов профессиоведческой компетентности.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент должен

знать:

  • разнообразный мир профессий, классификацию и социально-психологическую характеристику профессий, типовые сценарии профессиональной биографии;

  • представления о личностном и профессиональном самоопределении;

  • цель, задачи и содержание профориентационной работы;

  • методы проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации;

уметь:

  • оказывать помощь школьникам в выборе профессии, изучать мотивирование профессионального развития и осуществлять мониторинг этого процесса, стимулировать профессиональное становление;

  • проводить диагностику, позволяющую определять профессиональную пригодность, готовность и предрасположенность к выполнению профессиональной деятельности, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации;

  • осуществлять консультирование, связанное с адекватным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессиональной карьеры, сменой профессии;

владеть:

  • средствами самостоятельного, методически правильного использования методов профориентационной работы со школьниками;

  • анализом собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат педагогических наук Н.И. Грюцева.

«Эстетическое воспитание в социально-педагогической деятельности»

Цель дисциплины: сформировать профессиональные навыки по использованию средств эстетического воспитания в социально-педагогической деятельности.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • содержание, методы и формы эстетического воспитания детей и подростков;

  • возможности разных средств эстетического воспитания в формировании личности;

  • отечественный и зарубежный опыт по организации культурно-воспитательной работы с детьми и подростками в социально-реабилитационных учреждениях.

уметь:

  • разработать программу эстетического воспитания с учетом специфики учреждения;

  • организовать взаимодействие всех участников культурно-воспитательного процесса;

  • выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для решения задач воспитания и просвещения.

владеть:

  • профессиональными навыками для осуществления социально-педагогической деятельности.

Разработчик:

СмолГУ, старший преподаватель кафедры педагогики и эстетического воспитания О.И. Никитина.

«Методика преподавания технологии с практикумом»

Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в предметной области «Технология», для последующего обучения младших школьников.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

- предметное содержание курса «Технология» в н6ачальных классах и методику преподавания технологии в начальных классах;

- основы технологической культуры, художественного творчества, художественного конструирования и моделирования;

- современные требования к урокам технологии;

уметь:

- организовывать педагогический процесс по формированию знаний, умений, навыков у детей младшего школьного возраста по технологии;

- выбирать методы, формы и средства обучения;

- составлять планы-конспекты в соответствии со структурой урока технологии;

- использовать различные материалы и инструменты в творческих работах;

владеть:

- различными технологиями и методическими приемами для обучения детей младшего школьного возраста на уроках технологии.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат философских наук Г.И. Гирвиц

«Практикум по русскому правописанию»

Цель: сформировать теоретические основы правописания и стойкие орфографические и пунктуационные навыки, необходимые в профессиональной педагогической деятельности.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • теоретические основы русского правописания;

  • принципы правописания;

  • основные орфографические и пунктуационные правила;

уметь:

  • объяснять орфографические и пунктуационные правила и применять их на практике;

  • анализировать орфографические явления различного типа;

владеть:

  • навыками грамотного письма;

  • навыками орфографического разбора;

  • навыками пунктуационного анализа основных синтаксических единиц.

Разработчики:

СмолГУ, ассистент кафедры русского языка, литературы и методик их преподавания в начальных классах Т.В. Кокошина.

«Литература с основами литературоведения»

Цель: сформировать устудентов знание закономерностей историко-литературного процесса, специфики литературы как искусства слова.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • основные понятия теории литературы;

  • особенности литературы как искусства слова;

  • закономерности и этапы развития русской литературы;

  • основные черты литературных направлений и течений, признаки жанров и их трансформацию в различные периоды истории русской литературы;

  • творчество выдающихся мастеров русской литературы;

уметь:

  • анализировать эпические, лирические и драматические произведения в единстве содержания и художественной формы;

  • характеризовать своеобразие мировоззрения писателя, особенности его стиля; принадлежность к литературному направлению;

  • пользоваться библиографической и справочной литературой;

владеть:

  • навыками литературоведческого анализа художественных текстов с использованием соответствующей методологии и методики.

Разработчики:

СмолГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методик их преподавания в начальных классах Б.Г. Меркин.

«Теория и методика музыкального воспитания»

Цель дисциплины: сформировать профессиональные навыки по теории и методике музыкального воспитания младших школьников.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • средства музыкальной выразительности;

  • формы и жанры музыкального искусства;

  • содержание программ, учебников и рабочих тетрадей по музыке;

  • формы и методы музыкального воспитания детей;

  • виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки;

  • формы массовой и кружковой внеклассной музыкальной работы.

уметь:

  • анализировать музыкальные произведения;

  • организовать музыкально-творческую деятельность учащихся на уроке музыки;

  • проводить внеклассные музыкальные занятия с детьми младшего школьного возраста.

владеть:

  • навыками слухового восприятия и анализа;

  • элементарными навыками пения соло, в хоре;

  • основными дирижерскими приемами.

Разработчик:

СмолГУ, старший преподаватель кафедры педагогики и эстетического воспитания О.И. Никитина.

Физическая культура

Цели и задачи физического воспитания

Основной целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач:

- понимание роли физической культуры в развитии личности, подготовке ее к жизни и профессиональной деятельности;

- знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление собственного здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных целей.

Содержание

Учебный материал включает в себя следующие разделы:

Модуль 1. Теоретический, формирующий систему научно-практических знаний по физической культуре.

Модуль 2. Практический, состоящий из двух подразделов:

а) учебно-тренировочного, способствующего сохранению здоровья, повышению физической и двигательной подготовленности, направленному формированию личностных свойств и качеств, развитию самодеятельных форм физического совершенствования студентов.

б) методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами практического использования знаний, умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей студентов.

Модуль 3. Контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет результатов учебной деятельности студентов.

Требования к освоению дисциплины

Все три раздела содержания органически связаны между собой и определяют направленность образовательно-воспитательного процесса в овладении знаниями и умениями учебной программы.

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; основные принципы физического воспитания; здоровье и здоровый образ жизни; физическое самовоспитание студентов вузов; влияние физических упражнений на физическое развитие и состояние здоровья.

Уметь: контролировать состояние организма по пульсу; согласовывать жизнедеятельность организма с ритмами природы в режиме дня; проводить судейство соревнований по одному из видов спорта (легкая атлетика, настольный теннис, волейбол, баскетбол).

Владеть: методикой составления конспекта и проведения утренней гигиенической гимнастики; методикой проведения подвижных игр; техникой игры в настольный теннис, баскетбол, волейбол, бег.

Разработчик: зав. кафедрой физической культуры, доцент Н.Н.Богданов.

Приложение 3

Аннотации к программам учебных и производственных практик

    1. Научно-исследовательская практика 2 недели 2 семестр;

    2. Инструкционный лагерь 1 неделя 4 семестр;

    3. Летняя педагогическая практика 4 недели 4 семестр;

    4. Практика в школе 7 недель 6 семестр;

    5. Комплексная практика 6 недель 8 семестр.

Приложение 4. Фонды оценочных средств, матрицы соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств

Размещается и обновляется на официальном сайте университета в сентябре каждого текущего учебного года.

Приложение 5. Регламент по организации периодического обновления ООП ВПО в целом и составляющих ее документов

Размещается и обновляется на официальном сайте университета в сентябре каждого текущего учебного года.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..