Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Приложение 2.

Аннотации программ учебных дисциплин.

Дисциплины

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

«История»

  1. Компетенции по ФГОС: способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе. Политические организации общества.

  2. Содержание:

История. Исторический процесс: методы и источники его изучения. Исторические источники: их основные виды и типы. Важнейшие источники по истории человечества. Понятие «история». Историческая наука и ее место в системе научного знания. Сущность, формы, функции исторического знания: познавательная, интеллектуально-развивающая, политическая, мировоззренческая, воспитательная. Предмет исторической науки, взгляды на историю в различные эпохи. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторических источников. «Память человека», превращение исторических знаний в научно длительный процесс накопления вещественных, письменных, лингвистических, этнографических и других источников, которыми оперирует наука, проблема достоверности исторического знания. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Связь отечественной истории с мировой и ее роль в мировых исторических процессах.

Традиционные формы социальной организации народов в догосударственный период. Особенности становления государства у восточных славян и народов Западной Европы. Становление государственности.

Место Средневековья во всемирной истории человечества: типы государственности, структура общества, экономическое развитие, взаимоотношение классов и слоев.

Эпоха Нового времени: причины отставания России от западных государств.

Процесс становления индустриального общества в Западной Европе и России: общее и различие. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма, проблемы и перспективы его эволюции в стране.

Мир в ХХ веке. Экономические кризисы, революции, мировые войны. Крушение колониальной системы. Страны социализма и страны западной демократии. Изменение в социальной структуре общества, массовом сознании и массовой культуре.

  1. Требования к освоению дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

а) знать: основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; особенности современного развития России и мира;

б) уметь: применять исторические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

в) владеть: технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.

Разработчики:

профессор Е.А. Сикорский, профессор Н.И. Горская, доцент Д.В. Валуев, доцент О.В. Кобец

«Философия»

1. Цель дисциплины: формирование у человека ценностно-рационального отношения к жизни, природе, труду, людям, самому себе, что выражается в высшей потребности индивида ощущать себя творческой личностью.

Задачи дисциплины:

– формирование целостного представления о специфике философии как особого способа познания и духовного освоения мира, основных разделах, понятиях, проблемах и методах современной философии;

– создание целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формирование и развитие философского мировоззрения и мироощущения;

– стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и явлений действительности,

– введение в круг философских проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

– формирование навыков анализа философского текста;

– развитие навыков конструктивной критики в восприятии и оценке информации и ее источников;

– совершенствование умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать личное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Содержание дисциплины: история философии, онтология, гносеология, диалектика, аксиология, социальная философия, философская антропология.

Структура дисциплины:

Курс состоит из трех модулей:

Модуль 1. Философия как форма мировоззрения. История философии. Учение о бытии материи. Диалектика.

Модуль 2. Сознание и познание. Наука.

Модуль 3. Природа. Человек. Общество. Ценности человеческого бытия. Будущее человечества.

3. Требования к освоению дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций:

  • способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философии;

  • способности к обобщению, сбору, конструктивно-критическому восприятию и анализу информации;

  • способности рационально выстраивать и реализовывать перспективы собственного интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального совершенствования;

  • способности ценностного и критического восприятия собственной профессиональной деятельности, осознания ответственности за ее результаты;

  • умения логически правильно, аргументировано и четко строить устную и письменную речь;

  • способности следовать этическим и правовым нормам в решении бытовых и профессиональных задач;

  • толерантного отношения к чужому мнению и позиции, к любым допустимым социальным и культурным различиям;

  • способности к социальной адаптации и коллективной работе;

  • способности творчески решать поставленные задачи.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: специфику, основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать теоретические положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, выявлять проблемные вопросы и использовать творческие пути их решения.

Владеть: навыками критического восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к толерантному диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

Разработчик:

зав. кафедрой кандидат философских наук, доцент В.Ю.Пименов.

«Иностранный язык»

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Иностранный язык» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и представляет собой обязательный компонент профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля.

Данный курс является обобщающе-систематизирующим с учетом приобретенных знаний согласно школьной программе, специфики профиля вуза и факультета, количества студентов в группе (полные академические группы), объема обязательной аудиторной нагрузки.

Главными целями курса иностранного языка являются развитие и совершенствование коммуникативной компетенции студентов как средства обеспечения своих коммуникативно-познавательных потребностей и решения практических задач, участия в межкультурном общении; расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения обучающимися определенным объемом профильных знаний.

Процесс формирования коммуникативной компетенции неразрывно связан с развитием языковых, лингвострановедческих компетенций, формированием культуры общения, организации процесса самостоятельного усвоения знаний, расширением кругозора студентов, повышением активности познавательной деятельности.

Языковая компетенция – владение языковым материалом, для формирования грамматически правильных речевых единиц, способность понимать и создавать связанные высказывания в рамках дискурса.

Лингвострановедческая компетенция – знакомство с социально-культурным фоном, национально-культурными особенностями стран изучаемого языка.

В качестве практического компонента цели обучения выступает общение на иностранном языке в единстве всех его функций: когнитивной, регулятивной, ценностно-ориентационной, этикетной.

Целевыми коммуникативными умениями являются различные способы общения: говорение в диалогической и монологической формах, чтение и письмо, а также восприятие речи на слух.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Иностранный язык», дают возможность студентам использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей дальнейшего самообразования.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника в результате изучения дисциплины выпускник должен

Знать:

– специфику артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в английском языке, особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации;

– особенности дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.);

– свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы;

– основные способы словообразования;

– основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи и обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при устном и письменном общении;

– культуру и традиции стран изучаемого язык, правила речевого этикета.

Владеть:

– навыками оформления речевых высказываний обиходно-литературного, официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы, научного стиля;

– лексическим минимумом в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера;

– навыками получения необходимой информации, находящейся в открытом доступе (из специализированного журнала, рекламы, сайта в Интернете и т.д.);

– основами частной и деловой переписки и оформлением стандартных речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, биография).

Уметь:

– использовать транскрипцию;

– применять лексико-грамматические средства в коммуникативных ситуациях официального и неофициального, диалогического и монологического общения;

– вести диалогическую и монологическую речь в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения, основы публичной речи (устное сообщение, доклад);

– понимать устную речь в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

– извлекать необходимую информацию из различного вида текстов (текстов по широкому профилю и узкому профилю специальности).

Составители: проф. Андреев С.Н., ст. преп. Афанасьева В.И., доц. Кучер И.Н., асс. Ляшенко О.В.

«Русский язык и культура речи»

Цель: помочь студентам в овладении культурой речи как важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога, которая носит коммуникативный характер.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • теоретические сведения о речи, основных требованиях культуры речи и качествах культурной речи;

  • сущность и особенности языковой нормы;

  • языковые нормы русского литературного языка;

  • особенности русского речевого этикета;

  • особенности стилистического расслоения современного русского литературного языка;

уметь:

  • создавать устные и письменные речевые произведения различных жанров в соответствии с требованиями культуры речи;

  • анализировать речь учащихся и свою собственную с позиций основных правил построения культурной речи;

  • редактировать тексты профессионального и социально значимого содержания;

владеть:

  • нормами современного русского литературного языка;

  • навыками литературной письменной и устной речи;

  • навыками эффективного речевого поведения в различных ситуациях профессионального и повседневного общения;

  • основными приемами работы с научной лингвистической и лексикографической литературой.

Разработчик:

СмолГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и методик их преподавания в начальных классах А.Е. Варнаева.

«Культурология»

Цель дисциплины: формирование у студентов основных знаний по дисциплине «Культурология» как междисциплинарной науке, подготовка студентов к использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.

Требования к освоению дисциплины:

знать:

  • основные теории культуры, методы изучения культурных форм, процессов и практик;

  • типологии культур;

  • формы и практики современной культуры, основы культуры повседневности;

  • основы российской и зарубежной культуры в исторической динамике;

уметь:

  • логично предоставлять освоенные знания, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке;

  • критически использовать методы современной науки в конкретной исследовательской деятельности;

  • применять современные теории, концепции в практической социокультурной деятельности;

владеть:

  • понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения культурных форм.

Разработчик:

СмолГУ, доцент кафедры педагогики и эстетического воспитания, кандидат философских наук Г.И. Гирвиц.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031300 «Журналистика»

    Основная образовательная программа
    Результатом освоения основной образовательной программы по направлению «Журналистика» является овладение студентами авторской, редакторской, проектно-аналитической,
  2. Основные образовательные программы высшего профессионального образования направление подготовки

    Дипломная работа
    УГАЭС – единственное высшее учебное заведение в регионе, которое готовит кадры для сферы малого и среднего предпринимательства, сервиса, ресторанного, гостиничного и туристического бизнеса, текстильной и легкой промышленности республики.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (47)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа разработана для направления подготовки магистров 131 «Нефтегазовое дело». В РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина проводится подготовка магистров по 25 программам.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (48)

    Основная образовательная программа
    способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (63)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136) и приказом от 25 января 2010 г.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (83)

    Основная образовательная программа
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (108)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) подготовки магистров разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки — «Инноватика».
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (138)

    Основная образовательная программа
    - умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка (СК-3).
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (146)

    Основная образовательная программа
    Выпускник по направлению подготовки «Искусства и гуманитарные науки» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (265)

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа (ПООП) магистратуры разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 261100

Другие похожие документы..