Рабочая учебная программа учебная дисциплина Статистика Образовательная программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)»

Одобрено методической УТВЕРЖДАЮ

комиссией ТИПП ДВГТУ Директор института

Председатель МК __________________

____________________

«____» ___________ 2008 г. «____» ____________2008 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплинаСтатистика

Образовательная программа 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Согласованно:

Заведующий кафедрой

__________________________________

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ГМУ протокол № ___8___

от « 12 » _мая_ ____ 2008г

Зав. кафедрой ГМУ Г.М. Сысоева_

Программа составлена:________________

(дата)\

к.э.н., доцент каф. ГМУ Мачнев А.И.

должность (Ф.И.О. преподавателя)

Владивосток

2008

Введение 3

1. Цели и задачи дисциплины 3

2. Начальные требования к освоению дисциплины 3

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3

6. Курсовое проектирования (назначение, примерная тематика) 4

7.График изучения дисциплины 5

1.Учебно-методическое обеспечение дисциплины (Рекомендуемая литература) 5

8.1 Основная 5

8.2 Дополнительная 5

8.3 Справочная 6

2.Контрольные задания и методические рекомендации по изучению дисциплины студентов заочной формы обучения. 6

10.Технические и электронные средства обучения, иллюстрационные материалы. 7

10.1 Специализированное и лабораторное оборудование 7

10.2 Программное обеспечение (перечень типовых пакетов прикладных, расчетных и контролирующих программ) 7

11.3 Перечень типовых экзаменационных вопросов (экзаменационные вопросы) 7

Введение

В современном обществе важную роль в управлении экономикой выполняет статистика. Она осуществляет сбор, обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения. В результате предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения тенденций ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях.

В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, встает принципиально новая задача – реформирование общеметодологических и организационных основ статистики, а также приведение их в соответствие с международными стандартами. Успешное выполнение этой задачи требует дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов высшей квалификации.

Целью курса «Статистика» является изучение методов сбора, обработки, представления и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах на государственном и региональном уровнях, методологии построения и расчета основных показателей статистики, являющихся основой для принятия управленческих решений.

1. Цели и задачи дисциплины

Основной целью дисциплины “Статистика” является изучение студентами методов сбора, обработки, представления и анализа статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах на государственном и региональном уровнях, методологии построения и расчета основных социальных показателей статистики, являющихся основой для принятия управленческих решений.

2. Начальные требования к освоению дисциплины

(перечень предшествующих дисциплин, разделов их)

Курс статистика основывается и тесно связан с такими дисциплинами, как:

  • Высшая математика (раздел «Математическая статистика»);

  • Экономико – математические методы в экономике.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  • Основы методологии и методы статистики;

  • Методы статистического анализа для исследования социально - экономических явления и процессов;

  • Способы обработки аналитической отчетности информации для принятия управленческих решений;

  • Способы оценки социально – экономического развития национальной экономики и её степень приближения к международным стандартам.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

  • Применять статистические методы для исслкдования экономических процессов на макроуровне;

  • Использовать систему показателей социально – экономической статистики для оценки эффективности национальной экономики;

  • Иметь навыки статистического анализа в различных отраслях хозяйственно – управленческой деятельности;

  • Заполнять и обрабатывать основные формы статистической отчетности оганов государственного и муниципального управления;

  • Проводить специально организованные статистические обследования, в том числе с использованием международного опыта их проведения.

6. Курсовое проектирования (назначение, примерная тематика)

Курсовая работа по дисциплине «Статистика» является одним из элементов подготовки специалистов высшей квалификации. Она представляет собой форму самостоятельного творческого труда, в котором соединяются теоретические и практические знания студента, полученные на лекционных, семинарных и практических занятиях.

Курсовая работа должна выявить глубокую теоретическую подготовку студента, социально – экономическое занятие отражаемого в ней круга вопросов, способность творчески обобщать литературные и нормативно – справочные источники, а также передовой опыт организации и ведения статистического учета на уровне предприятия, региона, отрасли.

Тематика курсовых работ

  1. Статистическое изучение основного капитала как составной части национального богатства [НБ] РФ (на примере Приморского края).

  2. Основные российские и международные экономико-статистические классификации, направления их гармонизации и создание Единой системы классификации и кодирования социально–экономических данных [ЕСКК].

  3. Статистика охраны окружающей среды и природных ресурсов как части национального богатства (НБ) в Приморском крае.

  4. Разработка и внедрение Единого государственного регистра предприятий и организаций [ЕГРПО] и новые информационные технологии в социально – экономической статистике.

  5. Статистика науки и результативности научной и инновационной деятельности.

  6. Статистическое изучение предпринимательства и основные статистические показатели рынка товаров и услуг в Приморском крае.

  7. Социально–экономическое значение показателя [ВВП] и его производство в системе национальных счетов [СНС].

  8. Статистика уровня и качества жизни населения, потребления материальных благ и услуг.

  9. Порядок разработки и составления межотраслевого баланса [МОБ] в системе национальных счетов [СНС] в РФ.

  10. Статистика социального обеспечения населения, статистический анализ рынка жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

  11. Статистика государственного бюджета и бюджетной системы РФ.

  12. Статистика основных показателей хозяйственно – финансовой деятельности государственных и унитарных предприятий (ГУП; МУП) в приморском крае.

  13. Основные показатели статистики финансов хозяйствующих субъектов, налогов и налоговой системы в Приморском крае.

  14. Статистика образования, науки и культуры в Приморском крае.

  15. Статистическое изучение рынка ценных бумаг в Приморском крае.

  16. Особенности и объекты таможенной статистики и статистики внешнеэкономической деятельности (ВЭД) (на примере Приморского края).

  17. Статистика денежного обращения, потребительских цен и уровня инфляции в Приморском крае.

  18. Статистическое моделирование и прогнозирование социально - экономических процессов.

  19. Социально – экономическая сущность кредита и задачи его статистического изучения.

  20. Организация статистики и классификация экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

  21. Статистика пенсионного обеспечения в Приморском крае.

  22. Статистика результатов и эффективности экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

  23. Статистика рынка жилья и оплаты ЖКУ в Приморском крае.

  24. Основные показатели международной статистики внешнеэкономических связей (СВЭС).

  25. Статистика эффективности использования рабочего времени и его оплаты в Приморском крае.

  26. Международные сопоставления валового внутреннего продукта (ВВП) (на основе паритета покупательной способности валют).

  27. Статистическое изучение потребительских цен, тарифов на услуги и уровня инфляции в Приморском крае.

  28. Система национальных счетов (СНС) и статистика национального богатства в странах с развитой рыночной экономикой.

  29. Международная статистика населения, его жизненного уровня и рынка труда.

  30. Статистический анализ деятельности банков и функционирование банковской системы в Приморском крае.

  31. Система показателей национального богатства [НБ] и его стоимостная оценка в Приморском крае.

  32. Статистика страхового рынка в Приморском крае.

  33. Статистика здравоохранения в Приморском крае.

7.График изучения дисциплины

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (Рекомендуемая литература)

8.1 Основная

  1. Годин А.М. Статистика: учебник. – 4-е изд., перераб. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 492с.

  2. Гусаров В.М. Статистика: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ В.М. Гусаров, Е.В.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – ДАНА, 2007. – 479с.

  3. Елисеева И.И. Статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2007. – 566с.

  4. Курс социально – экономической статистики: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика»/ под ред. М.Г. Назарова – 6-е изд. перераб. И доп. – М.: издательство ОМЕГА - , 2007. – 984.: ил, табл. (Высшее экономическое образование).

  5. Рудакова Р.П., Букин Л.Л., Гаврилов В.И. Статистика. 2-е изд. – Спб: Питер, 2007. – 288с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

  6. Социально-экономическая статистика. Практикум/ Н.М. Гореева, Л.Н. Демидова, Л.М. Клизогуб, С.А. Орехов; под ред. Д-ра эконом. Наук, проф. С.А. Орехова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 384с. (Высшее экономическое образование).

8.2 Дополнительная

  1. Гинзбург А.И. Статистика. – СПб: Питер, 2007. -128с.: ил. (Серия «Завтра экзамен»)

  2. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 144с.

  3. Матегорина Н.М. Экономическая статистика: Учеб. пособие/ Н.М. Матегорина. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352с. (СПО).

  4. Наименья И.Н. Статистика: Конспект лекций/ И.Н. Наименья. - ЭКСМО, 2007. – 176с.

  5. Неганова Л.М., Шевелёва Ю.Г., Замедлина Е.А. Экзамен по статистики. – М.: Приор, 2006. – 144с.

  6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / под ред. О.Э.Башиной, А.А. Спирина. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика,2007. – 440с.: ил.

  7. Орлов А.И. Прикладная статистика: учебник / А.И. Орлов. – М.: Экзамен, 2006. – 671, [1]с. (Серия “Учебник для вузов”).

  8. Переяслова И.Г. Статистика для студентов вузов/ И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219с.

  9. Саблина Е.А. Статистика финансов: Учеб. пособие./ Е.А. Саблина. – М.: Экзамен, 2006 – 253, [3]с. (Серия «Практикум»)

  10. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.: ил.

  11. Яблокова С.А. Статистика: конспект лекций. – М: Приориздат, 2007. – 96с.

  12. Периодическая литература – ж. «Вопросы статистики»; ж. «Статистическое обозрения».

8.3 Справочная

  1. Большой энциклопедический словарь/ авт. – сост. Борисов А.Б. – М.: Книжный мир, 2007. – 860с.

  2. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики России.

  3. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. – М.: Федеральная служба государственной статистики России.

  4. Приморский край: статистический ежегодник. – Владивосток: Приморскстат.

  5. Приморский край в цифрах. Статистический сборник. – Владивосток: Приморскстат.

  1. Контрольные задания и методические рекомендации по изучению дисциплины студентов заочной формы обучения.

Темы рефератов.

  1. Организация национальной статистики и объективная необходимость ее реформирования в связи с развитием рыночных отношений в РФ.

  2. Статистическое изучение основного капитала как основной части национального богатства [НБ] РФ.

  3. Основные российские и международные экономико–статистические классификации, направления их гармонизации и создание Единой системы классификации и кодирования социально–экономических данных [ЕСКК].

  4. Разработка и внедрение Единого государственного регистра предприятий и организаций [ЕГРПО] и новые информационные технологии в социально – экономической статистике.

  5. Статистика науки и результативности научной и инновационной деятельности.

  6. Статистика национальных счетов [СНС] в РФ и ее аналитические возможности.

  7. Статистическое изучение предпринимательства и основные статпоказатели рынка товаров и услуг.

  8. Социально–экономическое значение показателя [ВВП] и его производство в системе национальных счетов [СНС].

  9. Статистика уровня и качества жизни населения, потребления материальных благ и услуг.

  10. Порядок разработки и составления межотраслевого баланса [МОБ] в системе национальных счетов [СНС] в РФ.

  11. Статистика социального обеспечения населения, статистический анализ рынка жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг.

  12. Статистика государственного бюджета и бюджетной системы РФ.

  13. Основные показатели статистики финансов хозяйствующих субъектов, налогов и налоговой системы.

  14. Статистика образования, науки и культуры РФ.

  15. Статистическое моделирование и прогнозирование социально-экономических процессов.

  16. Организация статистики и классификация экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

  17. Статистика населения, его занятости и безработицы.

  18. Статистика результатов и эффективности экономической деятельности в странах с развитой рыночной экономикой.

  19. Статистическое изучение рынка труда.

  20. Статистика эффективности использования рабочего времени и его оплаты.

  21. Статистическое изучение потребительских цен, тарифов на услуги и уровня инфляции.

  22. Система национальных счетов [СНС] и статистика национального богатства в странах с развитой рыночной экономикой.

  23. Система показателей национального богатства [НБ] и его стоимостная оценка в РФ.

  24. Предмет, метод и основные задачи социально–экономической статистики.

  25. Краткая характеристика основных методов многомерного статистического анализа.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

        1. Самостоятельная работа студента – заочника должна опираться на учебно-методический комплекс, который содержит краткое тематическое изложение дисциплины, формулировку ключевых понятий, вопросы для самоконтроля, а также перечень рекомендуемой литературы (как основной, так и дополнительной). Опора на УМК позволит избежать непроизводительных затрат времени из-за отсутствия достаточной информации.

        2. Изучая конкретные темы, следует составлять конспекты, с четкой фиксацией наиболее важных положений, формулировок и выводов; конспектирование позволяет глубже разобраться в изучаемой проблеме, составить более ясное представление об основных аспектах и узловых моментах, а также лучше запомнить материал. Кроме того, конспектирование упрощает и облегчает выполнение письменной работы.

        3. При изучении темы необходимо осуществлять самоконтроль, используя контрольные вопросы, сформулированные в УМК в конце каждой темы.

        4. Необходимая форма самостоятельной работы студента-заочника - выполнение письменной контрольной работы, что является обязательной частью учебного процесса. Тема такой работы выбирается произвольно, в соответствии с личным интересом студента, однако из перечня тем для контрольных работ и рефератов, содержащихся в УМК (учебно-методическом комплексе). При затруднениях необходимо обращаться за консультацией к преподавателю.

        5. Письменная контрольная работа по своему объему, содержанию и оформлению должна соответствовать требованиям, изложенным в УМК.

        6. Без выполнения письменной контрольной работы студенты-заочники к зачету не допускаются.

10.Технические и электронные средства обучения, иллюстрационные материалы.

  • Справочно-поисковые системы «Консультант - Плюс»; «Гарант».

10.1 Специализированное и лабораторное оборудование

  • Компьютерный класс.

10.2 Программное обеспечение (перечень типовых пакетов прикладных, расчетных и контролирующих программ)

Программное обеспечение изготовлено в виде записей на электронных носителях (материал лекций).

11.3 Перечень типовых экзаменационных вопросов (экзаменационные вопросы)

  1. Понятие статистики и краткая история ее развития.

  2. Основные категории статистики.

  3. Предмет и метод статистики.

  4. Задачи статистики и основные направления ее реформирования.

  5. Организация сбора социально-экономической информации.

  6. Организация государственной статистики в РФ (ФСГС).

  7. Статистическая информация и её состав.

  8. Понятие о статистическом наблюдении.

  9. Методологические вопросы статистической информации.

  10. Основные способы получения статистической информации.

  11. Виды статистического наблюдения.

  12. Основные документы статистического наблюдения.

  13. Понятие статистической сводки.

  14. Классификация статистических группировок.

  15. Группировки и классификации в практике статистики. Правила составления статистических таблиц.

  16. Статистические ряды распределения.

  17. Абсолютные, относительные и средние величины в статистике.

  18. Классификация индексов. Индексы цен Ласпейреса и Паше.

  19. Среднегармонические индексы цен и физического объема.

  20. Индексы переменного состава, постоянного состава и структурного сдвига.

  21. Ряды динамики и основные правила их построения.

  22. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

  23. Показатели вариации в рядах динамики.

  24. Методы аналитического выравнивания в рядах динамики.

  25. Виды взаимосвязей между социально экономическими явлениями.

  26. Коррекционный анализ в социально-экономических исследованиях.

  27. Многофакторный регрессивный анализ в социально-экономических исследованиях.

  28. Основные методы изучения статистических связей.

  29. Сущность и показатели выборочного наблюдения в статистики.

  30. Расчет ошибки выборки.

  31. Показатели численности населения и методы их расчета.

  32. Показатели естественного движения населения.

  33. Статистика миграции населения и расчет ее перспективной численности.

  34. Показатели уровня и динамики занятости и безработицы.

  35. Трудовые ресурсы и статистика их движения.

  36. Внешняя трудовая миграция. Статистика забастовочного движения.

  37. Структура и состав работников предприятия.

  38. Показатели движения численности работников.

  39. Статистика использования рабочего времени.

  40. Система показателей производительности труда.

  41. Индексы производительности труда и их динамика.

  42. Факторный анализ производительности труда.

  43. Состав ФОТ и выплат социального характера.

  44. Основные показатели уровня и динамики ФОТ.

  45. Индексный метод изучения динамики ФОТ.

  46. Факторный анализ ФОТ.

  47. Основные показатели СНС.

  48. Система основных счетов СНС.

  49. Статистика ВВП.

  50. Методы расчета ВВП.

  51. Номинальный и реальный ВВП. Расчет индекса-дефлятора ВВП.

  52. Экономико-статистический анализ ВВП.

  53. Понятие категории НБ и его классификация.

  54. Статистика основных фондов.

  55. Состав материальных оборотных средств и анализ эффективности их использования.

  56. Основные задачи и показатели статистики государственного бюджета.

  57. Расчет влияния основных факторов на доходы государственного бюджета.

  58. Бюджетная классификация государственного бюджета.

  59. Экономико-статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления.

  60. Сущность и система показателей статистики денежного обращения.

  61. Показатели скорости обращения денежной массы.

  62. Особенности статистического изучения предпринимательства.

  63. Основные задачи и статистические показатели товарного рынка.

  64. Статистические исследования рыночной конъюнктуры.

  65. Социально-экономическое значение рынка услуг, его основные категории и показатели статистики.

  66. Система показателей статистики образования.

  67. Основные показатели статистики здравоохранения.

  68. Основные показатели статистики науки и инновационной деятельности.

  69. Основные показатели статистики рынка жилья, жилищных условий населения и ЖКУ.

  70. Основные показатели статистики пенсионного обеспечивания и социальных услуг.

  71. Задачи и основные показатели статистики уровня жизни населения.

  72. Статистика расходов населения.

  73. Статистика потребления населением платных услуг.

  74. Статистика потребления населением бесплатных услуг.

  75. Баланс денежных доходов и расходов населения.

Дополнения и изменения в рабочей программе за 2007/2008 учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

  1. Учебный словарь-справочник

    Интернет справочник
    Настоящий словарь-справочник составлен с целью способствовать углубленному усвоению русского языка и предупреждению ошибок в использовании однокорневых имен прилагательных в речи болгарских студентов, изучающих русский язык.
  2. Программа ориентирована на подготовку квалифи

    Программа
    Аннотация: Программа ориентирована на подготовку специалистов высокой квалификации, способных обеспечить эффективное управление использованием запасов невоспроизводимых и воспроизводимых природных ресурсов.
  3. Программа ориентирована на подготовку квалифици

    Программа
    Актуальным направлением является направление "Финансы". В условиях рынка предприятие является формой предпринимательской деятельности. Целью этой деятельности является получение прибыли, которая служит основным источником
  4. Учебный план. Режим обучения. Кадровое обеспечение образовательного процесса. 6 (1)

    Реферат
    о состоянии и результатах деятельности муниципального общеобразовательного учреждения городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №9 имени Героя Российской Федерации А.
  5. Целевая комплексная программа научных исследований байкальского государственного университета экономики и права

    Программа
    Ц 35 Целевая комплексная программа научных исследований Байкальского государственного университета экономики и права до 2008 года / Науч. ред. М.А. Винокуров, В.
  6. Образовательная программа основного общего образования (1)

    Образовательная программа
    Селенгинская гимназия является общеобразовательным учреждением начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования повышенного уровня.
  7. Образовательная программа основного общего образования (2)

    Образовательная программа
    - «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года
  8. Инновационной образовательной программы (7)

    Документ
    «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества»
  9. Инновационной образовательной программы (12)

    Документ
    Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Другие похожие документы..