Название доклада

Тезисы доклада

Начало формы

  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА:

- Учебно-исследовательская среда виртуализации ИКТ-инфраструктуры предприятий для организации лабораторного практикума

мультивендорных академических программ

  1. АВТОРЫ:

Дешко Игорь Петрович (директор Центра сетевого управления

и телекоммуникаций МИРЭА),

Чечеткин Евгений Владимирович (технический директор технический директор компании «Аквариус»),

Филиппович Андрей Юрьевич (зав. Лабораторией проблем технического образования МГТУ им. Н.Э. Баумана)

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ (полное наименование, без аббревиатур):

- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

  1. ГОРОД: Москва

  1. ТЕЛЕФОН: (499) 261-67-19

  1. ФАКС:

  1. E-mail: philippovich@

  1. ТЕКСТ ТЕЗИСОВ ДОКЛАДА:

В настоящее время в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) увеличивается потребность в специалистах высшей квалификации, способных эксплуатировать крупные инженерные разработки, проектировать инновационные технологии и разрабатывать сложные информационно-технические системы. Подготовка таких специалистов может осуществляться на базе учебных заведений в рамках высшего и дополнительного профессионального образования, однако требует решения широкого круга учебно-методических вопросов, разработки специализированного информационного и материально-технического обеспечения.

Одной из ключевых проблем подготовки высококвалифицированных кадров в современных условиях является существование значительного временного разрыва между этапами профессиональной деятельности, когда требуются фундаментальные системные знания и когда достаточно только локальных прикладных компетенций. Это приводит к тому, что студенты ИКТ-специальностей, начиная работать на ранних курсах, активно осваивают прикладные навыки локального характера, пренебрегая системными знаниями и компетенциями. Работодатели невольно способствуют развитию подобной ситуации, доверяя начинающим и малоопытным работникам только простые задачи и ограничивая доступ к решению серьезных проблем.

По мере карьерного роста и накопления профессионального опыта выпускники вузов начинают сталкиваться с более сложными и ответственными задачами, для которых приобретенных прикладных компетенций оказывается недостаточно. Получение же новых компетенций, которые во многом дублируют упущенные во время учебы знания, оказывается затруднительным в силу ограниченности времени и недостатка соответствующих образовательных программ.

Наглядно эту жизненную ситуацию проиллюстрировал Константин Леонтьев, обладатель высшей сертификации Microsoft (MSA). На одном из специализированных семинаров Microsoft IT Academy и УМО вузов России по университетскому политехническому образованию весной 2009 г. он представил доклад, в котором схематично отразил описанные закономерности в виде двух волн, указывающих заинтересованность в «деталях» и «фундаментальных знаниях» и смещенных относительно друг друга на период карьерного роста ИКТ-специалиста (в среднем, 10-15 лет). Он подчеркнул, что для получения высоких сертификаций и вхождения в экспертное сообщество фундаментальные знания, развиваемые в вузе, имеют особое значение.

Для преодоления рассматриваемой проблемы необходимо студентам уже с первых курсов обучения дать возможность работы со сложными системами и задачами, что позволит им более эффективно закрепить фундаментальные знания и лучше подготовиться к решению сложных задач. Организация подобного обучения и тренинга на действующих предприятиях трудновыполнима, поэтому целесообразно использование альтернативных вариантов – имитация реальных условий профессиональной деятельности в специализированных лабораториях, на учебных и экспериментальных производствах и т.д. Однако у подобных вариантов есть серьезные недостатки – высокая стоимость и сложность реализации, а также, учитывая стремительное развитие технологий, быстрое устаревание.

Еще одной перспективной альтернативой является развитие концепции виртуализации предприятий, создание технологий эмуляции ИКТ-инфраструктуры предприятий и их бизнес-процессов в специализированной информационной среде. Недостатками виртуальных сред являются ограниченность симуляторов, упрощенность имитационных моделей и отсутствие возможности работы с реальным оборудованием, которые, тем не менее, могут быть частично компенсированы за счет использования технологий и методов удаленного доступа.

С целью развития системы практико-ориентированной подготовки высококвалифицированных кадров для проектирования, управления и оптимизации ИКТ-инфраструктуры предприятий на базе Мультивендорного и академического консорциума в области ИКТ создана специальная рабочая группа, куда вошли представители Центра сетевого управления и телекоммуникаций МИРЭА, ГК Аквариус и Научно-методического центра "Инженерное образование" МГТУ им. Н.Э. Баумана. На совещаниях рабочей группы сформировано три основных направления работы:

  • разработка комплексной информационной системы удаленного доступа к лабораторному оборудованию для реализации в образовательных учреждениях мультивендорных академических программ;

  • проектирование комплексных мультивендорных образовательных программ для системы высшего и дополнительного профессионального образования в области системного администрирования;

  • проработка концепции и создание научно-методического обеспечения учебно-исследовательской среды виртуализации ИКТ-инфраструктуры предприятий для организации лабораторного практикума.

Информационная система удаленного доступа к лабораторному оборудованию

Основной целью Комплексной информационной системы удаленного доступа к лабораторному оборудованию (КИС УДЛ) является консолидация определенных ресурсов образовательных учреждений для продвижения современных образовательных программ и активного участия в развитии современных ИКТ.

Каждый вуз имеет ограниченные возможности по формированию учебной ИКТ-инфраструктуры, однако на базе Консорциума он может объединить свои ресурсы и возможности (оборудование, специалистов, методические наработки и т.д.) с другими участниками и получить в результате интегральный или даже синергетический эффект. КИС УДЛ призвана выступить платформой, которая на базе типового набора оборудования и канала связи (интернет и/или VPN) обеспечит возможность построения объединенных учебных ИКТ-инфраструктур и доступ к широкому спектру оборудования.

В настоящее время Центром сетевого управления и телекоммуникаций МИРЭА совместно с ГК Аквариус разработан прототип информационной системы, который обеспечивает очное и удаленное выполнение на реальном оборудовании практикума по базовым курсам, входящим в академические программы Cisco Networking Academy, Microsoft IT Academy, Nortel Technology Solutions Academy, Sun Academic Institution, EMC Academic Alliance.

Ядром системы является многофункциональный модульный сервер AquaServer N90 X60, сопряженный с основным лабораторным и вспомогательным технологическим оборудованием. Новые функциональные возможности и пригодность к реализации широкого круга учебно-исследовательских задач обеспечивают виртуализированные среды и консолидированные ресурсы хранения, а также специально разработанное программное обеспечение.

В настоящее время КИС УДЛ позволяет эффективно решать следующие задачи:

  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса для студентов всех форм обучения по ИКТ-дисциплинам;

  • эффективная реализация в образовательных учреждениях академических программ ведущих ИКТ-вендоров даже при ограниченных инфраструктурных возможностях;

  • обеспечение целевых образовательных программ для профессиональной подготовки кадров по заказу конкретных предприятий;

  • обеспечение технологической базы для углубленной подготовки выпускников вузов на этапах курсового и дипломного проектирования;

  • тестирование инновационных идей и технологий в ИКТ за счет реализации полного цикла работы (тестирование-изучение-демонстрация-обучение).

Проектирование комплексных мультивендорных образовательных программ

Помимо указанных выше функций КИС УДЛ может выступать как инструмент для комплексирования авторизованных программ подготовки специалистов по различным продуктам и аппаратным средствам, а также создать технологическую основу для решения новых учебных и научных задач.

Одной из таких задач является проектирование магистерских программ, которые после перехода от монопрограмм подготовки инженеров к двухуровневой системе образования станут основой для формирования высококвалифицированных специалистов. В настоящее время большинство магистерских программ носят академический характер, т.е. требуют наличия значительного числа теоретических курсов и большого объема самостоятельной научно-исследовательской работы. Однако в перспективе можно прогнозировать появления широкого спектра прикладных программ, которые ориентированы на углубленную специализацию по конкретному набору технологий. В будущем также популярность приобретут программы получения дополнительной квалификации, нормативный объем изучения которых должен быть не менее 1000 часов.

Для эффективного проектирования содержания указанных программ необходимо решить следующие задачи:

  • совместно с вендорами, работодателями и системными интеграторами определить типовые варианты и механизмы комплексирования оборудования и программного обеспечения различных производителей;

  • проанализировать опыт чтения смешанных треков в рамках академических программ вендоров (например, Microsoft + Cisco, EMC + Cisco, Microsoft + Nortel);

  • проанализировать опыт проведения конкурсов и олимпиад вендоров среди студентов, которые требуют от соискателей решение нестандартных, проектных или исследовательских задач;

  • оценить существующие тенденции в области предоставления и управления сервисами: облачные вычисления (cloud computing), сети нового поколения (NGN), кластеризация, виртуализация и другие перспективные разработки, направленные интеграцию различного оборудования и скрытие сложности управления;

  • выявить трудоемкость (временные затраты) и особенности углубленной подготовки администраторов, инженеров, архитекторов и других категорий специалистов;

  • провести анализ структуры и содержания существующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и федеральных государственных требований (ФГТ) на предмет возможности встраивания прикладных учебных курсов вендоров и новых образовательных технологий подготовки.

Научно-методическое обеспечение учебно-исследовательской среды виртуализации ИКТ-инфраструктуры предприятий

Дальнейшее развитие КИС УДЛ связано с расширением круга задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации ИКТ-специалистов. Для этого необходимо развивать концепцию виртуализации ИКТ-инфраструкуты действующих предприятий и расширять научно-методическое обеспечение учебного процесса. Среди наиболее перспективных областей исследований и разработок можно выделить:

  • создание библиотеки инфраструктур, реализованных и функционирующих на реальных предприятиях, а также формирование типовых моделей загрузки оборудования, использования ресурсов и генерации потоков данных;

  • разработка концепции, методики и специальной системы тестирования, которая позволит модераторам и преподавателям вносить деструктивные действия и специализированные настройки во время интерактивного экзамена;

  • создание новых инструментов или интеграция с существующими пакетами для визуального моделирования ИКТ-инфраструктуры и сбора статистических данных о результатах работы;

  • реализация возможности параллельной работы с виртуальным предприятием (в рамках концепции serious games) для различных категорий пользователей, роли которых берут на себя студенты инженерных, финансовых, управленческих и других специальностей из одного или нескольких вузов;

  • создание мультиагентной системы для моделирования поведения устройств и виртуального персонала в различных ситуациях, а также создание интегрированной базы знаний инженерных решений и рекомендаций;

  • разработка гибридной модели виртуального предприятия и его ИКТ-инфраструктуры, в рамках которой могут органично использоваться как реальные устройства с удаленным доступом, так и виртуальные модели.

  • разработка стандартов по описанию ИКТ-инфраструктур действующих предприятий с целью их потенциального включения в виртуальную среду, моделирования последствий реструктуризации ИТ-системы, апробации и оценки нового оборудования и т.д.

  1. Название доклада (29)

    Доклад
    Пирогова Елена Павловна, кандидат исторических наук, заведующая отделом редких книг Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. Белинского
  2. Название доклада (11)

    Доклад
    Название докладов, фамилии авторов, организации располагаются по центру. Фамилия докладчика выделяется подчеркиванием. Объем тезисов докладов не более 4-х страниц формата А4 с полями 2.
  3. Название доклада (13)

    Доклад
    Приглашаем профессорско-преподавательский состав, докторантов, аспирантов, магистрантов, инструкторов и тренеров принять участие в международной научно-методической конференции «Здоровый образ жизни – основа профессионального и творческого
  4. Название доклада (25)

    Доклад
     1 Развитие теории, методики, аппаратуры и интерпретации геофизических методов (электроразведка, сейсморазведка, геоакустика, гравимагниторазведка) при решении широкого спектра инженерно-геологических задач.
  5. Название доклада (1)

    Доклад
    Необходимость применения электронных ресурсов для обучения иностранным языкам в вузе заключается в том, что грамотное использование ИКТ в образовательном процессе способно не только усилить мотивацию к изучению иностранного языка и
  6. Название доклада (2)

    Доклад
    Приглашаем принять участие в работе II Международной научно-практической конференции «Современная семья и проблемы семейного воспитания», которая состоится 20 марта 2012 года в УО «Могилевский государственный университет им.
  7. Название доклада (18)

    Доклад
     Обработка сейсмических данных.  3 Примеры обработки сейсмических данных, полученных в условиях сильной неоднородности верхней части разреза.
  8. Название доклада (27)

    Доклад
    Формирование навыков исследовательской деятельности студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях развитой информационной среды вуза
  9. Название доклада (3)

    Доклад
    На сегодняшний день многие системы управления вузом представляют собой сложные интеграционные решения, которые состоят из множества комплексов по различным направлениям деятельности (учебный процесс, управление персоналом, научная

Другие похожие документы..